В 1655 г. выходцы из Верхнего Поволжья (возможно, сначала это были монахи и монастырские крестьяне) основали русское село, известное под названиями «Богоявленское» и «Старая Майна»[38]. В писцовой книге 1597 г. упоминается деревня Старая Майна, но это свидетельство требует проверки[39].
В XVIII-XIX вв. в селе было несколько помещиков, в т.ч. польского происхождения, но кроме крепостных жили государственные и удельные крестьяне, а также мещане и купцы.
Первый из православных храмов появился в Старой Майне, вероятно, в конце XVII в. в остроге. С 1777 по 1857 гг. существовала деревянная Богоявленская церковь. В 1823 г. завершили строительство каменного Богоявленского храма (закрыт в 1933 г, ныне действующий), а в 1872 г. - каменного Александро-Невского, разрушенного в 1955 г. перед заполнением Куйбышевского водохранилища.
К 1956 г. затопляемая Куйбышевским водохранилищем часть
райцентра Старая Майна была полностью очищена от построек, люди переселились на новую площадку с южной стороны села. Но началось подтопление и этой территории, появились проблемы с водоснабжением, земельными участками и кормами для скотины1. В 1957 г. значительная и самая старинная часть исторического центра Старой Майны ушла под воду. Всего в районе затопило 35,2 тыс. га земельным угодий, или 17,2% от его современной площади, а также полностью или частично 16 населённых пунктов[40].
В марте 2014 г. в ходе подводной экспедиции быто проведено обследование акватории Куйбышевского водохранилища на месте затопленной части селения, но обнаружить остатки фундамента Александро-Невской церкви не удалось.
История сооружения культовых зданий в Старой Майне сложна и запутанна. Вполне логично предположить, что первый деревянный храм возвели в Майнском остроге в конце XVII в. Правда, территория острога и будущего села не совпадала, но жители вполне могли посещать крепостную церковь за неимением собственной. Лишь на картах 1745 и 1792 гг. в Богоявленском (Майне) указана церковь.
Анализ сохранившихся письменных документов позволил представить следующую картину. Первая известная здесь дата - 1777 г., в котором прихожане построили деревянную церковь с колокольней и престолом во имя Богоявления Господня, причём её хорошее состояние отмечалось и в 1848 г.[41] Не совсем понятно почему, возведённый в 1823 г., каменный храм также стал Богоявленским, если учесть, что прежняя церковь была действующей, и сгорела только в 1857 г.? Возможно поэтому иногда краеведы ошибочно писали: первую церковь построили в 1777 г., а затем после пожара, в 1823 г. возвели новую, каменную.
Каменный храм с колокольней (тёплый, крыша железная) и престолами во имя Богоявления Господня и иконы Казанской Божией Матери выстроили тщанием помещика, известного аристократа и государственного деятеля Д.Н. Блудова в 1823 г.[42] Через 90 лет, в 1913 г., храм капитально отремонтировали. На церковной земле за каменной оградой располагались приходское кладбище, часовня для отпевания заразных умерших и изба для судебно-медицинской экспертизы тел.
Мало кто знает о том, что Д.Н. Блудов помимо активного сооружения храмов (в 1859 г. в 47 км от Старой Майны в с. Танкеевка построил Троицкую церковь, сохранившуюся по сей день) являлся одним из основателей литературного кружка «Арзамас», дружил с Н.М. Карамзиным, а после его смерти в 1829 г. издал на свои деньги последний 12-й том «Истории государства Российского»[43]. Он же предложил место установки памятника историку в Симбирске и сюжеты для барельефов на его боковых гранях.
В 1859 г. владельцы и жители Старой Майны выразили общее желание построить на пожертвования общества (в основном купцов и крестьян) два каменных придела при Богоявленском храме, для чего в 1860 г. было заготовлено около 350 тысяч кирпичей[44]. Дело в том, что 13 июня (по старому стилю) 1857 г. сгорела вторая сельская церковь - деревянная, и прихожане не могли уместиться в одной оставшейся[45]. И вновь помешал пожар. 6 августа 1860 г. (по ст. ст.) значительная часть Старой Майны сгорела, из-за чего принимавшие участие в сооружении приделов люди понесли большие убытки и впали в бедственное положение[46]. Кроме того, с внешней стороны обгорел и сам храм с колокольней и деревянным коридором. Поэтому сельчане просили у властей разрешения продать приготовленный кирпич и вырученные деньги употребить на поправку пострадавшей церкви и устройстве при ней каменного крыльца.
Показательны финансовые доходы Богоявленского храма за 1914 г. Им были получены: 900 рублей от кружечного сбора; проценты от капитала в 1200 рублей - 68 руб. 48 коп. (Симбирский государственный банк); за аренду земли под амбаром на хлебной пристани от Ставропольского уездного земства (22 руб. 50 коп.) и за аренду земли под амбаром от купца В. Васильева (52 руб.), а всего 1042 руб. 48 коп., что для сельской церкви составляло огромную сумму[47]. Священник, диакон и псаломщик ежегодно получали средний доход с церковной земли соответственно в 80, 60 и 30 рублей.
Тщанием церковного попечительства в 1878 г. были построены каменные дома для священно- и церковнослужителей. Также храму принадлежали следующие строения: две церковно-приходские школы (каменная при Богоявленском и деревянная при Александро-Не- вском), две каменные сторожки при обоих храмах, деревянная сторожка на хлебной пристани и каменная сторожка на кладбище[48]. В церковной библиотеке помимо богослужебных книг хранилось 66 томов и 187 названий книг для чтения. На территории прихода также располагались две земских школы: мужскую открыли в 1861 г., а женскую - в 1862. Должность церковного старосты с 1911 г. исполнял симбирский мещанин Василий Чубаров[49]. Копии с метрических книг и исповедные росписи в храме хранились с 1823 г. (по другому источнику метрики имелись с 1783 г.[50]).
В 1872 г. в селе тщанием прихожан была сооружена ещё одна тёплая, крытая железом каменная церковь - Александро-Невская (или Гославская, по району расположения). Отмечу, что она являлась приписной к Богоявленскому храму, значительно уступая ему в размерах и утвари. Перед затоплением, в 1955 г., Александро-Невскую церковь разрушили[51]. Получается, что в XVIII - XX вв. в Старой Майне всего было три храма (не считая предполагаемой церкви или часовни на территории острога в конце XVII в.)[52].
Документы сохранили для нас сведения о церковно- и священнослужителях только Богоявленского храма, возведённого в 1823 г. Вот данные за 1848 г. Священником с 1842 г., сразу же по окончании Симбирской семинарии, стал Александр Петров[ич] Любимов. Диаконом с 1845 г. (также после Симбирской гимназии) был Дмитрий Матвеев[ич] Алякринский, а дьячком с 1842 г. - Александр Михайлович] Соколов[53]. Должность пономаря с 1834 г. исполнял Василий
Фёдоров, до этого 5 лет служивший в Преображенской церкви Симбирска.
Последние данные относятся к 1914 г. Карьера старшего священника Богоявленского храма Николая Степанов[ич]а Веселовского началась после завершения обучения в Самарской семинарии в 1901 г., в котором он поступил учителем в Старомайнскую двухклассную церковно-приходскую школу. Затем Веселовский служил в храмах сёл Ягодное и Петровское Ставропольского уезда, а с 1909 г. его переместили в Старую Майну. Кроме своей основной работы, он состоял членом Благочинного совета, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, смотрителем свечной лавки, катехизатором и законоучителем женской гимназии53. В 1906 и 1910 гг. награждался соответственно набедренником и скуфьей. Должность второго священника исполнял Иван Иванов[ич] Виноградов, после окончания в 1909 г. самарской семинарии служивший псаломщиком и диаконом в сёлах Суходол и Чердаклы, а в 1914 по просьбе прихожан Старой Майны переведённый в Богоявленскую церковь54. Кроме того, он работал законоучителем местной земской женской школы, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при Александро-Невской церкви. Диаконом с 1899 г. служил Алексей Дмитриев[ич] Комаров, до этого работавший с 1890 г. в храме с. Кайбелы Ставропольского уезда55. Должность диакона на вакансии псаломщика с 1914 г. исполнял Владимир Иванов[ич] Архипов56. И наконец, с 1914 г. псаломщиком являлся Фёдор Алексеев[ич] Самонов, сын крестьянина, имевший только домашнее образование57.
P.S. До сих пор в райцентре ходят слухи о подземном ходе под церковью, ведущем на другой берег. Вспоминают даже старожилов, которые лично видели входы в подземелья в различных постройках старой части села - зданиях старой милиции, старой сберкассы и двухэтажном доме около разрушенной мельницы. Как правило, там были железные, кованые двери, кирпичные стены, а перекрытия из дерева, поэтому во избежание обрушения ходы засыпали.