Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 все ограничения со старообрядцев были сняты.
Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10 000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев в городе сократилось во много раз.
1752 старообрядцам было разрешено создавать кладбища в столице, и уже в 1760 на Малой Охте появилось первое кладбище беспоповцев-поморцев. Через два года к ним присоединились федосеевцы, которые выстроили здесь небольшую деревянную часовню, заменив ее в 1789 каменной, созданной на средства купца Дмитриева.
Для поморцев богадельню и моленную устроил в 1792 И. Ф. Долгов, выписавший иконы из Выгорецкого скита в Олонецком крае.
В 1811 поморцы возвели на своем участке каменную богадельню и перестроили моленную; в 1834 их примеру последовали федосеевцы. Однако в начале 1852 оба двухэтажных здания перешли к православным (см. церковь УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при Доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелева-Безбородко).
Тогда вблизи кладбища поморцы построили в 1865, на средства купца Михайлова, новую женскую богадельню, которая вскоре перешла к федосеевцам, владевшим ею до самой революции. При богадельне имелась небольшая моленная, дата закрытия которой не установлена.
Кладбище сохранилось до наших дней; здания приспособлены под жилье.
Архивные источники
РГИА. Ф. 760. Оп. 1. Д. 53.
Литературные источники
Животов. С. 49–52.
Периодика
ЦОВ. 1875. № 67. С. 6–8.
ХЧ. 1887. № 9–10. С. 450.
ПЛ. 1892. № 165; 1897. № 305.
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич
Новочеркасский пр./Санкт-Петербург, д. 8, корп. 3