Кладбища г. Самарканд Самаркандской области.
Церкви г. Самарканд Самаркандской области.
Мечети г. Самарканд Самаркандской области.
Самарка́нд (узб. Samarqand/Самарқанд) — третий по величине и второй по численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандской области (вилоята).
Общая площадь территории города составляет 120 км². Численность населения по состоянию на 1 января 2018 года составляла 529 900 жителей.
Город расположен на высоте около 720 метров над уровнем моря. Исторический центр города — площадь и ансамбль Регистан.
В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекрёсток культур».
Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный, по археологическим данным, в VIII веке до н. э.; центр исторической области и государства Согдиана.
Более 2000 лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока.
В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.
В 1925—1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.
Согласно наиболее обоснованной и научной версии, название Самарканд восходит к согдийскому Smʼrknδh и происходит от слов асмара́ (камень или скала) и канд (форт или город).
Город в античной литературе известен также как Марака́нда (др.-греч. Μαράκανδα). По письменным источникам Самарканд происходит от тюркского Семи́з кент, что означает «Богатое/тучное поселение» (семиз — богатый/тучный, кент — город).
Об этом сообщают средневековые китайские источники, называя Самарканд Си-ми-се-кан и объясняя, что это означает «тучный город».
Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан Аль-Бируни. Армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» означает «жирный город», или «тучный город».
Испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».
Известный самаркандский историк, краевед и учёный Абу Тахирходжа Самарканди, живший в XIX веке, в своей знаменитой книге «Сама́рия» на персидском языке, посвящённой Самарканду, приводит 5 версий происхождения и этимологии названия города.
В первой версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Бурхани́ кате́ъ», где сказано, что в древности на нынешней территории города поселяется некий человек по имени Сама́р и создаёт поселение, куда начинают переезжать люди с окрестностей.
Впоследствии город называют в его честь Самарке́нтом, а через большое количество времени название постепенно приобретает форму Самарка́нд (особенно после арабского завоевания Средней Азии). Этот вариант названия окончательно закрепляется за городом.
Во второй версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Масали́к-уль-Мамали́к», где сказано, что некий хан по имени Сама́р Баки́р «с краев Ферганы и Кашгара» нападает на город с помощью подкопа под внешними оборонительными стенами и таким образом захватывает город и разрушает его стены.
После этого город становится известен как Сама́р козди́ (слово козди́ с тюркского языка переводится как подко́п/копа́ть), то есть буквально может переводиться как Подко́п Сама́ра или Копа́л Сама́р.
Третья версия близка ко второй: Абу Тахирходжа Самарканди на этот раз ссылается на некую книгу «Тари́хи Табари́», где говорится, что некий хан по имени Самар со своим войском приходит на нынешнюю территорию города и создаёт поселение.
В новое поселение переезжает жить некое тюркское племя канд, и после арабского завоевания город получает название Самарканд.
Четвёртая версия также близка ко второй и третьей: на этот раз Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую книгу «Хафт икли́м», где говорится, что один из маликов из Яман Туббаи по имени Самар разрушает стены города, и после прихода арабов город стали называть Самарканд.
Немного иначе выглядит последняя, пятая версия Абу Тахирходжи Самарканди. На месте города существовал родник, который называли Сама́р.
Впоследствии вокруг этого родника поселяются люди, и возникает город, который называют Самарканд, то есть Город с родником.
Реконструкция вида древнего города Афрасиаб, который находился на северной окраине Самарканда.
К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.
Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до н. э.. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина.
Именно во время первых десятилетий существования Самарканда начали проводить первые Олимпийские игры в древней Греции. На фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита.
В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана, Бактрия, Хорезмия.
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма — Авесте.
В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который в 329 году до н. э. завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом.
Примечательным событием является битва у Политимета (река Зерафшан) около Самарканда. Тогда Спитамен впервые за 7-летнюю военную кампанию Александра Македонского смог разгромить войска его полководцев Менедема, Карана и Андромаха. Благодаря умелому руководству Спитамена и помощи кочевников восстание создало серьёзную угрозу для греков.
В IV—V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами и включён в их империю, куда входила и Бактрия.
Послы в Самарканд в живописи Афрасиаба.
В 567—658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганатов.
В период правителя Западного Тюркского каганата Тон-ябгу кагана (618—630) с правителем Самарканда были установлены родственные отношения — Тон-ябгу каган выдал за него свою дочь.
Важнейшим из согдийских было самаркандское владение, а в соседнем с Самаркандом Пенджикенте, в конце VII — начале VIII веков правил тюрок Чакин Чур Бильге.
По данным энциклопедиста XII века Наджм ад дина Абу Хафса ан-Насафи, ихшид Согда Гурек имел тюркские корни. Часть тюрок Самарканда придерживалась этнических религиозных представлений, что видно по тюркскому захоронению с конём на территории города Самарканда.
В конце VI — середине VII веков в Согде повсеместно распространяются тюркские кафтаны, что заметно в живописи Афрасиаба. В этот период усилилось слияние тюрков и согдийцев.
Согласно брачному договору от 27 апреля 711 года, фиксировался брак между тюрком Ут-тегином и согдианкой Дугдгончей.
Самая многочисленная группа фигур на западной стене афрасиабской живописи VII века представляет собой изображение тюрок.
Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка: yttuku — «посылать», «посольство»; bediz — «резьба, орнамент» и другое.
В 712 году Самарканд был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом. В конце того же года в Согде появились тюркские отряды Бильге кагана и Кюль тегина, пытавшиеся оказать помощь самаркандцам в борьбе против арабов.
В конце 740-х годов в Арабском халифате возникает движение недовольных властью Омеядов, которых возглавил полководец Абу Муслим, ставший после победы восстания наместником Хорасана и Мавераннахра (750—755). Он выбрал своей резиденцией Самарканд. С его именем связано строительство многокилометровой оборонительной стены вокруг города и дворца.
В 776—783 годах Самарканд был в центре восстания Муканны. В 806—810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали Саманиды, за что халиф пожаловал им власть в Мавераннахре.
В 875 году образовалось Государство Саманидов, которым правила персоязычная династия Саманидов. Саманидское государство было вассалом Арабского Халифата.
Сразу после его образования столицей был выбран Самарканд, который являлся ею вплоть до 892 года. За это время в Самарканде правили Нух ибн Асад, Ахмад ибн Асад и Наср ибн Асад брат Исмаила Самани, правившего в Бухаре.
В 892 году столицей огромного государства, которое занимало Мавераннахр и Большой Хорасан, стала Бухара, но Самарканд всё равно оставался одним из главных городов этого государства, наряду с Мешхедом, Гератом, Балхом, Гурганджем, Мервом, Нахшабом, Нишапуром, Шахрисабзом и Шашем.
В Х веке среди крупных саманидских сановников, владельцев уделов, в основном были представлены лица тюркского происхождения.
Географ Ибн Хаукаль даёт следующую характеристику самаркандцам: «Жители города считаются красивыми и отличаются чрезмерностью в щедрости, затратах и заботах о себе, в чём они превосходят большинство городов Хорасана, так что и это истощило их средства. Самарканд — средоточие утончённых людей Мавераннахра…».
Ибн Хаукаль приводит названия ворот Самарканда, которых было 4: Китайские (восточные), Наубехарские (западные), Бухарские (северные) и Большие (южные). Он также упоминает внешние ворота города: Гадавад, Исбаск, Сухашин, Варсанин, Фенек, Кухек, Ривдад и Фаррухшид, Афшины.
Во время правления династии Саманидов развивалась наука и культура, Мавераннахр стал одним из центров персидской культуры и ислама.
Саманиды всячески способствовали развитию науки, персидской поэзии, архитектуры и распространяли свою культуру в соседние регионы, устанавливая контакты в том числе с государствами Европы.
В настоящее время в Самарканде ни одного из зданий, построенных в период Саманидов, не сохранилось из-за монгольского нашествия.
Появлялись знаменитые в своё время исламские богословы (например Абу Назр Самарканди, Абу Лайс Самарканди и Абу Бакр Самарканди). Именно во время господства Саманидов жил и творил известный персидский поэт Фирдоуси.
В Самарканде в период Саманидов проводили разные периоды своей жизни такие персидские поэты, как Рудаки, Шахид Балхи, Абу Шакур Балхи.
Также по некоторым данным (место рождения оспаривается Тусом и Балхом) в ту эпоху в Самарканде родился другой персидский поэт — Дакики. В Самарканде побывал такой известный философ и учёный, как Аль-Фараби.
|
После падения государства Саманидов в конце 900-х годов ему на смену пришло Государство Караханидов, где правила тюркская династия Караханидов.
Караханиды гораздо больше, чем другие династии тюркского происхождения, имели в надписях на монетах тюркские титулы.
После того, как государство Караханидов раскололось на 2 части, Самарканд вошёл в Западно-Караханидский каганат и в 1040—1212 годах являлся его столицей.
Основателем Западного Караханидского каганата был Ибрахим Тамгач-хан (1040—1068). Он впервые на государственные средства возвёл медресе в Самарканде и поддерживал развитие культуры в регионе. При нём, в Самарканде были учреждены общественный госпиталь (бемористан) и медресе, где велось обучение и по медицине. При госпитале была амбулатория (нимак бемористан), где получали медицинскую помощь больные, не нуждавщиеся в стационарном лечении. Врачебное дело в больнице Самарканда было на довольно высоком уровне.
Ибрагим Буритакин избрал столицей Самарканд. Как свидетельствуют источники, период его правления характеризуется подъёмом в экономической и культурной жизни страны.
Ибрагим тамгач-хан беспощадно боролся с коррупцией и преступностью в государстве. Он установил строгий контроль за ценами на продукты на рынках страны. Его политику продолжал его сын Шамс аль мульк (1068—1080). Преемником Шамс аль мулька был Хызр-хан (1080—1087).
Караханиды построили в Самарканде и Бухаре ряд грандиозных архитектурных сооружений. Но в отличие от Бухары, где до наших дней сохранились постройки времён Караханидов (например, минарет Калян), в Самарканде остался только минарет в комплексе Шахи-Зинда (остальные разрушил Чингис-хан).
Наиболее известной постройкой Караханидов в Самарканде являлось медресе 1040 года Ибрагим ибн Наср Табгач-хана, а также большой дворец Ибрахима Хусейна (1178—1202), который согласно историческим данным был полностью украшен живописью.
Одним из государственных языков Западно-Караханидского каганата являлся персидский язык. В эпоху правления Караханидов в Самарканд ко двору караханида Шамс Аль-Мулька из Нишапура был приглашён Омар Хайям. Наряду с медресе Балха и Бухары, Омар Хайям обучался также в одном из медресе Самарканда. В Самарканде он написал главный труд по алгебре.
В эпоху Караханидов в Самарканде жил выдающийся среднеазиатский мыслитель, учёный философ, теолог-богослов, исламский законовед-фиких Бурхануддин аль-Маргинани (1123—1197).
При дворе караханидов в Самарканде сложился научный и литературный центр Мавераннахра. Одним из знаменитых учёных был историк Маджид ад-дин ас-Сурхакати, который в Самарканде написал «Историю Туркестана», в которой излагалась история династии Караханидов.
Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрахим ибн Хусейна (1178—1202), который был построен в цитадели в XII веке. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображён тюркский воин, одетый в жёлтый кафтан и держащий лук. Здесь же были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и периподобные женщины.
После окончательного падения Караханидского государства (Западно-Караханидского и Восточно-Караханидского каганатов) Самарканд вошёл в состав Хорезма, который в научной среде более известен как Государство Хорезмшахов.
С момента возникновения этого государства в 1097 году и до 1220 года столицей являлся Гургандж. Впоследствии это государство расширилось на юг и восток и занимало весь Мавераннахр, Хорасан и всю оставшуюся часть нынешнего Ирана.
Государственным языком являлся персидский, несмотря на то, что государством управляла тюркская династия Ануштегинидов.
В 1212 году шах Хорезма Алауддин Мухаммед II подавил восстание караханида Усмана в Самарканде и окончательно установил свою власть.
В 1221 году Государство Хорезм было сокрушено в результате масштабного нашествия монголов во главе с Чингисханом.
В эпоху существования Государства Хорезмшахов Самарканд продолжал оставаться одним из важнейших городов государства и мусульманского мира того времени.
В городе был сооружён ряд зданий, вдобавок ещё не были разрушены постройки эпохи Караханидов и более ранних периодов.
Руины Афрасиаба — древнего Самарканда, разрушенного Чингис-ханом.
В последние годы существования Государства Хорезмшахов набирало обороты масштабное монгольское нашествие на запад.
Сразу к западу от тогда ещё небольшой Монгольской империи находилась Средняя Азия, и одной из первых мишеней монголов во главе с Чингисханом стало именно Государство Хорезмшахов.
Уже в 1220 году монголы с Чингисханом напали на Самарканд. Город был осаждён монголами 3 дня. Как писал историк Ибн ал-Асир: «На 4-й день они объявили в городе, чтобы всё население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют. К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары — учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства. Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали».
Самарканд был полностью разорён. Именно во время нашествия монголов были разрушены почти все постройки и архитектурные шедевры, построенные в эпоху Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов.
К 1223 году Монгольская империя занимала всю восточную часть Государства Хорезмшахов. В 1365 году в Самарканде вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.
Тимур на пиру в Самарканде.
Мавзолей Рухабад в Самарканде.
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) Самарканд являлся столицей его империи.
Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.
Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран.
В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы.
Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, отсюда огромные масштабы и роскошь убранства.
Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Шираз, Дамаск, Миср. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.
В 1371 году Тимур начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, оборонительных стен Шахристана с 6-ю воротами (Шейхзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу).
В арке были построены 2 4-этажных здания: Куксарай (в нём расположились государственная казна, мастерские и тюрьма) и Бустон-сарай (в котором расположилась резиденция эмира).
Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в Центральной Азии. Как пишет путешественник Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезённые из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда.
Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест.
В мавзолеях Шахи Зинда он устроил гробницы над могилами своих родственников. По указанию одной из жён, которую звали Туман ака, там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг.
Были построены Рухабад (усыпальница Бурханеддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шейх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.
Мавзолей Гур-Эмир, где похоронен Тимур и его потомки.
В течение 1378—1404 годов в Самарканде и близлежащих землях было взращено 14 садов: Баг-и бихишт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. В каждом из этих садов находились дворец и фонтаны.
В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру. Он пишет, что «возведённый раньше из глины, Самарканд перестроили, возведя здания из камня». Парковые комплексы Тимура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха. Ни один из этих дворцов до наших дней не сохранился.
В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении.
Видным богословом в то время был Джалалиддин Ахмед аль Хорезми. Больших успехов в астрологии достиг Маулана Ахмад, а в правоведении — Абдумалик, Исамиддин и Шейх Шамсиддин Мухаммад Джазаири.
В музыковедении — Абдулгадир Мараги, отец и сын Сафиаддин и Ардашер Чанги. В живописи — Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли. В философии — Садиддин Тафтаззани и Али аль-Джурджани. В истории — Низамиддин Шами и Хафизи Абру.
В 1399—1404 годах в Самарканде построены соборная мечеть и медресе напротив неё. Мечеть позже получила название Биби Ханум (в переводе с тюркского — госпожа бабушка).
Мечеть Биби Ханум.
Самарканд в начале XV века:
Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти: всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев. (Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)
Основная статья: Империя Тимуридов
Мавзолеи Шах-и Зинда.
После смерти Тимура власть была захвачена его внуком Халил-султаном (1405—1409), непродуманная деятельность которого привела к разорению государственной казны.
В 1409 году он потерял власть, и Самарканд перешёл в руки младшего сына Тимура — Шахруха, который назначил наместником в Мавераннахре своего старшего сына Мирзо Улугбека.
Миниатюра с изображением Улугбека, созданная неизвестным придворным художником в 1425—1450 годах. Художественная галерея Фрира, Вашингтон.
Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде.
Обсерватория Улугбека в Самарканде.
В эпоху правления Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения — медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.
В 1417—1420 годах Улугбек построил в Самарканде медресе, которое стало 1-м строением в архитектурном ансамбле Регистан.
В это медресе Улугбек пригласил большое количество астрономов и математиков исламского мира. При Улугбеке Самарканд стал одним из мировых центров науки средневековья.
Здесь в 1-й половине XV века вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, ал-Кушчи.
В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши другие.
Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека. Её главным инструментом был стенной квадрант, которому не было равных в мире.
Сотрудниками Улугбека были такие выдающиеся астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. В обсерватории Улугбека к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд.
Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после 30 лет кропотливой работы и астрономических наблюдений.
Мавзолей Ишрат-хана.
При правлении Абу Сеида были построены новые архитектурные памятники. В Самарканде им был построен Мавзолей Аксарай, а его женой — мавзолей Ишратхона.
В этот период в Самарканде в медресе Мирзо Улугбека учился великий персидско-таджикский поэт А. Джами. 3 года жил и учился в Самарканде выдающийся поэт Алишер Навои (1441—1501). В своём произведении «Собрание избранных» он рассказывает об известных учёных и поэтах из Самарканда.
Во 2-й половине XV века большую роль в политической жизни Самарканда играл лидер ордена Накшбандия Убайдулла Ходжа Ахрар (1404—1489). Одной из главных задач ордена Накшбанди духовный лидер Мавераннахра считал заступничество за бедных и обездоленных, заботу о людях труда. В 1460 году Ходжа Ахрар добился отмены тамги (кабального налога, взимавшегося с населения ещё со времён монгольского господства) и заметного смягчения существовавшей в государстве Тимуридов чагатайской системы наказаний. Велика также личная заслуга Ходжи Ахрара в прекращении междоусобных войн, опустошавших страну и разорявших население. Всё это положительно сказалось на развитии ремёсел и сельского хозяйства в Мавераннахре.
Бабур.
Писатель, поэт, историк Захир ад-дин Мухаммад Бабур (1483—1530 родился в г. Андижане) — потомок Тимура, внук Абу Саида, боровшийся за Самаркандский престол, в своих записях «Бабур-намэ» оставил бесценные сведения о Самарканде конца XV — начала XVI веков, его архитектурных памятников и др.
На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511—1512 годах, была изображена водоплавающая птица с распростёртыми в полёте крыльями.
Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света и благоденствия, был призван в неспокойное время вселять самаркандцам надежду.
Бабур описывал Самарканд конца XV века:
Самарканд — главный город страны, всю страну называют Мавераннахр. Так как ни один враг не захватил Самарканд силой и победой, то его называют «город, хранимый Аллахом». Самарканд стал мусульманским во времена повелителя правоверных Османа… Самарканд построен Искандером. Народы моголов и тюрков говорят «Симизкенд». Тимур-бек сделал Самарканд столицей;до Тимур-бека ни один государь, столь великий, как Тимур-бек не делал Самарканд столицей… Все жители Самарканда — люди чистой веры, соблюдающие закон и благочестивые. Со времени святейшего посланника Божьего ни из какой страны не вышло столько имамов Ислама, сколько их вышло из Мавераннахра. В Самарканде и его пригородах много строений и садов времен Тимур-бека и Улуг-бека-мирзы. В Самаркандском арке Тимур-бек воздвиг огромное здание в 4 яруса, оно называется Кук-Сараем… Лучшая бумага в мире выходит из Самарканда… Ещё один известный самаркандский товар — малиновый бархат. Его вывозят во все земли и страны…
Миниатюра Камалиддина Бехзада 1507 года с изображением Шейбани-хана.
Дахма Шейбанидов в северо-восточной части ансамбля Регистан.
В 1501 году Самарканд был окончательно взят Мухаммедом Шейбани (Шейбани-ханом) из узбекской династии Шейбанидов, и город вошёл в состав новообразованного Государства Бухара, которое в научной среде более известно как «Бухарское ханство».
Столицей этого государства был выбран Самарканд, в котором Шейбани-хан короновался. В Самарканде Шейбани-хан приказал построить большое медресе, где позже сам принимал участие в научных и религиозных диспутах.
Первое датированное известие о медресе Шейбани-хана относится к 1504 году (оно было полностью разрушено в годы советской власти). Мухаммед Салих писал, что Шейбани-хан построил в Самарканде медресе для увековечения памяти о своём брате Махмуд-султане. Фазлаллах ибн Рузбихан в «Михмон-намеи Бухара» выражает своё восхищение величественным зданием медресе, его золочёным кровом, высокими худжрами, просторным двором и приводит стих, восхваляющий медресе. А Зайн ад-дин Васифи, побывавший в медресе Шейбани-хана несколькими годами позже, писал в своих мемуарах, что веранда, зала и двор медресе просторные и великолепные.
Шейбани-хан собрал при своём дворе в Самарканде талантливых поэтов и учёных. Среди них можно упомянуть таких поэтов, как Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салих и других, ставших авторами поэм, посвящённых жизни и деятельности самого Шейбани-хана.
Репрессии против суннитов в Иране и Хорасане со стороны шаха Исмаила привели к бегству интеллектуалов суннитов в Мавераннахр. В их числе были персидский историк, поэт и мыслитель Фазлаллах ибн Рузбихан, автор произведения «Книга бухарского гостя» и поэт, писатель Зайн ад-дин Васифи.
Именно в Самарканде был написан диван стихов Шейбани-хана на среднеазиатском тюркском литературном языке, который в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапи в Стамбуле.
Шейбани-хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». В 1507 году в Самарканде на чагатайском языке он написал прозаическое сочинение «Рисале-йи маариф-и Шейбани», которое было посвящено его сыну Мухаммаду Тимуру (рукопись хранится в Стамбуле).
В 1508 году в Самарканде было написано его философско-религиозное произведение «Бахр ул худо» на среднеазиатском тюркском литературном языке, рукопись которого находится в Лондоне.
В период правления шибанида Кучкунджи-хана, дяди Шейбани-хана и потомка Мирзо Улугбека, в Самарканде продолжались активное строительство и значительные работы по ремонту и благоустройству самаркандских медресе.
По личному поручению хана в 1519 году на староузбекский язык было переведено «Зафар-намэ» Шараф ад-Дин Йазди, а позже и «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Сам Кучкунджи-хан любил поэзию и писал стихи на тюркском языке.
В 1533 году, когда 5-м по счёту ханом Бухарского ханства стал Убайдулла-хан, он перенёс столицу государства в Бухару. Самарканд стал 2-м по значимости городом государства и столицей вилаята (или бе́кства) Самарканд.
Абдулатиф-хан, сын внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана, правивший в Самарканде в 1540—1551 годах, считался знатоком истории Мавераннахра и династии Шибанидов. Он покровительствовал поэтам и учёным. Сам Абдулатиф-хан писал стихи под литературным псевдонимом Хуш.
При правлении Абдулатиф-хана в официальной документации использовался не только персидский, но и узбекский язык.
Все ханы Государства Бухара традиционно короновались именно в Самарканде, во дворце Куксарай (снесён властями Российской империи в 1880-е годы), хотя столицей являлась уже Бухара. Во дворце Куксарай находился «Кукташ» — каменный трон времён Амира Темура (Тамерлана). Традиция короноваться в Самарканде продолжалась вплоть до Музаффара — эмира Эмирата Бухара (преемник Государства Бухара) в 1860—1885 годах.
Медресе Шердор на площади Регистан. Построен в 1619—1636 годах.
Медресе Тилля-Кари на площади Регистан. Построен в 1646—1660 годах.
Самарканд являлся 2-м крупным городом и 2-й столицей Бухарского ханства. С 1785 года бухарское ханство было преобразовано в Эмират Бухара, или Бухарский эмират.
Во время вхождения в состав Бухарского ханства Самарканд получил новый виток возрождения. Город привлекал учёных и архитекторов со всех концов государства, а также из соседних государств.
Именно во время правления узбекских правителей из династии Аштарханидов в Бухарском ханстве в 1599—1756 годах в Самарканде были построены ныне сохранившиеся архитектурные памятники.
Миниатюра с изображением Имамкули-хана.
При правлении аштарханида Имамкули-хана (1611—1642) в Самарканде были построены известные архитектурные шедевры. Также из ныне сохранившихся памятников Самарканда в этот период был построен ансамбль Абди Берун.
В 1621 году в Самарканде было переписано «Зафар-намэ» Шараф ад-Дин Йазди и иллюстрировано великолепными миниатюрами.
В 1612—1656 годах хокимами Самарканда являлись Ялангтуш Бахадур и Надир Мухаммад Диванбеги, которые построили, например, соборную мечеть, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор. Таким образом, возник ансамбль Регистан — нынешняя визитная карточка города.
Самарканд входил в состав государства, которым правили узбеки, город не перестал быть одним из центров персидской культуры и персидского языка.
Сами узбекские правители города и Бухарского ханства владели персидским языком как 2-м государственным, который считался в государстве Бухара языком культуры и поэзии.
В 1740 году на Самарканд напал иранский шах — Надир-шах в заключительной части своего военного похода в Центральную Азию в 1737—1740 годах. Город был захвачен и разорён.
После этого иранские войска покинули город, а в Мешхед (в Хорасан) были вывезены нефритовое надгробие Тамерлана из мавзолея Гур-Эмир, гигантские деревянные ворота с железными засовами крупной соборной мечети Биби-Ханум, а также драгоценные камни и металлы.
Уже в январе 1741 года после страшного сна Надир-шаха во время возвращения в Хорасан, когда ему приснился встревоженный дух Тамерлана и его страну охватили бедствия (сильные землетрясения и последующие голод и эпидемия холеры и чумы, а также один за другим произошли покушения на него, в том числе со стороны его старшего сына), Надир-шах распорядился немедленно вернуть украденное нефритовое надгробие Тамерлана в Самарканд и поставить на прежнее место в мавзолее Гур-Эмир.
Из-за междоусобиц, экономического кризиса и нападения северных кочевников Самарканд не мог оправиться несколько десятилетий.
Мечеть Хазрет Хызр (отреставрирована в 1854 году).
Возрождение города началось при правлении основателя узбекской династии мангытов Мухаммад Рахимбия (1756—1758), который прославился своими волевыми качествами и военным искусством. Мухаммад Рахимбий предпринял некоторые попытки возродить Самарканд.
Серьёзные усилия по восстановлению города предпринял эмир Шахмурад (1785—1800). При нём в Самарканде в 1784—1785 годах был построен торговый купол Чорсу. Для возрождения шелкоткачества в 1780-х годах в город была переселена масса шиитов-иранцев из Мерва.
При эмире Насрулле в Самарканде возник квартал Махалляи-шарк (или Махалляи-Яхудиён), где поселились бухарские евреи. Руководил кварталом калонтар (староста), назначенный обществом. Квартал имел свой общественный центр, баню, синагогу, чайхану, ремесленные мастерские (главным образом, красильщиков, сапожников, ткачей), небольшой базарчик, начальную школу-хедер. В 1843 году квартал получил официальный статус, так как эмир Насрулла продал бухарским евреям землю, где они образовали свой квартал.
Торговый купол Чорсу. Построен в 1785 году.
В 1840-е годы в самаркандском медресе Шер-дор учился известный татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани.
Герб Самарканда времён Российской империи.
Здание женской гимназии в Самарканде. 1880 год.
2 мая 1868 года Самарканд был завоёван русскими войсками под руководством генерала Кауфмана и присоединён к Российской империи. Самарканд стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область.
В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть.
В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток и стала называться Самарканд-Андижанская, впоследствии после объденения двух дорог образовалась Средне-Азиатская железная дорога .
Самарканд был разделён на так называемую «туземную» (имеется в виду местное население) и европейскую (русскую) части.
В 1892 году в русской части Самарканда проживало 10 115 жителей разной национальности и вероисповедания. Численностью преобладали православные христиане (7446 человек) и мусульмане-сунниты (1054 человека).
Также в городе проживали 68 католиков, 75 протестантов, 485 иудеев, 416 так называемых раскольников и 71 человек, исповедующий армяно-григорианскую веру.
Для всех этих новых жителей строились церкви, молельные дома и храмы. В новом городе открылись первые гостиницы, рестораны, трактиры европейского образца, первая сеть магазинов; появились почтовая связь и телеграф.
Больницы и медицинские пункты были малочисленны и появились много позднее (в начале XX века). В городе были построены здания европейского типа (для банков, аптек и других организаций).
В начале ХХ века выходцами из Самарканда были крупные деятели реформистского движения в Туркестане — джадиды Ходжи Муин Шукруллаев и Махмуд Ходжа Бехбуди.
Вершиной писательского мастерства Бехбуди является драма на узбекском языке «Падаркуш» («Отцеубийца»), вышедшая в Самарканде в 1911 году.
В 1913 году Бехбуди начал выпуск газеты «Самарканд» на узбекском и таджикском языках. В 1917 году он был избран в Учредительное собрание от Самаркандского избирательного округа по списку № 2 (мусульманские организации Самаркандской области).
После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах Самарканд был столицей Узбекской ССР, в нём размещалось правительство Узбекистана во главе с Файзулло Ходжаевым.
В этот период по проектам немецких архитекторов были построены Республиканская больница и главное здание университета. В Самаркандский университет по всесоюзному конкурсу были набраны преподаватели из разных вузов Советского союза.
В 1927 году в Самарканде был образован Узбекский педагогический институт — 1-е светское высшее образовательное учреждение, которое в 1930 году было переименовано в Узбекскую государственную педагогическую академию, в 1933 году — в Узбекский государственный университет, а в 1961 году — в Самаркандский государственный университет, которому было присвоено имя величайшего средневекового среднеазиатского поэта, философа и государственного деятеля Алишера Навои.
В городе также были образованы другие высшие учебные заведения масштаба всей советской Средней Азии: Самаркандский государственный медицинский институт, Самаркандский кооперативный институт, Самаркандский государственный педагогический институт имени Садриддина Айни, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский сельскохозяйственный институт, Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище и другие.
В 1930 году Самарканд потерял статус столицы и остался лишь центром Самаркандской области, а столицей Республики Узбекистан стал город Ташкент.
Во время Второй мировой войны, с октября 1941 по 1944 годы в городе находились эвакуированная из Москвы Артиллерийская академия и многочисленные промышленные предприятия из зон боевых действий.
В советские годы в городе начал активно развиваться туризм, как внутренний, так и иностранный. Большинство иностранных туристов приезжало в Самарканд и другие города советского Узбекистана в основном из стран Варшавского договора и Индии. Также в эти годы в городе были построены новые заводы и предприятия, благодаря чему Самарканд стал одним из крупных центров Среднеазиатского экономического района СССР.
Мемориальный музей Садриддина Айни основан 19 мая 1967 года согласно постановлению правительства Узбекистана от 16 июня 1964 года. В открытии принимали участие руководители Узбекистана и Таджикистана, а также общественность Самарканда.
По инициативе академика АН Узбекской ССР И. Муминова и при поддержке Ш. Рашидова в 1970 году широко отмечалось 2500-летие Самарканда. В связи с этим был открыт памятник Мирзо Улугбеку, основан Музей истории Самарканда, подготовлена и опубликована 2-томная история Самарканда.
В 1991 году впервые в Узбекистане было создано Самаркандское негосударственное телевидение. Инициатором проекта и лидером среди единомышленников стал самаркандец Фирдавс Абдухаликов
Место захоронения Ислама Каримова в Самарканде.
После распада СССР в 1991 году Самарканд стал административным центром Самаркандской области (вилоята) уже независимой Республики Узбекистан.
В первые годы независимости большое развитие получило Самаркандское телевидение, которое с 1996 года получило международное признание, в прямом эфире проводило эксклюзивные интервью с главами государств, сенаторами стран, ведущими зарубежными журналистами. Сотрудники СТВ получили возможность выезжать в командировки не только в регионы, но и за пределы республики. Творческие съемочные группы сняли документальные фильмы о России, Франции, США, Сирии, Пакистане, Индии и др. СТВ создало цикл документальных передач к юбилею Амира Тимура, Мирзо Улугбека.
За годы независимости в Самарканде произошли значительные изменения в градостроительстве. Было восстановлено святилище выдающегося исламского ученого Х века аль-Мотуриди.
Сооружены памятники персидско-таджикскому поэту Абу Абдулло Рудаки, поэту Алишеру Навои, полководцу и правителю Амир Темуру, учёному Мирзо Улугбеку.
Мавзолей Аль Мотуриди. 2000 год.
После смерти президента Узбекистана Ислама Каримова его похоронили в Самарканде, где он и родился. Также в 2017 году в городе открыт памятник Каримову, а в 80-й день его рождения, 30 января 2018 года, у мечети Хазрет-Хызр был открыт мавзолей.
Численность населения Самарканда, по состоянию на 1-й квартал 2019 года, составляла 540 000 жителей. В Самаркандской агломерации проживает около 1 000 000 человек.
Двуязычное (на узбекском и таджикском) приветствие на входе в одну из махаллей Самарканда.
Основную часть населения составляют узбеки и таджики. Из национальных меньшинств преобладают русские и среднеазиатские иранцы (персы). Также в городе проживает большое количество представителей армян, татар, корейцев, азербайджанцев, украинцев, среднеазиатских евреев, поляков, немцев, среднеазиатских арабов, среднеазиатских цыган.
В религиозном составе преобладает ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, который является основной религией для узбеков, таджиков и среднеазиатских арабов. Шиитский мазхаб ислама распространён в основном у среднеазиатских иранцев, азербайджанцев и части таджиков.
Собор Святителя Алексия Московского в Самарканде.
Из направлений христианства в основном распространено православие, которое является основной религией для проживающих здесь русских, украинцев и белорусов. Имеется 1 православный Собор Святителя Алексия Московского и 2 православных храма (Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Храм Святого Георгия Победоносца).
Второй по распространённости христианской религией в городе является Армянская апостольская церковь, которая распространена среди армян города. Имеется армянская церковь Сурб Аствацацин. Третьей по распространённости христианской религией в городе остаётся католицизм, который является основной для поляков и немцев Самарканда. Имеется католическая церковь Святого Иоанна Крестителя.
Еврейские школьники в Самарканде.
Иудаизм распространён среди среднеазиатских евреев.
По статистическим данным, в 1887—1888 годах в Самаркандском уезде, куда входил город Самарканд, из 54 195 жителей узбеки составляли 186 532 человек (то есть 73 % населения), остальные жители были представлены таджиками, русскими, арабами, иранцами и другими. Спустя ровно 10 лет, согласно переписи населения Российской империи 1897 года, в Самарканде проживало 55 128 человек. Распределение населения по родному языку было следующим: таджикский — 36 845, русский, украинский и белорусский — 8393, узбекский (1 из диалектов современного узбекского языка) — 5506, еврейско-таджикский — 1169, польский — 1072, иранский (персидский) — 866, немецкий — 330, сартский (1 из диалектов современного узбекского языка) — 287. В Самаркандском уезде в целом, куда входил и город Самарканд, в 1897 году проживало 342 197 человек. Распределение населения по родному языку было следующим: узбекский — 200 672, таджикский — 123 342, славянские (включая великороссов, малороссов и белорусов) — 9340, кашгарский (диалект уйгурского языка) — 3421 человек. Эта статистика показывает, что в самом городе преобладал таджикский язык, а в окрестностях Самарканда преобладающим был узбекский язык.
Общая площадь территории, административно подчинённой городу Самарканд, составляет 120 км². Территория, подчинённая городу Самарканд, разделена на 219 махалля.
В её состав входят собственно город Самарканд, а также 3 посёлка городского типа: Кимёгарлар (к западу от города на территории Пастдаргомского административного района), Фархад (к северо-востоку от города смежно с его основной территорией) и Хишрау (к юго-западу от города на территории Самаркандского административного района).
Территория города окружена территорией Самаркандского района, в состав которого сам город не входит, а имеет статус города областного подчинения и административного центра Самаркандской области.
В настоящее время город Самарканд не разделён на административные районы. Впервые разделение города на административные единицы было предпринято в 1939 году.
10 февраля того года территория города Самарканд была разделена на 3 административных района: Ира́нский, Железнодоро́жный и Сиа́бский.
Через короткое время Иранский район был переименован в Баги́-Шама́льский район. Он занимал центральную часть города, Железнодорожный район — западную, а Сиабский район — восточную, где находится исторический центр Самарканда.
В 1950-е годы все данные районы были упразднены. В 1976 году были образованы заново Багишама́льский (узб. Боғишамол тумани/Bogsanitized_by_modx& #39ishamol tumani), Железнодорожный (узб. Железнодорожный тумани/Jeleznodorojniy tumani) и Сиабский (узб. Сиёб тумани/Siyob tumani) районы.
В 1990-е годы Железнодорожный район был переименован в Темирюльский район (узб. Темирйўл тумани/Temiryosanitized_by_modx& #39l tumani). 1 января 2004 года все 3 района города были вновь упразднены.
Самарканд — один из крупнейших промышленных и экономических центров Узбекистана. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение.
В городе работает Самаркандский автомобильный завод «SamAuto», производящий автобусы и грузовики марок «Isuzu»; автомобильный завод «MAN Auto-Uzbekistan», производящий грузовики, спецтехнику и прицепы марки «MAN».
Имеются планы по открытию автомобильного завода «Land Rover Uzbekistan» для выпуска внедорожников марки «Land Rover».
Также развиты лёгкая, строительная, химическая, нефтехимическая, химико-фармацевтическая и пищевая промышленности.
Функционируют заводы электронной техники, выпускающие резисторы и интегральные схемы, а также электронную бытовую технику.
Работает Самаркандский лифтостроительный завод; завод предприятия «Sino», выпускающий бытовые холодильники; сигаретная фабрика «UzBat» по переработке и фасовке табачной продукции; Самаркандская чаефасовочная фабрика по переработке и фасовке чайной продукции; Самаркандский винный завод, который является одним из старейших и крупнейших винных заводов не только Узбекистана, но и Средней Азии; Самаркандский спиртной завод; предприятие «AgroBravo», производящий молочные продукты; Самаркандская текстильная фабрика и другие предприятия и заводы.
В Самарканде действуют также многочисленные частные предприятия малого предпринимательства. По итогам января-декабря 2014 года, было произведено промышленной продукции на общую сумму 1974,3 млрд сум.
Важной отраслью экономики Самарканда продолжает быть туризм. Город является одним из самых посещаемых туристических центров Узбекистана. И доходы, получаемые от туризма, играют большую роль в экономике города.
Из иностранных туристов город, как и Узбекистан в целом, посещают в основном гости из Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии и других стран Европейского союза; из России и других стран СНГ; Японии, Южной Кореи, Китая и Турции.
В северной части города расположен международный аэропорт «Самарканд», который является одним из крупнейших в Узбекистане.
Аэропорт Самарканда соединён воздушным сообщением с крупнейшим аэропортом Узбекистана — международным аэропортом «Ташкент» имени Ислама Каримова, а также с некоторыми другими региональными аэропортами страны.
Из иностранных городов аэропорт Самарканда связан с аэропортами России, в частности (по состоянию на январь 2019 года) имелось воздушное сообщение с Москвой (Внуково, Домодедово, Шереметьево), Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и Казанью.
Международный аэропорт «Самарканд» также имеет воздушное сообщение с турецким Стамбулом (Ататюрк), а также с таджикистанским Душанбе.
Самаркандский железнодорожный вокзал.
Высокоскоростной электропоезд Afrosiyob (модификация Talgo 250.)
Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана.
Эта железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне — Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в Самарканде. Именно станция «Самарканд» являлась конечной на Закаспийской железной дороге. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Далее после 1888 года началось строительство Самарканд-Андижанской железной дороги, открытой для движения с 1899 года: Урсатьевская — Черняево — Андижан — 346 вёрст и Серово — Горчаково — Федченко — Зеленск — Андижан — 240 вёрст.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, Закаспийская железная дорога и Самарканд-Андижанская железная дорога после объединения получила название Среднеазиатская железная дорога.
В советские годы станции «Самарканд» не была присоединена ни одна новая линия, но в то же время она являлась одной из крупнейших и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.
В 2000-е годы от станции «Самарканд» по направлению к Ташкенту был организован фирменный пассажирский поезд «Регистан», максимальная скорость которого составляет 160 км/ч.
В 2011 году была открыта 1-я в Средней Азии высокоскоростная железная дорога Ташкент — Самарканд с поездами Afrosiyob (модификация Talgo 250), максимальная скорость которых составляет 250 км/ч.
В сентябре 2015 года эта скоростная железная дорога продлена до города Карши, а в планах имеется её продолжение до Бухары.
Через железнодорожную станцию города Самарканд проходят не только внутренние железнодорожные маршруты, но и международные.
Наиболее крупные внутренние маршруты: Ташкент — Самарканд, Хива — Андижан, Бухара — Андижан, Термез — Андижан, Карши — Самарканд, Бухара — Самарканд, Ташкент — Ургенч, Ташкент — Сариасия, Ташкент — Бухара, Ташкент — Алат, Ташкент — Термез, Ташкент — Кунград.
Из международных маршрутов: Волгоград (Россия) — Ташкент, Саратов (Россия) — Ташкент, Алматы (Казахстан) — Нукус. Вокзал железнодорожной станции расположен в северо-западной части Самарканда.
Одна из улиц Самарканда.
С ноября 1924 по 1930 годы в Самарканде курсировал паровой трамвай. В мае 1947 года в городе был запущен самаркандский трамвай, который функционировал до августа 1973 года.
В 2016 году было принято решение возобновить движение трамваев. 1-я ветка была открыта 15 апреля 2017 года, 2-я ветка открылась 21 марта 2018 года.
С 1957 года в Самарканде также действовала троллейбусная система, которая проработала до 2005 года.
В настоящее время в Самарканде из общественного транспорта курсируют автобусы, произведённые на Самаркандском автомобильном заводе, маршрутные такси Газель-322132.
Также функционируют государственные и частные службы такси (преимущественно марок и моделей Daewoo Nexia, Daewoo Gentra, Daewoo Matiz, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Cobalt, Chevrolet Epica). Окрас самаркандских такси — жёлтый, как и у такси Нью-Йорка.
Стадион «Динамо».
Футбол — один из самых популярных видов спорта в Самарканде. Самым известным и сильнейшим футбольным клубом города является «Динамо», основанное в 1960 году и выступавшее в советские годы во Второй лиге чемпионата СССР.
В сезоне 2018 года «Динамо» выступало в Про-лиге A Узбекистана — во 2-м по уровню дивизионе страны. Долгое время этот клуб являлся постоянным участником Высшей лиги, но в сезоне-2017 вылетел в лигу уровнем ниже.
Лучшими достижениями «Динамо» являются финал Кубка Узбекистана-1999/2000 , 4-е место в Высшей лиге 2000 года и участие в Кубке обладателей кубков Азии в 2001 году.
В городе также имеется футбольный клуб «Шердор», который с сезона-2018 вновь выступает в Про-лиге Узбекистана. Ещё один самаркандский клуб — «Спартак» участвует в футбольной лиге Самаркандской области.
Одним из ныне не существующих клубов является «Регистан», который в сезонах-2010-2014 выступал во Второй и Первой лигах чемпионата Узбекистана.
В городе есть 2 крупных стадиона: «Динамо» (на 13 800 зрителей) и «Олимпия» (на 12 500 зрителей). Также функционируют небольшие стадионы «Ёшлик» и «Локомотив».
В городе также имеется большое количество других спортивных объектов:
На восточной окраине Самарканда находится уникальный гребной канал, у которого есть всего 2 аналога в мире (в Мюнхене и Москве) и на котором проводятся не только местные турниры, но и соревнования по академической гребле, а также по гребле на байдарках и каноэ континентального и мирового масштабов.
Ежегодно с середины 1990-х в Самарканде проводится теннисный турнир в рамках ATP Challenger Tour. Кроме того, в городе проходят отдельные турниры и соревнования чемпионатов Узбекистана по различным видам спорта.
Медресе Шер-Дор на площади Регистан в Самарканде. Картина Верещагина В. В. (1869—1870 годы).
В Самарканде находятся многочисленные организации научного, педагогического и культурного профиля. В городе имеются многочисленные архитектурные исторические памятники, внесённые в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В советские годы в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства, занимавшийся улучшением овец каракульской породы.
По инициативе академиков Я. Гулямова и И. М. Муминова по случаю 2500-летнего юбилея Самарканда и постановлением Совета министров УзбССР от 1970 года, Постановлением Президиума Академии наук Узбекской ССР был создан Институт археологии, которому в 1998 году было присвоено имя археолога, историка, академика Я. Г. Гулямова.
В июне 2019 года по инициативе академика А. Аскарова институт планировалось перенести из Самарканда в Ташкент.
Самарканд — одна из театральных столиц Узбекистана. В центре города расположен один из крупнейших и старейших театров Узбекистана — Самаркандский областной театр музыки и драмы имени Хамида Алимджана. В новой части города расположен Самаркандский государственный русский театр драмы имени А. П. Чехова — один из крупнейших русских театров Узбекистана. Также в городе есть Самаркандский областной театр кукол имени А. Джураева и Театр исторического костюма «Эл Мероси».
ТВ, газеты и журналы, кроме узбекского языка, также выходят в эфир и публикуются и на русском языке. Издаётся русскоязычная газета «Самаркандский вестник». На русском языке сделана часть вывесок и объявлений на улицах города. Также в городе выходит таджикоязычная газета «Овози Самарканд», городской частный телеканал STV и областной государственный телеканал MTRK Samarqand частично вещают на таджикском языке.
Самарканд является одним из крупнейших образовательных центров Узбекистана и Средней Азии. В 1994 году в городе было организовано одно из крупнейших в Узбекистане высшее учебное заведение по изучению иностранных языков — Самаркандский государственный институт иностранных языков.
По состоянию на 2015 год, на территории города функционируют 59 средних общеобразовательных школ, более 20 колледжей и лицеев. Также в городе расположены многочисленные высшие учебные заведения.
В Самарканде находится крупнейший университет Самаркандской области и 2-й по величине (после Национального университета Узбекистана в Ташкенте) университет в Узбекистане, который был образован в 1927 году под названием Узбекский педагогический институт. В 1930 году он был переименован в Узбекскую государственную педагогическую академию, в 1933 году — в Узбекский государственный университет, а в 1961 году — в Самаркандский государственный университет, которому было присвоено имя величайшего средневекого среднеазиатского поэта, философа и государственного деятеля — Алишера Навои.
В университете имеется 10 факультетов: естественных наук (биологическая, химическая и географическая кафедры), исторический, механико-математический, педагогический, профессионального образования, социально-экономический, физический, физической культуры, узбекской филологии и филологический (кафедры таджикской и русской филологии).
В советские годы в городе также были образованы другие высшие учебные заведения масштаба всей советской Средней Азии: Самаркандский государственный медицинский институт — один из крупнейших медицинских ВУЗов Узбекистана, Самаркандский институт экономики и сервиса, Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий, Самаркандский государственный институт иностранных языков, Самаркандский государственный педагогический институт имени Садриддина Айни, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский сельскохозяйственный институт, Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище и другие.
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.
Вход в ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.
Мавзолей Гур-Эмир.
В честь Самарканда названы улицы в ряде городов Узбекистана (в том числе в Ташкенте), а также в некоторых городах Таджикистана (Душанбе, Худжанд), Казахстана (Алматы, Караганда, Тараз, Темиртау) и в других странах постсоветского пространства, в том числе в России. Так, в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Симферополе, Уфе в честь Самарканда названы улицы, в Москве имеется Самаркандский бульвар. В ряде городов Украины также имеются улицы, названные в честь Самарканда. Это Константиновка, Краматорск, Кривой Рог, Снежное, Черновцы и Харьков.
Из городов за пределами постсоветского пространства, улицы, названные в честь Самарканда, имеются в иорданских городах Амман и Ирбид, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, в Дубае. Одна из махаллей в турецком городе Болу тоже названа в честь Самарканда. Также в честь Самарканда названо казахстанское село Самарканд в Карагандинской области. В честь Самарканда назван турецкий популярный образовательный телеканал «Semerkand TV» и колёсный военный пароход Российской империи «Самарканд».
Также в честь Самарканда названы некоторые виды растений и цветов, множество ресторанов и кафе по всему миру, ряд фирм и компаний в разных странах.
Площадь и ансамбль Регистан.
Медресе Улугбека.
Медресе Тилля-Кари.
Медресе Шердор.
Торговый купол Чорсу
Усыпальница Тимуридов.
Мавзолей Аксарай.
Мавзолей Рухабад.
Ансамбль Шахи Зинда.
Ансамбль Шахи Зинда.
Мавзолей Биби Ханум.
Мечеть Биби Ханум.
Ходжа Абди Дарун.
Мавзолей Ходжа Дониёр.
Мавзолей Ходжа Дониёр изнутри.
Мечеть Хазрет Хызр.
Мавзолей Ишратхона.
Обсерватория Улугбека.
Секстант обсерватории Улугбека.