Николаевская церковь с. Старая Грязнуха Симбирской губернии.
Кладбища Старая Грязнуха с. (Волжское) ? волость ? уезд Симбирской губернии.
В 1674 г. переселенцы из Нижегородского уезда основали русское село, позже известное под названием «Николъское-Грязнуха» или «Старая Грязнуха»[13]. До 1861 г. оно являлосъ помещичъим.
Николаевская церковъ, возведённая здесъ в 1712 г. (в 1750 и 1890 гг. перестраиваласъ), являласъ одним из самых первых православных кулътовых зданий на территории современного Старо- майнского района. В 1906 г. прихожане построили новый каменным храм. Первым раз его закрыли в 1929 г. Перед заполнением ложа Куйбышевского водохранилища в 1955 г. церковъ взорвали.
К 1955 г. Старая Грязнуха быта полностъю перенесена на более высокое место (на расстояние около 6 км) в связи с созданием Куйбышевского водохранилища, сменив имя на «Волжское».
В марте 2014 г. в ходе первой в истории Улъяновской области подводной экспедиции было проведено обследование акватории Куйбышевского водохранилища на месте затопленного села, в ре- зулътате были обнаружены предположительно остатки фундамента храма.
Первую однопрестольную деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построили в 1712 г., через 38 лет после основания поселения выходцами из Нижегородского уезда[14]. Отмечу, что она была одним из самых старинных православных культовых зданий современного Старомайнского района. В 1750 и 1890 гг. храм перестраивали и ремонтировали[15]. В 1842 г. в его клир (см. словарь в конце книги - Е.Б.) входили священник Александр Дмитриев Предтеченский и дьячок Павел Стефанов Лентовский, а в 1858 г. - священник Василий Яковлев Смелов и дьячок Иван Голосницкий[16].
В Национальном архиве Республики Татарстан хранится уникальный документ по истории Николаевской церкви - её главная опись, сделанная в 1899 г. В ней имеется описание существовавшей на тот момент деревянной церкви, покрытой железом и обшитой тёсом, длиной 19,2 м и шириной 6,4 м (с восемью окнами, двумя дверями, одной печью, без стенной живописи и т.д.)[17]. Также в описи говорится о строящемся новом каменном храме с железной крышей, длиной 32 м и шириной 21,4 м (по длине в 1,7 раза больше прежнего, а по ширине - в 3,3 раза), с двадцатью окнами, четырьмя дверями, трёхъярусной колокольней и двумя железными вызолоченными крестами. Деревянная церковь была обнесёна деревянной оградой на каменном фундаменте, а также имела пять колоколов. Только на самом большом из них указывался вес (32 пуда 20 фунтов, или 533,2 кг) и содержались надписи следующего содержания: «завода Саратовских купцов, в городе Саратове братьев Гудковых, мастер Василий Кеменев, 1881 года» и «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу; благовестите день ото дня спасение Бога нашего; возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы Твоея»[18]. Кроме того, на колоколе сверху были изображены херувимы, в середине - Божья Матерь, святитель Архангел Михаил и святители бессребреники Косьма и Дамиан.
При описании алтаря храма отмечалось, что он покосился от давности, а шёлковый жёлтый антиминс на престоле был освящён в 1885 г. Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Казанским. Там же находилась икона Тихвинской Божией Матери, а на горнем месте - икона нерукотворного образа Спасителя и другие предметы культа[19]. Всего в алтаре насчитывалось 17 икон. В предалтарном трёярусном икононостасе, украшенном вызолоченными карнизами и резьбой, имелось 15 икон, в том числе весьма древняя икона Пророков с четырьмя ликами и стёршимися надписями[20]. В других местах висели ещё 27 икон, причём некоторые отличались древностью и богатым оформлением[21]. Также в описи упоминаются девять лампад, 12 подсвечников, одно паникадило, два аналогия, девять напрестольных крестов, 17 различных богослужебных сосудов, 32 наименования дарохранительниц и сопутствующих предметов, четыре кадила и другая обрядовая ут- варь[22]. В ризнице хранились шесть Евангелий, самое старое из которых отпечатали в 1694 г. в Москве, а остальные - в период с 1875 по 1896 гг.[23]
Особый интерес вызывает опись книгохранилища, в которую входили: 1) Одна Библия; 2) Богослужебные книги: Праздничная минея 1767 г. и три писания святых отцов; 3) 14 книг духовного содержания; 4) Периодические издания: журнал «Православный собеседник» за 12 лет (1863-1899 гг.), Церковные ведомости за 1889 - 1899 гг., Известия Казанской епархии за 1868-1899 гг. и т.д.[24] Кроме того, в церкви находились метрические книги за 1782-1899 гг., духовные росписи за 1828-1899 гг., клировые ведомости за 1829-1899 гг. и другие[25]. Жаль, что из всех перечисленных культурных ценностей до нас дошли лишь крохи...
Почти через двести лет после сооружения первого храма, в 1906 г., на средства прихожан построили новую однопрестольную каменную церковь из красного кирпича, что говорит о неплохом благосостоянии сельчан на рубеже XIX-XX вв. Должность священника исполнял тогда Гаврила Александрович Троицкий.
Долгое время я не мог найти изображение Николаевской церкви, стоявшей на окраине села у реки Грязнушки. Кропотливые поиски в архивах, музеях и фотоальбомах бывших жителей села не приносили результата. Но во время работы в Национальном архиве Республики Татарстан мне удалось обнаружить чертежи проекта деревянного храма на каменном фундаменте 1887 г. Я задался целью выяснить, как выглядела построенная в 1906 г. церковь и совпадал ли её внешний облик с указанным проектом.
Этот вопрос частично прояснился во время поездки в Волжское в июле 2014 г., когда удалось разыскать там бывшего жителя Старой Грязнухи Анатолия Алексеевича Зубарева. Мне исключительно повезло, так как он не только в молодости жил около церкви, но и в 81 год сохранил хорошую память. Поэтому, посмотрев на распечатанную копию проекта, старожил сразу определил, что он совпадает с внешним обликом каменного храма[26].
Немалый интерес представляют и воспоминания других старожилов о Николаевской церкви. Бывший житель соседней деревни Новая
Грязнуха В.И. Маслов рассказывал: «В Старогрязнухинском храме перед затоплением находился склад зерна, я туда заходил - она была пустая. Кирпич от церкви пошёл на фундаменты домов и силосные ямы в новом селе (Волжском - Е.Б.). Храм взорвали в 1953 или 1954 году. Вода стала прибывать осенью 1956 году. Когда я в 1958 году приехал из армии, уже была вода»[27]. По сведениям З.А. Калачёвой, жившей в Старой Грязнухе, «на окраине селе была церковь - хорошая, три купола, возле неё находилось кладбище, а позади - речка. В церкви всё разорили ещё до затопления, икон уже не было. Нас сюда выселили (в Волжское - Е.Б.) в 1953 году, а церковь взорвали после нас. Говорят, что просверливали стены, куда закладывали взрывчатку. Из нашего села было видно Головкинскую церковь»[28].
Следующие документы по церковной истории Старой Грязнухи относятся к 1929 г. Тогда Ульяновским окружным отделом ОГПУ было заведено дело № П-2351 «О кулацкой антисоветской группировке в с. Старая Грязнуха Старомайнского района» (начато 18 июня и закончено 4 ноября 1929 г.)[29]. Среди четырёх осуждённых здесь подробно говорится лишь о бывшем псаломщике Иакове Гавриловиче Зубареве - организаторе и руководителе антисоветской группы в этом селе (так указано в деле). Интересно, что после закрытия храма он организовал хор из детей и молодёжи. Всех членов группировки приговорили к пяти годам концлагеря с заменой на высылку в Северный край на этот же срок. И.А. Зубарева реабилитировала Ульяновская областная прокуратура в 1992 г.
В апреле 1930 г. властями было решено снять с Николаевского храма (уже закрытого) пять колоколов общим весом 1710,5 кг[30]. В это время в нём числилось два служителя[31]. Вскоре по постановлению Старомайнского райисполкома от 15 мая, по причине неуплаты страхового сбора в размере 544 рублей 82 копеек его закрыли[32]. Однако верующие жители села активно боролись с произволом властей. 22 июня 1931 г.
члены президиума районного исполкома слушали ходатайство Старо-грязнухинского церковного совета о разрешении открыть церковь. В итоге они постановили возвратить её сельскому обществу верующих, предложив сельскому совету сдать верующим в аренду здание и культовое имущество согласно имеющейся описи[33]. Когда окончательно закрыли храм, установить не удалось, но в 1935 г. в Старомайнском районе уже действовали только две церкви - Александро-Невская в Старой Майне и Знаменская в Волостниковке[34] [35] [36].
Одно из последних упоминаний о Николаевском храме содержится в протоколе заседания Старомайнского исполкома от 11 февраля 1952 г., на котором обсуждался вопрос о передаче здания бывшей церкви в с. Старая Грязнуха районному пункту «Заготзерно»:
«Кирпичное здание бывшей церкви в селе Старая Грязнуха попадает в затопляемую зону, в связи со строительством Куйбышевской ГЭС и подлежит сносу.
Учитывая большую потребность в строительные материалах Старомайнского пункта Заготзерно, складские помещения которого переносятся из затопляемой зоны1... на новую площадку, исполком районного Совета депутатов трудящихся решает:
Но позднее, в августе 1953 г., районные власти решили передать бывшее церковное здание в Старой Грязнухе Старомайнскому участку треста «Ульяновсксельстрой»35. Полученный кирпич планировали использовать для строительства зданий школ, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений.
Построенному в 1906 г. Николаевскому храму было отмеряно всего лишь 49 лет жизни. В 1955 г. его взорвали (по документу 1 августа), а в 1956-1957 гг. бывшее село затопило Куйбышевское водохранилище.
Архитектурное описание Николаевской церкви (по проекту 1887 г.)[37].
Храм деревянный, корабельного типа. Выполнен в традициях псевдорусского стиля. Основной объём здания продолжается трапезной, к которой примыкает трёхъярусная колокольня. С восточной стороны примыкает трапециевидная апсида алтаря. На четверик основного здания опирается четырёхскатная крыша, завершающаяся небольшим восьмериком с главкой - луковицей увенчанной крестом. Основание колокольни - четверик. Третий ярус является ярусом звона, увенчан шатровым завершением с небольшой главкой - луковицей. Оконные проёмы - прямоугольные, обрамлённые наличниками. Притвор открытый, украшен двумя резными колоннами.