Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Бежал от дыма, да попал в огонь. (татарская)

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (на Шлиссельбургском тракте) г. Санкт-Петербург.

Назад

1894-1898 - арх. фон Гоген Александр Иванович, Иванов Александр Васильевич

в настоящее время восстановлена на сохранившемся фундаменте

Церковь построена рядом со старинной часовней.

Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная часовня со Скорбященской иконой. Икона Божией Матери "Всех скорбящих радости" изестна как  икона Божией Матери "с грошиками".  см. Часовня Божией Матери Всех Скорбящих Радости

23 июля 1888 случилось великое чудо: во время грозы, когда молния зажгла часовню, от ее удара из кружки, стоявшей рядом, на икону упали полукопейки - "грошики“. Они прочно прилипли к иконе, которая одновременно чудесным образом обновилась

Уже на следующий день после чуда к погоревшей часовне начали стекаться богомольцы и служить в ней молебны, а в 1891, собрав 41 тыс. руб., прихожане Борисоглебской церкви попросили разрешения возвести отдельный храм. Пожертвования продолжали поступать, и 12 июня 1894 митрополит Палладий заложил шатровый храм с колокольней, проект которого бесплатно составили А. И. фон Гоген и А. В. Иванов. 

Двухпридельный, на высоком цоколе, с крестами из стекла, храм был рассчитан на 1200 человек и посвящен памяти Александра III. Главный придел освятил 2 августа 1898 епископ Ямбургский Вениамин, а о. Иоанн Кронштадтский 3 декабря того же года – придел свт. Николая и прор. Илии. Всего на постройку было в народе собрано 167 тыс. руб.
По рисунку Иванова И. П. Платонов вырезал из дуба иконостасы, иконы для которых написали члены Общества вспоможения художникам. Первоначальную роспись С. И. Садикова в 1913 заменили „рублевской“, исполненной С. Т. Шелковым по эскизам А. П. Аплаксина, под наблюдением признанных знатоков древнерусского искусства Н. В. Покровского и В. В. Суслова. Эта роспись больше соответствовала внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле XVII века. Запрестольный образ в нем был копией известного киевского изображения „Божией Матери с Предвечным Младенцем“ работы В. М. Васнецова.
Чудотворный образ стоял сперва в одном из приделов церкви. 11 июня 1907 для него по проекту фон Гогена была заложена в том же стиле XVII в. облицованная светлым зигерсдорфским кирпичом часовня на 600 человек, которую 20 декабря 1909 освятил епископ Нарвский Никандр. Стоила часовня почти 100 тыс. руб., ибо внутри была очень богато отделана.
Ее стены покрывал черный с белыми прожилками мрамор, из него же были сделаны четыре колонны, державшие свод. Икона в золотой раме и драгоценной ризе с 700 бриллиантами высилась на пьедестале из лабрадора, под бронзовой сенью, где горели 60 лампад разного размера и рисунка. Историческую деревянную постройку не разрушили, а поставили в правой части часовни. Снаружи здание украсили мозаики работы В. А. Фролова.
У церкви имелась еще одна каменная шатровая часовня, выстроенная в 1867 на Обводном канале по проекту П. И. Буланова (или М. А. Щурупова) в память спасения Александра II от пули Каракозова.
20 июля по окрестностям храма в воспоминание о холере 1848 шел крестный ход, а 8 сентября крестный ход направлялся в Колпино, к чтимой иконе свт. Николая.

В ограде храма была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (1829–1911). В 1996 над ее могилой заложена надгробная часовня.
Осенью 1910 была сделана попытка ограбить чудотворную икону, украшение которой оценивалось в 120 тыс. руб. При известии об этом умер настоятель прот. Митрофан Дормидонтович Никифоровский. В 1912 настоятелем стал прот. Петр Иоаннович Скипетров, застреленный 19 января 1918 при попытке большевиков овладеть лаврой. Он стал одним из первых новомучеников.
В 1915 причт просил переименовать Шлиссельбургский проспект в Скорбященский, но получил отказ. Не прошло в 1919 и предложение сделать церковь собором.
Церковь закрыта 26 ноября 1932 и через год снесена. Часовня, закрытая в апреле 1938, сохранилась, но без шатрового верха. Чудотворная икона, ризу с которой сняли в 1922 при "изъятии церковных ценностей“, сейчас находится в Троицкой церкви "Кулич и пасха".                                                                                             ([95]. 2010 г.и. C. 80-82 Наталия)

Дивное событие 23 июля 1888 г. и чудесные знамения, совершающиеся у иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости вложили в многие души мысль соорудить на месте часовни храм в честь Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Прошло два с половиной года со дня события, наплыв богомольцев не ослабевал, стали поступать пожертвования  на сооружение храма.  С разрешения покойного митрополита Исидора составился строительный комитет, в состав которого вошли священники Борисоглебской церкви и некоторые из прихожан.  Были приглашены архитекторы для составления проекта храма . Из всех планов более подходящим и удовлетворяющим потребностям был признан план архитекторов фон-Гогена и Иванова. По этому плану и сооружен храм в древне-русском стиле. Пятиглавый. Длиною около 18 с. и шириною около 11 с.

1 июня 1893 г. духовенством Борисоглебской церкви в присутствии членов строительной комиссии и богомольцев был отслужен молебен и окроплено св. водою место, где  предположено воздвигнуть храм в честь Пресвятой Богородицы.  3 августа того же года с благословения митрополита Палладия, по совершении усердного моления  положен первый камень фундамента.

12 июня 1894 г. совершена закладка самого храма; к октябрю месяцу храм был возведен уже до купола; летом 1895 г. кладка церкви и черновые работы окончены. С ранней весны  1896 г. работы по сооружению церкви возобновились. 9 июня были подняты св. кресты на храм, а в 1897 г. было приступлено к расписыванию церкви. 2-го августа 1898 г. торжественно совершено освящение нового храма  преосвященным Вениамином . 3 декабря 1898 г. освящен и придел  во имя св. Николая Чудотворца  прот. И. Сергиевым с местным духовенством.   

В своем настоящем виде новоустроенный храм по наружной красоте, по благолепию внутреннему и обилию света принадлежит к лучшим храмам северной столицы России.

С 1902 г. при церкви Скорбящей Божией Матери существует богадельня для престарелых женщин  и калек, в которой призреваются 22 человека; она помещается в собственном двухэтажном деревянном здании. Попечителем богадельни состоит Ф. Н. Таиров; членами совета настоятель церкви прот. М. Д. Никифоровский, С. С. Наркевич, свящ. П. Скипетров, И. Лебедев; церковным старостой состоит купец  И. Е. Иванов, казначеем Д. Г. Степанов.

Анна Ахматова упоминает церковь в стихотворении "Петербург в 1913 году":

"За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой…"

 

В 1996 г. - раскопки А. В. Никоновой.

В 1996 г. получено благословение правящего архиерея на восстановление храма. На месте, где стояла когда-то Скорбященская церковь были произведены археологические исследования, а также расчистка и консервация фундамента.

В результате исследований выяснилось, что строительство нового храма возможно на историческом фундаменте, который хорошо сохранился. 
На фотографиях, сделанных археологами видны очертания храма, имеющего форму креста с алтарной частью, обращенной к югу; а также многогранники-основания колонн, на которые опирались арки, поддерживающие купол.

В храме использовалось дровяное калориферное отопление. Три калориферные («амосовские») печи располагались в подвальном помещении.

В стенах церкви были проложены тепловые каналы, для прогрева и высушивания стен от влаги, которая образуется в результате посещения людьми, разницы температуры создающейся при открывании дверей и множества других факторов.

На клеймах кирпичей запечатлены имена керамистов-заводчиков, поставлявших кирпич для строительства Скорбященского храма. Среди них заводы В. А. Русанова и «Л. Ю. Укке и Ко», располагавшиеся на Шлиссельбургском проспекте, заводы «Трудъ» и «Наследники Петра Беляева» и другие. Для напольных покрытий была использована метлахская плитка.          

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов