Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.

Покровское с. Покровская волость Ирбитского уезда Пермской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Свердловская обл, Артемовский р-н, село Покровское

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровское Покровская волость Ирбитского уезда Пермской губернии.

Часовня Покровское с. Покровская волость Ирбитского уезда Пермской губернии.

Кладбища Покровское с. Покровская волость Ирбитского уезда Пермской губернии.



Список населенных мест по волостям Ирбитского уезда Пермской губернии 1904 г.

Участники первой мировой войны волости Ирбитского уезда Пермской губернии.


Покро́вское — село в Артёмовском городском округе Свердловской области в России. Железнодорожная станция Красные Орлы.

Село Покровское муниципального образования «Артёмовский городской округ» расположено в 10 километрах к западу от города Артёмовский, по обоим берегам реки Бобровка (левый приток реки Ирбит) и вверх по долине правый притока реки Бродовка. Через село проходит автотрасса Реж – Артёмовский. В селе имеется железнодорожная станция Красные Орлы Свердловской железной дороги. В окрестностях села, в 5 километрах к югу находится ландшафтный природный памятник - озеро Белое. Является центром Покровского сельсовета. Климатические условия, благодаря обилию леса, благоприятны для здоровья. Почва черноземная, довольно плодородная.

История села

Село было основано в 1621 году как «заимка» Невьянского Спасо-Богоявленского монастыря старцем Сильвестром, а одна часть села носит название Заимка. Свое название село получило от храма, построенного в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Время образования прихода в точности неизвестно.

Летом 1662 году село было уничтожено башкирскими племенами, затем вновь было отстроено.

В 1703 году село по указу Петра I было отнято у монастыря и приписано к Невьянскому, а позднее к Нижнетагильскому заводам. В 1814 году было освобождено от заводов. Село было центром Покровской волости. С 1781 года входило в состав вновь образованного Алапаевского уезда как центр Покровской волости, с 1791 года входило в Ирбитский уезд.

Кроме земледелия, сельчане в начале XX века промышляли ещё гончарством, выделкой чугунных изделий, выделкой и доставкой в соседние заводы древесного угля, а также маслобойным делом, кожевенным и экипажным. В XIX веке Покровское было самым крупным, но довольно бедным селом на Урале. Это было связано с нехваткой земли. В итоге это послужило толчком к развитию различных промыслов — кузнечного, гончарного, скорняжного и маслодельного дела, а также производство угля. В 1875 году начато производство чугуна.

27 июля/9 августа 1918 года на село напали красные каратели. Были сожжены около 100 домов, разграблен Покровский храм, расстрелян священник Платон Горгониевич Горных.

Покровская церковь

Первая деревянная церковь построена в 1620-х годах. Кем и когда он был построен - неизвестно; храм сгорел 25 марта 1770 года. А на его месте возник второй деревянный храм, который был построен в 1772 году. Этот храм в 1821 году, когда был построен каменный храм, был продан в Ключевское село Камышловского уезда.

В 1821 году была построена церковь построен на средства прихожан и добровольные пожертвования. В 1821 году была освящена каменная, двухэтажная, двухпрестольная церковь. Нижний храм был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, верхний храм - в честь Святой Живоначальной Троицы. Из-за удара молнии в 1867 году церковь получила повреждения в верхних ярусах колокольни. В 1884 году церковь была перестроена, причем лестница в верхний храм, ранее бывшая одинарною, сделана в два марша; вместе с тем переделана и самая крыша храма и фонарь на нем, который увеличен в размерах; для симметрии устроена глава и на алтаре. При церкви до 1917 года для священников были предусмотрены 2 дома, а псаломщик получал квартирные деньги по 36 рублей.

Храм был закрыт в 1934 года, в настоящий момент полуразрушен.

Молитвенный дом

В 1997 году в помещении бывшей церковной школы был открыт молитвенный дом, каменный, однопрестольный.

Часовня

В советское время часовню использовали в качестве кухни для столовой. Затем в часовни размещался детский санаторий «Надежда». В 2007 году была восстановлена старинная деревянная часовня, а на крыше был установлен купол.

Сельский хор

В 1938 году в селе был создан самодеятельный народный хор старинной уральской песни, а с 1995 год преобразован в народный ансамбль песни и танца.

Школа

В 1843 году была открыта первая на территории района двухклассная школа, а с 1872 года школа с 4-летним обучением. С 1898 года школа переехала в новое каменное здании, школа перешла на шестилетнее обучение. В настоящее время - муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 расположена по адресу улица Горького, 1.

Люди, связанные с селом

  • Мамин Матвей Петрович (12.10.1799-6.09.1861) — Дед писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. С 1835 по 1861 год служил дьяконом в церкви села, одновременно организовал ювелирную и столярную мастерские, в которых работал сам. Один из основателей первой школы, открытой в селе в 1843 году.
  • Народный учитель Александр Иванович Фадеев, отец писателя Александра Александровича Фадеева жил в начале XX века в селе Покровское.
  • Стриганов, Константин Григорьевич — Герой Советского Союза, уроженец Покровского.
  • Священномученик Платон Горгониевич Горных (1860-1918) служил в селе священником с 1894 по 1918 год. Расстрелян на территории села 27 июля/9 августа 1918 года, похоронен на приходском кладбище. В июле 2002 года священник Платон Горных был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии. День памяти 27 июля/9 августа

Почётные граждане села

Звание учреждено решением исполкома сельского Совета в 1971 году.

  • Корепанов Кирилл Григорьевич — сельский механизатор, полный кавалер ордена солдатской Славы;
  • Пономарев Петр Федорович — механизатор;
  • Загвоздкина Лукия Спиридоновна — председатель колхоза ;
  • Гусева Мария Степановна — председатель сельсовета ;
  • Поликарпов Александр Павлович — учитель, директор школы.

 

Михаил Юрьевич Елькин

КОГДА ЖЕ ОСНОВАНО СЕЛО ПОКРОВСКОЕ?

Каждый человек может вольно или невольно ошибаться. Тем более, историк, который имеет дело с документами давно минувших лет. Только скурпулезный поиск подтверждений или опровержений каждого факта может дать основание для вывода о достоверности источника информации. Хотя древние писцы и перепроверяли свои записи, ошибки в тексте оставались. На следующем этапе неточностей добавлял публикатор вследствие сложности почерка писца, плохой сохранности документа, собственной невнимательности и любых других причин. Далее текст мог искажаться историком, делающим цитаты при анализе документа. А когда дело доходило до обобщений, факты могли уже совершенно не соответствовать источнику, из которого они были взяты. Так возникали как бы искусственные исторические загадки, мифы. Чем авторитетнее имя историка, тем больше раз он процитирован и тем сложнее исправить растиражированную ошибку.

Одним из таких мифов является история возникновения села Покровского, которое теперь входит в Артемовский район Свердловской области. Краеведческая традиция указывает дату основания села - 1621 год. Первым ее приводит Василий Шишонко в своей "Пермской летописи". Этот главный труд известного историкакраеведа прошлого века не потерял своей актуальности и сегодня, он изобилует текстами документов XVII - начала XVIII вв. и другой информацией, нередко, к сожалению, приводимой без ссылок на источник. Не умаляя величины заслуг Василия Шишонко, надо сказать, что исследование документов, которыми он не оперировал, позволяет внести уточнения в его работу.

Занимаясь генеалогическими исследованиями, поисками родоначальников покровских семей, автор данной статьи изучал историю возникновения села Покровского. Дата этого события вызвала сомнения. Под 1621 г. В. Шишонко сообщает:

"Четверть ржи в Верхотурьи стоила 20 алтын (Верхотурск. рукоп. хронограф. В. Шишонко).

Основано село Покровское, что ныне в Ирбитском уезде. (Там же).

Примечание. Впоследствии времени в селе Покровском архиепископом Киприяном положено было начало Покровскому монастырю, с подчинением онаго Невьянскому Богоявленскому монастыря игумену. (Распр. христ. веры в предел. Пермск. губер. архим. Макарием 1857 года)."

Следует обратить внимание, что дату основания Покровского Шишонко берет из текста собственной рукописи. Автору трудно пока охарактеризовать источник, указанный Василием Шишонко в примечании - по некоторым сведениям единственный на Урале его экземпляр хранится в научной библиотеке Пермского краеведческого музея.

Кто же поселился в селе в том году? Наиболее ранними переписями села, с которыми автору данной статьи удалось познакомиться, являются перепись Верхотурского уезда, проводившаяся в 1680 г. стольником Львом Поскочиным, и перепись церковных вотчин в Верхотурском уезде, проводившаяся верхотурским сыном боярским Измайлом Коптевым в 1679 г. Оба переписчика ссылаются на предыдущую перепись 1659 г. Саму перепись 1659 г. автору найти не удалось. На нее нет ссылок ни в одном известном автору исследовании.

Обе переписи, Поскочина и Коптева, подразделяют крестьян на поселившихся в селе Покровском до 1659 г. и после. Поскочин указывает год поселения на монастырской земле только у новопоселенцев. Коптев приводит даты приезда "в Сибирь" и поселения "за манастырем" для всех крестьян и вкладчиков, однако текст переписи сильно поврежден, и многие фрагменты нельзя восстановить. Несмотря на разницу всего в один год, списки Коптева и Поскочина значительно отличаются по составу, однако при сравнении этих списков все же удается ликвидировать некоторые лакуны в переписи Измайла Коптева.

Для более углубленного анализа выберем из переписи 1679 г. лиц, которые появились в монастыре ранее 1645 г.: вкладчик Ивашко Иванов Смирняга (1638); крестьяне - Епифанко, Стенка и Софонко Обакумовы Чешовы (1630), Ивашко Игнатев Лодошников (1630), Филка Кирилов Чуманов (1631), Микитка Анисимов (1642), Ортюшка Василев Олков (1642). В списке крестьян Невьянского монастыря, приносивших присягу новому царю Алексею Михайловичу, мы находим некоторые из этих имен, но село Покровское в крестоприводной книге 1645/46 г. не упомянуто, в отличие от крестоприводной же книги 1682 г., а все крестьяне идут в общих списках по монастырю.

Обращает внимание полное отсутствие информации о крестьянах, поселившихся "за манастырем" в 20-е гг. Сам Невьянский Богоявленский монастырь основан в 1621 г. Об этом говорится в "Пермской летописи" на той же странице, что и о селе Покровском, несколькими абзацами ниже:

"В сем 1621 году основаны монастыри: 1) Покровский женский в Верхотурьи и 2) Невьянский Богоявленский, в актах называемый Невьянским Преображенским, в 30 верстах от Алапаевска. Впоследствии этот монастырь упразднен. (А. И. III, № 103).

Примечание. Первым строителем Невьянского монастыря был 1) Серапион, с 1621 г.; далее следуют: 2) Фаддей, 1646 г., 3) Феодосий, 1649 г., 4) Давид, 1657-68 г., 5) Иов, в июне 1679 г., 6) Павел, игум. 1680 г.; архимандриты: 7) Геласий, 1685 г., 8) Никифор, в февр. 1688 и 89, 9) Софроний, игум..., 10) Евсевий, игум. 1735 и 11) Исаия, 1763-80 г. (Строев)."

Дата основания монастыря (1621 г.) подтверждается и другими источниками. Вот что опубликовано среди документов Тобольского Архиерейского дома:

"...Да на Верхотурском же уезде на Невье, на Нице реке живут наши пашенные крестьяне за сто верст от Верхотурья, а церкви в том месте не было. И ты, посоветовав с верхотурскими воеводы, послал в то место вновь соловецкого старца Серапиона в строители. Да с ним послал Николского монастыря, что на Верхотурье, черново попа Христофора, да с ним старчика служебника Семиона. А велел им храм воздвигнути Преображение Господа нашего Исуса Христа да соловетцких чюдотворцов Зосима и Саватея. И дал им ты своих хлебных запасов тритцать чети. А лес на храм и на кельи велели вывести тутошним жилцом..."

Далее в этой же грамоте царя Михаила Федоровича архиепископу Киприану говорится:

"...А что ты дал своих хлебных запасов всякого хлеба тритцать чети Соловецкого монастыря старцу Серепиону, что послан в строители на Невью на Ницу реку, и те хлебные запасы велено тебе дати в Тоболску из наших житниц. И о том указ в Тоболеск к боярину к Матвею Михаиловичю Годунову с товарыщи послан.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б те свои хлебные запасы, что ты дал каких запасов тритцать чети всякого хлеба соловетцкому старцу Серепиону, что послан в строители на Невью на Ницу реку, и иным старцом, которые с ним посланы, велел в Тоболску у боярина у Матвея Михаиловича Годунова да у князя Ивана Федоровича Волконского, да у дьяка Ивана Шевырева взяти. И в Туринской острог в Покровской монастырь игумена Макария и старцов, которых ты послал, и Данило Милославской их в монастырь не пустил, послал по прежнему.

Писан на Москве лета 7129-го июля в 27 день.

А у подлинной государевы грамоты припись дьяка Федора Опраксина."

Не этот ли Туринский Покровский монастырь оказался упомянут Василием Шишонко в связи с селом Покровским? Да и было ли село основано в 1621 г.? Ведь в переписи Верхотурского уезда, проведенной в 1624 г. Михаилом Тюхиным сведений о Покровском селе или монастыре нет, хотя Невьянский Богоявленский монастырь описан.

"На реке на Нев<ь>е починает строити монастырь старец Серепион, сказал, что благосло//вил ево архиепископ Тобол<ь>скои и Сибирскои Киприян поставит<ь> храм Преображение Спасово да преподобных соловетцких чюдотворцов Зосима и Сав<в>атия, и он обложил храм тому третеи год, а рублено двенатцат<ь> венцов да поставлено кел<ь>ишко, да клетишко. Пашни паханые по реке по Нев<ь>е девят<ь> чети в поле, а в дву по тому же, перелогу от реке Нев<ь>и до креста пят<ь>сот чети. Сено косит по реке по Нев<ь>е триста копен. Да строител<ь> же Серапион сказал, что он // занял от речки от Тетери по речку Молебку чистые места на десяти верстах и бол<ь>ше, а на тех местех мошно устроит<ь> государева пашня и крестьянская десятин пят<ь>сот и бол<ь>ше, а место чистое и земля добра."

Мог ли совсем недавно появившийся монастырь, в котором даже на третий год храм только строится, заниматься освоением земель, находящихся на большом удалении от него? Скорее всего, дата основания приведена В. Шишонко ошибочно. В ходе поиска у автора было предположение, что В. Шишонко перенес информацию об основании в 1621 г. с одного села Покровского на другое, но с этим предположением пришлось расстаться. В XVII в. известны всего три населенных пункта с таким названием. В 1641 г. на реке Туре на земле, подаренной Тюменским Преображенским монастырем, архиепископ Герасим основал вотчину Тобольского Софийского дома - слободу Покровскую (легализована в 1643 г.). Туда было поселено 20 крестьянских семей. По переписи 1651 г. в слободе с двумя деревнями было 40 крестьянских дворов с 111 крестьянами и 12 бобылями. А около 1680 г. основана деревня Покровская в Камышевской слободе. Ее первыми жителями были выходцы из нашего Покровского, они и перенесли название села на новую деревню. Деревней будущее камышевское село Покровское было даже в 1709 г.

Остается сделать вывод, что Шишонко вслед за цитируемым им источником связал основание села с датой основания монастыря. Это могло произойти, например, если в селе дата основания монастыря когда-то отмечалась как церковный праздник. Другая возможная причина путаницы - туманная, неточная формулировка в какой нибудь церковной летописи. Шишонко ссылается на явно описательную информацию 1857 г.: неизвестно, какие документы были доступны ее автору спустя 236 лет, да и после ликвидации монастыря в 1783 г. прошло уже 74 года.

Интересно, что для историков характерна путаница как с названием самого монастыря, так и со списком монастырских вотчин. Некоторые упоминают некий "Спасский монастырь", не зная полного названия Невьянского - "Спасо-Богоявленский". В 1703 г. монастырские села Монастырское (оно же Богоявленское - возле монастыря, на реке Нейве) и Покровское, а также Пышминская монастырская заимка и деревня Курьи на реке Нице были отобраны у монастыря и приписаны к Невьянскому заводу Никиты Демидова. Описывая данное событие, многие авторы теряют один населенный пункт, считая слово "Монастырское" определением к названию села Покровского. Правда, в этом случае можно найти оправдание, ведь село Монастырское было в 1706 г. возвращено монастырю. В 1962 г. село было переименовано в Кировское по названию совхоза. А вот Л. П. Шорохов, описывая монастырские вотчины, вообще путает два села: Монастырское и Покровское; он пишет, что "Невьянскому Богоявленскому монастырю в 1680 г. принадлежали Примонастырская слобода на р. Бобровке, дер. Пышминская и деревня на р. Нице."

Чтобы закончить с ошибками, приведем еще две. В. Шишонко в той же "Пермской летописи" публикует выписки из Архива дел Пермского губернского правления о деревне Гришкиной и об Егоршке Коровине, спорившем в 1685 г. с Невьянским монастырем из-за земли по рекам Мостовой и Березке. Любому местному краеведу ясно, что речь идет об основателе будущего села Егоршина (а не "Гришкина"!) Егоре Кожевине, которого, кстати, считают таковым, ссылаясь на того же Шишонко. Ошибка, видимо, возникла при неправильном прочтении скорописного текста XVII в. В статье "Из истории колонизации Урала в XVII столетии" Б. Б. Кафенгауз повторил эту ошибку и добавил свое неправильное понимание текста "Пермской летописи", написав, что "Невьянский Богоявленский монастырь обвинял в 1679 году крестьян Покровской слободы, что они заселили монастырскую землю..." На самом деле, в "Пермской летописи" говорится о правительственной проверке монастырских вотчин (перепись Измайла Коптева) и выводе с монастырской земли крестьян, принятых монастырем без разрешения царя.

Итак, автор предлагает не считать датой основания села Покровского 1621 г. Есть ли другое предложение? Да, есть. В упомянутой работе Б. Б. Кафенгауз публикует "Дело Невьянского монастыря с крестьянами Арамашевской слободы о спорной земле". Спор происходил в 1677-1678 гг. Несколько крестьян Арамашевской слободы жило в то время на правом берегу реки Режа в деревне атамана беломестных казаков Андрея Липина. Перепись 1680 г. такой деревни не знает, а в 1703 г. в этой деревне жили только монастырские крестьяне, переехавшие из села Покровского. Приведем несколько цитат из этого "Дела...":

"Арамашевские крестьяне и беломесные казаки сказали, о которой де земле великим государям Невьянского монастыря строитель Иев з братьею бьют челом, и те де земли и сенные покосы истари арамашевских крестьян Васки Мантурова с товарыщи отцов их, и отведены де им те земли преж монастырской Покровской заимки лет за десять и больши... А в монастырской даной написано: во 158-м <1649> году сентября в 11 день по верхотурской же данной за приписью подьячего Алексея Маркова Верхотурского уезду Невьянской пустыни Богоявленского монастыря строителю старцу Фаддею з братьею велено владеть пустым местом в Верхотурском же уезде с нижнего броду через реку Реж от деревни Оскитевлево вверх Режу реки до Калмыцкого броду по Калмыцкой дороге в степь по правую сторону, подле болото, а возле болото до ключа и вниз по ключю до Бобровки речки, а по левую сторону Калмыцкой дороги по Бобровке речке вниз до Мостовой речки через мост по дороге к Режу на Нижней брод, и пашни им велети роспахивать и сено косить по вся годы, вместо того, что у них даная земля Верхотурском же уезде на Нейве реке при воеводе при князе Дмитрее Пожарском роздана государевым крестьяном под пашню..." (Память прикащику Матвею Якубовскому, лета 7185-го июля в 24 день.)

А вот свидетельство очевидца событий 1649 г.:

"А прежней арамашевской беломестной казак Ондрюшка Мамрин монастырскую данную спорил же для того, в прошлом де во 158-м году был он, Ондрюшка, на отводе и на межеванье монастырской земле с верхотурским сыном боярским с Григорьем Лишаревым да с невьянским беломестным казаком с Ывашком Клевакиным да с арамашевскими крестьяны с Ондрюшкою Юрьевым да з Гришкою Киштымом, и те де межи и урочища, что ныне в монастырской даной, написаны не по их отводу земли много, а отводили де они тое землю под заимку Покровского села от Режу реки с Калматцкого броду с верхного на Сухой лог, а с Сухово логу на Бобровской ключ, а по ключю вниз до Бобровки речки, а по Бобровке речке вниз до Ирбитской дороги, а по Ирбитской дороге до Мостовой речки, а по Мостовой речки до вершины, а с вершины на верх Калмытцкого ключа, а с того де ключа на тот же Калматцкой брод к Режу реке, а Ондреевских де земель Липина за Невьянской монастырь не отваживал..." (Скаска досмотра Измайла Коптева, лета 7186-го сентября в 26 день.)

Из приведенных фрагментов видно, что земли между реками Бобровкой и Режем, которые отводились монастырю после 11 сентября 1649 г. взамен занятых под государеву пашню на реке Нейве, до этого момента были пустыми, т. е. никиких крестьянских хозяйств на месте будущего села Покровского не было. Арамашевские крестьяне, участвовавшие в споре с монастырем, утверждали на допросе, что они поселились в деревне Андрея Липина за 1 - 10 лет до появления здесь монастыря, значит деревня Липино старше села Покровского на несколько лет. Спор о принадлежности земли оказался вечным и заслуживает отдельного исследования. Мы же рассмотрим события, происходившие после получения монастырем отводной грамоты на эту территорию.

Видимо, в течение зимы 1649/50 г. был поставлен монастырский двор на берегу Бобровки возле Калмыцкого брода, а первых крестьян монастырь начал набирать на эти земли весной 1650 г. Некоторую информацию до нас доводят порядные записи крестьян с монастырем, которые упоминает и анализирует А. А. Преображенский. Из 15 порядных две имеют отношение к данной статье. 1 марта 1653 г. Ерофей Никифоров и Федор Филиппов Суховерховы подрядились жить за Невьянским Богоявленским монастырем 13 лет в крестьянах "на Калмацком броду... над рекою Бобровкою". В 1656 г. на 12 лет подрядился "пахать земля монастырская из оброку 12 годов на монастырской заимке Колмацкий брод" по реке Бобровке Остафий Васильев, а был он до этого "Богоявленского монастыря Невьянской пустыни прежней оброчной крестьянин". Среди прочих условий договора примечательно обязательство в течение двух лет поставить свой двор, т. е. раньше Остафий в Калмацком броду не жил.

Не следует путать монастырскую заимку "Калмацкий брод" с Калмацким бродом через реку Реж: в порядной Остафий обязуется "всякие подати, хлеб с Калмацково броду из монастырских житниц с оброчными крестьяны возить в монастырь вместе на своих конех по вся годы". Местом, где находились житницы, несомненно, следует считать примыкающий к центру будущего села Покровского участок, который до сих пор носит название Заимка. Различные причины, среди которых, скорее всего, и существование деревни Липиной, вынудили, монастырь поставить заимку не на Реже, а на Бобровке. Первоначально она называлась так же, как и брод, что косвенно свидетельствует об отсутствии здесь более раннего поселения, ведь деревни на Урале в то время обычно назывались по их первопоселенцу.

На высоком берегу Бобровки, "на Камню", крестьяне ставили свои дворы. Между крестьянскими дворами и монастырским "дворцом" к 1659 г. была срублена церковь Покрова Пресвятой богородицы. Заимка получила статус села. Структура переписей Измайлова и Поскочина показывает, что уже в 1659 г. село Покровское описывалось особо от самого Невьянского монастыря и околомонастырского села. В 1662 г. село было сожжено башкирами, прошедшими во время своего набега до самого Невьянского монастыря и разграбившими, и пожегшими по дороге многие деревни и села. Разбежавшиеся крестьяне вернулись в Покровское, отстроили его. Перереписью Поскочина в селе учтено 44 двора. После приписки к демидовским заводам крестьяне начали застраивать и "заимку" - бывшее монастырское подворье. Теперь это часть улицы Ленина, хотя старое название жители села не забыли.

Время стирает из памяти людей многие события, даты, имена. Поэтому очень важно, чтобы те факты, которые мы еще помним, были истинными, чтобы мы строили свое будущее, опираясь на свою реальную, заслуживающую внимания и уважения историю, а не на мираж.

 


Брылин Александр Иванович

Елькин Михаил Юрьевич

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ПОКРОВСКОЙ ВОЛОСТИ

Наследственное имя семьи - фамилия - в России начало формироваться в XVI в. Прежде других фамилии появились у знати, дворянства. Принадлежность к тому или иному роду влияла на их положение в обществе, на продвижение по службе. Многие семьи, составляя свои генеалогические древа, старались отыскать нити, ведущие к родству со старыми боярскими, княжескими и царствующими династиями.

Простой народ не писал родословных, но в каждой семье исстари держались в памяти пять-шесть, а то и больше, поколений своих предков. В какой-то степени этому способствовали поминания усопших в церкви, но только по имени. Сначала фамилии появились как дедичество от церковного или мирского имени у служилых, городских ремесленников и государственных крестьян, особенно на севере, в Поморье.

Освоение Сибири началось в конце XVI в. В 1598 г. основано Верхотурье. К 1624 г. Верхотурский уезд состоял из подгородной волости и двух слобод - Невьянской и Тагильской. Одним из старейших поселений на Среднем Урале было село Покровское, появившееся на небольшом притоке Ирбита, речке Бобровке. Село принадлежало Невьянскому Богоявленскому монастырю (далее - НБМ), основанному в 1621 г.

По материалам уральского историка прошлого века В. Н. Шишонко, поселение (Покровское) основано в 1621 г. По воспоминаниям старожилов, записанным тоже в прошлом веке ирбитским краеведом И. В. Воробьевым, первыми поселенцами были крестьяне, "бежавшие из окрестных деревень Великого Новгорода в годины тяжелого там переживания..." Б. Б. Кафенгаузом опубликован документ, из которого следует, что грамота на земли от реки Реж до реки Бобровки выдана монастырю 11 сентября 1649 г.

Новопоселенцы быстро отстраивались, расчищали от леса места под пашню, выполняли монастырские повинности. Но внезапно в 1663 г. черной тучей на село налетели восставшие против русских башкиры. Они побили многих мужиков, вместе с церковью сожгли около девяноста "баб и робят", а молодых женщин угнали в полон. Как только "воровские татары" сами были побиты и отогнаны, на пепелище возвратились уцелевшие и разбежавшиеся поселенцы. К ним подселялись новые монастырские крестьяне, в основном приехавшие с Русского Севера или из других верхотурских сел.

В 1680 г. село описано так: "...в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, старых крестьянских дворов 20, да новоприбылых 23, монастырской паханой земли 102 десятины, сенных покосов 2000 копен, на речке Бобровке монастырская мелница... А в Верхотурских переписных книгах 167 <1659> года села Покровского написана межа: от реки Режа до речки Бобровки чистых мест и дубров на 6 верст, а сверх речки Бобровки с ключа по Бобровке вниз до речки Мостовой на 3 версты..." В XVII в. же на территории Покровской волости возникают деревни Липина, Луговая, Трифонова.

В 1703 г. царь Петр I отобрал село у монастыря и вместе со слободами Аятской и Краснопольской передал Никите Демидову. Крестьяне получили статус приписанных к Невьянскому демидовскому заводу. После раздела наследства Никиты Демидова село Покровское осталось за Нижне-Тагильским заводом. От заводских повинностей крестьяне пытались освободиться в 1762-1763 гг., но бунт был прекращен с помощью солдат. Только указом 1807 г. правительство вообще ликвидировало институт приписки на Урале.

К 1800 г. Покровская волость включала в себя деревни Ближнюю и Дальнюю Трифоновы (они же - Старая и Новая, а позднее - Малое и Большое Трифоново), Бродовку, Камыши, Кислянскую, Ключи, Липину, Луговую, Лягушину (Кляпинину), Паршину, Сосновку. Липина, Луговая и Лягушина относились к Мироновскому приходу, а остальные - к Покровскому. В 30-х гг. XIX в. деревни Ключи и Сосновка, а позже и Бродовка, стали частью села. В 1886 г. деревни Липина, Луговая и Лягушина выделяются в Липинскую, а в 1891 г. обе Трифоновы, Камыш, Кислянка в Больше-Трифоновскую волости. С постройкой в 1908 г. церкви появился Больше-Трифоновский приход. В настоящее время вся территория Покровской волости XVII - XVIII вв. - Покровский, Больше-Трифоновский и Мироновский, куда включены деревни Липино, Луговая и Родники (бывшая Лягушина), сельские советы - является частью муниципального образования "Артемовский район Свердловской области".

Авторы настоящего исследования поставили перед собой цель установить, в пределах выявленных источников, имена первопоселенцев всей Покровской волости в XVII и XVIII вв.,историю зарождения и установления фамилий крестьян, с указанием наиболее ярких личностей - носителей фамильного имени.Сознавая, что воссоздание полной истории каждой фамилии является слишком сложной задачей, авторы заведомо пошли на отражение лишь установленных ими на данный момент фактов и ограничили круг охватываемых фамилий списком ревизской сказки 1834 г.

Для изучения истории зарождения и распространения фамилии крайне необходимо достаточное количество материалов, несколько переписей одного и того же поселения. Авторы пользовались следующими базовыми документами:

а) переписная книга НБМ 1679 г.;
б) переписные и дозорные книги Верхотурского уезда 1680 г.;
в) переписная книга 1704 г. отданных в работу на Невьянские заводы; 
г) материалы ко II ревизии 1744 г. по Невьянским заводам;
д) ревизская сказка Покровской волости 1763 г.;
е) исповедальная роспись Покровской церкви села Покровского за 1800 г.;
ж) ревизская сказка Покровской волости 1834 г.;
з) метрические книги Покровской церкви с 1800 по 1919 гг.

Согласно архивным данным, большинство основателей покровских фамилий были выходцами с Северной Двины и ее притоков - Ваги, Пинеги и Юга. Архангельский исследователь Г.Я.Симина указывает в своих работах на то, что "письменные памятники Пинежья свидетельствуют, что фамилии там сложились в XVIII веке". Это подтверждается неустойчивостью фамилий покровских крестьян на рубеже XVII - XVIII вв. Многие из них были безфамильными или сменили свое первоначальное третье имя к I генеральной ревизии (переписи населения) 1722 г. Формирование фамилий происходило в условиях освоения уральского края, а их закреплению способствовало проведение переписей населения и составление ревизских сказок.

Чаще всего основой записываемой фамилии становилось так называемое "дедичество" - имя деда, например, Мирон Ермолаев Епифанов был сыном Ермолая Епифанова Обакумова и внуком Епифана Обакумова Чешова. Кроме того, возникали в жизни клички, прозвания и прозвища, подмечающие какие-то особенности семьи - от личных качеств до прежнего места жительства: Василий Иванов сын Воробьев - сын Ивана Воробья, Николай Филиппов сын Горбунов - внук горбуна, Сидор Гаврилов сын Коновалов - внук коновала, Семен Ипполитов сын Каргаполов - внук выходца с Каргаполья, Влас Осипов сын Зырянов - внук выходца с мест жительства зырян (старое название коми).

Закрепление в четвертом поколении дедичества уже можно считать устоявшейся фамилией. Формирование фамилий в Покровской волости началось со времен первопоселенцев и продолжалось даже в XIX в. Есть интересные примеры изменения фамилий в ходе различных переписей, появления новых в казалось бы уже устоявшихся крестьянских династиях. Почти три века волость жила с более-менее стабильным составом семей. Но с начала XX в. старый крестьянский уклад подвергся большим изменениям. Ныне очень многие выходцы из Покровской волости живут в районном, областном центрах, в других городах России и даже в других странах.

В своем исследовании авторы стремились по каждой фамилии определить время ее появления, имена первых носителей, а также интересных представителей, оставивших о себе заметный след в истории села и края. Кроме архивных материалов в работе использованы многолетние накопления сведений о земляках,включая записи личных бесед и публикации в периодической печати разных лет.

Для толкования значения слов, от которых происходят некоторые фамилии, авторы пользовались словарем Даля, - ссылок на этот словарь в тексте нет. Следует учитывать, что даты рождения в документах прошлых веков, за исключением метрических записей о рождении, нередко писались со слов,часто совершались ошибки в возрасте при переписывании документов и составлении списков, поэтому приводимые в словаре даты во многих случаях выведены авторами при сопоставлении различных источников, один из которых указывается в примечании.

Источник: http://genealogia.ru/


 

Село в 15 км от Артемовского. Железнодорожная станция Красные Орлы. По материалам уральского историка прошлого века В. Н. Шишонка поселение основано в 1621 году. По воспоминаниям старожилов, записанным тоже в прошлом веке ирбитским краеведом И. В. Воробьевым (см.), первыми поселенцами были крестьяне, бежавшие из окрестных деревень Великого Новгорода. Село стало вотчиной Невьянского богоявленского монастыря, на что в 1650 году "сентябрем в одиннадцатый день верхотурским подъячим Алексеем Ямарковым выдана данная грамота". Первая церковь освящена в честь праздника Покрова, что и дало окончательное название селу.

Административно село подчинялось Арамашевской слободе Верхотурского уезда. В 1662 году оно серьезно пострадало от набега башкирских конников, которые "село повоевали, церковь божию сожгли и мельницу, старца посольского убили, крестьян 78 человек убили, женского полу и девок и робят в церкви погорело и в полон взято девять десять пять душ (95).,.".
В 1680 году на селе были "старых крестьянских дворов двадцать и вновь прибылых 23". Тогда же определили окончательные границы села: " ...От Режа реки с Калматугского броду... на Сухой Лог, а с Сухого Лога на Бобровский ключ, а по ключу вниз до Ирбитской дороги и по Мостовской речке до вершины, а с вершины вверх до Калматуг-ключа, астого ключа на тот же Калматугский брод к Режу реке до земель Липино".

В 1703 году Петр 1 специальным Указом приписывает село с деревнями Старая и Новая Трифонова, Луговая и Липинская к Невьянскому заводу Демидовых, а с 1757 года они переходят в ведение Нижнетагильского завода. В эти годы покровские крестьяне отрабатывают подушный оброк и подати на заводских работах. Жестокая эксплуатация, принуждение отрываться от сельских работ летом поднимают крестьян в 1762 году на неповиновение. Усмирением восставших, поддержанных большинством уральских приписных сел, пришлось заниматься самой Екатерине II. В село направляются воинские команды. Но расправа не отучила крестьян от неповиновения, и в 1774 году под флагом Пугачева покровчане вновь поднимаются против уже нового заводчика Яковлева, строящего неподалеку от села Режевской завод.

В 1781 году село включается во вновь образованный Алапаевский уезд как центр волости, в 1791 году переводится в Ирбитский уезд. В XIX веке это самое крупное, но самое бедное в округе село. На 1068 дворов приходилось 7074 десятины земли и только одна треть считалась плодородной. И чтобы прокормить себя, покровские крестьяне занимались отходничеством. В селе развивались промыслы: производство древесного угля, кузнечное, гончарное, скорняжное, маслодельное. В 1875 году появилась чугунолитейная вагранка. В 1926 году в селе 1395 хозяйств, 5893 жителя. В 1898 году 2934 человека.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

История села Покровского начинается в середине XVII века, когда из-за развития Невьянской слободы власти Верхотурского уезда предложили старцам Невьянского Спасо-Богоявленского монастыря обменять часть имевшейся незадействованной земли на пустые земли за рекою Реж. 11 сентября 1649 г. была получена грамота на земли между реками Реж и Бобровкой (Татарской). Когда была основана монастырская заимка, можно только предполагать - зимой или весной. Первое поселение, скорее всего, появилось на Калматском броду через реку Реж, но вскоре центральное поселение - монастырскую заимку перенесли на реку Бобровку. Ещё до 1659 г. начали строить церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и деревня получила название - Покровская. К 1663 г. церковь построили, но она была сожжена во время башкирского набега. 

После подавления башкирского восстания село Покровское быстро наполнялось крестьянами, которые начали селиться не только возле монастырского двора - заимки, но и отдельными деревнями. В начале XVIII века село оказалось приписанным к Невьянскому заводу Никиты Демидова. В начале XIX века крестьяне села освободились от демидовской кабалы. С 1781 г. село входило в Ирбитский уезд Пермской губернии как центр самостоятельной волости. В середине XIX в. Покровская волость была включена в Шогринскую волость, потом снова стала самостоятельной, а в конце века от неё отделили Больше-Трифоновскую и Липинскую волости.

На этом сайте собраны материалы по истории Покровской волости в наибольших границах - по отводу земли Невьянскому монастырю. На сайте есть словарь фамилий Покровской волости, родословия жителей, краеведческие статьи.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2019-02-24 22:50:49 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов