Церковь с. Убей Убеевская волость Буинского уезда Симбирской губернии.
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Убей Убеевская волость Буинского уезда Симбирской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Дрожжановском районе, на реке Малая Цильна, в 20 км к северо-востоку от села Старое Дрожжаное. На 2010 год - 400 жителей (чуваши).
Полеводство, скотоводство, овощесушильный завод, завод по выделке шкур.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1674 года. В дореволюционных источниках упоминается также как Церковные Убеи, Служилые Убеи. С 1720-х гг. жители входили в категорию государственных крестьян, в 1835-60-е гг. находились в подчинении Удельного ведомства. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь располагались волостное правление, арестантский дом, функционировали 2 церкви, школа, земская больница, почтовое отделение, 31 торгово-промышленное заведение, хлебный торг, Воздвиженская ярмарка, базар по понедельникам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 929,8 десятины.
До 1920 года село являлось центром Убеевской волости Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 года в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Дрожжановском, с 01.02.1963 года в Буинском, с 30.12.1966 года в Дрожжановском районах. Число жителей: в 1859 году - 434, в 1897 году - 636, в 1913 году - 1010, в 1920 году - 944, в 1926 году - 924, в 1938 году - 915, в 1949 году - 830, в 1958 году - 721, в 1970 году - 653, в 1979 году - 644, в 1989 году - 435, в 2002 году - 419 человек.
Село Убей – старинное торговое село, оно было основано примерно 500 лет тому назад. Оно славилось своим базаром, сюда приезжали купцы со всей округи. В середине 20–го века базар утратил свое значение.
На территории села находятся две церкви, одна из них была построена в 1847 году, другая - в 1887 году. В 30-е годы они были закрыты, в одном из них в годы ВОВ находился клуб, в другой - зернохранилище.
В 1887 году в селе Убей была построена земская участковая больница, на которой работали хорошие специалисты: Труновский, Челышкина, Паршиков, Хованский, Макарычев и др. В начале 21 века больница закрыта, сейчас там расположен только фельдшерский пункт. В 1903 г. помещик Карч-Карчевский на свои средства построил начальную школу. Это здание существует и по сей день, но оно переоборудовано под церковь.
В конце 20-х годов на территории с. Убей был основан овощесушильный завод, который в годы Великой Отечественной войны снабжал фронт продовольствием.
В 1901 г. открыта аптека, она просуществовала до начала 21 века, сейчас этого здания уже нет, а аптека преобразована в аптечный киоск.
На территории с. Убей находились сельпо, маслозавод, ветряные мельницы. Сейчас эти здания не существуют.
Когда-то, после Великой Отечественной войны, на территории села работала небольшая пекарня, была столовая.
В 30-е годы была построена двухэтажная деревянная школа–семилетка, затем она преобразована в среднюю. В 1993 г. школа сгорела. В место нее построили в центре села новую, кирпичную школу.
Первые начальные школы в с. Малый Убей и с. Новый Убей были открыты в 1910-1912 годах. Из-за отсутствия здания они были размещены на частных квартирах. В 1927 году было начато строительство школьного здания в селе Новый Убей. Осенью 1929 г. новая школа распахнула двери для школьников. В 1949 году в начальной школе был открыт 5–й класс, а в последующие годы – она преобразована в семилетку.
В 1975 году построен сельский клуб, с библиотекой.
В с. Убей находится отделение связи, оно обслуживает 5 населенных пунктов.
В декабре 1998 года открыт социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» в здании бывшего детского садика, а в 2008 году построено новое двухэтажное здание, с бассейном.
В состав Село-Убейского сельского поселения входят 5 населенных пунктов: с. Убей, с. Малый Убей, с. Новый Убей, с. Старый Убей, с. Татарский Убей. Административным центром поселения является село Убей.
Источник: subey-drogganoe.tatarstan.ru
Убей (село) «Упи» - это название рода, имя зачинателя этого рода.
Род этот переселился на берега реки Цивиль из Прикамья, он основал много других селений, которые в XVII веке образовали Убеевскую волость.
В XVII же веке часть убеевцев переселилась в бассейн рек Булы и Оборжи, что ныне в Батыревском районе, и образовали селение Юхма Уби.
В 60-х годах XVII века многими их землями завладели Шигалинские чуваши и Шигырданские мишеры, они вытеснили убеевцев с этого места.
Убеевцы вынуждены были продвинуться на юго-восток, и основали деревню Начар.
И как сообщает предание, из селения Убеи на Буле жители переселились на реку Цильна. Здесь сначала основали деревню Старые Убеи, а затем – Базарные Убеи.
Во время крепостного права чуваши считались удельными крестьянами. Они работали на царские семьи; пахали, сеяли, убирали зерно, хранили его в амбарах. Зимой зерно вывозили в г. Ульяновск, управляющим был Глинко. После отмены крепостного права, удельные земли вокруг убеевских сел разделили на 10 участков, а крестьян заставили платить оброк.
На этих землях из села Убеи работали 185 семей, из с. Старые Убеи 52 семьи, из села Новые Убеи – 185 семей.
Удельные земли продавались, среди покупателей можно назвать Герасимова Е.С., Скорнякова И.В., Макарова С. М., Майорова Т.П. и других.
Всего было куплено 11 участков. При советской власти крестьяне перестали платить оброк, эти земли опустели. На них переехали жители других деревень, и образовались новые поселки: Северный (из Старой и Новой Задоровки), Ильмово (из Нового и Старого Ильмова), Огонек (из Татарского Соплыка), Канаш (из Буянова, Шемуршинского района).
В настоящее время из перечисленных поселков сохранился лишь поселок Канаш. В 50-70 годы они распались, а жители переехали в разные места. Между селами Русское Дуваново и Новыми Алгашами был расположен поселок Жуково, жители которого тоже были крепостными.
После Октябрьской революции они переселились в разные места.
В настоящее время в пяти Убеях всего осталось 589 домов, в них проживает 1879 человек. В с. Убеи-152 двора, в них проживает 443 человека. Со дня образования убеевских деревень прошло 340 лет, Убеевской школы-155 лет, больницы-120 лет. Эти события вызывают гордость в сердцах убеевских жителей, гордость за славную историю села. Краеведы Убеевской средней школы вместе с членами исторического кружка в течение многих лет изучали историю своего села. Узнали, откуда переселились жители села, кто основатель и почему село носит такое название - Убеи. Они обращались к старожилам, изучали архивные документы.
О происхождении села Старые Убеи сохранились старые записи из воспоминания одного из старожила – Куракина Владимира (1878г.р.) Из его воспоминания основателями села Старые Убеи были не принявшие христианство три брата – чуваша – Чунай, Чурак, Чамак. Они были жителями села Начар Убеи; сейчас это село Красномайское, расположенное в Батыревском районе Чувашской Республики.
Однажды они выпустили быка, и пошли за ним. Он остановился, пощипал травы, отдохнул и продолжил свой путь на юг. Дойдя до реки Цильны, бык остановился. Так на правом берегу реки три брата основали село Старые Убеи. Это, наверное, легенда, но в ней есть и доля правды.
Об образовании села Убеи есть воспоминания Хованского Дмитрия Васильевича, родившегося в этом селе и прожившего в нем 97 лет. Со дня образования села Убеи прошло примерно 300 лет.
Основателями села были жители сел Начар Убеи и Искандер. По рассказам Цыфаркина Михаила Семеновича и Ямбулатова Осипа Ивановича село Малые Убеи основали три друга, служившие у царя – это Питюкка, Уртюк и Чунай. О них ходит такая легенда: как будто бы будущая площадь села зависела от этих трех товарищей. Они должны были пробежать участок земли (по мере своих сил и возможностей) до появления утренней росы.
Историю основания села Новые Убеи восстановить проще, так как оно появилось позже остальных убеевских сел. И об этом могут рассказать старожилы этого села.
Село Старые Убеи по территории меньше других убеевских сел. Население росло, а земли было мало. И жители села Старые Убеи стали переселяться в Новые Убеи.
Такое же переселение происходило и из села Базарные Убеи и Малые Убеи, но это уже позже.
Из рассказа старожила села Татарские Убеи Булатова Абдрахмана Насертдиновича, село было основано в 1878 году. Первыми жителями села Татарские Убеи были переселенцы из Новых Какерлей. Им понравилось место на левом берегу реки Цильны. И здесь сначала обосновалось 12 семей. Такова история этого села.
О том, как возникло название села Убеи, есть рассказ сотрудника научно-исследовательского института литературы и истории чувашской Республики Николая Ивановича Егорова.
В своей статье «История села Убеи» он пишет, что село под названием Упи пустило глубокие корни вблизи села «Ман Савал», ныне Батыревского района. Убеи Батыревского и Дрожжановского района считаются родственниками.
Название села Убеи, по утверждению некоторых, как будто бы происходит от слова «Медведь», другие считают, что название произошло от древних чувашей, от мужского имени «Упи».
Существует и другая легенда: название села Убеи произошло от русского слова «убей», но такое толкование считается неправильным, потому что чуваши своим селам русские названия дать не могли.
Считается, что одним из первооснователей села Убеи, является вождь булгарских чувашей по имени Упи. История развития убеевских сел закреплена в архивных документах г. Ульяновска.
Там есть такие данные: в 1843 году в Убеях открылась приходская школа. Эта школа и школа в селе Городище считаются открытыми первыми в районе. В 1847 году, летом, открылась приходская школа с колоколами для летнего обряда.
Архивные документы подтверждают, что в эти годы в Убеях открылись школа, церковь и рынок. В 1881 году в Убеях построили еще одну церковь, без колоколов, для зимнего обряда и дали ей название «Казанской Богоматери». После открытия церкви и рынка в Убеи из села, Петровки Ульяновской области переселился крепостной крестьянин Дементьев Степан Игнатьевич. У него было три сына – Михаил, Федор, Василий – и три дочери.
В Убеях ему дали участок земли, где он и работал. Отцом министра авиационной промышленности является Василий Степанович, а дедушкой – Степан Игнатьевич.
Затем село Убеи из той же Петровки переселился Дементьев Матвей Алексеевич. Село Убеи славилось своим рынком. В 1885-1904 годах сюда приезжало много народа: купцы, разнорабочие, жители соседних сел. Некоторые в Убеи переселялись навсегда.
Всего в Убеи приехало более 40 семей: Бахтин Павел с сыновьями Василием Алексеем, Григорием, Кузнецовы из Космодемьянска (Казанской губернии), Топорин Василий Андреевич – кузнец из Мокрой Бугурны (Симбирской губернии), Валынцев Ефим из Коредна. Его сын Василий в Убеях основал трактир. Из Нового Чекурска (Симбирской губернии) переселились Алим и Шакир Усмановы, Жестков Тимофей Гаврилович. Из числа переехавших русских семей можно также назвать Алексеевых, Головиных, Корчагиных, Кончевых, Бурмистровых, Чекановых.., большинство из которых поселились на улице вдоль берега речки. Местные жители называли эту улицу русской. Кроме земледелия многие из них занимались ремеслом, торговлей, гоняли ямщину.
Село Убеи богато не только своей историей, но и славится своими знаменитыми выходцами:
Дементьев Петр Васильевич - Министр авиационной промышленности; Зайцев Константин Николаевич - профессор сельскохозяйственных наук; Лысов Виктор Фёдорович – профессор, доктор ветеринарных наук; Лысов Вячеслав Фёдорович – доцент, кандидат физико-математических наук; Лысов Алексей Федорович – учёный в области авиации; Дементьев Борис Евгеньевич – учёный в области авиации; Пирогов Михаил Васильевич – доцент, кандидат медицинских наук; Иванов Петр Порфенович – доктор медицинских наук; Альмяшкина Раиса Федоровна – доктор философских наук.
Ещё немного об истории возникновения села Убей.
Существовали две разные деревни:
- татарская Убей-Начарово (ныне Кзыл-Чишма);
- чувашская Начар-Убеево (ныне Красномайск).
д. КЗЫЛ-ЧИШМА (Ксыл-Чишма - в прошлом Убей-Начарово Тимбаевской волости Буинского уезда Симбирской губернии). Переименовано в Кзыл-Чишму в декабре 1928.
Начало деревне положили служилые татары, несшие сторожевую службу на Карлинской засечной черте. Называли их и мишарями. Они являлись выходцами из Касимовского ханства. Ими же были основаны селения Татарские Сугуты, Трех-балтаево, Байдеряково и другие татарские селения, расположенные по реке Карла. Все эти селения возникли в начале 1600-х, о чем свидетельствуют исторические источники.
Как видно из Памятной книги Симбирской губернии на 1868 год, в то время в Убей-Начарове было 5 дворов, проживало 15 мужчин и 18 женщин. В деревне имеется мечеть, открытая в 1998 г. Мулла — Халиуллин Мясым Халиуллович.
Убеевцам, вероятно, не удалось отстоять здесь свои земли.
Они продвинулись на юго-восток и юг, основали д. Начар-Убеево (ныне д. Красномайск Батыревского района) и чувашские селения Убеи, Старые Убеи, Малые Убеи, Новые Убеи, ныне входящие в Дрожжановский район Татарской АССР.
Убей (село) «Упи» - это название рода, имя зачинателя этого рода.
Род этот переселился на берега реки Цивиль из Прикамья, он основал много других селений, которые в XVII веке образовали Убеевскую волость.
В XVII же веке часть убеевцев переселилась в бассейн рек Булы и Оборжи, что ныне в Батыревском районе, и образовали селение Юхма Уби.
В 60-х годах XVII века многими их землями завладели Шигалинские чуваши и Шигырданские мишеры, они вытеснили убеевцев с этого места.
Убеевцы вынуждены были продвинуться на юго-восток, и основали деревню Начар.
И как сообщает предание, из селения Убеи на Буле жители переселились на реку Цильна. Здесь сначала основали деревню Старые Убеи, а затем – Базарные Убеи.
Во время крепостного права чуваши считались удельными крестьянами. Они работали на царские семьи; пахали, сеяли, убирали зерно, хранили его в амбарах. Зимой зерно вывозили в г. Ульяновск, управляющим был Глинко. После отмены крепостного права, удельные земли вокруг убеевских сел разделили на 10 участков, а крестьян заставили платить оброк.
На этих землях из села Убеи работали 185 семей, из с. Старые Убеи 52 семьи, из села Новые Убеи – 185 семей.
Удельные земли продавались, среди покупателей можно назвать Герасимова Е.С., Скорнякова И.В., Макарова С. М., Майорова Т.П. и других.
Всего было куплено 11 участков. При советской власти крестьяне перестали платить оброк, эти земли опустели. На них переехали жители других деревень, и образовались новые поселки: Северный (из Старой и Новой Задоровки), Ильмово (из Нового и Старого Ильмова), Огонек (из Татарского Соплыка), Канаш (из Буянова, Шемуршинского района).
В настоящее время из перечисленных поселков сохранился лишь поселок Канаш. В 50-70 годы они распались, а жители переехали в разные места. Между селами Русское Дуваново и Новыми Алгашами был расположен поселок Жуково, жители которого тоже были крепостными.
После Октябрьской революции они переселились в разные места.
В настоящее время в пяти Убеях всего осталось 589 домов, в них проживает 1879 человек. В с. Убеи-152 двора, в них проживает 443 человека. Со дня образования убеевских деревень прошло 340 лет, Убеевской школы-155 лет, больницы-120 лет. Эти события вызывают гордость в сердцах убеевских жителей, гордость за славную историю села. Краеведы Убеевской средней школы вместе с членами исторического кружка в течение многих лет изучали историю своего села. Узнали, откуда переселились жители села, кто основатель и почему село носит такое название - Убеи. Они обращались к старожилам, изучали архивные документы.
О происхождении села Старые Убеи сохранились старые записи из воспоминания одного из старожила – Куракина Владимира (1878г.р.) Из его воспоминания основателями села Старые Убеи были не принявшие христианство три брата – чуваша – Чунай, Чурак, Чамак. Они были жителями села Начар Убеи; сейчас это село Красномайское, расположенное в Батыревском районе Чувашской Республики.
Однажды они выпустили быка, и пошли за ним. Он остановился, пощипал травы, отдохнул и продолжил свой путь на юг. Дойдя до реки Цильны, бык остановился. Так на правом берегу реки три брата основали село Старые Убеи. Это, наверное, легенда, но в ней есть и доля правды.
Об образовании села Убеи есть воспоминания Хованского Дмитрия Васильевича, родившегося в этом селе и прожившего в нем 97 лет. Со дня образования села Убеи прошло примерно 300 лет.
Основателями села были жители сел Начар Убеи и Искандер. По рассказам Цыфаркина Михаила Семеновича и Ямбулатова Осипа Ивановича село Малые Убеи основали три друга, служившие у царя – это Питюкка, Уртюк и Чунай. О них ходит такая легенда: как будто бы будущая площадь села зависела от этих трех товарищей. Они должны были пробежать участок земли (по мере своих сил и возможностей) до появления утренней росы.
Историю основания села Новые Убеи восстановить проще, так как оно появилось позже остальных убеевских сел. И об этом могут рассказать старожилы этого села.
Село Старые Убеи по территории меньше других убеевских сел. Население росло, а земли было мало. И жители села Старые Убеи стали переселяться в Новые Убеи.
Такое же переселение происходило и из села Базарные Убеи и Малые Убеи, но это уже позже.
Из рассказа старожила села Татарские Убеи Булатова Абдрахмана Насертдиновича, село было основано в 1878 году. Первыми жителями села Татарские Убеи были переселенцы из Новых Какерлей. Им понравилось место на левом берегу реки Цильны. И здесь сначала обосновалось 12 семей. Такова история этого села.
О том, как возникло название села Убеи, есть рассказ сотрудника научно-исследовательского института литературы и истории чувашской Республики Николая Ивановича Егорова.
В своей статье «История села Убеи» он пишет, что село под названием Упи пустило глубокие корни вблизи села «Ман Савал», ныне Батыревского района. Убеи Батыревского и Дрожжановского района считаются родственниками.
Название села Убеи, по утверждению некоторых, как будто бы происходит от слова «Медведь», другие считают, что название произошло от древних чувашей, от мужского имени «Упи».
Существует и другая легенда: название села Убеи произошло от русского слова «убей», но такое толкование считается неправильным, потому что чуваши своим селам русские названия дать не могли.
Считается, что одним из первооснователей села Убеи, является вождь булгарских чувашей по имени Упи. История развития убеевских сел закреплена в архивных документах г. Ульяновска.
Там есть такие данные: в 1843 году в Убеях открылась приходская школа. Эта школа и школа в селе Городище считаются открытыми первыми в районе. В 1847 году, летом, открылась приходская школа с колоколами для летнего обряда.
Архивные документы подтверждают, что в эти годы в Убеях открылись школа, церковь и рынок. В 1881 году в Убеях построили еще одну церковь, без колоколов, для зимнего обряда и дали ей название «Казанской Богоматери». После открытия церкви и рынка в Убеи из села, Петровки Ульяновской области переселился крепостной крестьянин Дементьев Степан Игнатьевич. У него было три сына – Михаил, Федор, Василий – и три дочери.
В Убеях ему дали участок земли, где он и работал. Отцом министра авиационной промышленности является Василий Степанович, а дедушкой – Степан Игнатьевич.
Затем село Убеи из той же Петровки переселился Дементьев Матвей Алексеевич. Село Убеи славилось своим рынком. В 1885-1904 годах сюда приезжало много народа: купцы, разнорабочие, жители соседних сел. Некоторые в Убеи переселялись навсегда.
Всего в Убеи приехало более 40 семей: Бахтин Павел с сыновьями Василием Алексеем, Григорием, Кузнецовы из Космодемьянска (Казанской губернии), Топорин Василий Андреевич – кузнец из Мокрой Бугурны (Симбирской губернии), Валынцев Ефим из Коредна. Его сын Василий в Убеях основал трактир. Из Нового Чекурска (Симбирской губернии) переселились Алим и Шакир Усмановы, Жестков Тимофей Гаврилович. Из числа переехавших русских семей можно также назвать Алексеевых, Головиных, Корчагиных, Кончевых, Бурмистровых, Чекановых.., большинство из которых поселились на улице вдоль берега речки. Местные жители называли эту улицу русской. Кроме земледелия многие из них занимались ремеслом, торговлей, гоняли ямщину.
Село Убеи богато не только своей историей, но и славится своими знаменитыми выходцами:
Дементьев Петр Васильевич - Министр авиационной промышленности; Зайцев Константин Николаевич - профессор сельскохозяйственных наук; Лысов Виктор Фёдорович – профессор, доктор ветеринарных наук; Лысов Вячеслав Фёдорович – доцент, кандидат физико-математических наук; Лысов Алексей Федорович – учёный в области авиации; Дементьев Борис Евгеньевич – учёный в области авиации; Пирогов Михаил Васильевич – доцент, кандидат медицинских наук; Иванов Петр Порфенович – доктор медицинских наук; Альмяшкина Раиса Федоровна – доктор философских наук.
Ещё немного об истории возникновения села Убей.
Существовали две разные деревни:
- татарская Убей-Начарово (ныне Кзыл-Чишма);
- чувашская Начар-Убеево (ныне Красномайск).
д. КЗЫЛ-ЧИШМА (Ксыл-Чишма - в прошлом Убей-Начарово Тимбаевской волости Буинского уезда Симбирской губернии). Переименовано в Кзыл-Чишму в декабре 1928.
Начало деревне положили служилые татары, несшие сторожевую службу на Карлинской засечной черте. Называли их и мишарями. Они являлись выходцами из Касимовского ханства. Ими же были основаны селения Татарские Сугуты, Трех-балтаево, Байдеряково и другие татарские селения, расположенные по реке Карла. Все эти селения возникли в начале 1600-х, о чем свидетельствуют исторические источники.
Как видно из Памятной книги Симбирской губернии на 1868 год, в то время в Убей-Начарове было 5 дворов, проживало 15 мужчин и 18 женщин. В деревне имеется мечеть, открытая в 1998 г. Мулла — Халиуллин Мясым Халиуллович.
Убеевцам, вероятно, не удалось отстоять здесь свои земли.
Они продвинулись на юго-восток и юг, основали д. Начар-Убеево (ныне д. Красномайск Батыревского района) и чувашские селения Убеи, Старые Убеи, Малые Убеи, Новые Убеи, ныне входящие в Дрожжановский район Татарской АССР.