Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых в доме веселья. Библия Ек. 7.4.

Сосновка

Назад

Троицкая цер­ковь с. Сосновка Симбирская губерния.

Кладбища Сосновка с. Совновская волость Карсунского уезда Симбирская губерния.



Предположительное время возникновения Сосновки - сере­дина - конец XVII в. Видимо, её первыми жителями были выходцы из регионов Верхнего Поволжья, так как в селе преобладал северо­русский говор владимирско-поволжской группы[156]. До 1861 г. село являлось владельческим.

Вероятно, небольшой деревянный храм существовал в Со­сновке уже в 1740-е гг. По письменным источникам Троицкая цер­ковь была построена в 1784 г. Она перестраивалась в 1851, 1887 и 1906 гг. Первый раз была закрыта в 1928 г, разобрана в 1955 г, перед созданием Куйбышевского моря.

В 1952-1955 гг. основная часть жителей Сосновки пересели­лась из зоны затопления на возвышенное место, в новый хозяй­ственный центр - с. Архангельское, а также в Чердаклы, г. Улья­новск и п. Ленинский (Рыбацкий, ныне входит в Заволжский район города Ульяновска).

В Российском атласе 1745 г. в Заволжском районе недалеко от Симбирска указана Сосновка, причём как село, имеющее церковь.

Хотя на карте Симбирского наместничества 1792 года поселение обо­значено как деревня. Дело окончательно запутывают первые дошед­шие до нас письменные сведения о церкви в Сосновке (они датиру­ются 1848 г.). Согласно им, первый деревянный храм в Сосновке был построен в 1784 г. тщанием прихожан.

К 1848 г. крыша церкви начала ветшать, и в некоторых местах протекать. Главным являлся престол во имя Живоначальной Трои­цы, а дополнительным - во имя Святителя Николая Чудотворца в приделе (оба холодные). Священник и пономарь жили в квартирах, а диакон и дьячок имели собственные деревянные дома на помещичь­ей земле. Ближайшая от села церковь находилась в Архангельском, на расстоянии 7,5 км.

Священник получал от владельца села князя Александра Алек­сеевича Волхонского (здесь он не жил) продовольственную помощь - 17 четвертей (278,5 кг) ржи и 15 четвертей (245,7 кг) ярового хлеба в год. В церкви с 1780 г. хранились копии метрических книг (по другому источнику - с 1774), с 1828 г. исповедные росписи, а также другие документы.

Священником с 1848 г. являлся Димитрий Романович Полива­нов, в 1835-1843 гг. занимавшийся преподаванием в Самарском и Чистопольском духовных приходских училищах. Диаконом был Михаил Иванович Литров (из текста непонятно, когда он прибыл в Сосновку из Чердаклов, где с 1820 г. служил пономарём). В 1840 г. Литрова «за нетрезвую жизнь» сослали на четыре месяца в Сызран- ский Вознесенский монастырь на чёрную работу[160]. Дьячком с 1846 г. являлся Павел Андреевич Архангельский. Пономарём с 1848 г. был Василий Николаевич Орловский.

В церковных ведомостях 1910 г., в отличие от 1848 г., содер­жится информация о том, что Троицкий храм возведён иждивением господ Бекетовых, а не только стараниями прихожан. В 1851 г. его перестроили на средства мелекесского купца Дмитрия Николаевича Масленникова, причём поставили на каменный фундамент, сохранив один престол. Но здесь явная историческая ошибка, так как в ЦГА- СО сохранилось дело о капитальном ремонте Троицкой церкви в 1906-1907 гг., проведённом на средства то же Д. Н. Масленникова (о нём подробнее я расскажу ниже; странно, что в клировой ведомости о нём нет ни слова). Во-первых, тут слишком большая временная разница - целых 55 лет! Во-вторых, из других источников известно, что местный землевладелец Н. А. Львов умер только в 1887 г., а имение перешло к его потомкам. Более того, в одной клировой ведо­мости прямо указывается: храм перестроен в 1851 г. тщанием прихо­жан и помещицы Натальи Львовой (жены Н. А. Львова?).

Согласно ведомости 1910 г., в Симбирском отделении Государ­ственного банка и Симбирском Общественном банке на церковном счету находилось 300 рублей (вклады от разных лиц). К этому време­ни в Сосновке все служители культа жили в деревянных домах, а в деревне Пальцино с 1901 г. действовала церковно-приходская шко­ла. Ещё раньше появились земские школы в Сосновке (1882) и Алексеевских Выселках (1900)[165]. В 1859 г. была заведена опись цер­ковного имущества. В храмовой библиотеке хранилось 97 томов. Церковным старостой с 1890 г. состоял крестьянин Иван Степано­вич] Вахрунин.

Священником с 1907 г. был Иван Евгениев[ич] Копосов, слу­живший с небольшим перерывом в храме с. Архангельское в 1900 - 1907 гг.[166] В разные годы он занимал должности заведующего и зако­ноучителя в сельских школах, в том числе с 1907 - в Пальцино, Алексеевке и Сосновке[167]. За усердное служение И. Е. Копосова в 1901 г. наградили набедренником, а в 1908 - скуфьей. Должность псаломщика с 1909 г. исполнял Стефан Иванов[ич] Филатов, ранее преподававший в начальном народном училище.

В 1887 г. Троицкая церковь была расширена. Об этом расска­зывает дело, отложившееся в фондах Самарской духовной консисто­рии («О распространении церкви села Сосновки Ставропольского уезда», начато 15 января и закончено 7 июля 1887 г. - здесь и далее все даты по старому стилю).

4 января местный благочинный, священник Христофор Лива­нов и служители храма священник Василий Гурьев и псаломщик Мартын Некрасов направили Самарскому и Ставропольскому епис­копу Серафиму покорнейшие прошения. Они писали: «Храм в селе Сосновке, во имя Св. Троицы зданием деревянный, в настоящее время оказался для прихода мал, так что в великие праздники многие прихо­жане во время Богослужения вынуждены стоять вне церкви, что в зимнее время неудобно для здоровья последних, и поэтому всепокор­нейшее просим Вас, Ваше преосвященство, разрешить увеличить храм на три сажени [6,4 м - Е.Б.] в длину в трапезной, для чего прилагаем при сём прошении план церкви. Деньги на перестройку церкви имеют­ся, так как прихожане села Сосновки обложили себя для этой цели по одному рублю с души, что составляет сумму семьсот сорок руб.»[168].

Епископ дал делу ход, и 29 января на собрании Самарской духовной консистории было заслушано данное прошение. В итоге её члены решили направить проект на рассмотрение в строительное отделение Самарского губернского правления, а прихожанам предос­тавить приговор о выделении требуемого количества земли[169]. Одна­ко выполнение второго пункта замедлилось, так как церковная пло­щадь и усадьбы причта принадлежали землевладельцу Львову, жившему в Москве и нередко уезжавшему за границу. Ему направи­ли письмо об уступке означенной земли, но ответа не дождались. Оказалось, что помещик Николай Александрович Львов скончался 27 марта 1887 г., а его имение до совершеннолетия детей подлежало опеке[170]. Тем не менее, 7 июля Самарская духовная консистория раз­решила начать работы по расширению Троицкого храма[171]. В итоге через четыре месяца благочинный Х. Ливанов рапортовал: «...дере­вянная церковь с. Сосновки... на средства прихожан, в количестве 1800 р., увеличена на каменном фундаменте и печи поставлены также на каменном фундаменте. Самое активное участие при постройке сей принимал приходский священник Василий Гурьев. Он изыскал сред­ства для пристроя и наблюдал за прочностью постройки»[172].

Однако, как видно из документов, через 19 лет, в 1906 г., тра­пезной Троицкого храма потребовался значительный ремонт, из-за

тесноты и нехватки воздуха во время служб. Кроме того, требовалась реконструкция пришедших в ветхость колокольни и купола. Этот факт вызывает вопрос - насколько обосновано и качественно была расширена церковь в 1887 г.? И почему не сделали сразу ремонт всего здания? Возможно, не хватило средств.

4 мая 1906 г. в Самарскую духовную консисторию поступило прошение от Сосновского причта и прихожан (священника Г. Карха- лёва - будущего иерея храма в с. Архангельское, диакона С. Лебедева, церковного старосты И. Вахрунина и представителей общества кресть­ян Н. Выборнова, И. Кондратьева и И. Галактионова, а также предсе­дателя церковного попечительства землевладельца Д. Н. Масленнико­ва). «Известный благотворитель храма Дмитрий Николаевич Масленников на свои средства ремонтируя с Вашего разрешения и бла­гословения наш приходский храм внутри, изъявил своё желание на свои средства поправить храм извне, а именно перестроить колокольню и купол на храме по плану, ...составленному чертёжником г. Гребенщико­вым. Кроме того, предполагается г. Масленниковыш, при участии при­хожан, приобрести новыш колокол весом до 100 пудов [1,64 т - Е.Б.], так как звона существующего колокола, всего только в 40 пудов [655 кг - Е.Б.], совсем не слышно, особенно зимой. Посему покорнейше просим Вас, Ваше Преосвященство, разрешите нам и благословите перестро­ить колокольню, исправить купол и приобрести новыш колокол. Счита­ем необходимым, прибавить, что ремонт будет производиться под на­блюдением чертёжника Гребенщикова, живущего в г. Симбирске»[173].

Дело закрутилось: полетели рапорта, письма, указы. В конце концов, 6 ноября капитальная перестройка храма по утверждённому проекту была разрешена, но прихожанам предписывалось учредить Строительную комиссию, которая обязывалась докладывать о ходе работ[174]. По неизвестной причине вместо Гребенщикова наблюдать за перестройкой согласился младший инженер Симбирского губернско­го правления М. Ф. Мари.

12 февраля 1907 г. священник Г. Кархалёв и псаломщик А. Ро­дионов направили благочинному А. И. Михайлову в Чердаклы под­робный отчёт о проделанной работе. Он заслуживает того, чтобы его привели полностью: «Имеем честь довести до сведения Вашего Высо­коблагословения, что мелекесским купцом 2-й гильдии Дмитрием Нико­лаевичем Масленниковым... произведён капитальный ремонт Троицкого храма в селе Сосновке. Ремонт произведён как с внешней стороны, так и внутри храма. Ремонт извне состоял в следующем: 1) построена новая колокольня; 2) сделан новый купол на настоящей; 3) поставлены новые, очень массивные, вызолоченные кресты; 4) сделаны помести­тельные боковые, с асфальтовыми полами, крыльца; 5) на всём фасаде церкви сделана новая обивка и весь храм извне выкрашен масляной краской, причём с трёх сторон повешены иконы, писанные на цинке; 6) сделаны новые рамы, в окнах вставлены новые решётки; 7) внутри храма деревянные полы заменены плиточными (цементными); 8) в трапезной потолок сделан сводом; 9) сложены новые печи, обитые же­лезом. Весь этот ремонт... стоил до 10.000 рублей. Внутри храма ико­ностас весь сделан заново, а именно: старые иконы... заменены новыми, резьба на иконостасе снова вызолочена, заклиросные киоты сделаны новые, в трапезной поставлены два новых иконостаса, а также шесть больших киотов поставлены в боковых частях трапезной: стены укра­шены изображениями святых, писанных на цинке. Вся работа произве­дена художником Ив. Гр. Федотовым за 8500 р. Кроме того, г. Маслен­ников пожертвовал... два серебрян. вызолоченных креста стоимостью 135 р, Св. Евангелие - 90 р, две пары хоругвей, из которых одна бар­хатная - 102 р. 68 к., 10 подсвечников - 200 р, паникадило вызолочен­ное - 180 р., три фелони серебряного белого глазета, облачения на престол и жертвенник - 220 р, панихидный стол - 120 р., несгорае­мый шкаф - 150 р. Кроме того, г. Масленниковым куплен колокол весом 81 пуд 35 фунтов [1,34 т - Е.Б], который с доставкой стоит 1700 р. Много и других предметов, необходимых для церкви, куплено Д. Н. Мас­ленниковым. Всего Д. Н. Масленниковым пожертвовано... более чем на 21.000 рублей. Ремонт храма окончен в конце января 1907 года»73. Что и говорить - ремонт был сделан с размахом, а купец Масленников навечно оставил своё имя в истории Сосновки!

В книге уроженца Сосновки П. Т. Мельникова религиозной жизни в селе внимания уделяется, прямо скажу, немного. Нет даже описания церкви - видимо, автор не отличался набожностью. Одна­ко в условиях почти полного отсутствия источников важна любая информация, тем более что П. Т. Мельников приводил в тексте доку­ментальные сведения. Так в книге находим списки лишённых изби- [175] рательных прав Сосновского сельсовета Чердаклинского района (12.01.1929-3.12.1930). Среди них были и служители Троицкого хра­ма: священник Иван Евгеньевич Копосов, его жена Любовь Фёдо­ровна, псаломщик Степан Иванович Филатов, его жена Ульяна Ан. (так в источнике) и дочь Анна 1903 г.р., а также диакон Дмитрий Степанович Филатов, 1902 г.р.[176] Священник и псаломщик хорошо известны по клировой ведомости 1910 г.

В тексте содержатся и более ранние, дореволюционные воспо­минания жителей Сосновки. В приводимом ниже отрывке действие происходило в церковно-приходской сельской школе, на уроке Зако­на Божьего, в присутствии землевладельца Масленникова (правда, перепутано имя и отчество, правильно - Дмитрий Николаевич):

«- Кто построил нашу школу? - задала учительница первый вопрос.

  • - Масленников Николай Дмитриевич.
  • - А в честь кого она построена?
  • - Она построена в честь Святой Троицы и называется школа Святой Троицы.
  • - Так. Ну, а церковь в нашем селе кто воздвигнул?
  • - Церковь построил народу Николай Дмитриевич Масленни­ков. Давно это было. Говорят, мужики поднимали крест на купол, Николай Дмитриевич стоял внизу и ругал подрядчиков за то, что один лист железа на крыше положили составной, тогда как остались целые листы. Это же вам не крестьянский дом, а церковь, - корил он мужиков»[177].

Интересно, что служители церкви принимали участие в воспи­тании детей в сосновской школе и позже, в 1920-е гг.: «...Приходил раз на неделе к ним священник и уводил молиться в церковь. Там они разучивали молитвы и батюшка - так они звали священника - показывал им разные иконы и говорил, какие на них изображения»[178].

Вероятно, арестовали сосновского священника И. Е. Копосова уже после 1930 г. Это трагическое событие подробно описывается П. Т. Мельниковым: «Дом священника Евгения Ивановича («Кроха­ля», так прозвали его в народе) [на самом деле - Иван Евгеньевич, а Крохаль - это прозвище священника Крохалёва, данное ему жителя­ми с. Архангельское, где он служил с 1907 по 1930 гг., а в Сосновке всего лишь около года - Е.Б.] находился за церковью, на северо­западной стороне села. Его жена, Любовь Фёдоровна, была в отъез­де... Арестовать священника пришли ночью, чтобы никто из прихо­жан, до поры до времени, не знал. Постучали в окно.

  • - Кто там? - отодвинул рукой занавеску, спросил священник.
  • - Энкавэдэ, открывай!
  • - Приходите днём, если во мне есть надобность какая.
  • - Открывай, тебе говорят.
  • - Ночью не открою, как хотите.
  • - А мы тебе приказываем открывать, тогда, когда нам надо!
  • - Ну и открывайте, ежели вам такая власть дадена. Я подчиня­юсь только Богу единому.

Трое пришедших ночью отошли в сторонку, посовещались.

  • - Панкратов, давай со двора лестницу, разбирай крышу! - при­казал один из них, должно быть, старший. Плюются, чертыхаются - в соломе пыль. Спустились в сенцы, дверь в избу закрытая. Священ­ник не открывает. Долго мучились, придумывали. Наконец, дверь сорвали вместе с петлями. Священнику велели собираться, и захва­тить деньги, какие есть. Ещё сказали, что теперь церковные атрибуты - иконы, книги, ладан и свечи - ему не понадобятся, так как никто теперь не будет ни венчаться, ни причащаться, ни отпеваться, - и он, Крохаль, не будет собирать с мирян подаяние, и что излишки соби­рать у крестьян и без него есть кому [выделено мною - Е.Б.]. Свя­щенник достал деньги, перекрестил углы дома, погасил лампу и вы­шел с ними на улицу»[179].

Позднее забрали и жену священника, после чего в пустой дом поселили молодую учительницу. Как-то поздно вечером к ней тайно пробрался И. Е. Копосов, попросивший разрешения слазить в подпо­лье, откуда он достал нагрудный золочёный крест и три священных книги, поблагодарил учительницу, и с тех пор как в воду канул. Хо­дили слухи, что священник скрывается в приволжских лесах, а веру­ющие старушки чаще стали ходить в лес с туесками с провизией[180]. Вскоре после этого случая заболел и умер псаломщик, а среди мест­ных жителей ещё долго бытовала легенда о деньгах, спрятанных пса­ломщиком в берёзовом пеньке.

Показательно, что решение о ликвидации храма было принято сельскими властями уже в 1928 г.: «Закрыть церковь и использовать её под культурное учреждение, к тому же крестьянская молодёжь тянется в город, как к культурному центру, ввиду слабого удовлетво­рения культурные запросов молодёжи в деревне»[181].

Любопытен рассказ о страстях, связанных с закрытием Троиц­кого храма (начальная часть мемуаров повествует о событиях 1935 г., когда с колокольни скидывали колокола): «Снимать их послали куз­неца и комсомольцев. Смотреть собралась вся деревня. Старики и старухи проклинали богохульников и грозили анафемой. А со време­нем в церкви устроили клуб. Однажды летом привезли из города и начали показывать кино. На небе собралась огромная тёмная туча, внезапно разразилась гроза. Форточки были открытые. Во время гро­зы в форточку залетела шаровая молния, и некоторое время летала под куполом. Народ бросился из церкви. В дверях - давка. Наконец, молния вылетела в другую форточку. По селу прошёл слух о Божьем знаменье. Старухи торжествовали. Даже бывалые комсомольцы струх­нули. И никто не помнил, о чём была картина. Всем только и видел­ся огненный шар»[182].

Опись церковного имущества XIX в. до нас не дошла, зато сохранилась опись 1934 г., составленная председателем церковного совета Степаном Сафроновым и старостой Михаилом Коробковым и заверенная председателем Сосновского сельсовета Барановым[183]. Кста­ти, это последний источник по истории храма. При сверке ценностей с актом 1922 г. оказалось, что за прошедший период были похищены напрестольный серебряный крест весом 1 фунт 54 золотника (0,552 кг), дискос серебряный (38 золотников, или 100,3 г), дароносица се­ребряная (242 золотника, или 0,64 кг) общим весом 1,3 кг[184].

Документ содержит ценное описание Троицкого храма (вероят­но, закрытого, а через 20 лет разобранного и вывезенного из зоны затопления), изображений которого найти пока не удалось, если не считать план 1887 г.: «зданием деревянным на каменном фундаменте, крытым железом, обнесённым кирпичной оградой; размер его: длина 10 саж. [21,3 м - Е.Б.], ширина 5 саж. [10,7 м - Е.Б.], в одной связи с колокольней; три наружные двери: одна общая для храма и колокольни, 2 боковые и дверь внутренняя для паперти; все двери столярной рабо­тыы; внутри храма 14 окон с двойными рамами и железными решётка­ми; при том, из коих одна облицована изразцовым кирпичом; пол сделан из цементные плит с рисунком; стеныы отштукатуреныы и крашеныы»[185].

В алтаре находились деревянные престол, покрытый нижней одеждой из полотна, верхней из парчи, жертвенник, живописный крест, вставлявшийся в тумбу, с золочёной резьбой, и живописная икона Богородицы. По стенам в нём размещались шесть икон: 1) На горнем месте Моление о Чаше, написанная на полотне в деревянной раме;

  • 2) Направо: Святитель Николай Мирликийский; 3) Налево: Успение Божией Матери; 4) Богоявление Господне; 5) Господь Вседержитель; 6) Над царскими вратами: Спаситель в терновом венце[186]. Также в алтаре были шкаф для облачений, два столика, аналой и табурет.

В среднем храме располагались: 1) Главный иконостас, окра­шенный под цвет красного дерева с золочёными колонками, карниза­ми и резьбой, икон в иконостасе 26 живописной работы: Образы Святой Троицы, Архангела Михаила, Спасителя, Казанской Божьей Матери, Архангела Гавриила и другие; 2) Крест с предстоящими;

  • 3) За правым и левым клиросом две иконы[187].

В трапезной находились: «1) правый малый иконостас, окрашен­ный и позолоченный, в нём 6 икон: Св. мученик Леонид, митр. Констан­тин и бл. Николай; Господь Вседержитель; Св. муч. Агриппа, св. Ник. Чудотворец и преп. Евгения и другие; 2) левый малый иконостас такой же и имеющий столько же икон: Св. прав. Анна и св. Димитрий Солун- ский; Образ пресв. Богородицы; св. царица Елена и св. муч. Александр; Сошествие св. духа и другие; 3) крест живописный на деревянном воз­вышении; 4) гробница деревянная, окрашенная алюминием с золочёной резьбой и плащаница бархатная с серебряным шитьем и позументами;

  • 4) 4 пары хоругвей на древках; 5) шесть иконостасов по боковым сте­нам, в них 6 икон, в т.ч. Образы Нверской Божьей Матери и Казанской Божьей Матери; 5) Образ святого Николая Чудотворца в деревянной раме; 6) поминальный столик с мраморной доской; 7) 3 иконы на осо­бых аналоях; 8) всего по стенам 23 иконы»[188].

Кроме того, в церкви хранились четыре иконы для крестных ходов, святцы в двух деревянных рамах, две иконы на паперти, медная и вызолоченная дарохранительницы, два серебряных и два медных креста, пять Евангелий (три больших и два малых), 10 сосудов, ку­пель, семисвечник, пять лампад, шкафы для облачений и для хране­ния денег, несгораемый шкаф, вделанный в кирпич, сундук окован­ный, шкафчик для архива и библиотеки. Гордостью храма были шесть колоколов: 1) 81 пуд 35 фунтов [1341 кг]; 2) 41 пуд 1 фунт [672 кг]; 3) 17 пудов 24 фунтов [288,3 кг]; 4) 2 пуда 4 фунта [34,4 кг]; 5) 29 фунтов [11,9 кг]; 6) 23 фунта [9,4 кг] [итого 2357 кг, или 2,36 т][189]. Общая стоимость храмового имущества составляла 1358 рублей[190].

И последние штрихи к истории Троицкой церкви. В докумен­тах переселенческого отдела Ульяновского облисполкома, непосред­ственно занимавшегося подготовкой зоны затопления Куйбышевс­кой ГЭС, нет ни слова о судьбе храма. Но со слов старожилов известно, что деревянное здание разобрали, причём годные брёвна, доски и другие полученные стройматериалы использовали для сооружения клуба в новом с. Архангельское. До начала 2010-х гг. его можно было увидеть, хотя к этому времени здание клуба не раз ремонтировали и обложили кирпичом, а в 2008 г. рядом с ним открыли детскую игро­вую площадку. Но потом клуб сгорел.


Источник: Бурдин Е.А. Затопленные святыни



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов