Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если говорить «мед», «мед», во рту сладко не будет. (башкирская)

Верхнее Чекурское д. (Югары Чэке, Старое Чекурск, Старый Чекурск) Городищенская волость Буинского уезда Симбирской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Дрожжановский р-н, село Верхнее Чекурское

Кладбища Верхнее Чекурское д. (Югары Чэке, Старое Чекурск, Старый Чекурск) Дрожжановская волость Буинского уезда Симбирской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • Верхнее Чекурское д. (Югары Чэке, Старое Чекурск, Старый Чекурск) Дрожжановская волость Буинского уезда Симбирской губернии.
  • Россия, Респ Татарстан, Дрожжановский р-н, село Верхнее Чекурское 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Архивы:

  •  

Деревня в Дрожжановском районе, близ границы с Ульяновской областью, в 21 км к юго-западу от с. Старое Дрожжаное. 
     На 2000 г. - 87 жителей (татары). 
     Полеводство, скотоводство. 
     До 1920-х гг. Верхнее Чекурское составляло татарскую часть с. Старое Чекурское, основанное не позднее 1-й половины 17 в. С 18 в. жители относились к категории государственных крестьян, несли лашманскую повинность. Занимались земледелием, разведением скота, печным, портняжным, сапожным, плотничным промыслами, уходили на заработки на золотые прииски Урала, шахты Донбасса. По сведениям 1859 г., в с. Старое Чекурское была мечеть, в 1897 г. - церковь. В начале 20 в. здесь имелись мектеб, общественная мельница, 16 торгово-промышленных заведений. 
     В этот период земельный надел сельской общины составлял 1052,1 дес. 
     

До 1920 г. деревня входила в Городищенскую волость Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Дрожжановском, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 30.12.1966 г. в Дрожжановском районах. 
     Число жителей: в 1859 г. - 946, в 1897 г. - 1767, в 1910 г. - 1719, в 1920 г. - 1805, в 1926 г. - 758, в 1938 г. - 664, в 1949 г. - 525, в 1958 г. - 390, в 1970 г. - 348, в 1979 г. - 299, в 1989 г. - 145 чел. 


В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной их ухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне. 
     Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее-Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Чэке», «Чака», т.е. граница. 
     Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными. 
     Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса. С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно-приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич (умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича. 


Источник: nchek-drogganoe.tatarstan.ru



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

История села Старый Чекурск

Село расположено на крайнем юге-западе Дрожжановского района РТ и граничит на севере и западе с Чувашской Республикой на юге-западе и юге с Ульяновской областью. В природном отношении оно входит в Средне- свияжский возвышенно-равнинный остепененный росток лесостепной провинции Приволжской возвышенности.

Рельеф территории- это возвышенная равнина с абсолютными высотами от 240 до 280 м, постепенно понижающая к юго-востоку. Максимальная отметка 280 м, являясь высшей точкой всего Предволжья РТ, около 1,5 % площади села- это балки и овраги.

Лесная растительность представлена дубравами и возникшими на их месте насаждениями с господством осины, липы, березы. Подлесок, образованный кустарниками, состоит из лещки, бересклета, жимолости, крушины ломкой, шиповника.

В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной ихухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне. Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее -Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Кивĕ Чакă», «Чэке», т.е.граница.

Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными.

Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса. С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно- приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич(умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича.

 https://uistoka.ru/der_staryy-chekursk/istoriya

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-01-28 22:08:35 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов