Кладбища с. Спасо-Бардинское Черноярская волость Кунгурского уезда Пермской губернии.
Церковь с. Спасо-Бардинское Черноярская волость Кунгурского уезда Пермской губернии.
Возраст села исчисляется с 1675 года. Первыми жителями села были выходцы Вятской земли. Об этом говорят распространенные фамилии села- Вятченины. Люди занимались хлебопашеством и рыболовством. Дома строили на высоком берегу около реки. Реку называли Сылвою, что в переводе с тюркского означает « талая вода». А село Бардой (по речке Барде).
А вот и легенда: "Однажды рыбаки, занимаясь обычным ремеслом увидели «чудо». Вверх против течения из речки Барда, что ниже села протекает и впадает в Сылву плыла икона Спаса Нерукотворного. Рыбаки выловили её и отнесли в местную церковь. С тех пор село стали называть Спасское, а позже эти названия слились и село стало называться Спасо-Барда, а день спасения иконы стали отмечать как «Третий Спас».
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 2004 | 2008 | 2010 | 2012 | 2014 | 2015 |
450 | ↗454 | ↘431 | ↘370 | ↗440 | ↘436 | ↘428 |
2016 | ||||||
↘415 |
Спасо-Бардинское село состоит в юго-западной половине Кунгурского уезда близ реки Сылвы на левом ее берегу и немного выше впадения в Сылву реки Барды, от которой и получило свое название. В XVII и XVIII веке село называлось «Спасское».
Когда была построена первая деревянная церковь здесь ‒ сказать трудно. В 1718 году построена вторая деревянная церковь. В шестидесятых годах XIX столетия она была разобрана на дрова, а колокольня увезена в село Осинцево. В 1859 году взамен пришедшей в ветхость старой деревянной церкви был построен каменный храм с колокольней.
Фамилии прихожан Бардинской церкви ‒ Вятчанины, Устюговы говорят о том, откуда пришли первые поселенцы.
Приход церкви состоит из восьми деревень в расстоянии от церкви 1 ½ ‒14 верст: Полетаева, Заполяна, Сыскова, Гусельникова, Лазарева, Медведева, Тюрикова, Солянка.
«Бардинский приход простирался на 70 верст в длину и его удобное сообщение с церковью было только зимою, в прочие же времена года можно было или пешком проходить пространство, разделяющее селения от церкви, или переезжать на лошади верхом. По этой причине и было в обыкновении, что священники всякое требоисправление христианское совершали по домам; а так как в одно и то же время нельзя быть везде при скопе требоисправлений в разных деревнях, то священники и вынуждены были некоторым делать уступки и послабления, опираясь на правила соборов к успокоению своей совести. Так, если встречалось крещение вдруг двух‒трех младенцев в разных селениях, то он, отправляясь к одному, ‒ по необходимости прочим откладывал до более благоприятного случая; в случае же объявления слабости младенцев, священник успокаивался тем, что дозволял погружать их воду бабкам ‒ повитухам».
«Своих покойников прихожане погребали не при церкви, а в местах своего жительства или у часовен, где они были, или у крестов, водруженных при въезде в жительство; а потому во всяком жительстве было свое кладбище, на котором погребались умершие, часто без всякого ведома священника и без христианского отпевания, которое впрочем, иногда совершалось через долгое время или на самой могиле, одним священником в эпитрахиле и с требником в руках, или же заочно в церкви и всегда без присутствия родственников».
В приходе жителей 3249 человек, в том числе раскольников с колеблющимися до 600 душ. Принадлежат раскольники преимущественно к беспоповщинской секте и часть приемлет лжеавстрийское священство, лжепопом которых является Александр Григорьевич Черемухин. Кроме раскольников есть в приходе черемисы и магометане, проживают они совместно с православными, тех и других насчитывают до 900 человек.
Из книги «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии). Историко-географический и церковно-биографический очерк. Сост. свящ. Градо-Кунгур. Иоанно-Предтечев. жен. монастыря Петр П. Пономарев. (Кунгур, изд. авт., 1896) / ГАПК. Ф. печ. изд. № 563.
СПАСО-БАРДА, КИШЕРТСКИЙ РАЙОН, СЕЛО.
Краткая характеристика: село на р. Сылва, левом притоке р. Чусовая, входит в состав Усть-Кишертского сельского поселения.
Население: 452 чел. (2002 г.). Ранее: 652 чел. (1869 г.), 589 чел. (1926 г.).
Исторический очерк: поселение известно с 1679 г. Название получило по р. Барда, притоке р. Сылвы, и местной Спасской церкви. В 1930 г. здесь возник колхоз «Красный партизан», который 20 февраля 1951 г. был укрупнен (слились две сельхозартели) и получил имя Сталина. Колхоз существовал до 6 марта 1959 г., когда влился в сельхозартель «Родина». 3 июня 1971 г. образован совхоз «Спасобардинский».
Спасо-Барда являлась центром Черноярской (позднее Спасобардинской) волости Кунгурского уезда (с кон. 18 до нач. 20 в.) и Спасобардинского сельского совета (до янв. 2006 г.).
Экономика: сельскохозяйственное предприятие – СПК «Спасобардинский», отделение почтовой связи. Здравоохранение: фельдшерско-акушерский пункт.
Образование: учреждения нар. образования представлены основной общеобразовательной школой и детским комбинатом.
Культура: учреждения культуры – Дом досуга (ранее Дом культуры), библиотека им. Ф. Ф. Павленкова (существует с 1909 г.). Действующая Спасская православная церковь (вновь открыта в 1989 г.). Архитектура, достопримечательности: здание Спасской каменной церкви (построено в 1859 г.).
Е. Н. Шумилов