Кладбища д. Плеханово Батуринская волость Шадринского уезда Пермской губернии.
Да, в этих местах принято говорить не Плеханово, а Плеханова, не Макарово, а Макарова. Хотя сейчас уже так никто и не говорит.
Предки наших Суторминых и Пономаревых поселились на берегах реки Барнево - притока реки Исети. Деревня Плеханова располагалась в 8 километрах южнее города Шадринска вдоль реки между д.Ельничной и с.Макарово. Места красивые, рядом сосновый лес.
Большая и Малая Плеханова располагалась на разных берегах реки Барнево. Одна на высоком северном берегу, вторая на южном низком берегу. Был построен деревянный мостик между большой и малой Плехановой, который часто в половодье заливало с верхом. Летом речка была мелководной, перейти ее можно было вброд по щиколотку, а в половодье река разливалась и переправа была затруднена.
Как и в соседних деревнях Одиной, Макаровой и др. в д.Плехановой были развиты народные промыслы: женщины занимались плетением кружев и ткали знаменитые шадринские ковры, ткали льняные полотенца и скатерти, кроме того вручную изготовляли льняные нити для ткацкого станка. Мужчины занимались земледелием и извозом. В том числе на подводах с обозами ездили за солью в город Соликамск Пермского края. В старые времена соль стоила достаточно дорого - за стакан соли можно было на постоялых дворах (опорных пунктах на пути ямщиков, шедших с обозами) пообедать, переночевать и получить овса для лошади. Еще говорят, что до революции и в Плехановских местах собирали трюфели. Трюфели - это мелкие грибы-невидимки. Их плодовое тело располагается под землей. Чтобы их найти, необходимы определенные навыки и умение. Сбор трюфелей являлся промыслом для крестьян. Для охоты за трюфелями дрессировали собак и даже свиней. За маленькую коробушку-лапоток давали 5 рублей, а за большой - даже лошадь. Это конечно, не основной доход жителей Плехановой, но интересный факт, а может быть и просто местная байка.
В 1710 г. по указу Петра I проводилась перепись Тобольского уезда Сибирской губернии. По ее данным в деревне Плехановой (Барневской Слободы) числилось 6 дворов: "Двор а в нем живет пашенной крестьянин Пашков брат ево родной пашенной крестьянин Пашков же; Двор а в нем живет пашенной крестьянин Третьяков брата ево родного салдацкая жена; Двор а в нем живет пашенной крестьянин Вяткин шурин ево Решетников; Двор а в нем живет пашенной крестьянин Колбенок; Двор а в нем живет оброчной крестьянин Сутормин; Двор а в нем живет Шадринской роты драгун Поповых". В соседней станице Макаровской согласно названной переписи числится 41 двор.
По состоянию на 1853 г. село Макаровское и деревни: Плеханова, Зевакина, Ельнигина, Демина, Жеребенкова, Шешенина, Симакова входили в состав Макаровского сельского общества Батуринской волости.
Судя по карте Стрелибицкого, в деревне Плехановой в 1891 г. было 50 дворов, рядом располагалась Макаровская слобода из 130 дворов, в деревне Ельничной было 60 дворов.
В лучшие времена, скажем в 1910-20 гг., в Малой Плехановой уже насчитывалось 25 дворов, в Большой Плехановой 40 дворов (всего 65). Всего в д.Плеханово в эти времена проживало более 200 человек.
В советские времена деревня Плеханова относилась к Батуринскому району, а затем с 1931-1944 гг. относилась к созданному Шадринскому району, с 1944-1956 гг. снова входила в состав Батуринского района, с 1956 г. деревня Плеханова снова вошла в состав Шадринского района.
В 1919 г. в д.Плехановой в домах жителей были расквартированы солдаты Чехословацкого корпуса. В этом 1919 году в близлежащих лесах было много ягод, но их никто не собирал. Боялись ходить по лесам - время было неспокойное. Расквартированные чехи в знак благодарности сопровождали в лес охраняя.
Во время боя с частями Красной Армии белочехи стреляли из орудий с одной возвышенности, находившейся рядом с деревней, по другой. Деревня оказалась между данными горками в ложбине. Жители деревни прятались в картофельных ямах на огородах.
В 1930 г. в результате коллективизации в д.Плехановой был создан колхоз "Освобожденный труд" по имени марксистского кружка "Освобождение труда" - первой российской марксистской организации созданной в 1883 г. в Женеве по инициативе бывших активных народников-чернопередельцев - Плеханова, Игнатова, Засулич, Дейча и Аксельрода.
При раскулачивании отдельных жителей деревни - раскулаченных семьями не только лишали всего имущества, но и выгоняли из домов. Остальных силой загоняли в колхоз. Многие опасаясь раскулачивания уезжали сами в Свердловск и др. места.
После коллективизации в 1930-х годах первого председателя созданного колхоза по фамилии Клюкин - застрелили ночью выстрелом в окно дома, где он жил и где располагалось правление колхоза. Убийца ускакал на лошади за реку. Приезжали следователи с собакой, вели расследование, допрашивали всех, но убийцу не нашли. Собака взяла след только до реки. Уже через много лет выяснилось, что убийцей был раскулаченный житель деревни.
Жители д.Плехановой ходили в Макаровскую церковь, вместе собирали деньги на ее постройку, сожалели о ее разрушении. Перед сносом власти опрашивали жителей: верующие или нет. Оказалось, что большинство записались как верующие. За это посадили священника макаровской церкви. Церковь все равно разрушили - разобрали на кирпич. Жители Макаровой и др. деревень на развалинах церкви собирали иконы. Говорят, что макаровский председатель ломавший церковь позднее умирал тяжело, мучался три дня, кричал, что на него падают кирпичи - кирпичи разрушенной церкви.
В большой Плехановой работала начальная школа, где учились 4 года. В 1920-30 гг. в деревне также работала школа-ликбез. Многие пожилые жители обучались грамоте: чтению и письму.
Жили как все в нашей стране: работали за трудодни, давали план, уходили на войну, выходили замуж (женились) в т.ч. за жителей соседних деревень, рожали детей.
В 1950-м году стали объединять, укрупнять колхозы. Близлежащие деревни Одину, Симакову, Шешенину, Макарову, обе Плехановы - объединили в один колхоз "Урал" (в Макаровой до этого было два колхоза, им. Калинина и "Ударник"). Скот и лошадей из деревень забрали в укрупненный колхоз. Жители Плехановой стали уезжать. Большинство уехали в Макарово, разбирали и перевозили дома и имущество, кто-то уехал в Шадринск.
В 1976 году в деревне Плехановой не осталось уже ни одного жителя. Постепенно все оставшиеся дома и имущество растащили. Уже через 10 лет приехав на место деревни с трудом можно было определить, где стояли дома, - только по большим тополям и остаткам колодцев. В д. Плеханово уже давно ни одной избы нет. Только стоит памятник с фамилиями тех, кто не вернулся с фронта. Сейчас на месте Большой Плехановой располагаются дачные участки шадринцев.
Память о забытой деревне
Полем, заросшим травою,
Тропка меня привела,
В край, где над тихой рекою
Раньше деревня жила.
В этой деревне поставлен
Знаком нелегкой судьбы
Памятник павшим солдатам,
Но нет ни единой избы.
Разве мы их не любили
Эти места, где росли?
Так почему же забыли?
Так почему не спасли?
Как же мы их не пустили
В наш растревоженный день,
Ведь половина России
Родом из тех деревень.
То, что они опустели
И по садам лебеда,
Горькие наши потери,
Наша вина и беда…
Слышу, как шепчут деревья:
Здесь твои корни – вернись,
Пусть возродится деревня,
Пусть продолжается жизнь.
http://plekhanovskiy.narod.ru/o_plex.html