Гавриловка (бывш. Горюшки), село в России, в составе Михайловского сельского поселения Тереньгульского района Ульяновской области, в пределах Мелекесской епархии. Расположено в 18 км к югу от районного центра п. Тереньга, на левом берегу р. Уса.
Село Горюшки основано в XVII веке. В конце XIX — начале XX вв. — центр Горюшкинской волости Сенгилеевского уездаСимбирской губернии. В 1913 году здесь имелись медпункт, 2 школы (начальное мужское училище существовало с 1840-х).
2-й пол. XVII в. село было пожаловано Даниловому монастырю (Москва).
Особое место среди владений Д. м. занимало с. Дмитриевское (Горюшка) Симбирского у., пожалованное мон-рю во 2-й пол. XVII в. По сведениям, полученным в 1763 г. от крестьян села, они и их предки не выполняли повинностей и не выплачивали ни денежного, ни натурального оброка в пользу мон-ря. Т. о., село, где жили ясашные народы Поволжья, не имело для Д. м. хозяйственного значения и поступило в ведение обители исключительно для скорейшего распространения христианства среди мусульман и язычников.[2]
После отмены крепостного права в 1861, уроженец села Антипов Кузьма Антипович (Тимохин) 1826 г.р., крестьянин, стал волостным старшиной Горюшкинской волости, Сенгилеевского уезда (1875)[3], а так же работал на посту депутата при земском собрании Сенгилеевского уезда 1869-1875 годах [3][4]
Крестьяне в марте 1919 года активно участвовали в Чапанной войне против советской власти, вследствие чего большое количество крестьян и жителей села, были отправлены в ссылки и расстреляны[5]
«Чапанная война» стоила немалого числа человеческих жизней. В боях при подавлении Чапанного восстания сложили головы не менее 1000 «кулаков», ещё свыше 600 человек было расстреляно. Немало полегло и «коммунистов». В уездном Карсуне были торжественно захоронены останки 68 советских работников и красноармейцев, павших от рук восставших. 23 марта 1919 года 21 красноармеец был похоронен в братской могиле на Венце, в их числе и несколько «интернационалистов». В память о председателе Горюшкинского волостного Совета Гавриле Данилове, погибшем от рук восставших весной 1919 года, село Горюшки Тереньгульского района было в 1960 году переименовано в село Гавриловку.
Восстание потерпело поражение — но восставшие в немалой степени добились своего. Чрезвычайный налог был отменён. Лев Троцкий, второй человек в Советской России, в апреле 1919 года говорил: «Восстание крестьян в Поволжье — грозное предостережение для нас». И самарские, и симбирские губернские власти в один голос признавали, что восстание стало результатом реакции крестьян на повсеместные и массовые злоупотребления представителей Советской власти.[6]
В 1960 году село было переименовано в честь первого председателя волостного совета Гаврилы Анисимовича Данилова, убитого кулаками в 1919 году.
В середине 1990-х годов в селе функционировали школа, фельдшерский пункт, филиал районной библиотеки, клуб, отделение совхоза им. Данилова.
Вторая половина XVII века - с. Димитриевское (Горюшка), Синбирский уезд. (согласно исторических записей Даниловского монастыря)
Середина XVIII века - с. Дмитриевское Горюшки, Симбирский уезд, Завальный стан. (согласно Ревизских Сказок)
Середина XVIII века - с. Дмитриевское Горюшки, Сызранский уезд Симбирское наместничество (согласно ведомости Симбирского наместничества)
Середина XVIII века - с. Дмитриевское Горюшки, Казанская губерния, Симбирское наместничество (согласно карты того периода)
Начало XIX века - Горюшки (Горюшка) Симбирская губерния, Сенгилеевский уезд, Горюшкинская волость. (согласно Адрес-календаря)
С первой половины ХХ века - Горюшки, Тереньгульский район, Ульяновской области. (согласно метрических книг данного села)
с 1960 года - Гавриловка, Тереньгульский район, Ульяновской области.
Православная церковь в Горюшках упоминается в «Списке населенных мест по сведениям 1859 года»[10] . В 1885 году был построен каменный Димитриевский храм[13]. Утрачен в годы советской власти. Фундамент утраченной православной приходской церкви Дмитрия Солунского 1885 г. включен в Сводный список объектов культурного наследия Теренгульского района.Религия.
Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1885 г. Престол в нем во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Церковной земли 2 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Капитал церкви 100 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные на церковной земле. Прихожан в с. Горюшке (н. р.; волост. правл.; приемн. покой) в 253 двор. 732 м и 748 ж. Церк.- приход. попечительство существует с 1876 г. Земская школа открыта в селе в 1845 г. Ближайшие села: Михайловка в 1 вер. и Елшанка в 5 вер. Расстояние от Симбирска 86 вер., от Сенгилея 65 вер. Почтов. адрес — с. Тереньга (10 вер.).
Источник: Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск.
сщмч. Николай Покровский[14], настоятель сельского храма с 1908 года, расстрелян в 1919 году.
Выдержка из летописи 1918-го года. Именно тогда на отца Николая Покровского и были организованы местными сельскими большевиками первые гонения и притеснения:
По местам вторгались и в храмы Божии, и производились в них грабежи. Проведали про то горюшкинские жители, и вот, в одно время, собрались вечером на площади церковной в большом количестве, вызвали священника Покровского, стали рассказывать ему, что слышали про такие и такие-то насилия в церквах. «Чего же вы добиваетесь?» — спросил священник. «А хотим составить всеобщий приговор такой, чтобы до нашей церкви не касались». «Ну и составляйте!». «Ты должен пустить нас в церковь, чтобы мы это там устроили». Не мог устоять священник Покровский Николай Сергеевич против подобного всеобщего желания впустить их в церковь. И вот единственно этот его поступок послужил жизненной мукой для него. В Горюшке немало коммунистов, которые стояли вопреки мнениям большинства благоразумных. Они издавна пропитались духом нетерпимости. Им вообразилось, что подходит время повсюдного уравнения в имущественном отношении, чего, конечно, никогда не может сбыться. И вот посыпались доносы в город, что священник Николай Покровский устраивает митинги в храме с целью настраивания жителей против революции. Вследствие чего производились неоднократные наезды в дом священника, чинились допросы, производились обыски в дому. Конечно, обвинен он быть не мог, и все-таки прослыл контрреволюционером, и поплатился тем, что у него отобрана единственная бывшая у него лошадь со всей упряжью и с экипажем, имущество описано с отобранием подписки, чтобы ничего не утрачивалось, и сам подвергся домашнему аресту. И так весь год священник Покровский был в тревоге[15]
Местные власти пытались закрыть церковь. Сельчане были категорически против этого. Собравшись в храме по разрешению священника, они постановили, что никто и никогда не вправе закрывать их церковь. Большевики затаили злобу на священника.
Красноармейцы, прибывшие для подавления вспыхнувшего на территории Симбирской губернии крестьянского восстания, обвинили отца Николая в пособничестве мятежникам и осуществлении духовного руководства ими.
В ночь с 17 на 18 марта 1919 священник был арестован и приговорен к расстрелу волостным военно-революционным комитетом «за подстрекательство и контрреволюционную напутственную проповедь перед восставшими».
Расстрелян 18 марта 1919 года. Похоронен на местном приходском кладбище.[16]
Гавриил Анисимович Данилов являлся одним из организаторов Советской власти в с. Горюшка. Будучи батраком, в 1905 г. он участвовал в революционном движении и возглавлял выступление крестьян, пытавшихся разгромить усадьбу помещика Ушаков, за что был приговорен к 9 годам тюрьмы и 4 годам ссылки. Вернувшись в 1917 г. из царской армии на родину, организовал из бедноты и бывших фронтовиков группу активных сторонников Советской власти, которая осуществила в селе экспроприацию у помещиков и богачей. В 1918 г. Г. А. Данилов был избран председателем Горюшкинского Волисполкома и на этом посту провел большую работу по упрочению Советской власти в волости. Одним из его ближайших помощников был нарсудья Михаил (по другим источникам — Павел) Дмитриевич Чегодаев. Весной 1919 г. (конец февраля — начало марта) на территории Симбирской губернии вспыхнуло «чапанное» восстание. В один из дней марта в Горюшку верхом приехал Чегодаев с тревожной вестью, что «в соседних селах взбунтовались кулаки». В полдень прискакал комиссар Богданов и сообщил, что кулаки, сумев обмануть крестьян, собрали силы и их нужно ожидать с часу на час. Данилов распорядился, чтобы активисты покинули село, а сам остался в совете: «Надо объяснить народу правду, он должен понять». Когда группа восставших, возглавляемая местными кулаками, появилась в селе около Волисполкома, вместе с нарсудьей Чегодаевым и комиссаром Богдановым, Данилов вышел на крыльцо Волисполкома и обратился к собравшимся, пытаясь объяснить им действительное положение вещей и разоблачить цели руководителей восстания. В ответ на это кулаки набросились на них, нанесли Данилову удар вилами в грудь и стали избивать всех троих, а затем потащили к арестантской. Около входа в неё Данилов и Чегодаев были убиты. Г. Данилова по хоронили на сельском погосте, а тело Чегодаева перевезли на его родину в Сенгилеевский район. О судьбе Богданова точных сведений нет. На месте убийства, там, где прежде была арестантская, поставлен памятник Данилову и Чегодаеву. Для увековечения памяти первого председателя Волисполкома Гавриила Данилова, погибшего от рук классовых врагов, по инициативе жителей с. Горюшка местному совхозу присвоено имя Данилова, а сельцо Горюшка переименовано в Гавриловку. Могила находится в 50 м к северо-западу от ворот погоста. Рядом могилы дочери Данилова — Ховриной Т. Г. и других родственников. В честь председателя Горюшкинского Волисполкома Г. А. Данилова переименовано село и названа главная улица.
Обелиск и захоронение признаны объектами культурного наследия.[17][18]
Маршрут следования А.С.Пушкина в сентября 1833 году из Уральска в Болдено по окончании его оренбургской поездки пролегал через село Горюшки маршрутом[21]:
... Сызрань (почт.ст.) - с.Чекалино (Чекалинское, также Ивановское, или Покровское; почт.ст.) - с.Богородское - с.Михайловское - с.Горюшки (почт.ст.) - с.Тереньга (или Тереньгул; почт.ст.) - д.Костяевка - с.Ясачная Ташла (почт.ст.) - с.Солдатская Ташла - д.Елшанка ...
В 1841 году Солнечное затмение навело панику в селе. Согласно записям, вопль и паника длились «не менее 20-ти минут». Подобное говорит о том, что паника в действительности была серьезная.[22]
«В десятом часу дня» по одним, «около 10-ти часов утра» по другим старинным записям, веселое солнце померкло, липкая тьма окутала землю. Месяц и звезды «очень ярко» засверкали на небесном своде. Полоса абсолютного мрака шириной в 270 км пролегла на территории Карсунского, Сызранского, Сенгилеевского, Симбирского, Ставропольского, Самарского уездов Симбирской губернии. Мирное население охватила паника. В селе Голодяевке Сызранского уезда жители «сильно перепугались; бегали из поля, крича: «Господи, помилуй! Страшный суд!!! Светопреставление!..». В селе Горюшки Сенгилеевского уезда помрачение светила было так ощутимо, что простонародье отнесло его к концу света – стало с воплями сбегаться к церкви, прося священника срочно отслужить молебен.
Примечания.