Новый храм имел один престол во имя Святого и Чудотворца Николая. В церковной ведомости отмечается бедность утвари. Однако в 1910 г. прихожане построили деревянные дома для священно- и церковнослужителей, а также сторожей и просфорни. Ближайшей являлась Михайло-Архангельская церковь в с. Архангельское, в 4,3 км.
В 1897 г. в Ботьме была учреждена земская школа, а в соседней Ерзовке в 1901 г. - церковно-приходская (эта деревня в 1914 г. входила в новообразованный приход, в ней находилась часовня)[106]. С 1908 г. должность церковного старосты исполнял крестьянин Сергей Митюгин.
Вероятно, первым священником Никольского храма стал 30летний Димитрий Иванов Смирнов, получивший духовное образование на комиссионерских курсах в Казани и в Симбирской духовной семинарии[107]. Псаломщиком с 1910 г. был Иван Силов Мидцев (35 лет), до этого три года служивший в соседнем Архангельском[108]. Этот факт косвенно говорит о том, что служба в новом храме началась с 1910 г. Предположу: до этого прихожане заканчивали в нём обустройство, в том числе приобретали минимальную утварь - иконы, богослужебные книги и т.д. Псаломщик-вдовец жил вместе с четырьмя детьми, отцом и тёщей, что нетипично для церковнослужителей того времени.
Интересна предистория храма. В ЦГАСО хранится дело «Об утверждении проекта на построение каменной церкви в д. Батьме, Ставропольского уезда» 1898 г.[109] Его главная ценность - чертежи проекта будущего Никольского храма на 5 листах-кальках, а именно: фасад с запада и юга, продольный разрез, планы здания и места, разрез по А-В. На сегодняшний день это единственные дошедшие до нас его изображения. Впервые увидев их в архиве, я был поражён красотой и гармоничностью архитектурных форм и декоративных элементов. В протоколе строительного отделения Самарского губернского правления № 414 от 6 ноября 1898 г. указывалось, что проект составлен удовлетворительно, поэтому утверждён и возвращается в Самарскую духовную консисторию[110]. Церковь построили за девять лет.
С храмами Ботьмы и Архангельского связана одна странная и загадочная легенда, причём записанная сразу двумя исследователями
Итак, вот что писал о ней Д. И. Алексеев: «Ботьма-то постарше нас наверное. Почему же они хлопотали (жители Ботьмы - Е.Б.) - говорили, церковь (в селе Архангельское - Е.Б.) на нашей земле стоит, её помещики у нас отбили, а она наша. Они спокон веку какие-то удивительные, мордва-то. А мы так и были в руках. Нашёлся такой ходок, хотели церковь нашу забрать. А не получилось, свою им пришлось строить»[111].
Теперь приведу запись А. В. Киселёва 2002 г.: «Е. (информант - Скоробогатова Е.А.) - А вот церкву, нашу церкву-то: был Ботьминс- кий барин - он богато жил, 3 километра от нас. И он навозил кирпича на церкву. Ну, там собрался народ. Раньше-то давали богаты. Счасто богаты-то, Саш, ничё не дадут. А тогда давали, на церкву. И он выписал, значит, это весь кирпич, перевозил. И наш барин в гости к нему приехал. 3 километра. Ну, они же дружили. Они сели в карты играть.
А. (А.В. Киселёв - Е.Б.) - Это Наумов приехал?
Е. - Наш, Наумов, барин. Ну и стали в карты играть они. Ну и тот, наш, обыграл его. А он говорит: «А! Рискну, - говорит, - кирпичами! Церковными, церковными-ти. Ну и всё у себя выберу». А хвать
- наш выиграл. Кирпич-то. Он утром-то, послал старосту: «Давай сейчас всех, - тогда частны лошади-то были, - подводы» - и туда, и по горячим следам увёз всё. А у нас не было церкви-то».
Несмотря на то, что воспоминания записаны со слов разных людей и с разницей около 60 лет, они весьма похожи, и это говорит об устойчивости легенды. В то же время в ней содержится несколько существенных нестыковок.
Первая. Церковь в Архангельском построили в середине XVIII в., а в Ботьме - в 1907 г., то есть примерно через 150 лет (жизнь шести поколений людей). До этого она была деревней. Тогда как же архангельский помещик мог вывезти кирпич, если в XVIII в. (да и большую часть XIX в.) в деревне Ботьма сооружать храм, тем более каменный, никто не собирался?
Вторая. В Ботьме, насколько известно по источникам, никогда не было владельцев-помещиков. Между тем во втором варианте (А. В. Киселёва) чётко говорится о том, что архангельский владелец выиграл церковные кирпичи в карты у ботьминского. Но о таком кощунстве - играть в карты на материалы, предназначенные для возведения православного храма, мне неизвестно. В первом варианте смысл несколько иной: архангельский помещик отбил (?) храм у соседей (в виде кирпича?), и поэтому ботьминцы хотели забрать его для сооружения своей церкви.
Очевидно, что в легенде отразилось давнее соперничество жителей двух соседних сёл, спроецированное почему-то именно на храм. Пока этому факту нет никакого логического объяснения. Какое-то кривое зеркало. Но в этом-то и уникальность легенды - второй такой, хотя бы близкой по смыслу, я никогда не слышал.
В 1930-е гг. в селе случилась история, связанная с Никольской церковью. А. Н. Козлов сообщал: «Во время коллективизации дед одним из первых вступил в колхоз и стал трактористом. Местное население посчитало, что железная телега не может двигаться иначе, как только бесовской силой. Однажды группа местных жителей, явно без церковного благословения, решила сжечь трактор вместе с трактористом. Деду удалось вырваться, и он отделался ожогом (а трактор сгорел). По этому факту было возбуждено дело. В итоге на Соловки сослали двух священников из местного храма и семерых монахинь. Судя по составу осуждённых, ни зачинщиков, ни исполнителей среди них не было. А если и были участники, то не главные».
В дополнение к сведениям А. Н. Козлова удалось выяснить, что в 1930-е гг. ОГПУ-НКВД СССР завело три дела на православных служителей села: 1) № П-938 «Об антисоветской деятельности группы монашек в с. Ботьма во главе со священником А. И. Ивановским» (начато 27 февраля и закончено 31 мая 1931 г.); 2) № П-953 «По обвинению в антисоветской агитации священника с. Ботьма Чердаклинского р-на Аристовского Л. П. (начато 11 сентября и закончено 19 сентября 1931 г.); 3) № П-6950 «О контрреволюционной деятельности, проводимой жителем с. Ботьма Чердаклинского района священником Григорием Райковским» (начато 6 декабря 1936 г. и [113] закончено 31 января 1937 г.)[114]. Но в приговорах ничего не говорится об истории с поджогом трактора. Скорее всего, это разные дела.
По первому делу к заключению в концлагерь сроком на 3 года приговорили священника Александра Ивановича Ивановского, монахиню Анастасию (А.П. Фарафонтову), а к высылке в Северный край на 2 года - монахинь Анну (А.Т. Борисову) и Параскеву (П.М. Гогонину), а также послушницу Марию (М.А. Чикаеву). Все женщины являлись уроженками Ботьмы и приехали к родственникам после закрытия нескольких монастырей (три находились в Старомайнском подворье Раковского монастыря). А.И. Бельский в 1913 - 1921 гг. служил псаломщиком в Сенгилее, а с января 1930 по февраль 1931 г. - священником в Ботьме. Никто из перечисленных людей в село не вернулся. В 1989 г. они были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой.
Осуждённый по второму делу Леонид Петрович Аристовский служил священником в Ботьме с мая по сентябрь 1931 г. Во время пребывания под стражей в Чердаклинском отделе ОГПУ он спел соседу по камере частушку: «Я на бочке сижу, а под бочкой мышка. Скоро белые придут - коммунистам крышка», о чём тот донёс руководству райотдела[115]. Л. П. Аристовского выслали в Северный край на 3 года. В 1989 г. его реабилитировала Ульяновская облпрокуратура.
По третьему делу был осуждён к восьми годам лишения свободы священник Григорий Иванович Райковский. С 1909 по 1912 гг. он являлся диаконом, а с 1912 до декабря 1936 г. - священником Никольской церкви. Реабилитирован в 1992 г. Ульяновской облпрокуратурой.
Единственное упоминание о Никольском храме в официальных документах содержится в протоколе № 20 исполкома Чердак- линского района от 14 августа 1941 г. (п. 10. О закрытии церкви в с. Ботьма):
«Заслушав сообщение зам. пред. исполкома Райсовета тов. Болтунова о закрытии церкви в селе Ботьма, Исполком Райсовета устанавливает, церковь в селе Ботьма за последние 5-6 лет разрушается, бы1вший церковным совет в данное время частично шбыт из пределов сельсовета и оставшие члены1 церковного совета категорически отказались от уплаты1 арендной планы1 и выдали подписку Рао (районным административный отдел - Е.Б.) с просьбой о передаче церкви в распоряжение сельсовета. Кроме этого 5 августа 41 г. на собрании граждан села Ботьма внесено решение о закрытии церкви.
Исполком Райсовета депутатов трудящихся РЕШАЕТ:
Председатель Чердаклинского Исполкома Райсовета депутатов трудящихся Власов. Секретарь исполкома Райсовета депутатов трудящихся Тамаров» (орфография и пунктуация документа сохранены - Е. Б.)[116].
По аналогии с судьбой Михайло-Архангельского храма в селе Архангельское можно утверждать, что Никольскую церковь взорвали перед затоплением в 1955 г. А ведь ей было всего лишь 47 лет, и стоять бы зданию ещё несколько веков...
Архитектурное описание Никольского храма.
Церковь выполнена в псевдорусском стиле, корабельного типа. К основному объёму здания примыкают два притвора, трапециевидная апсида алтаря и трапеза с примыкающей трёхъярусной колокольней. На четверик основного здания опирается световой восьмерик, завершающийся куполом - луковицей, увенчанной крестом. Основание колокольни - четверик. Третий ярус является ярусом звона, увенчан куполом-луковицей. Фасад храма богато украшен лепниной и декоративными элементами. Оконные проёмы - полуциркульные окна, обрамлённые наличниками и кокошниками.