Соборная мечеть Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (вторая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (третья) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (четвертая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (пятая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (шестая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (седьмая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (восьмая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (девятая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Мечеть (десятая) Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Кладбища Канглынское с. Канглынская волость Александровский уезд Ставропольской губернии.
Местоположение. Село расположено при р. Кума, недалеко от подошвы небольшой горы «Кинжале», получившей такое название от своей остроконечной вершины, формою напоминающей нисколько лезвие кинжала или, скорее, шашки. Гора эта носит еще название «Куме - гора». В одном месте горы форма и внешнее устройство камня, находящегося на самой вершине, если смотреть на него с дороги, ведущей от с. Ногут в с. Канглы, напоминает несколько человека в чалме, лежащего навзничь, как бы прикрепленного или прикованного к горе. Татары - канглынцы олицетворяют в этом образ прикованного к скале магометанина (в чалме) свою неволю, прикрепление к месту и лишение прежней свободной бродячей жизни. Впрочем, чтобы заметить это подобие человека на горе нужен зорюй глаз дикаря и не малая доза богатой восточной фантазии. Вся гора состоит из сплошного камня очень твердой породы. Прежде она была большая, но с поселением у подошвы ея татар и особенно с проведением железной дороги с нее ежегодно стали снимать огромное количество камня отчасти для домашних построек, отчасти на продажу в другие места. Из этого камня, между прочим, татары-ногайцы высекают очень хорошего достоинства мельничные жернова, которые продаются ими на сторону.
Со всех сторон села на большом расстоянии тянется ровное степное пространство с резко выделяющимся на нем группою пятигорских гор. Направление ветров здесь почти исключительно восточное и западное.
История. До 1866 г. теперешние канглынцы жили небольшими хуторами, а раньше просто бродили с места на место, занимая большое пространство земли, которая теперь принадлежит с. Ногутскому, хутору Суркульскому, графу Евдокимову и др. В 1866 г., по распоряжению правительства, им отрезан был участок земли, предоставленный им в вечную общественную собственность с приказанием поселиться всем в одном месте. Повинуясь требованию правительства, татары облюбовали место около «Куме-горы», при р. Кума, и основали село Канглы, иначе называемое жителями окружных сел «Суркулем», т. е. Сорокааулом (составленным из 40 аулове).
Достопримечательности. Верстах в 5—6 от села, к северу, на вершине холма есть источник или, в районе, три источника минеральных вод. Расположение и устройство этих источников такое: у вершины холма, над глубокою лощиною, в камне (весь холм состоит из твердой каменной породы, кроме верхнего тонкого слоя чернозема) устроено углубление, или бассейн, длиною аршина в 3, шириною аршина I1/2—2 и глубиною V2 аршина. В одном, южном, боку этого бассейна находятся три небольшие отверстия; первые два—на расстоянии полуаршинна друг от друга, а третье—в I1/2 или 2-х арш. от второго; из этих отверстий вытекают три источника минеральных вод, различных по составу, а по температуре в общем довольно высокие: один из источников серной, другой углекислой и третий щелочной воды. Все три отверстия этих источников, как мы уже сказали, очень небольшие, а отверстие щелочного источника настолько узко, что струя вытекающей из него воды не толще обыкновенного карандаша. Из всех трех источников вода стекает в один общий бассейн, наполняет, его и течет дальше по лощине одним ручейком. По преданно, сохранившемуся у татар, источники эти существуют здесь с незапамятных времен и имеют непосредственное сообщение с пяти - 48 — 49 —горскими и железноводскими водами. Пользовались ли этими источниками в старину, как лечебным средством, — неизвестно, но теперь каждый год, летом и весною, к ним приезжают преимущественно крестьяне окрестных сел (нередко и издалека), купаются в бассейне и пьют воду, проживая тут же, в палатках иногда по нескольку недель. Несмотря на то, что лечатся здесь без всякого надзора и совета врача от всех недугов в смешанной воде трех различных источников и употребляют воду для питья не из источников, а прямо из бассейна, многие излечиваются, и потому с каждым годом число посетителей, пользующихся даровым лечением, увеличивается все больше и больше. Года три тому назад источники эти осматривали инженеры, нарочно для этой цели сюда приезжавшие; они отрезали десятин 300 земли вокруг источников, которые вместе с прирезанной к ним землею поступили в казну. Основываясь на этом, здесь ожидали устройства курортов, но до сих пор, насколько нам известно, ничего не делается и не предпринимается. Так как в этой минеральной воде хорошо отмывается всякая грязь, то к источникам часто приходят татары мыть овчины, а татарки—свое грязное белье, из-за чего между ними и купающимися больными, протестующими против загрязнения воды, часто возникают ссоры.
Достопамятные события. В 1830-х годах здесь была страшная холера, от которой вымерло чуть не все население аула. В 1892 г. от него умерло 115 человек. До 1865 г. на аул несколько раз делали нападения черкесы, при чем грабили имущество, а жителей частью убивали, частью брали в плен и продавали в рабство.
Население. Село состоит из 546 дворов и 596 домов. На такое небольшое число домов имеется 12 небольших и одна большая мечеть. Большая или общая мечеть представляет из себя нечто в роде христианского собора. В ней совершается богослужение только по пятницам. Все мечети каменные. Стоимость большой мечети 5000 р., а каждой из малых—150 р. До окладным листам числится 1605 ревизских душ, а по посемейным спискам 1918 м. п. и 1680 яс. п. наличных душ. Иногородних в селе проживает 40 душ м. п. и 55 ж. п. Все коренные жители ногайцы, а иногородние—армяне Ставропольской губернии.
Вероисповедание. Все жители магометанского вероисповедания.
Землевладение. По владенной записи селу принадлежит 26716 дес. земли; в том числе неудобной 3041 дес. Душевой надел на ревизскую душу составляет 16,6 дес, а на наличную—14 дес. В селе нет ни рощ, ни садов, ни огородов.
Водоснабжение. Вода для питья берется из р. Кумы, протекающей над селом. Вода в реке мутная, но когда она отстоится, то делается чистой и довольно вкусной. Река никогда не пересыхает, и потому воды в ней во всякое время года бывает достаточно. Скот поится тоже из реки.
Занятие. Канглынская земля считается самою лучшею во всей округе, но татары, до сих пор не успевшие привыкнуть к правильному и систематическому труду, предпочитают сдавать землю русским (только последние 2—3 года они подняли цену на землю); сами же занимаются земледелием в очень, ограниченных размерах; большею же частью, как истые сыны востока, предаются праздной неге и просиживают на пятках с трубкой в зубах целые часы, а в хорошую погоду и дни; местом подобного праздного препровождения времени они, обыкновенно, выбирают кучи золы, возвышающаяся чуть не перед каждой саклей или же защищенное место где-нибудь под плетнем. Тем не менее земледелие вместе со скотоводством составляют важнейший предмет занятия населения. Из хлебных растений татары сеют больше всего просо, из которого они приготовляют что-то среднее между хлебом и русскими пышками. Сырое, только нисколько подсушенное пшено у них тоже употребляется в пищу: они его берут горстями и едят, насыпая в рот. За просом, по размерам возделывания, следуют пшеница и лен. Пшеницы собирается в среднем урожай 2000 четв., а в хороший—до 3500 четв. Сбор льна в хороший урожай иногда превышает 3000 четв.
Земля здесь пашется покупными деревянными и железными плугами. В плуг впрягают 4—6 парт, волов. Крое небольшого числа железных плугов и 10 веялок, в селе нет никаких усовершенствованных земледельческих орудий.
Система обработки земли залежная. Переделяется земля через 8 лет. Саранча посещает село очень редко, а град бывает в два года один раз. По наблюдению старожилов зимы в сел становятся все суровее. Количество скота в селе имеется следующее: лошадей—1308, рогатого скота—4772, овец—1304 и коз—250 штук. Кроме хлебопашества и скотоводства многие зажиточные татары занимаются летом обучением верховой езде лиц, приезжающих в Пятигорск и Железноводск «покурсовать», а также отдают лошадей внаймы для верховых прогулок, при чем хозяева лошадей часто служат в качестве чичероне по окрестностям названных групп минеральных вод. Для этой цели татары каждый год, с открытием курса, отправляются со своими лошадьми в Пятигорск и Железноводск, где и проживают с ними до конца курса. Другие готовят там же кумыс для больных. Садоводством и огородничеством татары совсем не занимаются, благодаря главным образом своей природной лени, а отчасти и по традиции.
Промыслы. Более распространенным промыслом Канглах нужно считать изготовление, преимущественно женщинами, белой шерстяной материи, известной под названием «татарского сукна». Сукно - это довольно тонкое, красивое и прочное идет главным образом на поделку башлыков и на черкески. Продается оно по 50 к. арш. Женщины-татарки шьют ноговицы и башлыки из бурок.
Торговля. Торговля хлебом происходить на месте. Хлеб скупают 3 ссыпщика. По национальности они местные ногайцы. Хлеб ссыпщиками отправляется через станции «Минеральные воды» Владикавказской ж. д. в Ростов на Дону.
Скот продается на ярмарках в Пятигорске и Георгиевске. От продажи скота село выручает ежегодно средним числом 4000 р. Число торгово-промышленных заведений в селе весьма ограничено: в нем имеются: 1 бакалейная, 2 мануфактурных и 4 мелочных лавки и 3 водяных мельницы. Татары в довольно больном количестве ежегодно продают сено дома и на базарах в Пятигорске.
Ярмарки и базары. Ярмарочной или базарной площади в селе нет и ярмарок и базаров не бывает.
Общественное самоуправление. В селе имеется волостное правление, помещающееся в плохом 3-х комнатном здании, стоящем постройкой 400 р. Есть и пожарный насос с двумя при нем служащими и двумя бочками с водой. Обывательских лошадей общество имеет 3 тройки, содержание которых стоить 1000 р. в год.
К волости принадлежать 25 хуторов: 1) Телевого—2 хутора: один—с 1 дом., а другой—с 2 дом., от села—в 3 вер.; оба хутора лежать на р. Куме; 2) Матвея Карпушина—
3 дом., от села—в 4 вер.; 3) Машука—с 10 дом., от села—в 8 вер.; 4) Макара Карпушина—с 4 дом., от села—в 8 вер. 5) Ерусланка—с 25 дом., от села—в 9 вер.; 6) Глеба—2 хутора: один—с 25 дом., а другой—с 15 дом., от села—в 25 вер.; 7) Слюсарева — с 2 дом., от села—в 7 вер.; 8) Ивана Карпушина— 2 хутора: один—с 4 дом., а другой—с 5 дом., от села—в 12ч вер.; 9) Димитрия Карпушина—с 2 дом., от села—в 10 вер.; 10) Якова Билогорова—с 2 дом., от села—в 4 вер.; 11) Никиты Энгеева—с 2 дом., от села—в 15 вер,; 12) Скорикова—2 хутора, с 1 домом каждый; 13) Аксьоненко—с 1 дом.; 14) Снетирева—с 1 дом.; 15) Матвея Лагунова—с 2 дом.; 16) Матвея Гарбаня—с 1 дом.; 17) Ивана Бажана—с 1 дом., от села—в 20 вер.; 18) Карася—с 1 дом., от села—в 18 вер.; 19) Василия Карпушина—с 4 дом., от села—в 12 вер.; 20) Михаила Ищенко—с 1 дом., от села—в 10 вер.
Самопомощь. В запасном магазине может поместиться 1000 четв. хлеба. Налицо его состоит:. 287 четв. 4 четвк. 4 гари, озимого и 658 четв., 5 четв. 4 гарн. ярового.
По норме должно храниться в амбаре 1615 четв. озимого и 807 четв. ярового. Постройка амбара стоила 1600 р.
Образование. Образование населения находится в весьма жалком состоянии. В селе имеется одно одноклассное М. Н. П. училище с бюджетом в 540 р. в год (на жалование учителю выдается 330 р., мулле (кадью) —60 р., на отопление—60 р., освещение—15 р., ремонт —15 р. и прислуге—60 р.). Училище помещается в двух зданиях: в одном находится классная комната, а в другом—квартира учителя. Оба здания небольшие, построены в 1868 г., стары и во всех отношениях неудовлетворительны. Постройка обоих зданий стоила 600 р. Квартира учителя состоит из двух небольших, разделенных сенцами комнат и кухни.
Из надворных построек есть только один сарай. Двор при училище довольно обширен, но места для сада и огорода нет, между тем разведение этих последних было бы весьма полезно, так как служило бы наглядным образцом и примером для жителей. Количество воздуха в классной комнате, выраженное в кубических аршинах, составляет 142. каждая комната в квартире учителя содержит 60 куб. арш. Классная комната мрачна, хотя освещена с южной и северной сторон. В училище обучается 21 мальч. и 4 девоч.
Медицинская помощь не только лишена всякой организации в селе, но последнее не имеет даже фельдшера, к которому можно было бы обратиться за советом и помощью в трудные минуты. Зажиточные жители, в случае нужды, берут лекарства из аптеки, имеющейся на станции «Минеральные воды» Владикавказской ж. д., а большинство жителей как в жизни и смерти, так и в здоровье своем полагаются на волю и усмотрение «Аллаха».
Болезни. Местных болезней в селе нет и вообще климатические условия для здоровья здесь очень благоприятны.
Почта и телеграф. Корреспонденцию село получает со станции «Минеральные воды» Владикавказской ж. д.
В судебно-административном отношении село подчинено земскому начальнику 5-го участка, живущему в селе Ногутахе; в судебно-следственном отношении подчинено следователю 1-го участка, камера которого находится в селе Александровском; в полицейском отношении приставу 3-го стана, квартирующему также в селе Александровском.
Пути сообщения. Расстояние от села до г. Ставрополя-160 в.; до ближайшей ст. Владикавказской ж. д. «Минеральные воды»—9 вер., до Пятигорска—города Терек. °бл.-25 вер. через «Минеральные воды» и 21 вер.—прямым путем. Казенной почтовой станции в селе нет и вольнонаемных подводчиков найти почти невозможно.
Расстояние до окрестных сел. До села Ногуте— 25 вер. Первые 5 верст дорога идет по глинистой почве, а на остальном пространстве—чернозем. За селом встречается переезд по мосту через р. «Суркуль»; в 3 вер. от Суркуля—опять переезд по мосту через ручей «Кукуртой». На 14 версте—подъем на 3 версты из балки «Барсуки» и такой же спуск. В 6 вер. от с. Ногуте—крутой подъем и потом крутой спуск в самом селе.
По выезде из села по отлогому спуску приходится переезжать р. Куму в брод. Это место реки каменистое, твердое; вода стоит не высоко и потому переезд не представляет больших затруднений и неудобств.
Плохая переправа бывает только весной во время разлива Кумы, когда вода поднимается очень высоко. Далее через 200 саж. — небольшая балка, а остальное пространство ровное.
До села Саблинского—35 вер. На пути встречается несколько балок, но вообще дорога ровная. Весною проезд затруднителен.
До села Обилежского—45 вер. На пути встречается три моста: первый— на выезде из села через реку «Суркуль», а другие два—устроены на ручейках. Грунт земли глинисто-солонцеватый.До хутора Мирзоева—25 вер. На пути встречаются 2 крутыя горы. Почва солонцеватая.До немецкой колоши Темуелыофе—15 вер. Дорога идет ровная, хорошая.
Во все перечисленные села и хутора даются обывательские лошади.
Общественные квартиры и постоялые дворы. Общественная квартира в селе имеется одна и состоит из 3 комнат с деревянными полами. В квартире имеются две кровати и умывальник. Таксы на местные припасы в квартире не установлено. Постоялых дворов нет.
"Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельско-хозяйственном отношениях", А.Твалчрелидзе (инспектор народных училищь). Ставрополь, типография М.Н.Корицкого, 1897 г.
Источник: http://www.okorneva.ru/naselennyie-punktyi-stavropolskoy-gubernii-i-kubanskoy-oblasti/kanglyinskoe-selo-aleksandrovskiy-uezd/