Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832 позволить им выстроить на „Козьем болоте“ собственный каменный храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тыс. руб., но прошло еще семь лет, прежде чем нужные средства были собраны. В конце 1843 Император разрешил возведение церкви.
Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня, освященная 10 марта 1846, а затем – временная Рождественская церковь на 1000 человек, где поставили иконостас из упраздненной Екатерингофской церкви (см. приходскую церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ, Екатерингофскую). Она была освящена 22 февраля 1846 и простояла до 1861 года. В ней поставили гипсовую модель Вифлеемской пещеры. 24 апреля 1849 произошло освящение бокового Тихвинского придела.
Первоначальный проект каменной церкви, предложенный А. И. Шевцовым, Николай I не одобрил, потребовав „дать церкви лучший вид“. Н. Е. Ефимов переделал этот проект, и с крестным ходом из Никольского собора епископ Ревельский Нафанаил заложил 12 октября 1847 двухэтажный каменный храм на 1500 человек, близкий по своему русско-византийскому стилю одновременным постройкам К. А. Тона. На его строительство в этот день среди присутствующих было собрано 4402 руб. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях; работами руководили сперва А. И. Шевцов и В. Ф. Небольсин, а с 1850 – опытный Ф. И. Руска.
Хотя в 1851 здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вел К. Я. Маевский, ученик Тона. К 1855 на церкви установили кресты, своим видом копировавшие кресты Исаакиевского собора, а фасады окрасили в охристый цвет. Только 28 февраля 1859 митрополит Григорий освятил главный придел верхнего храма. За ним последовали: 4 октября 1859 – правый Тихвинский и 8 ноября 1861 – левый Михайловский, от которого пошло народное название церкви. Колокола были повешены в барабанах боковых главок.
Снаружи купола и кресты церкви были вначале покрыты особой золоченой тканью, изобретенной купцом Старчиковым, но она оказалась непрочной, и со временем ее пришлось заменить покраской. Минуло несколько лет, и Маевскому в 1867–1869 пришлось ремонтировать главный купол, который стал протекать. Тогда же он перестроил паперть и пристроил ризницу. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П. М. Алексеев, иконы в главном приделе написали В. Н. Бовин и К. С. Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С. И. Муратов. Эскиз иконостаса утвердил сам Император, избравший русский стиль.
Уникальность всему храму придавала церковь-вертеп в центре подвального этажа, которая в точности воспроизводила Вифлеемский храм на месте Рождения Спасителя. При ее создании арх. С. В. Садовниковым „были собраны все известные доселе описания Вифлеемской пещеры“ и использованы советы изображавших ее художников – братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, М. Н. Воробьева и известного духовного писателя А. С. Норова.
В вертеп вел длинный освещенный лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью: „Слава в вышних Богу“ размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами „Видевше же звезду возрадовашася радостию велиею зело“. Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень – место отдыха паломников, рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские сюжеты и висело множество икон.
Вертеп в нижнем храме был освящен 22 июня 1880 митрополитом Исидором вместе с приделом св. Иоанна Крестителя, созданным на средства старосты Н. И. Глазова, а Рождественский придел – 22 декабря 1887, накануне Рождества. По пятницам в этой церкви служилась рождественская вечерня; здесь же с 1894 до постройки своего храма (см. приходскую церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве) молились православные эстонцы.
В створе Торговой улицы И. М. Гольмдорф в 1895–1897 выстроил вместо деревянной каменную часовню на средства купеческой вдовы П. А. Фоминой.
В 1905 в церкви был сделан капитальный ремонт с малым освящением, а на следующий год вокруг нее разбит сквер, окруженный чугунной оградой. В 1910 верхний храм вновь освящен после ремонта, при котором мастера обновили серебряный престол и, под руководством В. М. Измайловича, росписи.
В церкви не было старинных икон и святынь, кроме одной, с мощами свв. Николая, Пантелеимона, Параскевы и Сергия Радонежского, чей образ в полный рост подарили в 1894 хоругвеносцы Троице-Сергиевой лавры. Имелись зато дорогие, в серебряных окладах Евангелия и образа, богатый ковчег из золоченого серебра и красивая гробница для плащаницы, сделанная в 1859 фирмой Хлебникова.
С 1870 при церкви работало Общество вспоможения бедным с Калитинской женской богадельней и убежищем для девочек и мальчиков.
24 июля, в память о холере, вокруг соседнего Матисова острова шел крестный ход. С 1915 действовало миссионерское братство.
С 1901 священником храма служил о. Димитрий Феофанович Стефанович, активный церковный деятель, а настоятелем в 1917–1924 был прот. Николай Иоаннович Изборский. Его место занял потом прот. Михаил Павлович Чельцов, расстрелянный в Рождество 1931 по „делу графини Зарнекау“. С октября 1929 нижним храмом пользовались иосифляне, не признававшие патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
После того как замолк огромный, 9 тонный колокол, созывавший прихожан, 8–10 марта 1932 храм был закрыт, несмотря на сопротивление верующих, и в том же году взорван. Утварь и часть икон были перенесены в Покровскую Коломенскую церковь (см. приходскую церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) и Русский музей.
Сейчас о храме напоминает лишь небольшой кусок гранита в чахлом сквере
Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 256; Ф. 796. Оп. 176. Д. 1848; Ф. 797. Оп. 65. Д. 321.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 35. Д. 29, 32; Ф. 421. Оп. 3. Д. 22.
Литературные источники
Исполатов А. И. Описание церкви Воскресения Христова… СПб., 1876.
Огородников С. Ф. Мало-Коломенская церковь Воскресения Христова… СПб., 1907.
ЛМХ. Вып. 4. С. 97–102.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 35–37.
Периодика
ЦОВ. 1880. № 77. С. 5–6.
ВД. 1871. № 13. С. 202.
Нива. 1893. № 52. С. 1196, 1207–1208.
ПДВ. 1897. № 45. С. 899.
ПЛ. 1880. № 119; 1910. № 265.
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Алексеев Павел Михайлович
Бовин Василий Никифорович
Воробьев Максим Никифорович
Гольмдорф Иван Михайлович
Григорий (Постников), митрополит
Ефимов Николай Ефимович
Изборский Николай Иоаннович
Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит
Маевский Карл Яковлевич
Муратов Степан Иванович
Нафанаил, епископ Ревельский
Небольсин Василий Федорович
Осокин Константин Семенович
Руска Франц Иванович
Садовников Сергей Васильевич
Сергий (Иван Николаевич Старгородский), патриарх
Стефанович Димитрий Феофанович
Тон Константин Андреевич
Чельцов Михаил Павлович, протоиерей
Чернецов Григорий Григорьевич
Чернецов Никанор Григорьевич
Шевцов Алексей Иванович
Кулибина пл./Санкт-Петербург
Союза Печатников ул./Санкт-Петербург