Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Стал запирать конюшню, когда коня украли. (татарская)

Средняя Елюзань с. Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Пензенская обл, Городищенский р-н, село Средняя Елюзань

Мечеть (первая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (вторая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (третья) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (четвертая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (пятая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (шестая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Мечеть (седьмая) с. Средняя Елюзань Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.

Кладбища Средняя Елюзань с. Дубровская волость Кузнецовского уезда Саратовской губернии.



Средняя Елюзань, татарско-мишарское село, центр сельсовета, в 32 км к юго-востоку от районного центра. На 01.01.2004 – 2279 хозяйств, 8589 жителей. Самое крупное татарское село в Российской Федерации. Основано темниковскими «четвертными» татарами, т.е. служилыми татарскими князьями и мурзами, которым полагалось персональное земельное жалование в четвертях (мера площади) и разрешалось иметь крепостных крестьян (запрещение иметь татарам крепостных крестьян последовало в 1756 году). Земля им была отведена в этих местах в 1684 году, впервые упоминается как татарская деревня в 1700 году. 
     В 1702 году один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарыщам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарыщи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарыщи своими [землями] по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу». С 1780 года деревня вошла в состав Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новую Елюзань Николаевского уезда. В середине 19 века в селе было 3 мечети, водяная мельница. В 1886 году в селе было 302 двора, в том числе 98 крыто тесом, остальные соломой; 1 кабак, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 18 человек занимались торговлей, 140 человек уходили на летние земледельческие работы за Волгу; 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз, 8 семей занимались пчеловодством. 
     В настоящее время в селе действует СПК «Агрофирма «Елюзань» (1998), созданная на базе АОЗТ «Елюзанское», которая в свою очередь была организована в 1991 на базе центрального отделения одноименного совхоза. Площадь земель 5371 га. Хозяйство получает урожаи зерновых культур 20–23 ц, лука 90–100 ц с га. Имеется завод по производству сушеного лука, вальцовая мельница, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награжден Большой золотой медалью. Дом культуры, 2 средние школы, детский сад, больница на 50 коек, поликлиника, аптека, 4 магазина, кафе-столовая, Дом быта. В конце 19 века в селе находили клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина 13-го – конец 14 веков). Родина доктора биологических наук, профессора Ф.Х. Бахтеева.


 

Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Самое крупное село с компактным проживанием татар, не только в России, Европе, но и мире, насчитывающее около 11 тысяч жителей. 
     Одной из внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около 3 тысяч домов, только 7 из них – из дерева, остальные – кирпичные или смешанные. Дома, премущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от 100 до 500 и более кв.м. Помещения для скота напоминают современные мини-фермы – в них содержится 10-12 голов крупного рогатого скота в среднем. Село газофицировано и телефонизировано, газ и телефон проведены жителями за свой счет. Практически в каждом доме имеется спутниковая антенна, подключен Интернет. Внутренние дороги с асфальтовым покрытием, которое, однако, разбито, ибо в собственности у жителей села 1200 грузовых автомобилей "КаМАЗ", «МАЗ» и «Газелей», около 3-х тысяч легковых автомобилей. 
     Высокий уровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет безработицы. В условиях разрушавшегося в годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные культуры. Действуют три скотобойни, четыре цеха по переработке мяса, деревообрабатывающий цех, автопарк маршруток, курсирующих до областного центра и по РФ. В настоящее время елюзанцы закупили два комфортабельных автобуса «Мерседес», которые ежедневно курсируют из Средней Елюзани в Москву. Работают макаронная фабрика, маслобойня, четыре пекарни, пункт по ремонту сельхозтехники и техобслуживанию транспорта. Имеются 52 магазина, три крытых рынка, автосервис, бильярдная, аптека, стоматологический кабинет, ателье и Интернет-кафе, на свои средства селяне построили ипподром и оборудовали футбольное поле, купили пожарную машину. 
     Елюзанцы выращивают мясо на убой (обеспечивают Москву, Саратов, Самару и другие города Поволжья, в т.ч. «халяльным» мясом), выращивают масличные и высокодоходные зерновые культуры. Собственных угодий не хватает, для откорма скота елюзанцы арендуют земли в соседних русских деревнях. Еще одной статьей дохода жителей села является отхожий извоз. Ежегодно колонны личных автомобилей жителей Елюзани привлекаются по договорам на уборку зерна, сахарной свеклы, картофеля в хозяйствах Татарстана, Саратовской, Самарской и других областей Поволжья, сотни автомобилей работают на стройках Москвы и других городов. 
     Отличительными чертами духовной жизни Средней Елазани является абсолютное отсутствие пъянства и приверженность жителей села исламской религии. Здесь только в двух магазинах, учредителями которых является районные государственные учреждения, продаются спиртные напитки. Их потребляют, в основном, приезжие, работающие в селе жители соседних деревень и приезжающие из других регионов на рынки села покупатели. 
     Пятница в Елюзани выходной день. Школа также работает в этот день до обеда, чтобы дети успевали на пятничный намаз. В селе 7 мечетей, строится еще две. Юноши и девушки привержены мусульманским традициям – в селе не проводится шумных вечеринок, дискотек, нет праздного уличного шатания по вечерам, молодежь проводит время в спортзале, Интернет-кафе. В месяц Рамадан все село держит уразу. Характерной чертой внешнего общения является вежливость, почитание к старшим, негромкая речь с мягким мишарским говором. В селе закрыли детский сад, ибо детей принято воспитывать в семье. В Елюзани высокая рождаемость – за 6 месяцев 2005 года появилось на свет 86 младенцев. В селе практически нет смешанных браков, большой редкостью являются разводы. Отсутствует преступность. Общественным мнением осуждаются употребление спиртных напитков, моральная распущенность, леность. При этом присутствует терпимость к другим религиям и иному образу жизни. Жители соседних русских деревень, работающие в этом селе в качестве строителей на разных объектах, благодарны елюзанцам за работу и приют. «Это единственное место в округе, где есть работа и вовремя платят зарплату, русских не обижают, благодаря татарам мы кормим свои семьи», - заявляют они многочисленным корреспондентам, приезжающим своими глазами посмотреть на этот феномен. 
     Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Нынешние елюзанцы помогли отстроиться и обжиться уроженцам села, вернувшимся из регионов межнациональных конфликтов в Средней Азии. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей. 
     Таким образом, приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом. 
   

Рустэм Гайнетдинов, кандидат исторических наук

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов