Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Это наша пустота опустошает мир. Ежи Лец.

Лютеранская церковь св. МАРИИ финская.

Назад

Хотя финны – коренное население Приневского края – получили Евангелие от православных миссионеров, их большая часть в Петербурге начала XVIII века исповедовала лютеранство, входя с 1710 вместе со шведами в общину, которая имела кирху в т. н. „финских шхерах“.
Отделившись в 1745 от шведов и создав собственный молитвенный дом, финны получили в 1767 в свое распоряжение деревянную церковь, бывшую ранее в совместном владении (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ шведскую). Небогатая община только в 1803 смогла приступить к постройке каменного храма по проекту Г. X. Паульсена на 2400 человек. Выдержанный в стиле ампир, с портиком из четырех тосканских колонн, он был освящен 12 декабря 1805, в день рождения Императора Александра I. Из старого здания в него перенесли люстру работы ювелира З. Дейхмана. Ниши по краям портика украшали статуи апп. Петра и Павла.
В 1871 К. К. Андерсон устроил внутри здания вторые хоры и частично изменил проемы на фасаде, а в 1890-е небольшие изменения в фасад внес Л. Н. Бенуа. Отмечая в 1878 юбилей прихода, финны решили собрать деньги на новую кирху, но нужной суммы не набралось, хотя число прихожан достигало 19 000 человек. В 1899 К. К. Керковиус разработал проект храма близ Финляндского вокзала, где жило много финнов, однако и он не был осуществлен.
К кирхе, окормлявшей также финнов, живших в пригородах, были приписаны молитвенные дома в Лахте (см. молитвенный дом св. МАРИИ в Лахте) и в деревне Волынкиной (см. молитвенный дом в дер. Волынкиной), а также возведенная в 1870–1872 часовня на финском участке Митрофаньевского кладбища. При храме имелись школа, два приюта и богадельня.
Перед революцией пастором в нем служил Юхан Сааринен.
Финская лютеранская община была в Петербурге самой многочисленной (около 60 000 человек). Несмотря на это, кирха была закрыта постановлением Леноблисполкома от 21 апреля 1938, здание передано Эрмитажу и в последующие два года перестроено под общежитие. С 1970 в нем находился Дом природы. Только в 1977 в городе Пушкине (Царское Село) для финнов был снова открыт молитвенный дом.
В 1990 часть здания была возвращена общине Церкви Ингрии, которая со следующего года начала проводить богослужения. С 1999 в храме шла реставрация по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка, завершившаяся 19 мая 2002 освящением, на котором присутствовала президент Финляндии.
Отныне церковь является главной в общине, насчитывающей 60 приходов на Северо-Западе страны.

Архивные источники
РГИА. Ф. 583. Оп. 4. Д. 237. Л. 86–89; Ф. 821. Оп. 5. Д. 568, 713, 911; Ф. 1281. Оп. 7. Д. 97.
Литературные источники
ПАЛ. С. 452.
Кириков. С. 17.
Князева, Соловьева. С. 133–134.
Периодика
ПЛ. 1884. № 222. С. 3.
ВПГ. 1899. № 54.
ВЛ. 1988. 3 июня; 1991. 26 февр.
Посев. 1991. № 6. С. 91.
Издания на иностранных языках
Busching. T l. 2. S. 76–95.
Grot. Bd. 2. S. 18.
Jungblut. S. 156–158.
Gemeinden. Bd. 1. S. 27–30.
Finska kirkohist. samfundets arsskrift. 1934. S. 102–112.

 
Авторы

Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

 
Персоны

Андерсон Карл Карлович
Бенуа Леонтий Николаевич
Дейхман Захарий
Иванов С.И.
Керковиус К. К.
Лонк Э.
Паульсен Готлиб Христофорович
Сааринен Юхан

 
Адреса

Б. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 6а

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов