Соборная мечеть с. Уразовка Симбирской губе.рнии
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
В 1685 году деревня Уразовка служилых татар, упоминается в Писцовой книге стольника Вильяминова.
При создании Симбирского наместничества в 1780 году деревня Уразовка, при Белом ключе и речке Карсунке, крещёных татар, служилых татар, вошла в состав Карсунского уезда.
В 1859 году деревня Уразовка была во 2-м стане Карсунского уезда Симбирской губернии, имелась магометанская мечеть.
В 1884 году в деревне построили новую Уразовскую мечеть, которая существует до сих пор.
619. Уразовка, деревня бывшая удельная, при речке Корсунке, дворов 159, жителей 1011, мечеть, школа, 2 поташн. звд.
С 1918 года в деревне был создан сельсовет, который вошёл в состав Коржевской волости.
2010 |
---|
389 |
Жители села преимущественно татары (99 %).
Дом жилой татарских купцов, с. Уразовка.
«Дом жилой татарских купцов» (1902) включен в список выявленных объектов культурного наследия Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959-р.Название Уразовка представляет собой патроним от имени мурзы Уразая, получившего в начале XVII в. земли рядом с нынешним селом. Известно также, что с 1606 г. он владел грамотой на право проезда в арзамасские и алатырские места. По-видимому, основание села относится к этому времени. В 1647 г. в нем была расселена группа служилых татар (а именно: выездных казаков).
Первые упоминания о существовании в деревне деревянной соборной мечети относятся только к концу XVIII в. В то время здесь проживало 1083 человека (578 мужчин и 505 женщин). Дворов насчитывалось 200. Приход насчитывал более чем 280 душ мужского пола, включая приписанных сюда мусульман из деревни Красный Яр. Муллою мечети в законном порядке был определен Сейфетдин Надеров. Он находился на обеспечении общества с «содержанием» 50 рублей в год. Азанчеем мечети являлся Я. Исламов. Досточтимый имам Надеров возглавлял мечеть до середины 30-х гг. XIX в.
В 1854 г. имамом мечети был избран Феткулла Фейзуллин, человек «поведения хорошего и жизни трезвой». Помощником ему стал Серажетдин Аюханов (муллой являлся до 1885 г.). Авторитет отца и собственные личные качества позволили Хайретдину Феткуллину в 1891 г. занять место имама в новом приходе (азанчеем при нем был Исмаил Алимов). Вторая мечеть была возведена к октябрю 1891 г.
В 70-е гг. XIX в. муллы старательно поддерживали традиции религиозного обучения.
Так, в 1878 г. в местном мектебе получало образование 50 детей. А в 1911 г. община выстроила новое здание, где и разместилась религиозная школа. Однако по вполне понятным причинам в 20-е гг. здесь обосновалась «советская школа I ступени».
Прихожане обеих мечетей, выполняя предписания советских учреждений, в 1923—1924 гг. были оформлены, как «религиозные общества». «Служителями религиозного обряда» в первую мечеть единогласно утвердили Сатдека Алимова и братьев Серажетдиновых — Халируллу и Абдул-Каюма. Муллы, по тем меркам, считались людьми зажиточными, имели свое хозяйство (лошадь, корову и прочее) и имущество (дом, сарай). Середняком считался имам второй мечети — Исмаил Алимов, который до 1917 г. исполнял обязанности азанчея. Мечети были зарегистрированы. Их стоимость определялась в 2112 рублей первая и в 1790 рублей (вторая).
Идеологическое давление со стороны режима в 30-е гг. нашего столетия оказали решающее влияние на положение верующих. В 1933 г. мухтасиб Абдул-Каюм Серажетдинов был осужден к трем годам лишения свободы, а в 1937 г. вновь репрессирован. К 1938 г. община лишилась своего права на пользование зданиями храмов. Протесты и жалобы мусульман по поводу закрытия второй мечети «под школу» не смогли повлиять на решение властей.
В послевоенный период верующие продолжали собираться на молитву в приспособленном для этих целей сарае.
Обязанности муллы выполнял X. Гафуров (1872 г. р.). Молились обычно человек 20. 1 июня 1989 г. группа последователей ислама числом в 41 человек обратилась к властям с просьбой о регистрации и строительстве мечети (поскольку зданий бывших мечетей не сохранилось). Решением властей «религиозное общество» было зарегистрировано 20 ноября 1989 г. (председатель — Гаяр Хайдарович Фейсханов). В настоящее время в селе действует одна мечеть, возведенная в 1990 г. На ее строительство ушло 13083 рубля добровольных пожертвований. Приходом руководит Ярулла Ахметжанов.
https://familio.org/settlements/a680b8c8-f683-4d5c-b69e-630be3fa5485?ysclid=m17jubkzwb614857168
УРАЗОВКА, село Сосновской сел. адм. Карсунского р-на (быв.Карсунского у. Симб. губ.). Расположено на р. Карсунке в 22 км кюго-зап. от р. ц. Основано в 1-й пол. 17 в. крестьянами, переведенными из Курмышского у. В 1913 в татарской деревне У.было 246 дворов, 1895 жит., 2 мечети, школа (1898), крестьяне занимались изготовлением кулей и рогож. Первая сельхозартель им.Чапаева возникла в 1930. В 1996 - насел. 156 чел., преимущ.татары. СПК им. Чапаева (быв. одноим. к-з), школа, клуб, мечеть, медпункт.
Согласно списку населенных мест Симбирской губернии за 1897 год, в деревне Нагаево при речьке Карсун Сосновской волости Карсунского уезда имеется мечеть, число дворов -- 223, число жителей мужского пола -- 640, число жителей женского пола -- 668, жители татары.