Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Седина в бороду — бес в ребро.

Храм Казанской Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Назад

Це́рковь Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм в Московском районе Санкт-Петербурга на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Первый храм

Первым храмом во всём Новодевичьем монастыре была деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная 1 (13) сентября 1848 года. Здание строилось по проекту Н. Е. Ефимова. В том же году, 10 (22) октября, церковь была освящена епископом Ревельским Нафанаилом. Через 20 лет, в 1869 году, под храм был подведён каменный фундамент с устроенными в нём склепами. Сама церковь была отремонтирована. Каждое захоронение в склепе отмечалось надгробной плитой, иногда с решёткой, в полу самого храма.

Современная церковь

Поскольку деревянная церковь стала тесной и была неудобно расположена между монастырской больницей и хозяйственным двором, то в 1906 году было решено заменить её на большую, каменную. Новая кирпичная церковь была заложена митрополитом Антонием 8 (21) июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова на средства, выделенные монастырём и купцами Пантелеевым и Кашинцевым. В 1912 году было окончено возведение храма, и началась роспись интерьера, которой руководил художник Ф. Р. Райлян с помощниками. Однако недостаток средств в период войны, а также творческий спор между заказчиком и исполнителем стали причиной остановки работ летом 1915 года. В итоге, освящение нового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» произошло уже после 1917 года. В 1920-е годы богослужения проводились как в старом, так и в новом храмах.

Попытки закрыть храм предпринимались ещё в 1923 году, в период, когда в монастыре служили обновленцы. Окончательно церковь закрыли в июле 1927 года. Некоторое время здание не использовалось. В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под механический цех ВНИИ электромашиностроения, расположившегося в бывшем монастыре. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене подготовлены шурфы, однако, в связи с техническими трудностями, это намерение осуществлено не было.

С декабря 1990 года по октябрь 1994 года в крипте храма располагался приход во имя святых Новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей. Одновременно, в самой церкви с 1992 года находилась община Московского Патриархата. 15 марта того же года был освящён придел во имя Державной иконы Божией Матери. Начата реставрация. В 1995 году церковь была передана восстанавливаемому монастырю. Сам храм был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2002 по 2004 годах в храме была произведена полная реставрация.

Архитектура, убранство.

Кирпичный пятиупольный двухэтажный храм выстроен в неовизантийском стиле, что сближает его с архитектурой Софийского собора в Константинополе. Церковь расположена внутри монастырского каре на одной оси с Воскресенским собором и главным входом на кладбище. Здание имеет гранитный цоколь и облицовано светлым кирпичом, привезённым сюда из Германии.

Купола храма расположены на низких барабанах, опоясанных аркадами, создающими урезы на куполе, и украшенными орнаментами и майоликой. Своды и вторые своды (вместо купольных стропил) железобетонные. Первоначально купола были покрыты особой черепицей, наподобие греческих храмов. В каждой арке устроен оконный проём.

С трёх сторон храма устроены входы с порталами, образованными массивными пилонами со сводами, декорированными бетонной скульптурой, имитирующей резьбу по камню, и украшенными мозаичными вставками. Среди декоративных изображений: растительный орнамент с виноградной лозой и пальмовыми ветвями, символы евангелистов, птицы, кресты, монограмма Христа, Альфа и Омега. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада тоже имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Казанский храм имеет три придела: главный — Казанской иконы Божией Матери, северный — Державной иконы Божией Матери и южный — преподобного Серафима Саровского. Круглый в плане храм разделён на три нефа. Центральный неф устроен в виде ротонды. Он окружён колоннадой из железобетонных колонн, облицованных искусственным красным мрамором с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа. Над ними устроены двухъярусные галереи. Первоначально стены внутри храма были облицованы тёмно-зелёным искусственным мрамором, из мрамора был сделан также иконостас. Современные иконостасы деревянные резные, покрыты позолотой. Центральный иконостас — двухъярусный, боковые — в один ярус. Иконы для иконостаса были написаны преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым.

Ко времени возвращения храма православной церкви росписи в русском стиле, выполненные в 1910—1915 годах, частично сохранились. Её восстановлением и воссозданием занимались иконописцы из Санкт-Петербургской духовной академии и иконописной школы Московской епархии (город Дубна).

Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей священномученика Илариона (Верейского).

Фундамент храма бетонный. В подвальной части были устроены двухъярусные склепы, позволившие устроить захоронения около 350 человек. Изначально снаружи храма, вдоль цоколя, предполагалось также устроить склепы. В настоящее время перед западным фасадом находятся захоронения, среди которых могилы архитектора Василия Косякова, архимандрита Кирилла (Начиса).

 


Эту деревянную церковь начали строить в монастыре первой – 1 сентября 1848, и уже 10 октября епископ Ревельский Нафанаил освятил ее. Проект составил Ефимов, главными жертвователями были купцы В. Ф. Громов и Никитин. Иконостас взяли из упраздненной церкви полковницы Кологривовой (см. упраздненную церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, в доме П. Ю. Кологривовой).
В 1869 церковь отремонтировали, подвели каменный фундамент и сделали внизу склепы.
К началу XX века храм стал слишком тесным. В 1906 деревянную постройку решили заменить каменной с большим куполом в византийском стиле по проекту В. А. Косякова, устроив внутри двухъярусную усыпальницу на 350 склепов из железобетона. Крупные взносы давали право на захоронения с вечным поминовением. Трехпридельный храм заложил 8 июня 1908 митрополит Антоний, и через три года облицованное кирпичом и майоликой здание было готово. Средства на строительство выделил монастырь и купцы Пантелеев и Кашинцев. Стены внутри были облицованы темно-зеленым мрамором, из мрамора был сделан также иконостас.
По окончании строительства художник Ф. Р. Райлян с помощниками приступил в 1912 к росписи интерьера в древнерусском стиле и к исполнению образов, но летом 1915 эти работы остановились. Сказались возникший из-за войны недостаток средств и художественные притязания исполнителя, не нашедшие понимания у заказчика. До революции храм так и не был закончен.
Освящение новой церкви во имя Божией Матери „Утоли моя печали“ произошло уже после революции. При этом деревянный храм не был снесен, и в 1920-х службы проводились в обоих. Каменная церковь закрыта летом 1927, разорена и долго использовалась как цех. Черед деревянной наступил через два года. Вскоре после закрытия ее здание разобрали.
С декабря 1990 до октября 1994 в крипте каменной церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 обосновалась община Московской Патриархии. 15 марта 1992 в нем состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери „Державная“ и началась реставрация.
Историю монастыря и библиографию см. в статье ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ.

 
Авторы

Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

 
Персоны

Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Ефимов Николай Ефимович
Косяков Василий Антонович
Нафанаил, епископ Ревельский
Райлян Фома Родионович

 
Адреса

Московский пр./Санкт-Петербург, д. 100

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов