Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

За морем теплее, а у нас светлее.

Иванищевское с. (Подгорное, Подгородка, Малые Канаши) Иванищевская волость Шадринского уезда Пермской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Курганская обл, Шадринский р-н, деревня Иванищевское

Церковь с. Иванищевское Иванищевская волость Шадринского уезда Пермской губернии.

Кладбища Иванищевское с. (Подгорное) Иванищевская волость Шадринского уезда Пермской губернии.



Список населенных пунктов Иванищевской волости Шадринского уезда Пермской губернии по состоянию на 1904 год:
Иванищевское общество:
Иванищевское (Подгорное), село.
 

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)
Иванищенское — село Пермской губернии, Шадринского уезда (иначе Подгородка и Малые Канаши), при речке Канаше, левом притоке р. Исети, в 16 в. от г. Шадринска. Дв. 283, жит. 1562 (1885). Волостное правление, 2 црк. Иванищевская волость, центр которой составляет Иванищенское, занимает в промышленном отношении первое место в ряду волостей Шадринского у.


Иванищевское село (1 благочиние) ​Шадринский уезд находится от епархиальнаго города в 210 верстах, от уезднаго в 16 в. на север, расположено на речке Малый Канаш, впадающей в реку Исеть в 2 в. ниже Шадринска. Вокруг села разстилаются по сплошной равнине поля, пашни и сенокосы, оголенные от древесной растительности, за исключением разбросанных кое-где, в самом ничтожном количестве, перелесков, называемых «колками». Воды в р. Канаше бывает чрезвычайно мало. Почва в окрестностях села черноземная. Слой чернозема местами достигает в толщину до аршина, ниже его следует песок и глина. В климатическом отношении местность для здоровья благоприятная. – Время основания селения не известно; можно полагать, что оно относится к первой половине XVIII в. Название свое оно получило, как гласит местное предание, от фамилии перваго в нем поселенца некоего Иванищева. Население, как и во всех других окрестных селах, исключительно русское, главное занятие его – кустарная промышленность и ремесла: выделка яловых и конских кож, кузнечное ремесло, приготовление паточных и медовых пряников, выделка глиняной посуды, мелочная торговля в окрестных селениях. Все эти отрасли промышленности развиваются в ущерб земледелию, которое ставится населением уже на втором плане. Благодаря развитию промышленности, население довольно зажиточно. В селе много богатых домов и несколько хороших лавок, напоминающих собою магазины. В общем, с. Иванищевское производит впечатление очень бойкаго населеннаго пункта. – Кроме православнаго храма и прихода, в с. Иванищевском есть еще единоверческий, так как большая часть населения состоит из единоверцев и раскольников. Число православных достигает всего лишь 514 д. м. п. и 551 ж. п., включая сюда православное население не только самого села, но и деревень Агапиной и Чувашевой, принадлежащих к Иванищевскому приходу и расположенных от села в 1 и 2 верстах. Время образования в Иванищевском с. самостоятельнаго православнаго прихода совпадает с основанием в нем в 1767 году православнаго храма. Заложенный в этом году деревянный храм, в честь Богоявления, существовал до 1833 года, когда за ветхостию был разобран. Вместо него был заложен ныне существующий деревянный же на каменном фундаменте храм с таковою же колокольнею. Выстроен храм частию на средства прихожан, частию на доброхотныя даяния посторонних жертвователей. Иконостас одноярусный в русском стиле. В пределах прихода находятся две часовни: деревянная в д. Чувашевой, устроенная в 1879 г. и каменная, устроенная в 1893 г. в поле при выезде из селения по направлению к Шадринску. Последняя часовня воздвигнута в благодарное воспоминание отеческих попечений в Бозе почившаго Государя Императора Александра III, оказанных им населению в тяжелый 1892-й неурожайный год. В праздники преполовения Пятидесятницы и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня сюда ежегодно совершается крестный ход. Во владении церкви имеются три дома, предназначенные для квартиры причта и просфорни и школа грамоты, устроенная на средства, пожертвованныя Шадринским купцом Д. Ф. Трусовым.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.


Исетский край обживался в основном во второй половине семнадцатого века крестьянами из Архангельска и Пскова, Новгорода и Великого Устюга, других мест северо-восточной части России. Талантливые и трудолюбивые, они знали многие ремёсла. Историк и краевед А.Н. Зырянов ещё более ста лет назад отмечал, что «по промыслам и торгашеству первое место занимает Иванищевская волость, самая ближайшая к городу Шадринску».

Село Иванищево расположено к северу от Шадринска на речке Малый Канаш. Название своё оно получило от первого поселенца Иванищева. По другой версии — от Ивана-нищего, не имевшего тягла.

О богатстве села можно судить и по сельским храмам, а в Иванищево их было два. Православный храм был заложен еще в 1767 году. Его иконостас был выполнен в русском стиле, с обилием икон. Кроме того, было устроено две часовни: одна в деревне Чувашевой, другая — в чистом поле по направлению к Шадринску. В селе была открыта церковно-приходская школа на средства Шадринского купца Дмитрия Прусова. Кроме православного (никонианского) храма в селе была единоверческая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Следует отметить, что наличие двух церквей — большая редкость, и не только в Сибири.

Главным занятием населения уже в XVIII веке стали кустарные промыслы. Вторым кожевенным центром (после Канашей) стало село Иванищевское. Здесь 50 хозяйств занималось выделкой кож. Были семьи, которые ежегодно вырабатывали до десяти тысяч кож. Необработанную кожу закупали на Ивано-Крестовской ярмарке, в Ишиме, Петропавловске, Кургане. Обрабатывая кожу, получали юфть белую, юфть черную, подошву, овчину дубленую и сыромятную. Места сбыта: Тобольская и Тюменская губернии, Нижегородская ярмарка. Иванищевская волость стала и центром чеботарного производства. Больше всего производилось кожаной обуви в Груздевой и Малом Беркуте (этих деревень уже больше не существует). А в Сосново только десять семей находили другие средства к жизни, все остальные шили обувь. В Сибири на сосновскую обувь был значительный спрос.

В деревне Агапиной всё население (50 дворов) было занято кузнечным делом. Что изготовляли? Ножи, ножницы, долота, скобы, путы конские, боронные зубья и многое другое. Журналист В.А. Солдатов рассказывал, что в 1934 году в деревне Агапино никто не жил, все дома были пустые. Куда делись агапинцы? Может быть, ещё живы очевидцы, которые могут раскрыть тайну исчезновения агапинцев?

В 1934 году, уплатив Иванищевскому сельскому Совету десять тысяч рублей, в Агапино разместился конезавод. Через год новые жильцы уже имели свою радиостанцию, киноустановку. Коневоды считали, что у них были разумные руководители.

Иванищевцы — искусные шорники. Кустари работали по заказам (и с предоплатой) из Петропавловска, Барнаула, Томска, а больше всего из Иркутска.

Акмолинская и Тургайская губернии, Кустанай, Пермь, Тобольск знали иванищевские, так называемые "крестьянскиеsanitized_by_modx& #39, душистые, мягкие, вкусные пряники. Девять тысяч пудов пряников уходило по Сибирской торговой линии.

Не было забыто и традиционное ремесло жителей этой округи — выделка глиняной посуды. Искусные гончары, а ими были женщины деревень Чувашевой и Ганиной, изготовляли кринки, корчаги, латки, тарелки из ганинской глины. Да так много, что продавали на ярмарках Шадринска, Крестовско-Ивановской, в Далматове.

Благодаря развитию ремёсел и хорошо поставленной торговле население Иванищевской волости жило зажиточно. Земское начальство ещё в конце прошлого века беспокоилось, что ремесла развиваются в ущерб земледелию.

В настоящее время больше всего безработных среди жителей сёл Шадринского района в Ганино.

Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н.
Шадринские сёла. – Шадринск, 1997 г


Исетский край обживался в основном во второй половине семнадцатого века крестьянами из Архангельска и Пскова, Новгорода и Великого Устюга, других мест северо-восточной части России. Талантливые и трудолюбивые, они знали многие ремёсла. Историк и краевед А.Н. Зырянов ещё более ста лет назад отмечал, что "по промыслам и торгашеству первое место занимает Иванищевская волость, самая ближайшая к городу Шадринску".

Село Иванищево расположено к северу от Шадринска на речке Малый Канаш. Название своё оно получило от первого поселенца Иванищева. По другой версии - от Ивана-нищего, не имевшего тягла.

О богатстве села можно судить и по сельским храмам, а в Иванищево их было два. Православный храм был заложен еще в 1767 году. Его иконостас был выполнен в русском стиле, с обилием икон. Кроме того, было устроено две часовни: одна в деревне Чувашевой, другая - в чистом поле по направлению к Шадринску. В селе была открыта церковно-приходская школа на средства Шадринского купца Дмитрия Прусова. Кроме православного (никонианского) храма в селе была единоверческая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Следует отметить, что наличие двух церквей - большая редкость, и не только в Сибири.

Главным занятием населения уже в XVIII веке стали кустарные промыслы. Вторым кожевенным центром (после Канашей) стало село Иванищевское. Здесь 50 хозяйств занималось выделкой кож. Были семьи, которые ежегодно вырабатывали до десяти тысяч кож. Необработанную кожу закупали на Ивано-Крестовской ярмарке, в Ишиме, Петропавловске, Кургане. Обрабатывая кожу, получали юфть белую, юфть черную, подошву, овчину дубленую и сыромятную. Места сбыта: Тобольская и Тюменская губернии, Нижегородская ярмарка. Иванищевская волость стала и центром чеботарного производства. Больше всего производилось кожаной обуви в Груздевой и Малом Беркуте (этих деревень уже больше не существует). А в Сосново только десять семей находили другие средства к жизни, все остальные шили обувь. В Сибири на сосновскую обувь был значительный спрос.

В деревне Агапиной всё население (50 дворов) было занято кузнечным делом. Что изготовляли? Ножи, ножницы, долота, скобы, путы конские, боронные зубья и многое другое. Журналист В.А. Солдатов рассказывал, что в 1934 году в деревне Агапино никто не жил, все дома были пустые. Куда делись агапинцы? Может быть, ещё живы очевидцы, которые могут раскрыть тайну исчезновения агапинцев?

В 1934 году, уплатив Иванищевскому сельскому Совету десять тысяч рублей, в Агапино разместился конезавод. Через год новые жильцы уже имели свою радиостанцию, киноустановку. Коневоды считали, что у них были разумные руководители.

Иванищевцы - искусные шорники. Кустари работали по заказам (и с предоплатой) из Петропавловска, Барнаула, Томска, а больше всего из Иркутска.

Акмолинская и Тургайская губернии, Кустанай, Пермь, Тобольск знали иванищевские, так называемые "крестьянскиеsanitized_by_modx& #39, душистые, мягкие, вкусные пряники. Девять тысяч пудов пряников уходило по Сибирской торговой линии.

Не было забыто и традиционное ремесло жителей этой округи - выделка глиняной посуды. Искусные гончары, а ими были женщины деревень Чувашевой и Ганиной, изготовляли кринки, корчаги, латки, тарелки из ганинской глины. Да так много, что продавали на ярмарках Шадринска, Крестовско-Ивановской, в Далматове.

Благодаря развитию ремёсел и хорошо поставленной торговле население Иванищевской волости жило зажиточно. Земское начальство ещё в конце прошлого века беспокоилось, что ремесла развиваются в ущерб земледелию.

В настоящее время больше всего безработных среди жителей сёл Шадринского района в Ганино.

http://plekhanovskiy.narod.ru/sela.html#2

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов