Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Рыба тухнет с головы.

Церковь с. Острожка Острожская волость Оханского уезда Пермской губернии.

Назад

ХРАМ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ в с. ОСТРОЖКА

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА.


Историю храма (точнее, общины православно верующих), нельзя рассматривать в отрыве от истории нашего села. А поскольку официальной датой основания села принято считать 1597 год, то и община ведет свой отсчет с этого времени. Но...
1597 год (точнее 7 апреля) - это дата, когда Строгановым была выдана грамота царя Федора Иоанновича "на пожалование мест по р. Каме, со впадающими в оную реками: Сюзвою, Нытвою, Югом, Очером и Ошапом на 55 верст" (Пермская летопись. Т. 2. С. 448). Когда же было начато строительство самого острожка - тайна покрытая мраком.
Так же не известно, когда была построена первая деревянная церковь. Только в 1614 г. для переписи Очерского острожка из Москвы были присланы Д. Ф. Змеев и подьячий Василий Михайлов. В дозорной книге Змеева, которую он закончил в 1615 г., впервые упоминалось, что: «А в острожке церковь деревянная..." (Пермская Старина. Вып. IV)
И в том же 1614 году , 15 сентября была выдана грамота царя Михаила Федоровича Никите Григорьевичу Строганову "о пожаловании ему мест на правой стороне Камы от Ласьвы речки вниз до речки Ошапу на 55 верст, со впадающими на сем расстоянии речками Сюзвою, Нытвою, Югом, Очером и Ошапом (там же)".
В 1616 году Никита Григорьевич Строганов скончался, не оставив наследников. Его владения были разделены между племянниками и уже в переписи Кайсарова от 1624 г. мы читаем, что "вотчины Строгановых — Да за Андреем же, да за Петром, да за Максимом да за Иваном Микитинская ж вотчина Строганова:, а в городке храм древян клетски, во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа; а в нем образ местной Сретения Господа Бога нашего на золоте; перед ним свеча поставная с краски; образ Рождество Пречистые Богородицы с деянием на золоте; перед нею свеча местная с краски; образ Пречистые Богородицы Одегитрие на золоте; перед нею свеча поставная с краски; образ Пречистая Богородица на золоте с Превечным Младенцем; образ пророка Илии с деянием на красках; перед образом свеча местная невелика; образ Парасковеи нарицаемыя Пятницы, у нее прикладу венец басменной позолочен, а в нем три камышка да три гривны басменных да гривна витая; двери царские и дейсус на красках; на налое складни болышие, а на них писан дейсус и праздники Господские, обложены медью; престол оболочен выбойкою; евангелье напрестольное печатное, евангелисты серебрены басменные золочены, застежки и жуки резные; крест воздвизальной древян; Пречистая Богородица запрестольная на золоте; сосуды церковные оловянные; двои ризы полотняные; паникадило медное; да книг: евангелье толковое, апостол и псалтырь и часовник треоди цветная и постная, охтай на 8 гласов, минея общая в полдесть, служебник печатные, да двенадцать миней месячных письменные, да трефолой, да прелог соборник в полдесть, потребник письменной; да на колокольнице 5 колоколов."
Здесь же в Списке с переписных книг городов Соликамска и Чердыни с уездами Михайлом Кайсаровым со товарищи 7131 и 7132-го (1623 и 1624) мы читаем и первое упоминание о причте «В городке храм деревян клетски, во имя Стретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
У церкви за городом на посаде дворы церковные:
1. Двор Попа Михайла Аверкиева
2. Двор Пономаря Исачки Микитина
3. Двор Проскурницы Оксиньи…»
В Переписной книге воеводы Прокопия Козмича Елизарова от 7155 (1647) г. по вотчинам Строгановых читаем: «Да на посад церковных причетников
Двор Сретенской поп Козма Никифоров, у него дети: Гришка, да Никитка, Васька да Федька, у Гришки сын Петрушка.
Двор церковной дьячок Герасимко Федоров, у него сын Кондрашка.
Двор пономарь Пантелейко Никифоров, у него сын Тимошка.»
Храм в те времена выглядел примерно так (см. рисунок ниже). Маловат, конечно, но его было достаточно на 90 человек населения Очерского Острожка и прилегающих деревень.
Но уже в середине 17-го века селение насчитывало 176 человек (РГАДА ф. 905 оп. 1 д. 816). И уже в конце 17-го века было принято решение о строительстве нового каменного храма, который строился в основном на пожертвования жителей.
Год 1810 - был освящен малый (зимний) предел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он находился в ныне разрушенной части храма.
Год 1821 - освящение главного предела храма в честь Сретения Господня.
В те времена проводилась ежегодная Богородицкая ярмарка, которая была приурочена к празднику Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю).
Год 1918 - начало гонений на священнослужителей и церковников. В 1918 году был арестован священник Николай Иоаннович Рождественский и расстрелян после жестоких пыток и издевательств зимой 1918 г.
К особо выдающимся священникам можно отнести Всеволода Георгиевича Пьянкова, который был настоятелем нашего прихода в 1912 году и упоминается в книге Колчанова А. «Старина Оханская».
Расстрелян 22 сентября 1937. Собором Русской Православной Церкви в 2000 году оба они причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.
Осенью 1918 года были замучены священник Иоанн, староста храма Петр Носов и помощник старосты Николай
21 сентября 1937 арестован и расстрелян священник Александр Николаевич Мышкин.
25 января 1938 г. расстрелян священник Иван Степанович Зебзеев.
1938 год – якобы «по просьбе жителей с. Острожка и близлежащих сел» храм закрыт и передан под зал звукового кино. В последующие годы здание храма использовалось в качестве зернохранилища и зерносушилки, склада для химических удобрений. В эти годы храм неоднократно перестраивался, произошли несколько пожаров, уничтоживших настенные фрески.
1991 год – в полуразрушенном состоянии остатки храма переданы возродившейся общине православных верующих;
2000 год – силами прихожан при помощи местного руководства и предпринимателей начаты реставрационные работы.
В 2013 году на пожертвования Сергея Леонидовича Рогова были установлены купола храма.

Источник: https://vk.com/sretenie_ostrog

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

ХРАМ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ в с. ОСТРОЖКА

 

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА.


Историю храма (точнее, общины православно верующих), нельзя рассматривать в отрыве от истории нашего села. А поскольку официальной датой основания села принято считать 1597 год, то и община ведет свой отсчет с этого времени. Но...
1597 год (точнее 7 апреля) - это дата, когда Строгановым была выдана грамота царя Федора Иоанновича "на пожалование мест по р. Каме, со впадающими в оную реками: Сюзвою, Нытвою, Югом, Очером и Ошапом на 55 верст" (Пермская летопись. Т. 2. С. 448). Когда же было начато строительство самого острожка - тайна покрытая мраком.
Так же не известно, когда была построена первая деревянная церковь. Только в 1614 г. для переписи Очерского острожка из Москвы были присланы Д. Ф. Змеев и подьячий Василий Михайлов. В дозорной книге Змеева, которую он закончил в 1615 г., впервые упоминалось, что: «А в острожке церковь деревянная..." (Пермская Старина. Вып. IV)
И в том же 1614 году , 15 сентября была выдана грамота царя Михаила Федоровича Никите Григорьевичу Строганову "о пожаловании ему мест на правой стороне Камы от Ласьвы речки вниз до речки Ошапу на 55 верст, со впадающими на сем расстоянии речками Сюзвою, Нытвою, Югом, Очером и Ошапом (там же)".
В 1616 году Никита Григорьевич Строганов скончался, не оставив наследников. Его владения были разделены между племянниками и уже в переписи Кайсарова от 1624 г. мы читаем, что "вотчины Строгановых — Да за Андреем же, да за Петром, да за Максимом да за Иваном Микитинская ж вотчина Строганова:, а в городке храм древян клетски, во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа; а в нем образ местной Сретения Господа Бога нашего на золоте; перед ним свеча поставная с краски; образ Рождество Пречистые Богородицы с деянием на золоте; перед нею свеча местная с краски; образ Пречистые Богородицы Одегитрие на золоте; перед нею свеча поставная с краски; образ Пречистая Богородица на золоте с Превечным Младенцем; образ пророка Илии с деянием на красках; перед образом свеча местная невелика; образ Парасковеи нарицаемыя Пятницы, у нее прикладу венец басменной позолочен, а в нем три камышка да три гривны басменных да гривна витая; двери царские и дейсус на красках; на налое складни болышие, а на них писан дейсус и праздники Господские, обложены медью; престол оболочен выбойкою; евангелье напрестольное печатное, евангелисты серебрены басменные золочены, застежки и жуки резные; крест воздвизальной древян; Пречистая Богородица запрестольная на золоте; сосуды церковные оловянные; двои ризы полотняные; паникадило медное; да книг: евангелье толковое, апостол и псалтырь и часовник треоди цветная и постная, охтай на 8 гласов, минея общая в полдесть, служебник печатные, да двенадцать миней месячных письменные, да трефолой, да прелог соборник в полдесть, потребник письменной; да на колокольнице 5 колоколов."
Здесь же в Списке с переписных книг городов Соликамска и Чердыни с уездами Михайлом Кайсаровым со товарищи 7131 и 7132-го (1623 и 1624) мы читаем и первое упоминание о причте «В городке храм деревян клетски, во имя Стретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
У церкви за городом на посаде дворы церковные:
1. Двор Попа Михайла Аверкиева
2. Двор Пономаря Исачки Микитина
3. Двор Проскурницы Оксиньи…»
В Переписной книге воеводы Прокопия Козмича Елизарова от 7155 (1647) г. по вотчинам Строгановых читаем: «Да на посад церковных причетников
Двор Сретенской поп Козма Никифоров, у него дети: Гришка, да Никитка, Васька да Федька, у Гришки сын Петрушка.
Двор церковной дьячок Герасимко Федоров, у него сын Кондрашка.
Двор пономарь Пантелейко Никифоров, у него сын Тимошка.»
Храм в те времена выглядел примерно так (см. рисунок ниже). Маловат, конечно, но его было достаточно на 90 человек населения Очерского Острожка и прилегающих деревень.
Но уже в середине 17-го века селение насчитывало 176 человек (РГАДА ф. 905 оп. 1 д. 816). И уже в конце 17-го века было принято решение о строительстве нового каменного храма, который строился в основном на пожертвования жителей.
Год 1810 - был освящен малый (зимний) предел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он находился в ныне разрушенной части храма.
Год 1821 - освящение главного предела храма в честь Сретения Господня.
В те времена проводилась ежегодная Богородицкая ярмарка, которая была приурочена к празднику Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю).
Год 1918 - начало гонений на священнослужителей и церковников. В 1918 году был арестован священник Николай Иоаннович Рождественский и расстрелян после жестоких пыток и издевательств зимой 1918 г.
К особо выдающимся священникам можно отнести Всеволода Георгиевича Пьянкова, который был настоятелем нашего прихода в 1912 году и упоминается в книге Колчанова А. «Старина Оханская».
Расстрелян 22 сентября 1937. Собором Русской Православной Церкви в 2000 году оба они причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.
Осенью 1918 года были замучены священник Иоанн, староста храма Петр Носов и помощник старосты Николай
21 сентября 1937 арестован и расстрелян священник Александр Николаевич Мышкин.
25 января 1938 г. расстрелян священник Иван Степанович Зебзеев.
1938 год – якобы «по просьбе жителей с. Острожка и близлежащих сел» храм закрыт и передан под зал звукового кино. В последующие годы здание храма использовалось в качестве зернохранилища и зерносушилки, склада для химических удобрений. В эти годы храм неоднократно перестраивался, произошли несколько пожаров, уничтоживших настенные фрески.
1991 год – в полуразрушенном состоянии остатки храма переданы возродившейся общине православных верующих;
2000 год – силами прихожан при помощи местного руководства и предпринимателей начаты реставрационные работы.
В 2013 году на пожертвования Сергея Леонидовича Рогова были установлены купола храма.

Источник: https://vk.com/sretenie_ostrog
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Шумилова Н.В. | 2020-08-29 09:55:30 | Отредактировано: 2020-08-29 09:59:59 |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов