Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Его язык острый, как иголкой колет. (мордовская)

Благовещенский собор г. Шлиссельбург (Орешек, Петрокрепость) Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Назад

Благове́щенский собо́р — главная православная церковь города Шлиссельбурга. Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви, состоит в Шлиссельбургского благочиннического округа. Центральный храм комплекса, состоящего из трёх церквей. Настоятель — протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев.

Предыдущие храмовые постройки

Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года, присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского, была разобрана.

Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей». Храм был возведён в 1726—1727 годах. 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви. В 1756 году храм сгорел.

Существующее здание

Колокольня после реставрации

В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года. Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены, служил навесной потолок, деревянный и плоский. В 1788—1795 годахцерковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём. До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор. В 1864 году, к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877—1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проемов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина); в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская. В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны. В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).

9 июня 1935 года собор был закрыт. После закрытия прошёл частичный демонтаж храма. В его здании предполагалось устроить Дом культуры, однако здесь был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ) была приспособлена под парашютную вышку. Во время оккупации города в 1941—1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим.

С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода; в алтарной части располагалась контора Леноблторга. Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу граммпластинок «Мелодия» для размещения производственного цеха. При передаче здания было поставлено условие восстановить его. Однако здание было лишь реконструировано под нужды владельца. В 1970—1981 годах в храме прошли восстановительные работы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича. В рамках реставрации состоялось полное восстановление основного объёма постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были, внутри было сооружено перекрытие. При обустройстве второго этажа в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей.

В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году, началась реставрация, которая к 2015 году ещё не закончена. Так, в 2014 году шли работы по монтажу главного купола со шпилем высотой 52 метра, но были мнения, что стены собора не выдержат; ранее частично была заменена кровля. Оценка предварительной стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, оконных и дверных заполнений и т. д., составила 37 млн рублей.

Архитектура, убранство и устройство собора

Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору. Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники, тяги, антаблемент) были окрашены в белый. О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году. Фасады расчленены плоскостными пилястрамибольшого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.

К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров). Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованнуючасть антаблемента с узким гладким фризом. Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков. Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки, а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проемами, в которых крепились колокола. Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами. Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.

Храм имел один престол. Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.

В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы «Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери» в серебряных ризах, принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери, размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого, хранившуюся в особом киоте. Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая; последняя была специально создана для крестных ходов. Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов 36 золотников, а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника.

В соборе находились захоронения:

  • Родовое семьи Сибилёвых (1700—1770). Над склепом был размещён образ страданий мученицы Евдокии.
  • полковника А. Белова (скончался в 1766 году). Бронзовая доска с надписью о его погребении сохранилась.

Территория храмового комплекса

Территорию собора, кроме храма, занимают еще две церкви. Весь участок обнесён оградой. Первая каменная ограда была создана еще в 1797 году. Но при строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.

Никольская церковь

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 471510263020036 (ЕГРОКН). Объект № 4710110001 (БД Викигида)

Никольская церковь

Первый храм на месте современной Никольской церкви был сложен из дерева в 1737—1739 годах. В 1772 году он был перенесён в село Гавсарь. В 1768 году началось возведение нового храма. 5 (16) декабря 1770 года рядом был освящён другой, каменный, одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим.

Казанская часовня

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 471510263020026 (ЕГРОКН). Объект № 4710110001 (БД Викигида)

Казанская часовня

Каменная часовня Казанской Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Украшением этому зданию «коринфского ордена» служили купол и две колонны. В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской Божией Матери, из собора Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом икона Казанской Божией Матери, почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенской церкви. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенской церкви литургии он выносился из часовни и совершалось «молебствие соборне». Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для посещения богомольцами. В крепостной собор икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за Днём Спаса Преображения, а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся «снимком» с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями. Храм был закрыт. Восстановлен и вновь освящён в 1989 году.

Погребения

В ограде собора также находились погребения:

  • М. П. и И. М. Белозеровых. Надпись: «Под сим погребены тела во блаженной памяти преставившихся Шлисенбургскаго купца и депутата Матвея Петрова Белозерова и сына его Иоанна, кои краткой сей жизни наслаждались: Матфей 58 лет, преставися марта 9-го дня 1783 года, Иоанн 14 лет, скончался маия 13-го дня 1784 г. О, Боже Праведный, Боже Премилосердый, услыши вопль и стенание вдовы, буди прещедрый отец оставшихся сирот и преставившимся даруй со святыми Твоими вечный живот».
  • князя Д. М. Голицына (у Никольской церкви). Надпись: «На сем месте погребено тело князя Дмитрия Михайловича Голицына, скончавшагося 1737 года, месяца апреля 10-го дня, на 74 году»
  • Д. М. Дудиной (существовала мраморная доска на правой стене Никольского храма). Надпись: «От сего места прямо 4 аршина погребено тело рабы Божией Дарии, Михайловой дочери, супруги Санктпетербургскаго цеховаго костянаго мастера Осифа Христофорова сына Дудина; в супружестве жила 43 года и 8 месяцов; оставила живых детей и внучат и правнучат 45 душ, а умерших тож детей и внучат и правгучат 50 душ; жития ея было от роду 64 года; тезоименитства была марта 19 день; преставися ноября 16 день 1777 году в Шлюшенбурхе»

Приход

В 1847 году в приход собора входили деревни Липка, Морье, Ириновка и Ваганова, а также дачи «г. г. Резвого и Белозерова» в Шлиссельбургском уезде. Тогда же в число причта этого храма и Никольской церкви входили два священника, диакон и три дьячка, на старшем причетнике из которых лежало заведование метрическими книгами. Для проживания духовенства был отведён церковной дом на Большом проспекте в Шлиссельбурге. В 1899 году к приходу собора относились наряду со Шлиссельбургом деревни Шереметьевка, Чёрная Речка, Марвино, Липки. Всего насчитывалось 339 дворов, в число прихожан входили 1862 мужчины и 1774 женщины. Кроме храмов, находящихся в ограде собора, к нему была приписана каменная Преображенская церковь на Шлиссельбургском городском кладбище.

Духовенство

Настоятели церкви
Даты Настоятель
… — 1721—1727 священник Василий Андреев (… — 1740)
… — 1728 — … священник Феодор Дометиев (… — до 1730)
… —1735 иерей Иаков Игнатьев (… —1736)
1735—1739 иерей Иоанн Онуфриев (… —1759)
1735—1743 иерей Назарий Меркурьев (… —1746)
1743—1745 протоиерей Иоанн Онуфриев (… —1759)
1745—1749 протоиерей Тимофей Васильев (1714—1763)
… — … сведений не удалось обнаружить
… — 1782—1800 протоиерей Андрей Яковлев (… —1807)
1800—1817 священник Порфирий Антонов (… —1817)
1817—1820 протоиерей Александр Пантовский (… —1833)
1820—1833 священник Фока Быстряков
1833—20 октября (1 ноября) 1876 протоиерей Иоанн Степанович Студийский (1797—1876)
1876—1890 протоиерей Григорий Иванович Кесарев (1815 — …)
1890 — 29 декабря 1909 (11 января 1910) протоиерей (с 1897) Виктор Иванович Благовещенский (…—1909/1910)
20 января (2 февраля) 1910 — … протоиерей (с 1913) Александр Дмитриевич Зосимовский
… — … сведений не удалось обнаружить
1919—1923 иерей Михаил Александрович Смирнов (1888—1962)
… — … сведений не удалось обнаружить
1935—1941 период ликвидации прихода
октябрь 1941 «иерей» И. Амосов (самозванец)
… — 1944 сведений не удалось обнаружить
1944—1991 период ликвидации прихода
1990— … сведений не удалось обнаружить
… — настоящее время протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев (род. 1967)
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов