Троицкая церковь с. Сосновка Симбирская губерния.
Кладбища Сосновка с. Совновская волость Карсунского уезда Симбирская губерния.
Предположительное время возникновения Сосновки - середина - конец XVII в. Видимо, её первыми жителями были выходцы из регионов Верхнего Поволжья, так как в селе преобладал северорусский говор владимирско-поволжской группы[156]. До 1861 г. село являлось владельческим.
Вероятно, небольшой деревянный храм существовал в Сосновке уже в 1740-е гг. По письменным источникам Троицкая церковь была построена в 1784 г. Она перестраивалась в 1851, 1887 и 1906 гг. Первый раз была закрыта в 1928 г, разобрана в 1955 г, перед созданием Куйбышевского моря.
В 1952-1955 гг. основная часть жителей Сосновки переселилась из зоны затопления на возвышенное место, в новый хозяйственный центр - с. Архангельское, а также в Чердаклы, г. Ульяновск и п. Ленинский (Рыбацкий, ныне входит в Заволжский район города Ульяновска).
В Российском атласе 1745 г. в Заволжском районе недалеко от Симбирска указана Сосновка, причём как село, имеющее церковь.
Хотя на карте Симбирского наместничества 1792 года поселение обозначено как деревня. Дело окончательно запутывают первые дошедшие до нас письменные сведения о церкви в Сосновке (они датируются 1848 г.). Согласно им, первый деревянный храм в Сосновке был построен в 1784 г. тщанием прихожан.
К 1848 г. крыша церкви начала ветшать, и в некоторых местах протекать. Главным являлся престол во имя Живоначальной Троицы, а дополнительным - во имя Святителя Николая Чудотворца в приделе (оба холодные). Священник и пономарь жили в квартирах, а диакон и дьячок имели собственные деревянные дома на помещичьей земле. Ближайшая от села церковь находилась в Архангельском, на расстоянии 7,5 км.
Священник получал от владельца села князя Александра Алексеевича Волхонского (здесь он не жил) продовольственную помощь - 17 четвертей (278,5 кг) ржи и 15 четвертей (245,7 кг) ярового хлеба в год. В церкви с 1780 г. хранились копии метрических книг (по другому источнику - с 1774), с 1828 г. исповедные росписи, а также другие документы.
Священником с 1848 г. являлся Димитрий Романович Поливанов, в 1835-1843 гг. занимавшийся преподаванием в Самарском и Чистопольском духовных приходских училищах. Диаконом был Михаил Иванович Литров (из текста непонятно, когда он прибыл в Сосновку из Чердаклов, где с 1820 г. служил пономарём). В 1840 г. Литрова «за нетрезвую жизнь» сослали на четыре месяца в Сызран- ский Вознесенский монастырь на чёрную работу[160]. Дьячком с 1846 г. являлся Павел Андреевич Архангельский. Пономарём с 1848 г. был Василий Николаевич Орловский.
В церковных ведомостях 1910 г., в отличие от 1848 г., содержится информация о том, что Троицкий храм возведён иждивением господ Бекетовых, а не только стараниями прихожан. В 1851 г. его перестроили на средства мелекесского купца Дмитрия Николаевича Масленникова, причём поставили на каменный фундамент, сохранив один престол. Но здесь явная историческая ошибка, так как в ЦГА- СО сохранилось дело о капитальном ремонте Троицкой церкви в 1906-1907 гг., проведённом на средства то же Д. Н. Масленникова (о нём подробнее я расскажу ниже; странно, что в клировой ведомости о нём нет ни слова). Во-первых, тут слишком большая временная разница - целых 55 лет! Во-вторых, из других источников известно, что местный землевладелец Н. А. Львов умер только в 1887 г., а имение перешло к его потомкам. Более того, в одной клировой ведомости прямо указывается: храм перестроен в 1851 г. тщанием прихожан и помещицы Натальи Львовой (жены Н. А. Львова?).
Согласно ведомости 1910 г., в Симбирском отделении Государственного банка и Симбирском Общественном банке на церковном счету находилось 300 рублей (вклады от разных лиц). К этому времени в Сосновке все служители культа жили в деревянных домах, а в деревне Пальцино с 1901 г. действовала церковно-приходская школа. Ещё раньше появились земские школы в Сосновке (1882) и Алексеевских Выселках (1900)[165]. В 1859 г. была заведена опись церковного имущества. В храмовой библиотеке хранилось 97 томов. Церковным старостой с 1890 г. состоял крестьянин Иван Степанович] Вахрунин.
Священником с 1907 г. был Иван Евгениев[ич] Копосов, служивший с небольшим перерывом в храме с. Архангельское в 1900 - 1907 гг.[166] В разные годы он занимал должности заведующего и законоучителя в сельских школах, в том числе с 1907 - в Пальцино, Алексеевке и Сосновке[167]. За усердное служение И. Е. Копосова в 1901 г. наградили набедренником, а в 1908 - скуфьей. Должность псаломщика с 1909 г. исполнял Стефан Иванов[ич] Филатов, ранее преподававший в начальном народном училище.
В 1887 г. Троицкая церковь была расширена. Об этом рассказывает дело, отложившееся в фондах Самарской духовной консистории («О распространении церкви села Сосновки Ставропольского уезда», начато 15 января и закончено 7 июля 1887 г. - здесь и далее все даты по старому стилю).
4 января местный благочинный, священник Христофор Ливанов и служители храма священник Василий Гурьев и псаломщик Мартын Некрасов направили Самарскому и Ставропольскому епископу Серафиму покорнейшие прошения. Они писали: «Храм в селе Сосновке, во имя Св. Троицы зданием деревянный, в настоящее время оказался для прихода мал, так что в великие праздники многие прихожане во время Богослужения вынуждены стоять вне церкви, что в зимнее время неудобно для здоровья последних, и поэтому всепокорнейшее просим Вас, Ваше преосвященство, разрешить увеличить храм на три сажени [6,4 м - Е.Б.] в длину в трапезной, для чего прилагаем при сём прошении план церкви. Деньги на перестройку церкви имеются, так как прихожане села Сосновки обложили себя для этой цели по одному рублю с души, что составляет сумму семьсот сорок руб.»[168].
Епископ дал делу ход, и 29 января на собрании Самарской духовной консистории было заслушано данное прошение. В итоге её члены решили направить проект на рассмотрение в строительное отделение Самарского губернского правления, а прихожанам предоставить приговор о выделении требуемого количества земли[169]. Однако выполнение второго пункта замедлилось, так как церковная площадь и усадьбы причта принадлежали землевладельцу Львову, жившему в Москве и нередко уезжавшему за границу. Ему направили письмо об уступке означенной земли, но ответа не дождались. Оказалось, что помещик Николай Александрович Львов скончался 27 марта 1887 г., а его имение до совершеннолетия детей подлежало опеке[170]. Тем не менее, 7 июля Самарская духовная консистория разрешила начать работы по расширению Троицкого храма[171]. В итоге через четыре месяца благочинный Х. Ливанов рапортовал: «...деревянная церковь с. Сосновки... на средства прихожан, в количестве 1800 р., увеличена на каменном фундаменте и печи поставлены также на каменном фундаменте. Самое активное участие при постройке сей принимал приходский священник Василий Гурьев. Он изыскал средства для пристроя и наблюдал за прочностью постройки»[172].
Однако, как видно из документов, через 19 лет, в 1906 г., трапезной Троицкого храма потребовался значительный ремонт, из-за
тесноты и нехватки воздуха во время служб. Кроме того, требовалась реконструкция пришедших в ветхость колокольни и купола. Этот факт вызывает вопрос - насколько обосновано и качественно была расширена церковь в 1887 г.? И почему не сделали сразу ремонт всего здания? Возможно, не хватило средств.
4 мая 1906 г. в Самарскую духовную консисторию поступило прошение от Сосновского причта и прихожан (священника Г. Карха- лёва - будущего иерея храма в с. Архангельское, диакона С. Лебедева, церковного старосты И. Вахрунина и представителей общества крестьян Н. Выборнова, И. Кондратьева и И. Галактионова, а также председателя церковного попечительства землевладельца Д. Н. Масленникова). «Известный благотворитель храма Дмитрий Николаевич Масленников на свои средства ремонтируя с Вашего разрешения и благословения наш приходский храм внутри, изъявил своё желание на свои средства поправить храм извне, а именно перестроить колокольню и купол на храме по плану, ...составленному чертёжником г. Гребенщиковым. Кроме того, предполагается г. Масленниковыш, при участии прихожан, приобрести новыш колокол весом до 100 пудов [1,64 т - Е.Б.], так как звона существующего колокола, всего только в 40 пудов [655 кг - Е.Б.], совсем не слышно, особенно зимой. Посему покорнейше просим Вас, Ваше Преосвященство, разрешите нам и благословите перестроить колокольню, исправить купол и приобрести новыш колокол. Считаем необходимым, прибавить, что ремонт будет производиться под наблюдением чертёжника Гребенщикова, живущего в г. Симбирске»[173].
Дело закрутилось: полетели рапорта, письма, указы. В конце концов, 6 ноября капитальная перестройка храма по утверждённому проекту была разрешена, но прихожанам предписывалось учредить Строительную комиссию, которая обязывалась докладывать о ходе работ[174]. По неизвестной причине вместо Гребенщикова наблюдать за перестройкой согласился младший инженер Симбирского губернского правления М. Ф. Мари.
12 февраля 1907 г. священник Г. Кархалёв и псаломщик А. Родионов направили благочинному А. И. Михайлову в Чердаклы подробный отчёт о проделанной работе. Он заслуживает того, чтобы его привели полностью: «Имеем честь довести до сведения Вашего Высокоблагословения, что мелекесским купцом 2-й гильдии Дмитрием Николаевичем Масленниковым... произведён капитальный ремонт Троицкого храма в селе Сосновке. Ремонт произведён как с внешней стороны, так и внутри храма. Ремонт извне состоял в следующем: 1) построена новая колокольня; 2) сделан новый купол на настоящей; 3) поставлены новые, очень массивные, вызолоченные кресты; 4) сделаны поместительные боковые, с асфальтовыми полами, крыльца; 5) на всём фасаде церкви сделана новая обивка и весь храм извне выкрашен масляной краской, причём с трёх сторон повешены иконы, писанные на цинке; 6) сделаны новые рамы, в окнах вставлены новые решётки; 7) внутри храма деревянные полы заменены плиточными (цементными); 8) в трапезной потолок сделан сводом; 9) сложены новые печи, обитые железом. Весь этот ремонт... стоил до 10.000 рублей. Внутри храма иконостас весь сделан заново, а именно: старые иконы... заменены новыми, резьба на иконостасе снова вызолочена, заклиросные киоты сделаны новые, в трапезной поставлены два новых иконостаса, а также шесть больших киотов поставлены в боковых частях трапезной: стены украшены изображениями святых, писанных на цинке. Вся работа произведена художником Ив. Гр. Федотовым за 8500 р. Кроме того, г. Масленников пожертвовал... два серебрян. вызолоченных креста стоимостью 135 р, Св. Евангелие - 90 р, две пары хоругвей, из которых одна бархатная - 102 р. 68 к., 10 подсвечников - 200 р, паникадило вызолоченное - 180 р., три фелони серебряного белого глазета, облачения на престол и жертвенник - 220 р, панихидный стол - 120 р., несгораемый шкаф - 150 р. Кроме того, г. Масленниковым куплен колокол весом 81 пуд 35 фунтов [1,34 т - Е.Б], который с доставкой стоит 1700 р. Много и других предметов, необходимых для церкви, куплено Д. Н. Масленниковым. Всего Д. Н. Масленниковым пожертвовано... более чем на 21.000 рублей. Ремонт храма окончен в конце января 1907 года»73. Что и говорить - ремонт был сделан с размахом, а купец Масленников навечно оставил своё имя в истории Сосновки!
В книге уроженца Сосновки П. Т. Мельникова религиозной жизни в селе внимания уделяется, прямо скажу, немного. Нет даже описания церкви - видимо, автор не отличался набожностью. Однако в условиях почти полного отсутствия источников важна любая информация, тем более что П. Т. Мельников приводил в тексте документальные сведения. Так в книге находим списки лишённых изби- [175] рательных прав Сосновского сельсовета Чердаклинского района (12.01.1929-3.12.1930). Среди них были и служители Троицкого храма: священник Иван Евгеньевич Копосов, его жена Любовь Фёдоровна, псаломщик Степан Иванович Филатов, его жена Ульяна Ан. (так в источнике) и дочь Анна 1903 г.р., а также диакон Дмитрий Степанович Филатов, 1902 г.р.[176] Священник и псаломщик хорошо известны по клировой ведомости 1910 г.
В тексте содержатся и более ранние, дореволюционные воспоминания жителей Сосновки. В приводимом ниже отрывке действие происходило в церковно-приходской сельской школе, на уроке Закона Божьего, в присутствии землевладельца Масленникова (правда, перепутано имя и отчество, правильно - Дмитрий Николаевич):
«- Кто построил нашу школу? - задала учительница первый вопрос.
Интересно, что служители церкви принимали участие в воспитании детей в сосновской школе и позже, в 1920-е гг.: «...Приходил раз на неделе к ним священник и уводил молиться в церковь. Там они разучивали молитвы и батюшка - так они звали священника - показывал им разные иконы и говорил, какие на них изображения»[178].
Вероятно, арестовали сосновского священника И. Е. Копосова уже после 1930 г. Это трагическое событие подробно описывается П. Т. Мельниковым: «Дом священника Евгения Ивановича («Крохаля», так прозвали его в народе) [на самом деле - Иван Евгеньевич, а Крохаль - это прозвище священника Крохалёва, данное ему жителями с. Архангельское, где он служил с 1907 по 1930 гг., а в Сосновке всего лишь около года - Е.Б.] находился за церковью, на северозападной стороне села. Его жена, Любовь Фёдоровна, была в отъезде... Арестовать священника пришли ночью, чтобы никто из прихожан, до поры до времени, не знал. Постучали в окно.
Трое пришедших ночью отошли в сторонку, посовещались.
Позднее забрали и жену священника, после чего в пустой дом поселили молодую учительницу. Как-то поздно вечером к ней тайно пробрался И. Е. Копосов, попросивший разрешения слазить в подполье, откуда он достал нагрудный золочёный крест и три священных книги, поблагодарил учительницу, и с тех пор как в воду канул. Ходили слухи, что священник скрывается в приволжских лесах, а верующие старушки чаще стали ходить в лес с туесками с провизией[180]. Вскоре после этого случая заболел и умер псаломщик, а среди местных жителей ещё долго бытовала легенда о деньгах, спрятанных псаломщиком в берёзовом пеньке.
Показательно, что решение о ликвидации храма было принято сельскими властями уже в 1928 г.: «Закрыть церковь и использовать её под культурное учреждение, к тому же крестьянская молодёжь тянется в город, как к культурному центру, ввиду слабого удовлетворения культурные запросов молодёжи в деревне»[181].
Любопытен рассказ о страстях, связанных с закрытием Троицкого храма (начальная часть мемуаров повествует о событиях 1935 г., когда с колокольни скидывали колокола): «Снимать их послали кузнеца и комсомольцев. Смотреть собралась вся деревня. Старики и старухи проклинали богохульников и грозили анафемой. А со временем в церкви устроили клуб. Однажды летом привезли из города и начали показывать кино. На небе собралась огромная тёмная туча, внезапно разразилась гроза. Форточки были открытые. Во время грозы в форточку залетела шаровая молния, и некоторое время летала под куполом. Народ бросился из церкви. В дверях - давка. Наконец, молния вылетела в другую форточку. По селу прошёл слух о Божьем знаменье. Старухи торжествовали. Даже бывалые комсомольцы струхнули. И никто не помнил, о чём была картина. Всем только и виделся огненный шар»[182].
Опись церковного имущества XIX в. до нас не дошла, зато сохранилась опись 1934 г., составленная председателем церковного совета Степаном Сафроновым и старостой Михаилом Коробковым и заверенная председателем Сосновского сельсовета Барановым[183]. Кстати, это последний источник по истории храма. При сверке ценностей с актом 1922 г. оказалось, что за прошедший период были похищены напрестольный серебряный крест весом 1 фунт 54 золотника (0,552 кг), дискос серебряный (38 золотников, или 100,3 г), дароносица серебряная (242 золотника, или 0,64 кг) общим весом 1,3 кг[184].
Документ содержит ценное описание Троицкого храма (вероятно, закрытого, а через 20 лет разобранного и вывезенного из зоны затопления), изображений которого найти пока не удалось, если не считать план 1887 г.: «зданием деревянным на каменном фундаменте, крытым железом, обнесённым кирпичной оградой; размер его: длина 10 саж. [21,3 м - Е.Б.], ширина 5 саж. [10,7 м - Е.Б.], в одной связи с колокольней; три наружные двери: одна общая для храма и колокольни, 2 боковые и дверь внутренняя для паперти; все двери столярной работыы; внутри храма 14 окон с двойными рамами и железными решётками; при том, из коих одна облицована изразцовым кирпичом; пол сделан из цементные плит с рисунком; стеныы отштукатуреныы и крашеныы»[185].
В алтаре находились деревянные престол, покрытый нижней одеждой из полотна, верхней из парчи, жертвенник, живописный крест, вставлявшийся в тумбу, с золочёной резьбой, и живописная икона Богородицы. По стенам в нём размещались шесть икон: 1) На горнем месте Моление о Чаше, написанная на полотне в деревянной раме;
В среднем храме располагались: 1) Главный иконостас, окрашенный под цвет красного дерева с золочёными колонками, карнизами и резьбой, икон в иконостасе 26 живописной работы: Образы Святой Троицы, Архангела Михаила, Спасителя, Казанской Божьей Матери, Архангела Гавриила и другие; 2) Крест с предстоящими;
В трапезной находились: «1) правый малый иконостас, окрашенный и позолоченный, в нём 6 икон: Св. мученик Леонид, митр. Константин и бл. Николай; Господь Вседержитель; Св. муч. Агриппа, св. Ник. Чудотворец и преп. Евгения и другие; 2) левый малый иконостас такой же и имеющий столько же икон: Св. прав. Анна и св. Димитрий Солун- ский; Образ пресв. Богородицы; св. царица Елена и св. муч. Александр; Сошествие св. духа и другие; 3) крест живописный на деревянном возвышении; 4) гробница деревянная, окрашенная алюминием с золочёной резьбой и плащаница бархатная с серебряным шитьем и позументами;
Кроме того, в церкви хранились четыре иконы для крестных ходов, святцы в двух деревянных рамах, две иконы на паперти, медная и вызолоченная дарохранительницы, два серебряных и два медных креста, пять Евангелий (три больших и два малых), 10 сосудов, купель, семисвечник, пять лампад, шкафы для облачений и для хранения денег, несгораемый шкаф, вделанный в кирпич, сундук окованный, шкафчик для архива и библиотеки. Гордостью храма были шесть колоколов: 1) 81 пуд 35 фунтов [1341 кг]; 2) 41 пуд 1 фунт [672 кг]; 3) 17 пудов 24 фунтов [288,3 кг]; 4) 2 пуда 4 фунта [34,4 кг]; 5) 29 фунтов [11,9 кг]; 6) 23 фунта [9,4 кг] [итого 2357 кг, или 2,36 т][189]. Общая стоимость храмового имущества составляла 1358 рублей[190].
И последние штрихи к истории Троицкой церкви. В документах переселенческого отдела Ульяновского облисполкома, непосредственно занимавшегося подготовкой зоны затопления Куйбышевской ГЭС, нет ни слова о судьбе храма. Но со слов старожилов известно, что деревянное здание разобрали, причём годные брёвна, доски и другие полученные стройматериалы использовали для сооружения клуба в новом с. Архангельское. До начала 2010-х гг. его можно было увидеть, хотя к этому времени здание клуба не раз ремонтировали и обложили кирпичом, а в 2008 г. рядом с ним открыли детскую игровую площадку. Но потом клуб сгорел.
Источник: Бурдин Е.А. Затопленные святыни