Из документов Успенского Далматовского монастыря.
Далма́товский Успе́нский монасты́рь — мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Исети, при впадении в неё Течи, находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии). Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения.
Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушёл и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришёл к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещённых татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомлённый поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далмату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак и кольчуга выставлены в Далматовском монастыре на длительное экспонирование).
Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь, стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря.
В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.
В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.
В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.
В 1662—1664 годах во время башкирского восстания монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею».
В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Так, в 1664 году Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, гласивший, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста, отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы.
После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак 31 июня 1669 года был отстранён от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»).
В 1674 году в монастырь был назначен строитель Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 году, были объявлены подложными и их владельцы были изгнаны из монастыря. Пострадавший от этого Тимофей Анисимов в числе поверенных вкладчиков был отправлен в Тобольск в поисках правды. В 1674 году к строителю Никону от митрополита Корнилия пришла грамота с указанием не обижать вкладчиков. В 1675 году игумен Афанасий получил память от митрополита Корнилия из Тобольска: выслать старца Никона на очную ставку с Тимошкой Анисимовым, представлявшим интересы обманутых вкладчиков. Однако последующие события свидетельствуют, что отношения Никона с вкладчиками не наладились. Через несколько лет на него было совершено нападение пашенных крестьян Митки и Спирки Никитиных. В 1676 году суд встал на сторону челобитчиков и постановил в наказной памяти: «Никону впредь строителем быть не велят, потому, будучи он в строителях, в монастырской казне учинил хитрость большую и всякие дела делал без братского ведома и вкладчикам и крестьянам и бобылям налога и обиды чинил». Спирке Никитину который ножом резал старца Никона, в Тобольске учинено градское наказание: бит кнутом. Суд учёл, что братья содержались в тюремном заключении до очной ставки со старцем Никоном, и отпустил их из Тобольска, оставив их по-прежнему за монастырём. При этом особо оговаривалось: «и чтобы наветом их здесь не изгонять и натуги и обиды не чинить и зла им никакого места прежней грубости не помнить».
15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».
В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.
В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке), притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.
В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.
В 1696 году у монастыря было людей: службников — 31, детёнышей — 9, крестьян, их детей, братьев, племянников — 145, бобылей — 45, деловых людей и их детей — 34, плавильщик на Железенском поселье — 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.
В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.
В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.
11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.
23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.
в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.
В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.
В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.
В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.
В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.
В 1761 году открыта семинария.
К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.
В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту — ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским — Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком — Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни.
26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами.
В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров — 5, мельников — 3, бондарей — 2, кожевников — 2, оловяннщик — 1, рыбаков — 3, кузнецов — 3, колясошник — 1, портной — 1, чеботарь, сапожник — 2, поваров — 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.
Отряд пугачевцев, до 2 000 человек под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева, с 11 февраля по 2 марта 1774 года стоял в селе Николаевском и проводил осаду монастыря. Монастырь выдержал штурмы 12 и 13 февраля и осаду, но имущество тех, кто ушёл под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Монастырь понёс потери в денежном отношении на 1 025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки.
В июне 1776 года архимандрит Иоакинф (Камперов) переводится в Пыскорский Преображенский монастырь города Соликамска. В передаточной ведомости архимандрита Иоакинфа указано, что на все произведённые в монастыре работы: ремонтные, строительные, живописные и прочие истрачено 11442 рубля 64 копейки.
В 1816 году в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей церковносвященнослужителей. В нём учились Антонин (Капустин), А. Н. Зырянов, А. С. Попов, К. Д. Носилов и В. М. Флоринский.
В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.
В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).
В 1871—1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.
В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.
В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.
В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы — двухклассная и одноклассная.Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. В 1923 году при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. В 1928 году церковь Всех Скорбящих Радость была закрыта и её здание передали под Народный дом. В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр.
В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава.
8 августа 1945 года вышло распоряжение СНК СССР о передаче Наркоммясмолпрому зданий бывшего Далматовского монастыря. На территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Для нужд завода была разобрана часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобран северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды. Монастырский парк исчез под возведённым механосборочным цехом. В 1988 году переименован в завод «Старт».
27 сентября 1989 года при Скорбященской церкви зарегистрировали приходскую общину, в том же году начали реставрацию храма, его заново освятили.
С 1989 года завод начал освобождать помещения бывшего монастыря и передавать их церкви. Полностью монастырь передали православной церкви в 1994 году.
6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь открыли, наместником утвердили игумена Василия (Ожерельев).
В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 миллионов рублей.
Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.
В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата. Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нём забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.
Осада пугачевцами монастыря 11 февраля — 2 марта 1774 года легла в основу сюжета исторической повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови» (1892), в которой он называется Прокопьевским монастырем.
(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 21 – 22).
Далматовский монастырь представляет собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль сооружений постройки XVIII-XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор, самыми поздними монастырскими сооружениями стали городской теплопункт, очистные сооружения, трансформаторная подстанция, здания цехов.
Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
После 1917 г. многие монастыри и церкви использовались под школы, музеи, госпитали, дома культуры. Далматовский монастырь тоже не избежал этой участи. В 1922 году в бывшем монастыре был открыт краеведческий музей. В 1929 году здание церкви Всех Скорбящих Радосте было закрыто по решению окружного исполкома и передано под Народный дом. С 1932 по 1939 год в нем работал колхозно-совхозный драматический театр. В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещался госпиталь и Курсы усовершенствования командного состава. Наибольший урон монастырю был нанесен в связи с размещением на его территории через 3 месяца после окончания войны завода «Молмашстрой». Лишь в 1989 году освобождаемые заводом помещения начали передаваться в пользование Далматовской православной общине. Полностью территория монастыря была передана Курганскому епархиальному управлению в 1994 году.
Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь,
Западная стена, современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.
Чтобы оценить уровень разрушительного процесса для сооружений монастыря, подвергавшихся агрессивному воздействию не только сил природы, но и человека в течение довольно длительного периода, необходимо коротко остановиться на том, что было выполнено талантливыми народными мастерами для создания памятника культового зодчества.
Портрет основателя монастыря, преподобного Далмата Исетского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Замысел построить монастырь-крепость в долине реки Исети принадлежал Далмату. Архитектурный ансамбль Далматовского монастыря расположился на высоком берегу старицы реки, естественно вписавшись в природный колорит этих мест. Его конфигурация, основные границы, план, местоположение главных построек были обусловлены ландшафтным окружением. С запада естественная граница монастыря обозначилась крутым обрывом, с юга – пологим склоном. Вдоль восточной стены монастыря простирается жилая застройка. Вдоль северной стены проходит дорога – центральная улица города Далматово. На площади перед главным (северным) входом в монастырь располагается часовня и сквер. Территория монастыря представляет в плане многоугольник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями. Самая короткая стена – северная, самые длинные – западная и восточная. В основе композиции ансамбля лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успенский собор, расположенный на пересечении этих осей. Ось запад-восток сформирована объемами Успенского собора и Скорбященской церкви с усыпальницей преподобного Далмата. Ось север-юг менее выражена и образована южными и северными воротами. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот – возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. По периметру юго-западной и западной стен расположены гостиный и хозяйственный корпуса.
Макет монастыря. Далматовский краеведческий музей. Фото Николая Павлова, 2008г.
Площадь комплекса Далматовского монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.
Композиционная доминанта монастырского ансамбля – Успенский собор (1707-1719 гг.). Собор представляет собой храм «кораблем» с последовательно расположенными апсидой, собственно храмовой частью, трапезной, колокольней и притвором. Собор разделялся на два этажа. В нем располагалось пять престолов. На стенах храма имелись росписи.
Главное здание монастыря – 2-х этажный Успенский собор (1707-1719 гг.). Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Успенский собор. Современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.
В основу объемно-планировочного решения церкви Всех Скорбящих Радосте (1871-1881, 1886 гг.) положена схема четырехстолпного храма с полуциркульной трехчастной апсидой. Храмовый объем со всех сторон обнесен галереями. Здание имеет довольно сложную систему перекрытия. На 4 столба опирается парусный свод, над которым возвышается восьмигранный барабан центральной главы, по углам выведены 4 малых парусных свода для малых глав. Фасадные композиции отражают внутреннюю объемно-планировочную структуру. К зданию церкви со стороны юго-западного фасада пристроили каменную часовню с саркофагом старца Далмата. Росписи покрывают стены, столбы, своды.
Слева Скорбящинская церковь, в центре северо-западный (Красный) бастион. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г.
Северо-восточная башня (1720-е гг.) являлась в свое время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией подступы к монастырю с севера и с востока, и имела большое стратегическое значение. Башня представляет собой сооружение без перекрытия (без крыши), по высоте равна стене монастыря, верх ее огражден точно такими же зубцами, как и крепостные стены.
Северная стена, оканчивается северо-восточной башней. Фото Николая Павлова, 2008г.
Юго-восточная башня (1720-е гг.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она также имела важное стратегическое значение. Башня значительно вынесена за линию крепостных стен в целях фланговой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом.
Юго-восточная башня (1720-е гг.). Вид с колокольни Успенского собора. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Юго-восточная башня. Падает, требуется немедленная реставрация. Фото Николая Павлова 2008г.
Юго-западная башня (1731-1764 гг.) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась высоким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первоначально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный. корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проемов свидетельствует о ее гражданском назначении.
Юго-западная башня, разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»). Фото Николая Павлова, 2008г.
Часовня (1870-1880 гг.) стоит на площади перед северными воротами монастыря. Часовня, расположенная на оси западного фасада Успенского собора, связывает внутреннее пространство монастыря с городским, а этом ее основная градостроительная роль.
Восстановленная часовня, выстроенная жителями Далматова в честь счастливого спасения Императора Александра 3 с семьей в ж/д катастрофе. Фото Николая Павлова, 2008г.
Кирпичные крепостные стены возводились с 1713 по 1763 гг. Высота стен около 6 метров, ширина стен в основании 2,3 метра. В основе конструкций крепостных стен арочные ниши, в которых устроены боевые проемы в два яруса. Поверху стен имеется проход шириной более 1 метра, который с внешней стороны защищен зубцами в форме «ласточкиного хвоста». В первой половине XVIII века входящего в монастырь встречала икона Успения Богородицы над Северными воротами. Но главными святыми воротами монастыря издревле были Восточные ворота. Поначалу по верху кирпичных ворот была выстроена церковь Иоанна Богослова.
Монастырская стена с боевыми нишами и амбразурами. Зубцы на стенах частично реставрированы. Фото Николая Павлова, 2008г.
Боевая арочная ниша. Видны амбразуры для верхнего боя и подошвенного. Фото Николая Павлова, 2008г.
Разобранная в середине XX века и перенесенная на кирпичные, трехпролетные Северные ворота, Надвратная церковь и теперь определяет парадность ворот при въезде а монастырь. Церковь представляет собой четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который завершен четырехгранным куполом с луковичной главкой на восьмигранном барабане.
Восстановленная надвратная церковь Иоанна Богослова. Фото Николая Павлова, 2008г.
Однопролетные Восточные ворота оформлены трехчетвертными колоннами, имеют богатое декоративное убранство, составленное из фигурного кирпича. Южные ворота кирпичные, двухпролетные, построены со сводчатым проемом, который обрамлен со стороны улицы двумя парами прямоугольных пилястр и треугольным навершием.
Восточные ворота, требуется реставрации. Фото Николая Павлова, 2008г.
Ансамбль Далматовского монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. В связи с тем, что с 2008 г. Российская Федерация передала на субфедеральный уровень полномочия по государственной охране объектов федерального значения, Отделом учета и охраны объектов культурного наследия Управления культуры Курганской области в течение июня 2008 г. было проведено комплексное исследование технического состояния памятника.
В ходе работ было установлено общее неудовлетворительное состояние объекта. Архитектура во многих деталях утрачена: главы и перекрытия Успенского собора и трапезных, колокольня и северное крыльцо для всхода в верхнюю церковь, пятиглавие, венчающее Скорбященскую церковь, маковки с флюгерами на башнях, лестничные марши, крыши, заложены или вновь устроены дверные и оконные проемы. Для нужд заводского производства была разобрана значительная часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобрали северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды.
Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни, имеются трещины и проломы в кирпичной кладке шатров и сводов башен, страдает и лепной декор на фасадах храмов, отслаивается штукатурный и красочный слой. Поверхности незащищенных конструкций зарастают кустарником и покрываются мхом. Монастырский парк с вековыми деревьями исчез под возведенным механосборочным цехом.
До сих пор промышленное прошлое преобладает над исторической ценностью монастыря – диссонирующие производственные объекты закрывают своими объемами все виды на монастырские постройки и мешают зрительному восприятию ансамбля. Удивительно, но даже в таком состоянии ансамбль Далматовского монастыря не потерял своей былой красоты и духовной мощи. Регулярные реставрационные работы на объектах монастыря проводятся с 2001 года благодаря Федеральной целевой программе «Культура России». Первыми объектами, попавшими под реализацию этой программы, стали монастырские стены, Надвратная церковь с воротами, церковь Всех Скорбящих Радосте. Опыт работ показал, что далеко не всегда они проводятся в соответствии с методами научной реставрации. Так, обмеры были проведены лишь по стенам и башням, без тщательного историко-архивного изучения объектов, натурные (археологические) исследования не проводились, отсутствует научно-проектная документация на многие объекты монастырского комплекса, нет поэтапного плана ведения реставрационных работ. А работы предстоит немало. Уже в ближайший период необходимо начать работы по выведению Успенского собора из аварийного состояния. Срочно требуется проведение комплекса мероприятий по укреплению юго-восточной падающей башни, консервационных работ по зданиям южных и западных келий. В ближайшие годы предстоит завершить комплекс работ по реставрации Скорбященской церкви и начать длительный процесс по восстановлению росписей. Также требуется убрать с территории памятника диссонирующие объекты, восстановить парк, провести благоустроительные работы.
Актуальным является сегодня определение принципов реставрации, основанных на возвращении разрушенным зданиям и сооружениям вида, максимально близкого к первоначальному облику, в целях сохранения историко-архитектурной среды периода XVIII-XIX веков. Это представляется возможным при тщательном изучении историко-архивных источников и натурных обследованиях объектов.
Около 180 лет создавался архитектурный комплекс Далматовского монастыря, ставший в свое время стратегическим и духовным оплотом русского освоения Зауралья. На каждом здании памятника лежит печать эпохи, таланта многих поколений его создателей. В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы вернуть монастырю первозданный вид и обеспечить ему активное функционирование в сфере культурного наследия.
Е.А. Богданова, Н.В. Носкова, С.А. Снегирева, Управление культуры Курганской области.
Приложение:
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Шишак (в настоящее время находится в Екатеринбургском краеведческом музее), кольчуга (неизвестно где, подобная есть в Далматовском краеведческом музее) преподобного Далмата. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Главная святыня монастыря во все времена: Икона Успения Богородицы, ХVI век. С ней пришел сюда основатель монастыря прп. Далмат Исетский в 1644г. Утрачена в годы гражданской войны. Кроме того, тогда же утрачена богатейшая монастырская ризница с царскими вкладами и рукописными книгами. Был автограф Свт. Тихона Задонского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Могила преподобного Далмата в Успенском соборе. Фото Прокудина-Горского, 1912г.
Главная обретенная в ХХ веке святыня монастыря: Рака с мощами преподобного Далмата. Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г. ХХI век.
Еще одна святыня монастыря, явленная в ХХI веке, редчайшая в историко-культурологическом смысле Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» 1904 года. Фото Николая Павлова, 2008г.