Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

Бортсурманы с. Бортсурманская волость Курмышский уезд Симбирской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Нижегородская обл, Пильнинский р-н, село Бортсурманы

Церковь Бортсурманы с. Бортсурманская волость Курмышский уезд Симбирской губернии.

Кладбища Бортсурманы с. Бортсурманская волость Курмышский уезд Симбирской губернии.



Владельцам одной из усадеб в с. Бортсурманы были господа Шипиловы.Ее хозяева покинули село последними из местного дворянства. Уже далеко после октябрьских событий 1918г.
" В селе жила Мария Шипилова, дочь помещика, а теперь из беднейших в селе, она жила с дочерью, и все ее состояние составляла корова, которая кормила их в эти голодные годы. Узнав, что сельсовет за Пасхальную службу требует денег, она продала корову и отдала деньги.Власти разрешили службу в храме, но Марию арестовали и выслали в Караганду, где она вскоре тяжело заболела и скончалась. "- из книги "Мученики и исповедники ХХ столетия" иеромонаха Дамаскина.События середины 30-х годов.


В списке дворянства конца XIX века упоминается Шипилов Серг. Алексанлрович.,
прч. артил., с. Бортсурманы. Симбирская губерния. Курмышский уезд.
Он и является однозначно владелецем шипиловского поместья с. Бортсурманы .

О нем известно:
36-24. Шипилов Сергей Александрович (07.09.1834-?)
Пол: мужской.
• 07.09.1834: Родился.
Отец: Шипилов Александр Петрович, мать: Шипилова Екатерина Ивановна.
• Женился
• Родилась Софья (46-36)
• Умер
Жена: Шипилова (Масальская) Анна Михайловна. дочь подполковника Масальского
• Умерла
Еще.
Выпускники Симбирской гимназии 1909 года.
Шипилов Сергей Сергеевич (29.05. 1889 г., с. Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии) – сын дворянина, православный.
Обучался в СКГ. Во время учебы большой интерес проявил к изучению истории. Окончил полный восьмиклассный курс. Выпускник 1909 года.
В августе того же года поступил в ИКУ.

ГАУО. Ф.101, о.1, л.22об.-23.
НАРТ. Список студентов Казанского Университета 1909 г

Владельцем Бортсурман был все-таки другой Сергей Александрович Шипилов- тот, что был женат на Александре Дмитриевне (предположительно Пазухиной).
Мы тут все с Еленой Аникиной гадаем, почему Александр Петрович Шипилов у Владимирского Фролова не совпадает по своему отцу с АПШ отцом по ее линии?
А я думаю все просто. Было два Александра Петровича Шипилова -Первых. Одна ветвь ушла во Владимир и именно по ней делал исследования Фролов-краевед из Коврова.


https://forum.svrt.ru/t

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Бортсурманы — село в Пильнинском районе Нижегородской области. Административный центр Бортсурманского сельсовета. Знаменито в первую очередь тем, что здесь жил и служил в Успенской церкви святой праведный Алексий Бортсурманский.

История села до революции 1917

По сохранившимся преданиям, передаваемым из поколения в поколение, можно предполагать, что село возникло более четырехсот лет тому назад. Среди дремучих лесов в конце XVI века возникает небольшое татарское поселение там, где располагалось здание старой средней школы и близлежащие дома. Сохранившиеся остатки могил (вещи, кости, оружие, украшения) дают предположения, что здесь находилось татарское кладбище. С усилением русского государства власть Москвы стала распространяться на Восток. Границей русских земель на востоке становится река Сура. В 1552 году с захватом г. Казани закончилось присоединение всего Казанского ханства к Московскому государству. Царь Иван Грозный вновь завоеванные земли дарил своим приближенным — дворянам, помещикам, которые на эти земли стали завозить крепостных крестьян. Так на месте татарского поселения возникает небольшая русская деревушка с названием Старо-Никольское, окруженная дремучими лесами, рекой и многочисленными озерами. А это давало возможность населению заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Позднее жители деревни Старо-Никольское стали распахивать пустоши под посевы, а когда земледелие стало их главной задачей, сносят и раскорчевывают леса, увеличивая запашку. Неотъемлемой частью земледелия становится занятие крестьян разведением скота.

С годами население росло, и уже к середине XVII века деревня Старо-Никольское стала насчитывать несколько десятков домов. В XVIII веке переименована в Бортсурманы. К Бортсурманам, как к центру волости, принадлежали Козловка, Ягодное, Рословка (или Никольское), Рыхловка, Арьевка (или Малавка). По последней десятой ревизии (1858 год) в Бортсурманах было 90 дворов и 700 жителей, из которых 340 мужчин и 360 женщин. В это число входило 18 человек «духовных лиц» и придворная. Один из отрядов Разина, возглавляемый Максимом Кривоносом, проплывал на лодке вверх по Суре, которая в то время протекала на месте современного озера Барабанское. Бунтовщики, проплывая мимо населенных пунктов, расположенных рядом с рекой, били в барабаны, призывая местное население присоединиться к ним. Битье в барабаны как память об этом событии позднее нашло свое отражение в названии озера «Барабанское».

 

В конце XVII века местное население, кроме земледелия и скотоводства, занимается ремеслами. Излишки сельскохозяйственных продуктов и ремесленные изделия местные крестьяне продают в городе-крепости Курмыше, построенном еще в 1372 г., как опорный пункт против ханской Казани. Продажа собственных продуктов вызывалась необходимостью уплаты оброка помещикам.  На грани XVII—XVIII веков происходит такое важное событие, как перенесение деревянной церкви из сельца Рословки в Старо-Никольское, после сего деревня стала называться селом. После подавления бунта Пугачева село было поделено между помещиками Пазухиными, Шипиловыми, Литвиновыми.

Во второй половине XVIII века в селе вместо деревянной была построена каменная Успенская церковь , здание которой (кроме двух приделов, построенных позднее) сохранилось до настоящего времени. Вскоре после построения каменной церкви в 90-х годах XVIII века произошло событие, которое потрясло всю округу. Крестьяне, доведенные до отчаяния тяжелой жизнью, на паперти новой каменной церкви убили управляющего помещика Пазухина, который жестоко угнетал крестьян. Разгневанный помещик Пазухин созвал крестьян и заявил им: «Ваше село было бусурманским (т.е. татарским), так и останется. Отныне оно будет называться Бусурманами. Но земский съезд не утвердил этого названия, а дал название селу — Бортсурманы (борт Суры).

Население села Бортсурманы росло. Жизь крестьянства не была легкой. Мужское население, годное для службы, забиралось в армию. В солдатах служили по 25 лет. Зачастую служба в армии зависела от местного помещика. Распространена была замена одного рекрута другим по согласию и желанию другого. За это первый, вместо которого нанимался второй (он с этого времени назывался «наемником»), обязан был в течение одного года (перед призывом) содержать «наемника», т.е. одевать, обувать, кормить и т. д. Крепостным крестьянам приходилось подчиняться воле помещика. Случалось, что староста подходил к окну дома, стуком палки вызывал хозяина и ставил его в известность о выдаче его дочери замуж за 40-50 км за совсем незнакомого человека. «Так повелел барин».

До конца XIX века школы в Бортсурманах не было, и учились у священника. При наличии большого количества плодородной земли, тучных лугов и пастбищ крестьяне находились в большой зависимости от помещиков вплоть до Октябрьского переворота 1917 года. Дело в том, что из 3002 десятин крестьянам принадлежало 962 десятины, а большая часть земли, притом лучшей, принадлежала помещикам и частично церкви. Церкви (духовенству) принадлежало 33 десятины и 2007 десятин — помещикам, в том числе Пазухиным — 1012, Шипиловым — 515 и Пантусовым — 480 десятин. В общий крестьянский надел входило 214 десятин лугов и 20 десятин выгона.

В Бортсурманах было пять мельниц, из них три крестьянские и две помещичьи. В имении Шипиловых функционировал конный завод, а в Козловке — кирпичный, производительность до одного миллиона штук в год.

Революционные потрясения

Осенью 1917 года в стране был свергнут царизм и советская власть шествовала по всей России. Весной 1918 года в селе также установилась советская власть. Крестьяне свергли помещиков Пазухина и Шипилова. Дом Пазухина был сожжен, а Шипилова передан под школу. Народ стал хозяином помещичьих земель.

Осенью 1918 года на советскую республику началась интервенция. Войска Колчака подходили к Канашу. И в связи с приближением к селу белогвардейских войск Колчака здесь вспыхнуло контрреволюционное восстание, которое было подавлено одним из отрядов Красной Армии во главе с атаманом Гариным. 18 сельчан, якобы причастных к мятежу, были расстреляны.

СПК «Оборона страны»

В 1951 или 1952 г. по решению общих собраний колхозников произошло объединение пяти колхозов: «Оборона страны», «Большевик», «Красная горка № 2», «Защита революции» и «14 лет Октября» в один колхоз «Оборона страны», в настоящее время СПК «Оборона страны».

в настоящее время СПК "Оборона страны" занимается производством и реализацией продукции сельского хозяйства. Основными отраслями деятельности являются: растениеводство и животноводство.Выращивают зерновые и зернобобовые культуры: пшеница яровая, пшеница озимая, рожь, ячмень, овес, кукуруза, горох.В СПК также производится продукция животноводства: молоко, мясо крупного рогатого скота

В СПК «Оборона страны» валовое производство молока в 2009 году составляет 38422 ц, что больше, чем в 2001 году на 30707 ц. Объем производства молока возрос вследствие увеличения поголовья молочного стада более чем в четыре раза, со 155 голов в 2001 год до 664 головы в 2009 году, а также за счет увеличения молочной продуктивности 1 коровы с 4977 кг до 5786 к.

Численность персонала на 2013 год - 162 человека.

Святой Колодец

На западной стороне села въ 100 саженях от дома помещика Шипилова ость колодезь под названием Святой. Вода в этом колодце чистая, свежая, глубина его не больше аршина. У жителей Бортсурман об этом колодце существует следующее предание. В старинное время, говорят на месте колодца стояла церковь, которая во время богослужения провалилась вместе с наполнявшим ее народом, при церкви было и кладбище, чему доказательством представляютъ жители то, что когда рыли фундамент под дом, то находили в земле кости человеческие. На месте провала церкви появился небольшой родник, который во время холеры въ 1847 г.был кем-то расчищен, и внутри обставлен бревенником. Так как родник явился на месте святости, то и назван он святым.

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2019-02-28 16:52:06 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов