Кладбища с. Радищево ? волость Кузнецкий уезд Саратовской губернии.
Преображенская церковь с. Радищево ? волость Кузнецкий уезд Саратовской губернии.
РАДИ́ЩЕВО, село в России, в Кузнецком р-не Пензенской обл., где находится Гос. музей А. Н. Радищева. Расположено на р. Тютнярь. Основано на землях, которыми в 1703–07 владел прадед А. Н. Радищева – Г. А. Аблязов (Облязов). С 1707 с. Преображенское, Облязово тож (Верхнее Аблязово). Возведены каменные 2-этажный дом (1730-е гг.; продан на слом в кон. 19 – нач. 20 вв.) и ц. Преображения Господня (1735–38; фрески 2-й трети 18 в.; позднее обустроена усыпальница Радищевых), разбит липовый парк. С 1742 (после принятия Аблязовым монашества) усадьбой владела его дочь А. Г. Радищева (урождённая Аблязова), затем до нач. 20 в. – её потомки.
А. Н. Радищев жил в Верхнем Аблязове по неск. месяцев в 1772, 1775 и 1778/79–1779, в янв. 1798 – янв./февр. 1799. Решением исполкома Пензенского облсовета от 14.4.1944 создан Гос. музей А. Н. Радищева (открыт в окт. 1945). В 1952 село переименовано в Р. В 1968 установлена охранная зона музея (5,8 га), куда попали в т. ч. фундаменты домов 18 в. (воссоздан в 1990–93) и сер. 19 в. (построен А. А. Радищевым); открыт памятник А. Н. Радищеву (скульптор В. Г. Курдов). В экспозиции музея предметы быта, принадлежавшие родственникам писателя, и др.
Близ Р., в с. Нижнее Аблязово (Облязово, Христорождественское, Александровское), где у своих родственников Аблязовых, вероятно, бывал Радищев, сохранилась ц. Рождества Христова (завершена в 1725) с 5-ярусным барочным дерев. иконостасом с резной скульптурой.
Смирнов В.Б. А.Н. Радищев (1749-1802) // Русские писатели в Саратовском Поволжье: / Под ред. Е.И. Покусаева. Саратов, 1964. С. 21-27.
А.Н. РАДИЩЕВ (1749 — 1802)
«Как знаем мы сызмальства твою добрую душу, Александр Николаевич, тебе целиком можно правду сказать... А правда — она вот: никакого страху нам не было вовсе... Впрочем, батюшку твоего с семейством, это точно, искали... Чтобы повесить..! Но мы как стали доказывать. Я что не обижены, а премного довольны старым барином, а что матушка ваша всю деревню лучше лекаря лечит и всякому мать сердобольная, то сказала нам ихняя власть: ну и чорт с ними, коли вы дураки!.. А мы, неровен час, опять спьяна они хватятся да вздернут..., мы взяли да и попрятали родителей ваших и братцев малых. Им мордочки сажей помазали, чтобы сходственно было с деревенскими ребятами. Ну, слава господу, пронесло... все твои, барин, живы!»
Так описывает Ольга Форш в трилогии о первом русском писателе-революционере возвращение Александра Николаевича Радищева в родное село после пугачевщины.
Родное село, где «сызмальства» знали «добрую душу» будущего писателя — Верхнее Аблязово (Преображенское), входившее ранее в Саратовскую губернию (ныне Пензенская область). Здесь, в имении отца Николая Афанасьевича, прошли детские годы Радищева. В 1757 году, в восьмилетнем возрасте, его увезли учиться в Москву, а затем в Петербург.
В имении отца, «вспыльчивого, но доброго помещика, любимого своими крестьянами», Радищев не видел тех зверств, того унижения человека человеком, которые были свойственны всей крепостнической действительности, но он мог узнать о них из рассказов дворовых людей или родителей, которые не терпели бесчеловечного обращения с крепостными. Здесь крепла любовь мальчика Радищева к родному народу, росла ненависть к его угнетателям. Многие впечатления детских лет нашли затем отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву».
Недалеко от Аблязова, в селе Анненкове, жил самодур-крепостник Зубов, славившийся своей жестокостью. Купив Анненково, он прежде всего отобрал у мужиков весь хлеб, скотину, лошадей и посадил крестьян на месячину, а в рабочую пору кормил их на барском дворе. В большие корыта им наливали щи, и они должны были довольствоваться этим. За малейшую вину Зубов наказывал крестьян, вплоть до того, что сажал их на цепь в острог, устроенный в другой деревне. Одного приказчика он держал на цепи более года.
Зубова очень напоминает коллежский асессор, о котором рассказывает автору Крестьянкин в главе «Зайцево». «Он себя почел высшего чина, крестьян почитал скотами... Отнял у них всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину. Если который казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем, или кошками, смотря по мере лености...».
Порядки в зубовском имении схожи и с порядками в имении Некто, который уподобил своих крестьян «орудиям, ни воли, ни побуждения не имеющим» (1, 325).
Под пером писателя фигура саратовского помещика Зубова становится типичной фигурой самодура-крепостника, а порядки в его имении — типичными порядками самодержавной Руси, державшейся кнутом и батожьем. Дикий, необузданный произвол, царящий в селе, подтолкнул писателя к самым радикальным выводам, которые снискали ему славу «бунтовщика, хуже Пугачева» и надолго упрятали его в сибирскую ссылку. «Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кто его производят, считаются наравне с волом, определенном тяжкую вздирати борозду? Или блаженство граждан в том почитаем, чтоб полны были хлеба наши житницы, а желудки пусты? Чтобы один благословлял правительство, а не тысящи? Богатство сего кровопийца ему не принадлежит. Оно нажито грабежей и заслуживает строгого в законе наказания» (1, 325 - 326).
«Сокрушите орудия его земледелия, — призывает писатель-революционер, — сожгите его риги, овины, житницы, и развейте пепл по нивам!» (1, 326).
Главы, отразившие саратовские впечатления Радищева, несут самую высокую идейную нагрузку.
В одной из глав («Подберезье») писатель вспомнил свою нянюшку Прасковью Клементьевну, «охотницу до кофию» (1, 258).
В 1775 году А.Н. Радищев приезжал в Верхнее Аблязово получить от родителей согласие на брак. Это и был тот самый визит, который описывает Ольга Форш.
Поездка эта и ряд других моментов жизни писателя нашли отражение в автобиографической повести «Филарет Милостивый», построенной «а материале жития Филарета. Так, например, обстановка греческого селения, в котором вырос Филарет, напоминает нам аблязовскую.
Длительное время жил А.Н. Радищев в Верхнем Аблязове, возвратившись из сибирской ссылки.
В декабре 1797 года из калужского имения — села Немцове — Радищев отправляет прошение императору Павлу I. «Я имею отца, старика семидесяти лет, слепого, мать имею, толиких же почти лет, находящуюся давно уже в расслаблении, живущих в Саратовской губернии» (3, 508). Писатель просит разрешить ему свидание с родителями. Разрешение было получено, но только на один раз.
В начале 1798 года по санному пути отправился Радищев из Немцова в родные места, проехав через Саратов. Более двадцати лет не был он здесь. Это была грустная встреча. Отца он «нашел в состоянии достойном жалости, а мать в еще более печальном положении» (3, 516). Слепой, отпустивший бороду, в простом кафтане, подпоясанном ремнем, старик жил в лесу, на пчельнике, в пяти верстах от Аблязова. Все время он проводил в молитве в обществе какого-нибудь монаха. Мать, Фекла Степановна, лежала в параличе с того времени, как ее сына сослали в Сибирь. Да и сам Александр Николаевич прихварывал. И все-таки работы не прекращал. С увлечением занимался земледелием. Сразу же после ссылки, поселившись в Немцове, Радищев просит московского книгопродавца Риса выслать ему семь томов «Науки законодательства» Филанджьери и «Элементы химии» Туркруа. В Аблязове он продолжает химические опыты над тютнарским черноземом «отменно к плодородию способным» (2, 174), и делает первые наброски для большой работы «Описание моего владения», которую закончил в 1799 году в Немцове. В «Описании моегд владения», как справедливо отмечалось исследователями, Радищев вновь «вернулся к разработке того же вопроса, который ставился в знаменитом «Путешествии». Только в «Путешествии», книге возмущения и гнева, писатель-борец всеми бывшими в его распоряжении средствами прежде всего хотел действовать на чувство. Теперь, занявшись исследованием, он сковывает свое горячее сердце, изредка лишь прорывающееся в спокойном течении методического, иногда несколько подробного изложения, и стремится доводами научного характера подчинить себе разум читателя».
В «Описании моего владения» Радищев научно доказывает необходимость освобождения крестьян.
Мысль эта была подсказана ему внимательным, скрупулезным исследованием жизни крестьянства в аблязовском имении, изучением, подчиненным единому стремлению писателя-революционера, — облегчить жизнь народу.
С большим удовольствием перечитал Александр Николаевич «Энеиду», за которую не брался со школьной скамьи.
В десяти верстах от Верхнего Аблязова, в Нижнем Аблязове, жила сестра писателя Мария Николаевна с двумя сыновьями и тремя дочерьми, а поблизости — старик Дубенской, женатый на сестре Николая Афанасьевича. У него было два сына и четыре дочери. Все эти родные, вспоминал П.А. Радищев, «собирались в село Преображенское и время проводили довольно весело».
С новой силой вставали здесь перед А.Н. Радищевым воспоминания безмятежных детских лет, образы людей из народа, заложивших доброе семя в его душу. Видимо, в Аблязове возникает и замысел веселой поэмы «Бова»,-записанной по сказке, которую часто рассказывал будущему писателю «его первый пестун и учитель русской грамоты» дядька Петр Мамонтов, по прозванию Сума. О нем-то и вспоминает А.Н. Радищев во вступлении к поэме:
Я потешуся с Бовою.
Я вам сказку лет тех древних
Расскажу, котору слышал
От старинного я дядьки
Моего Сумы любезна (1, 29).
Отходя от строгих канонов поэзии классицизма, Радищев дает подлинно реалистический портрет своего «любезна дядьки», вместе с высокими славянскими словами перемешивая слова простонародные, низкие, что пришлось не по душе ревнителям «изящного» вкуса. Вот портрет Сумы:
...дядька мой любезной
Человек был просвещенной,
Чесал волосы гребенкой,
В голове он не искался,
Он ходил в полукафтанье;
Борода, усы обриты,
Табак нюхал, и в картишки
Играть мастер... (1, 30).
«Я пою Бову с Сумою» — предупреждает автор поэмы. И от такого «соавторства» поэзия только выиграла, заговорила простым, безыскусным народным языком. В этом несомненно сказался результат плодотворного изучения писателем крестьянской жизни в «его владении».
26 января 1799 года, пробыв в Аблязове почти год, А.Н. Радищев выехал в Немцово.
Аблязовский дом, в котором жил писатель, не сохранился. В 1899 году «Саратовский листок» опубликовал письмо М. Ткаченко из Верхнего Аблязова. С болью сообщал автор, что дом Радищева развалился, так как «владелец — полковник К<узне>цов продает кирпич на слом, и верхний этаж наполовину уже разобран». «Почему бы Кузнецкому уездному земству не купить у полковника К<узнец>ова часть усадьбы с развалинами здания, — предлагал М. Ткаченко, — и не создать на них какого-либо просветительного учреждения, — например, образцовой школы, с библиотекой-читальней при ней... Я глубоко уверен, что русское общество, за развитие и просвещение которого боролся, страдал и безвременно погиб А.Н. Радищев, внесет... свою посильную лепту». Но сохранить здание так и не удалось. На его месте сейчас сооружен обелиск с надписью: «На этом месте находился дом, в котором в годы 1749 — 1756 жил Александр Николаевич Радищев, первый русский писатель-революционер, восставший против ужасов крепостничества. Благодарное потомство чтит память своего великого предка».
Некоторые исследователи доказывают, что А.Н. Радищев не только провел в Верхнем Аблязове детские годы, но и родился здесь. Так, И.Д. Смолянов в Пензенской областной газете 2 сентября 1944 г. опубликовал заметку «Где родился А.Н. Радищев?», в которой опровергает утверждение, что писатель родился в Москве. Позднее он подробно аргументировал свою точку зрения в статье «Из разысканий о Радищеве». Главный аргумент для него — свидетельство внука Радищева А.П. Боголюбова, основателя радищевского музея в Саратове. В своих воспоминаниях, говоря о Саратове, он пишет: «Это мой родной город — тут в Кузнецком уезде родина моего деда А.Н. Радищева». (См.: А.Н. Радищев. Статьи и материалы. Л., 1950. С. 270).
Однако сам А.П. Боголюбов никогда не жил в семье Радищевых и пользовался только сведениями своей матери Феклы Александровны, родившейся в Илимске (1795). Предпочтение следует отдать старшим сыновьям Радищева Николаю и Павлу, которые хорошо знали жизнь своего отца и в воспоминаниях утверждали, что он родился в Москве. (См.: Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями. М.; Л., 1959.)
Радищев А.Н. Полн. собр. соч. М, 1938. Т. 1. С. 271 — 272. В дальнейшем ссылки с указанием тома и страницы даются в тексте.
«...Я только и читаю и говорю о земледелии, исключая те наброски, которые я делаю на будущее» (3, 518), — писал А.Н. Радищев 21 июля 1798 г. А.Р. Воронцову. Работа над «Описанием» началась уже в Верхнем Аблязове, а не в 1800 — 1801 годах, как утверждает П.Г. Любомиров. См.: Любомиров П.Г. Описание моего владения // А.Н. Радищев. Материалы и исследования. М.; Л., 1936. С. 197.
Кстати, непонятно, почему исследователь относит предпоследний визит Радищева в Аблязово к 1783 г., а не к 1775. (Там же.)
Там же. С. 209.
Неверно было бы утверждать, что А.Н. Радищев описывает только Верхнее Аблязово. Он дает типическую картину жизни помещичьей деревни, привлекая материал не только аблязовского имения но и немцовского. Ср., например, начало «Описания моего владения» с письмом к Воронцову от 21 сентября 1797 г.
Биография А.Н. Радищева. М.; Л., 1959. С. 93.
Там же. С. 50.
Ткаченко М. К юбилею Радищева // Саратовский листок 1899. 11 сент. (№ 196).