Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Деревня в Дрожжановском районе, близ границы с Ульяновской областью, в 21 км к юго-западу от с. Старое Дрожжаное.
На 2000 г. - 87 жителей (татары).
Полеводство, скотоводство.
До 1920-х гг. Верхнее Чекурское составляло татарскую часть с. Старое Чекурское, основанное не позднее 1-й половины 17 в. С 18 в. жители относились к категории государственных крестьян, несли лашманскую повинность. Занимались земледелием, разведением скота, печным, портняжным, сапожным, плотничным промыслами, уходили на заработки на золотые прииски Урала, шахты Донбасса. По сведениям 1859 г., в с. Старое Чекурское была мечеть, в 1897 г. - церковь. В начале 20 в. здесь имелись мектеб, общественная мельница, 16 торгово-промышленных заведений.
В этот период земельный надел сельской общины составлял 1052,1 дес.
До 1920 г. деревня входила в Городищенскую волость Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Дрожжановском, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 30.12.1966 г. в Дрожжановском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 946, в 1897 г. - 1767, в 1910 г. - 1719, в 1920 г. - 1805, в 1926 г. - 758, в 1938 г. - 664, в 1949 г. - 525, в 1958 г. - 390, в 1970 г. - 348, в 1979 г. - 299, в 1989 г. - 145 чел.
В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной их ухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне.
Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее-Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Чэке», «Чака», т.е. граница.
Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными.
Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса. С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно-приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич (умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича.
Источник: nchek-drogganoe.tatarstan.ru
История села Старый Чекурск
Село расположено на крайнем юге-западе Дрожжановского района РТ и граничит на севере и западе с Чувашской Республикой на юге-западе и юге с Ульяновской областью. В природном отношении оно входит в Средне- свияжский возвышенно-равнинный остепененный росток лесостепной провинции Приволжской возвышенности.
Рельеф территории- это возвышенная равнина с абсолютными высотами от 240 до 280 м, постепенно понижающая к юго-востоку. Максимальная отметка 280 м, являясь высшей точкой всего Предволжья РТ, около 1,5 % площади села- это балки и овраги.
Лесная растительность представлена дубравами и возникшими на их месте насаждениями с господством осины, липы, березы. Подлесок, образованный кустарниками, состоит из лещки, бересклета, жимолости, крушины ломкой, шиповника.
В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной ихухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне. Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее -Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Кивĕ Чакă», «Чэке», т.е.граница.
Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными.
Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса. С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно- приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич(умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича.
https://uistoka.ru/der_staryy-chekursk/istoriya