Церковь Бессоново с. Ундоровская волость Симбирского уезда Симбирской губернии. (1678 г.).
Cело в Тетюшском районе, близ границы с Ульяновской областью, в 42 км к юго-западу от города Тетюши.
На 2000 г. — 226 жителей (по переписи 1989 г. преобладает мордва — 67%).
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Полеводство, свиноводство.
Известно с 1678 г. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 г. — дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, плотничным и шерстопрядильным промыслами. В начале 20 в. в Бессоново функционировали школа, несколько шерстопрядильных заведений. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2107,5 дес.
До 1920 г. село входило в Ундоровскую волость Симбирского уезда Симбирской губернии. В марте 1939 г. было передано из Куйбышевской области в состав Больше-Тарханского района Татарской АССР. С 12.10.1959 г. в Тетюшском районе.
Число жителей: в 1859 г. — 1043, в 1910 г. — 1983, в 1949 г. — 1028, в 1958 г. — 842, в 1970 г. — 532, в 1979 г. — 364, в 1989 г. — 235 чел.
Заселение нынешняго Симбирскаго уезда русскими людьми начинается одновременно с построением города Симбирска (1648 г.) и проведением Симбирской пограничной черты. До того времени здесь встречалось очень мало русских населенных пунктов. По берегу р. Волги изредка попадались "сторожи" — наблюдательные пункты за движением неприятеля, а внутри края, на необъятные пространства, растилались "дикия поля" и "порозжия земли"; даже инородческих (чувашских, мордовских и татарских— первоначальпых обитателей средняго пополжья) селений было очень немного. Из "строелыюй книги г, Синбирска", составленной в 1649 году первым Синбирским воеводою Иваном Богдановичом Камыниным, и из других сохранившихся до нас письменных документов 17-го столетия видно, что во время построения г. Симбирска, в пределах нынешняго Симбирскаго уезда, существовали только следующие инородческия селения: мордовския деревни: Кадышева, Безсоновка, Вожжи и Семенкова (нынe села: Безсоново и Вышка и деревни Кадышевка и Вожжи), чувашские деревни: Тимерсяны (нынe села Верхния, Средния и деревня Нижния Тимерсяны), Маклауша (ныне деревня Старыя Маклауши) и Алгаши (ныне село Старыя Алгаши), да татарския деревни Тарханы (ньне деревни Большия и Малыя Тарханы):..."
..."В древних актах нередко упоминается старая Тетюшская засека, т.е. оборонительная линия, состоящая из валов, завалов, сторожей и городков. Вал этот, как видно, шел от Тетюш к Свияге и отсюда на запад по течению реки Карлы, верстах в двух и трех от нея, так что верховья реки Улемы и реки Кильны в актах из Казани пишутся за сею старою Тетюшскою засеко по описи № 370 л. 9.
***Иногда эта засека называлась старою Карлинскою засекою или валом***.
О нынешних остатках этой засеки говорится в Описании Симбирской губернии, сост. полковником Липинским (в материалах для географии и статистики России, Спб. 1868, ч. 1 стр. 12) и в Сборнике историч. и статист. материалов о Симбирской губернии (изд. Симб. Статистическим Комитетом. Симбирск 1858, с. 112). Тетюшская засека или черта эта проведена уже Русскими при Федоре Ивановиче или Борисе Годунове*. Впоследствии южнее ея проведена новая Тетюшская, началом которой (от Волги до Свияги) служил прежний вал, может быть теперь поновленный, от деревни Городищ до деревни Ростоки, потом верстах в пяти отсюда к ней относилось Мошково городище, где ныне село Алекино, а отсюда за Свиягою черта шла на юго-запад. Городище Мошково на означенном месте при Свияге значится в Казанских писцовых книгах Сем. Волынскаго 1648 г.** в 183 (1675) году оно отдано со смежною порозжею землею Григорью да Маркеллу Васильевым детям Алекина, и здесь впоследствии явилось нынешнее село Алекино, в актах пишущееся селом Рождественским, Алекиным, Мошково городище тож***. В ввозной грамоте 157 (1649) г. Мордвину Безсонку Сатушу, построившему деревню Безсонову (по Подробной карте Российской империи верстах в 10-ти от села Ундор к северу, см. на карте городищ), место сей деревни (Безсоновой) означено так: «а от старой Тетюшской засеки то место по старой Самарской (ныне Тетюшская) дороге 15 верст, а от новыя засеки 10 верст»****. Село Алекино по этой дороге именно отстоит от деревни Безсоновой в 10 верстах..."
Хотя с избрания Михаила Федоровича Романова на престол и прекратилось междуцарствие, но далеко еще не прекратились смуты[49]); это особенно следует отнести к Поволжью, где находилось не мало воровских шаек, которые по-прежнему продолжали опустошать край. Понятно, какие чувства такие опустошения возбуждали здесь в русских людях и в тех инородцах, которые склонны были к мирному земледельческому труду, каковыми преимущественнее других были Чуваши и Мордва: они покидают свою родину, где не находят безопасности, и с небольшим имуществом отправляются в отдаленные отсель места. Здесь они выбирают для поселения место, не только удобное для земледелия, но вместе с тем обладавшее и другими выгодами, которыми они дорожили в это время: они селятся подле Волги в местах пустынных и незаметных с реки, где вследствие этого меньше всего можно было ждать нападения шаек, шнырявших по Волге. При подобных условиях произошло основание и заселение Чувашской деревни Пролей-Каша. В 1611 году несколько Чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Черного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место было выбрано поселенцами очень удачно: у деревни протекала речка Черемшанка, впадающая в Волгу; вблизи находилось озеро Крестовое, соединявшееся с Волгою, а около прилегла «дикая степь» со стенными покосами. Это место, богатое всякими угодьями, лежало подле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки[50]). Эти выгоды привлекли сюда Чувашей не только из соседнего Свияжского, но и из других уезда; в один лишь 1615 год в Пролей-Кашинскую деревню прибыло до 15 человек, семеро из Свияжского уезда. В 1618 году, когда деревню описывал Матвей Пальчиков, она вся состояла из 39 дворов Чувашских, среди которых было 34 двора крестьянских и 5 дв. бобыльских
============
Единственно, междуцарствие, грабежи всяких караванов, отдельных судов и людей на Волге стали гораздо чаще; понятно, что подобное состояние, т.е. отсутствие твердой правительственной власти на Руси, долженствовало быть выгодно как Нагайцам, так и казакам. Еще в самом начале смутного времени Ногайцы, как будто зная, что Московскому правительству в то время было не до Поволжских окраин, проникли через засеку в Тетюшский уезд, напали на находившиеся тут Мордовские деревни и так их «погромили», что они и через 12 лет все еще были «пустыми деревнями»
============
Таким образом, вследствие отсутствия прямых указаний относительно экономического состояния Свияжского и Тетюшского уездов в начале XVII столетия мы должны довольствоваться признанием лишь общего положения, подтверждаемого некоторыми печатными актами, что оба эти уезда в смутное время были довольно сильно разорены.
============
В нач. 18 в. многие служилые татары, чуваши, новокрещенцы, рус. стрельцы, казаки и однодворцы были переведены в сословие государствен. крестьян. По данным 1-й ревизии (1723), численность податного населения К.у. составила 391,5 тыс. чел., из них 120,9 тыс. чел. нерус. крестьян и бывших служилых людей, в т.ч. 9,5 тыс. мурз и служилых татар.
============
Основная масса служилого нерусского сословия являлась служилыми людьми "приисканными на подбор", т.е. приборными людьми, вышедшими из среды ясачного населения и получившими свои же ясачные жеребьи в поместное владение. Организационно служилые "поприбору" входили в состав господствующего сословия и обладали рядом привилегий, сводившихся в основном к освобождению от уплаты ясака. Однако по экономическому положению они занимали промежуточное положение между служилыми людьми более высоких категорий и ясачными людьми.
============
Принципы испомещения служилых людей в ясачных селениях продолжали оставаться различными: поместные земли могли быть сосредоточены в одном месте и отмежеваны от ясачных владений, могли располагаться между ясачными владениями"через полосу" и иметь межи, и наконец, могли и не разграничиваться между собой. Обращает на себя внимание, что основная часть служилых новокрещен располагалась в деревнях с однородным социальным составом населения: 72,5 % служилых новокрещен жили в селениях, где были испомещены одни лишь служилые новокрещены. Владения мурз отличались большой рассредоточенностью между различными селениями и имели ярко выраженнуютенденцию к сокращению.
============
Иное соотношение мусульман и христиан, преимущественно русских и частично чувашей, наблюдалось в 18 татарских деревнях, в большинстве своём находившихся в этнически однородных волостях: Чембилеевской (Чембилеи), Шихирданской (Шихирданы, Полевые Бикшики), Ново-Какерлинской (Новые Какерли, Малая Цильна), Мочалеевской (Мочалеи), Старо-Студенецкой (Старый Студенец, Старые Тинчали, Новые Тинчали, Новое Шаймурзино, Мещеряки, Нижний Нарадбаш) и Старо-Тимошкинской (одноимённая деревня). [16] В этих селениях, также как и в деревнях Большие и Малые Тарханы, Сюндюковка и Новоиркеево, Чепкас Вольный Стан, расположенных в этнически неоднородных волостях: Больше-Тархановской (татаро-мордовской), Сюндюковской (татаро-русской), Энтугановской (татаро-чувашской), доля православных христиан в 1892-1907 гг. варьировала в пределах 0,1-2,1 %, и их насчитывалось не более трёх десятков человек.
============
"...В документах 1679 года упоминаются в Казанском уезде две деревни Безсонова: Подлесная и Напольная обе населенныя мордвою и как можно заключить из документов, расположенныя одна недалеко от другой. Исчезла-ли одна из них или обе оне слились потом в одну - это остается в области предположений, но только в 1686 году, и по документам позднейшаго времени, известна лишь одна мордовская деревня "Безсоновка", близ которой, "по смежеству с дачей села Новаго Воскресенскаго, что на Ундоровских горах", дано было казанцу Федору Алексееву Зеленому 50 четвертей государевой порозжей земли в оброк**), в самой же деревне частных владельцев никогда не было.
Во время генеральнаго межеванья (в 1794 г.) д. Безсонова была населена "из мордвы новокрещенными ясашными крестьянами", коих было тогда 931 душа (444 муж. и 487 жен.)"..
============
Село Безсоново при р. Тарханке
Храм деревянный, на каменном фундаменте, построен в 1880 г. Престолов два: главный (холод.) - во имя Св. Троицы и в приделе (теплом) - в честь Богоявления Господня. При церкви земли пахотной 33 д.; усадебная земля под причтовыми домами и агородами. Капитал церкви 325 р. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома для Причт общественные, надворные строения при доме священника собственные. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 руб.; от прихожан ежегодно выдается в пособие причту 120 руб. и 120 пуд. хлеба. Прихожан в с. Безсонов (н. м.) в 218 дв. 873 м. и 995 ж. Церковно-приход. попечительство существует с 1886 г. В с. Безсонов начальн. земск. школа. Ближайшия села: Беденьга в 8 вер. и Ундоры в 7 вер. Расстояние от Симбирска 43 вер., от Ундоровского вол. правл. 7 вер. Почтов. адрес - с. Шумовка (в 23 в.).
============
А в конце сороковых годов XVII столетия в писцовой книге написано: «Покровского монастыря, что в городе Тетюшех… что наперед сего была пустыня в Нижних Тетюшах, на Тетюшской же стороне, вниз реки Волги на берегу… реки Волги пустошь что была того монастыря деревня Атары под горами и под старым Тетюшским лесом на речке на Черемше… а на той пустоши старые селища, а по сказке того монастыря крестьяне были деревни — монастырской и крестьянские дворы, и те дворы от войны запустели… и пашенные земли перелогом и лесом поросли».
============
Первая оборонительная черта, прошедшая через нынешнюю Симбирскую губернiю, шла от города Тетюш на город Алатырь, а затем на Арзамас и далЪе до Рыльска и Путивля (Курской губернiи); в пределах нашей губернiи она называлась "Карлинская черта", потому что на протяженiи 45 верст шла вдоль реки Карлы (ныне въ Буинском уезде).