Це́рковь Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм в Московском районе Санкт-Петербурга на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Первым храмом во всём Новодевичьем монастыре была деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная 1 (13) сентября 1848 года. Здание строилось по проекту Н. Е. Ефимова. В том же году, 10 (22) октября, церковь была освящена епископом Ревельским Нафанаилом. Через 20 лет, в 1869 году, под храм был подведён каменный фундамент с устроенными в нём склепами. Сама церковь была отремонтирована. Каждое захоронение в склепе отмечалось надгробной плитой, иногда с решёткой, в полу самого храма.
Поскольку деревянная церковь стала тесной и была неудобно расположена между монастырской больницей и хозяйственным двором, то в 1906 году было решено заменить её на большую, каменную. Новая кирпичная церковь была заложена митрополитом Антонием 8 (21) июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова на средства, выделенные монастырём и купцами Пантелеевым и Кашинцевым. В 1912 году было окончено возведение храма, и началась роспись интерьера, которой руководил художник Ф. Р. Райлян с помощниками. Однако недостаток средств в период войны, а также творческий спор между заказчиком и исполнителем стали причиной остановки работ летом 1915 года. В итоге, освящение нового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» произошло уже после 1917 года. В 1920-е годы богослужения проводились как в старом, так и в новом храмах.
Попытки закрыть храм предпринимались ещё в 1923 году, в период, когда в монастыре служили обновленцы. Окончательно церковь закрыли в июле 1927 года. Некоторое время здание не использовалось. В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под механический цех ВНИИ электромашиностроения, расположившегося в бывшем монастыре. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене подготовлены шурфы, однако, в связи с техническими трудностями, это намерение осуществлено не было.
С декабря 1990 года по октябрь 1994 года в крипте храма располагался приход во имя святых Новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей. Одновременно, в самой церкви с 1992 года находилась община Московского Патриархата. 15 марта того же года был освящён придел во имя Державной иконы Божией Матери. Начата реставрация. В 1995 году церковь была передана восстанавливаемому монастырю. Сам храм был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2002 по 2004 годах в храме была произведена полная реставрация.
Кирпичный пятиупольный двухэтажный храм выстроен в неовизантийском стиле, что сближает его с архитектурой Софийского собора в Константинополе. Церковь расположена внутри монастырского каре на одной оси с Воскресенским собором и главным входом на кладбище. Здание имеет гранитный цоколь и облицовано светлым кирпичом, привезённым сюда из Германии.
Купола храма расположены на низких барабанах, опоясанных аркадами, создающими урезы на куполе, и украшенными орнаментами и майоликой. Своды и вторые своды (вместо купольных стропил) железобетонные. Первоначально купола были покрыты особой черепицей, наподобие греческих храмов. В каждой арке устроен оконный проём.
С трёх сторон храма устроены входы с порталами, образованными массивными пилонами со сводами, декорированными бетонной скульптурой, имитирующей резьбу по камню, и украшенными мозаичными вставками. Среди декоративных изображений: растительный орнамент с виноградной лозой и пальмовыми ветвями, символы евангелистов, птицы, кресты, монограмма Христа, Альфа и Омега. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада тоже имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.
Казанский храм имеет три придела: главный — Казанской иконы Божией Матери, северный — Державной иконы Божией Матери и южный — преподобного Серафима Саровского. Круглый в плане храм разделён на три нефа. Центральный неф устроен в виде ротонды. Он окружён колоннадой из железобетонных колонн, облицованных искусственным красным мрамором с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа. Над ними устроены двухъярусные галереи. Первоначально стены внутри храма были облицованы тёмно-зелёным искусственным мрамором, из мрамора был сделан также иконостас. Современные иконостасы деревянные резные, покрыты позолотой. Центральный иконостас — двухъярусный, боковые — в один ярус. Иконы для иконостаса были написаны преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым.
Ко времени возвращения храма православной церкви росписи в русском стиле, выполненные в 1910—1915 годах, частично сохранились. Её восстановлением и воссозданием занимались иконописцы из Санкт-Петербургской духовной академии и иконописной школы Московской епархии (город Дубна).
Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей священномученика Илариона (Верейского).
Фундамент храма бетонный. В подвальной части были устроены двухъярусные склепы, позволившие устроить захоронения около 350 человек. Изначально снаружи храма, вдоль цоколя, предполагалось также устроить склепы. В настоящее время перед западным фасадом находятся захоронения, среди которых могилы архитектора Василия Косякова, архимандрита Кирилла (Начиса).
Эту деревянную церковь начали строить в монастыре первой – 1 сентября 1848, и уже 10 октября епископ Ревельский Нафанаил освятил ее. Проект составил Ефимов, главными жертвователями были купцы В. Ф. Громов и Никитин. Иконостас взяли из упраздненной церкви полковницы Кологривовой (см. упраздненную церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, в доме П. Ю. Кологривовой).
В 1869 церковь отремонтировали, подвели каменный фундамент и сделали внизу склепы.
К началу XX века храм стал слишком тесным. В 1906 деревянную постройку решили заменить каменной с большим куполом в византийском стиле по проекту В. А. Косякова, устроив внутри двухъярусную усыпальницу на 350 склепов из железобетона. Крупные взносы давали право на захоронения с вечным поминовением. Трехпридельный храм заложил 8 июня 1908 митрополит Антоний, и через три года облицованное кирпичом и майоликой здание было готово. Средства на строительство выделил монастырь и купцы Пантелеев и Кашинцев. Стены внутри были облицованы темно-зеленым мрамором, из мрамора был сделан также иконостас.
По окончании строительства художник Ф. Р. Райлян с помощниками приступил в 1912 к росписи интерьера в древнерусском стиле и к исполнению образов, но летом 1915 эти работы остановились. Сказались возникший из-за войны недостаток средств и художественные притязания исполнителя, не нашедшие понимания у заказчика. До революции храм так и не был закончен.
Освящение новой церкви во имя Божией Матери „Утоли моя печали“ произошло уже после революции. При этом деревянный храм не был снесен, и в 1920-х службы проводились в обоих. Каменная церковь закрыта летом 1927, разорена и долго использовалась как цех. Черед деревянной наступил через два года. Вскоре после закрытия ее здание разобрали.
С декабря 1990 до октября 1994 в крипте каменной церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 обосновалась община Московской Патриархии. 15 марта 1992 в нем состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери „Державная“ и началась реставрация.
Историю монастыря и библиографию см. в статье ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ.
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Ефимов Николай Ефимович
Косяков Василий Антонович
Нафанаил, епископ Ревельский
Райлян Фома Родионович
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 100