История этого храма в русском стиле XVII века, возведенного близ Московских ворот, в быстро растущем промышленном районе, связана с именем обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. По его просьбе город в 1893 выделил участок земли, на которой 4 января 1895 епископ Гдовский Назарий освятил временную деревянную церковь. Она была построена по проекту М. Т. Преображенского, который стал автором и каменного храма. В конце того же года Иерусалимский Патриарх Герасим прислал церкви список чтимой иконы Успение из Гефсиманского скита с частицами Гроба Божией Матери, Гроба Господня и Голгофы.
Победоносцев возглавил также строительный комитет. Упомянутый епископ Назарий 31 августа 1897 вместе с о. Иоанном Кронштадтским заложил каменный двухэтажный храм на 2000 человек. Он возводился арх. И. П. Володихиным, главным образом на средства стат. сов. Евграфа Федоровича Балясова, и обошелся в 150 тыс. руб. Колокольни у храма не было, ее заменяла звонница на главном куполе. Отделка длилась два года. Иконостас по рисунку Преображенского и с образами, принадлежащими кисти М. М. Васильева, был вырезан в мастерской П. С. Абросимова; роспись в интерьере появилась много позже.
23 декабря 1901 епископ Гдовский Константин освятил первый Успенский придел, 31 марта 1902 епископ Ямбургский Сергий – придел Иоанна Крестителя, 22 декабря того же года митрополит Антоний вместе с о. Иоанном Кронштадтским – главный. Временная церковь была обращена в зал Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Одновременно с храмом была выстроена школа, которую содержало приходское благотворительное общество.
В 1902 у Московских ворот в память о бракосочетании вел. кн. Ольги Александровны поставлена железная часовня Красного Креста, сделанная в Москве, а в 1905, на проспекте, – Спасская часовня. Когда началась мировая война, М. Н. Молодецкий дал средства на создание в подвальном этаже придела блаж. Николая Юродивого в честь ратных подвигов русских солдат и их главнокомандующего. На стенах этого придела, освященного 29 октября 1915 епископом Назарием, висели доски с именами павших прихожан.
Кроме упомянутой иерусалимской иконы, в храме выделялся красивый образ на эмали Скорбящей Божией Матери.
16 февраля крестный ход шел из церкви к Чесменской богадельне, а в неделю Всех святых – по окрестностям, так как приход охватывал все Московское шоссе до самой Средней Рогатки.
Из духовенства известность приобрел о. Николай Иоаннович Курлов, умерший от тифа осенью 1904 в Маньчжурии, когда самоотверженно ухаживал за ранеными солдатами. С 1912 настоятелем служил прот. Иоанн Романович Сарв.
Храм закрыт и снесен весной 1932; теперь на этом месте сквер.
Архивные источники
РГИА. Ф. 552. Оп. 1. Д. 481; Ф. 797. Оп. 63. Д. 229; Ф. 799. Оп. 25. Д. 986; Оп. 26. Д. 704; Оп. 31. Д. 468.
ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 33. Д. 87; Ф. 535. Оп. 1. Д. 127.
Литературные источники
ЛМХ. Вып. 4. С. 172–173.
Периодика
ПДВ. 1895. № 2. С. 36–37; 1896. № 25. С. 486; 1897. № 36. С. 709.
ВПГ. 1896. № 141; 1897. № 191; 1899. № 122; 1901. № 279; 1902. № 76; 1915. № 231.
ИПЕ. 1902. № 1. С. 22; 1909. № 23. С. 26.
ПЛ. 1909. № 321.
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Абросимов П. С.
Антоний (Александр Васильевич Вадковский), митрополит
Васильев Михаил Меркулович
Володихин Иван Петрович
Герасим, Патриарх Иерусалимский
Константин (Булычев), епископ Гдовский
Курлов Николай Иоаннович
Назарий (Кириллов), епископ Гдовский, архиепископ Нижегородский
Преображенский Михаил Тимофеевич
Сарв Иоанн Романович
Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав.
Сергий, епископ Ямбургский
Глеба Успенского ул./Санкт-Петербург, д. 1
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 121