С конца XVIII века латыши-лютеране, служившие в основном в гвардии и на флоте, молились вместе с немцами и эстонцами в кирхе св. Михаила 1-го кадетского корпуса (см. церковь св. МИХАИЛА), а с 1835 – в часовне Градских богаделен (см. церковь св. МАРИИ при Градских богадельнях), где первым пастором латышского прихода стал Вильгельм фон Книриен, проповедник в вышеназванном корпусе.
Купив на Загородном проспекте деревянный дом, латыши в 1845 устроили в нем временный молитвенный зал, который вскоре стал для них тесным. В это время приход насчитывал около 4000 человек. Проект каменной кирхи с хорами создал О. В. Бремер, но он оказался „неблаговидным“. Тогда дело поручили опытному В. Е. Моргану, который предложил здание в псевдороманском стиле. После упрощения этого проекта церковь на 400 человек была заложена 22 июня 1847 и строилась главным образом на пожертвования, из которых 12 тыс. руб. серебром дал Император, а 10 тыс. – латышский купец Петер Янис. Много потрудился для дела барон И. А. Фитингоф, командир лейб-гвардии Кавалергардского полка. Освященное 3 июля 1849 пастором Конради здание имело хоры и было украшено двумя алтарными картинами: „Распятие“ и „Тайная вечеря“.
Расширяя кирху в 1864–1865, Н. Л. Бенуа пристроил к ней алтарную апсиду и крытую паперть, устроил новые двухъярусные чугунные хоры, надстроил колокольню, сделав ее восьмигранной, после чего церковный зал мог вмещать на 100 человек больше. Вскоре на хорах появился орган.
Рядом с церковью В. А. Шретер возвел в 1881–1882 большой доходный дом, где разместились благотворительные учреждения прихода: богадельня, приюты, дешевые квартиры и две торговые школы. В 1910 А. Ф. Бубырь надстроил этот дом мансардой, а на углу проспекта и Подольской улицы выстроил еще один церковный дом.
В 1850–1871 настоятелем в кирхе состоял известный проповедник Юлиус фон Рихтер, а последним пастором был Иоганн Сандерс, прослуживший более 30 лет. Поскольку четверть прихожан была немцами, служба в кирхе по традиции велась и на немецком языке. Так как со временем прихожан стало около 10 000 человек, то в 1905 здание задумали расширить, но этот замысел осуществить не успели.
Уже в 1923 кирху пытались закрыть, но сделали это лишь в 1938 „по требованию рабочих-латышей“. Через два года ее полностью снесли, и ныне на этом месте находится небольшой сквер.
Восстановленная в 1990-х латышская община раз в месяц проводит свои богослужения в кирхе св. Екатерины на Васильевском острове (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ).
Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 576; Оп. 4. Д. 1068.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4793; Ф. 921. Оп. 20. Д. 361а.
Литературные источники
Князева, Соловьева. С. 139–140.
Периодика
ПЛ. 1899. № 181.
ВКГ. 1929. № 36, 163.
ЛПр. 1929. № 147.
Издания на иностранных языках
Jungblut. S. 158–165.
EvSb. 1861. № 47. S. 370–372.
Gemeinden. Bd. 1. S. 33–37.
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Бенуа Николай Леонтьевич
Бремер Оттон Васильевич
Бубырь Алексей Федорович
Конради
Морган Василий Егорович
Рихтер Юлиус фон
Сандерс Иоганн
Шретер Виктор Александрович
Верейская ул./Санкт-Петербург, д. 1
Загородный пр./Санкт-Петербург, д. 62