Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Зачем мне мое знание польского, если меня во двор не пускают. (еврейская)

Аулие-Ата г. (Тараз) Аулиеатинский уезд Сыр-Дарьинской области.

Назад

Кладбища г. Аулие-Ата Аулиеатинский уезд Сыр-Дарьинской области.

Центральная мечеть «Хибатулла ат-Тарази» г. Аулие-Ата Аулиеатинский уезд Сыр-Дарьинской области.



Тара́з (каз. Тараз (инф.), в советское время — Джамбул) — один из древнейших городов в Казахстане, административный центр Жамбылской области. Расположен на юге страны, около границы с Киргизией, на реке Талас. Численность населения города — 357 791 человек (на сентябрь 2019 года). Имеются международный аэропорт, железнодорожная станция, автовокзалы, торговые центры, развлекательные комплексы, множество скверов и парков.

Аулие-Ата. Развалины цитадели. Фото из «Туркестанского Альбома» 1871—1872 года.

Почтовая марка «Герб города Тараз»

В VI-V веках до нашей эры в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали городище Тараз. Его следы найдены на месте Центрального городского рынка (т. н. «Зелёного базара») современного Тараза.

В I веке до н. э. при расколе и ослаблении государства хуннов один из сыновей шаньюя Сюйлюя-Цюаньцюя — Чжичжи*, отказавшийся подчиняться внезапно усилившемуся Китаю, ушёл в Среднюю Азию к своим вассалам усуням, где основал столицу в Таласской долине в Таразе.

Памятник Байдибеку батыру

Первое письменное упоминание города (в греческих источниках) относится к 400 году, под названием Толоса. Это был один из пунктов северной ветви Великого шёлкового пути, которая проходила из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению Сыра. Китайский паломник — буддийский монах Сюаньцзан, проезжавший через Тараз в 485 году, сообщал, что «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».

В 751 году вблизи города состоялась битва на Таласе, в которой арабская конница во главе с Зиядом ибн-Салихом Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая во главе с Гао Сяньчжи при помощи местных карлукских наёмников-тюрков.

В 893 году к стенам Тараза подошло войско Исмаила Самани. Дехкане Тараза добровольно открыли ворота города и приняли ислам. Христианский храм был перестроен в мечеть. С этого времени Тараз оказался в составе государства Саманидов.

В VIII—X веках город входил в состав Карлукского ханства.

В 999 году край завоевали Караханиды, покончившие с династией Саманидов. При Караханидах, в XI—XII веках, древний Тараз являлся столицей их царства и достиг наибольшего расцвета.

Письменных сведений о завоевании Тараза монголами нет, но, по-видимому, в 1220 году город оказал монголам значительное сопротивление, почему и был разрушен ими до основания, о чём свидетельствуют остатки пожарища, обнаруженные при раскопках. Город, видимо, был переименован монголами в Яны (Новый), поскольку при дальнейшем упоминании его как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».

Центральная мечеть «Хибатулла ат-Тарази»

В XIII—XV веках город входил в состав Чагатайского улуса Монгольской империи. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723—1727 гг. джунгарами городов.

В 1723 году Таласская долина, как и большая часть южных областей нынешнего Казахстана, была завоевана джунгарами, которые и владели ею почти до 1756 года.

В XVIII—XIX веках входил в состав Кокандского ханства.

В 1856 году город был переименован в «Аулие-Ата» — Святой предок (каз.). Это название он получил в честь Карахана — основателя династии Караханидов. В центре города (район стадиона «Динамо») находится мавзолей Карахана.

В 1864 году, в ходе захвата Средней Азии Российской империей небольшой отряд под командованием полковника М. Г. Черняева захватил крепость Аулие-Ата.

Довольно полное описание города в начале XX столетия дано в труде «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Отмечается, что в Аулие-Ате имелся большой базар, ярмарка и ряд транспортных контор. Город состоял из русской и азиатской частей. В нём были 3 церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфная контора, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 жилой дом, 19 052 жителя.

В 1917 году через город проложена Семиреченская железная дорога от Арыси до Верного, что ускорило развитие города. В советское время дорога стала уже частью Турксиба (1930).

В 1920-е годы в городе останавливался известный писатель Дмитрий Фурманов. Есть памятная доска на доме, где он жил.

В 1936—1938 годах город носил имя «Мирзоян» в честь первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Левона Мирзояна, который впоследствии был репрессирован и расстрелян 26 февраля 1939 года.

В 1938 году город из «Мирзояна» был переименован в «Джамбул», по имени казахского поэта и акына Джамбула Джабаева.

В 1968 году была образована Жамбылская областная филармония.

4 мая 1993 Постановлением Президиума Верховного Совета Казахстана транскрипция названия Джамбульской области на русском языке была изменена на Жамбылскую область, а Джамбул — на «Жамбыл».

8 января 1997 года Указом президента Казахстана «учитывая ходатайства местных исполнительных органов и пожелания общественности Жамбылской области, на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан» город Жамбыл переименован в город Тараз.

Акимат Жамбылской области

26 сентября 2002 года таразцы отметили большой праздник: городу исполнилось 2000 лет, что официально было признано ЮНЕСКО.

23 февраля 2010 года, в соответствии с новым генеральным планом города, территория, находящаяся в подчинении городского акимата, была расширена с 12 833 га до 18 787 га, при этом в подчинение городскому акимату были переданы часть земель Байзакского и Жамбылского районов Жамбылской области вместе с находящимися там 6 сельскими населёнными пунктами (Кумшагал, Кольтоган, Кызылабад, Казарма, Чолдала и Учхоз), а также 50 дачных массивов, земли крестьянских хозяйств и другие объекты.

По словам директора Института археологии им. А. Х. Маргулана академика Карла Байпакова, территории Центрального рынка, «Шахристан» и «Тажибай» представляют важную историческую часть города. С целью проведения археологических раскопок древнего городища и создания объектов туризма, в 2012—2014 гг эти рынки были передислоцированы на новые рынки — «Ауыл береке», «Атакент-Тараз» и рынок по улице Аскарова.

В 2015 году по предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, прозвучавшему в конце октября 2014 года, в городе было организовано празднование 550-летия образования Казахского ханства, ставшее важным событием в истории становления и развития казахской государственности, основы которой были заложены 550 лет тому назад в урочище Жайсан ханами Жанибеком и Кереем.

Тараз лежит в южной части республики, на равнине в долине реки Талас. Занимает площадь примерно 150 км². К югу от города раскинулись отроги Западного Тянь-Шаня, а к западу горы Каратау.

В Таразе 12 микрорайонов и ряд жилых массивов. Строится новый микрорайон. Все микрорайоны имеют названия: Акбулак, Каратау, Жайлау, Салтанат, Талас, Самал, Алатау, Мынбулак, Аса, Жансая, Астана, Байтерек, .

Население

Население города в конце XIX века

Проживало всего двадцать человек когда город воздвигли.

По данным переписи Российской Империи в 1897 года в г. Аулие-Ата было 11 722 жителей (6940 мужчин и 4782 женщин).

Распределение населения по родному языку в 1897 году: узбеки — 72,1 %, русские — 11,6 %, киргизы — 5 %, сарты — 3,2 %, таджики — 3,2 %, татары — 2,2 %.

В Аулие-атинском уезде в целом в 1897 году проживало 276 169 человек, распределение населения по родному языку было следующим: киргизы — 90,8 %, русские — 3,8 %, узбеки — 3 %, тюркские наречия без распределения 0,8 %, сарты — 0,5 %, немцы — 0,25 %, татары — 0,22 %, китайцы — 0,16 %, таджики — 0,13 %, лезгины — 0,1 %.

Население города в настоящее время

Тараз является крупным городом Жамбылской области. Население — 357 791 чел.

Национальный состав (на 1 января 2019 года)

  • казахи — 239 037 чел. (66,81 %)
  • русские — 60 846 чел. (17,01 %)
  • узбеки — 23 141 чел. (6,47 %)
  • корейцы — 7218 чел. (2,02 %)
  • татары — 5361 чел. (1,50 %)
  • турки — 4894 (1,37 %)
  • киргизы — 4835 чел. (1,35 %)
  • курды — 2064 чел. (0,58 %)
  • немцы — 2030 чел. 0,57 %)
  • украинцы — 1471 чел. (0,41 %)
  • дунгане — 1306 чел. (0,37 %),
  • азербайджанцы — 984 чел. (0,28 %)
  • уйгуры — 810 чел. (0,23 %)
  • греки — 676 чел. (0,19 %)
  • чеченцы — 547 чел. (0,15 %)
  • таджики — 545 чел. (0,15 %)
  • белорусы — 181 чел. (0,05 %),
  • другие национальности — 1845 чел. (0,52 %)

Всего — 357 791 чел. (100,00 %)

В городе построено государственное учреждение «Дом дружбы».

Численность населения Тараза
1897 1959 1970 1979 1989 1991 1999 2004 2005 2006
11 722 ↗113 346 ↗187 164 ↗263 793 ↗306 715 ↗312 300 ↗330 125 ↘327 911 ↗332 204 ↗336 057
 
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
↗338 454 ↗342 483 ↘320 634 ↗325 211 ↗327 411 ↘326 113 ↗343 275 ↗351 353 ↗356 983 ↗362 981
 
2017 2018 2019              
↘357 577 ↘355 825 ↗357 791              

 

Достопримечательности

Жамбылский историко-краеведческий музей.

Жамбылский областной историко-краеведческий музей, расположенный в городе Тараз по улице Теле би, был основан в августе 1931 г. как городской музей. В конце 1940-х гг. музей получил новый статус — стал областным. За все время существования музейная коллекция пополнялась из разных источников — археологических экспедиций, частных лиц.

Наиболее ценными экспонатами Жамбылского музея первоначально являлись археологическая и нумизматическая коллекции, предметы этнографии, фотографии, документы. Тогда музей располагался в небольшом здании в двух экспозиционных залах площадью 328,5 м². В 1978 г. музею было предоставлено трёхэтажное здание, расположенное в центре города. В 13 экспозиционных залах в хронологической последовательности нашли отражение главные исторические вехи, начиная с самых первых палеонтологических находок и до современности.

На сегодняшний день в фондах музея насчитывается 35 тысяч экспонатов. В 2002 г., к 2000-летию города Тараза, музей полностью реконструировали. Тогда были открыты ещё три павильона: Музей истории города «Тараз-2000», Музей древнетюркских каменных изваяний и древнетюркской письменности и Художественный музей Л. Брюмера. Общая площадь экспозиций музейного комплекса составляет около 2 тыс. м².

Музейная экспозиция разделена на отделы. В археологическом отделе хранятся коллекции каменных орудий труда, найденные в горах Каратау, человеческие останки, бронзовый серп, находки сакского периода. В отделе природы представлены богатые палеонтологические коллекции, к примеру, окаменевшие деревья, окаменевшие останки морских обитателей, останки костей крупных животных, а также показана огромная коллекция представителей флоры и фауны Жамбылской области. Кроме того, здесь можно увидеть обширную коллекцию изделий из поливной и неполивной керамики, кухонную утварь, разные сосуды малой и большой формы, трубы, светильники, сфероконусы, сосуды для захоронения, бронзовые изделия и др.

В Жамбылском областном историко-краеведческом музее организуются обзорные экскурсии, тематические экскурсии, встречи и «круглые столы» на актуальные темы, передвижные и стационарные выставки.

Мавзолей Карахана

Мавзолей Карахана — памятник архитектуры, расположенный в центральной части города Тараз, на пересечении двух улиц — Байзак батыра и Толе би. Мавзолей является частью культово-мемориального комплекса, сформированного на территории средневекового городища.

Архитектурное сооружение было построено в ХІ в. над могилой одного из самых первых ханов династии Караханидов. Согласно народным преданиям, строительство мавзолея связано с человеком, который возвел мавзолеи Бабджа-Хатун и Айша-Биби. Его имя до сих пор неизвестно, но известно то, что он являлся ханом династии Караханидов, местных правителей Х—XII вв.

На сегодняшний день существует множество легенд о Карахане, большинство из которых связывают батыра с юной красавицей Айшой, мавзолей которой располагается в 20 км от Тараза в селе Айша-Биби. История их искренней любви и смерти девушки от укуса змеи не оставляет равнодушным никого.

Квадратный в плане, портально-купольный мавзолей Карахана состоит из центрального зала, где находится надгробие, и трёх угловых помещений (комнат-худжр), четвёртый угол занят лестницей, которая ведёт на крышу мавзолея. Фасадом сооружение обращёно на юг. Вход находится в глубине арки, по сторонам которой расположены по 3 ниши: стрельчатой, прямоугольной и квадратной формы.

В 1906 г. мавзолей несколько перестроили, конструкционный принцип был сохранён, однако первоначальное архитектурно-декоративное убранство сильно изменилось. Внутри мавзолея можно увидеть сохранившееся до наших дней ступенчатое надгробие. В настоящее время наружная часть стен мавзолея Карахана обложена современным кирпичом, а внутренняя (купол и арочные ниши) сложены из кирпича караханидской эпохи.

В 1982 г. мавзолей Карахана пополнил список исторических и культурных памятников Казахской ССР республиканского значения. В 2002 г., накануне 2000-летнего юбилея города, была проведена последняя реставрация мавзолея.

Архитектурный комплекс «Тектурмас»

Архитектурный комплекс Тектурмас в Таразе — древнее культовое место, расположенное в юго-восточной части города на правом берегу реки Талас, на месте древнейшего зороастрийского кладбища (VII—XI вв.).

Название архитектурного комплекса «Тектурмас» переводится, как: «гора не просто так стоит». В 1935 г. украшающий берег реки Талас архитектурный комплекс Тектурмас был разрушен. На сегодняшний день комплекс восстановлен по средневековому типу. Первоначально возведённые сооружения архитектурного комплекса не сохранились.

Мавзолей является архитектурным памятником XIV в. Именно он считается местом захоронения Султана Махмудхана. Согласно одной из версий, он был местным святым, а по другой — главнокомандующим войсками Караханидов. Султан Махмудхан внёс огромный вклад в распространение ислама. Точных данных о дате постройки мавзолея не имеется.

Сделанные в начале ХХ в. фотоснимки, а также сохранившиеся остатки памятника архитектуры, позволили определить планировочную структуру комплекса Тектурмас как группу, состоящую из трёх поэтапно сооружённых построек. Наиболее ранней и главной постройкой был квадратный в плане, однокамерный и купольный киоск центрической композиции. Его стены были разгружены огромными стрельчатыми нишами, расположенными по осям здания, прорезанными оконными и дверными проемами. Динамичности и стройности постройке придавали углы, обработанные вертикальными фасками. Сферический купол был увенчан куббой. Через некоторое время к южной стене мавзолея пристроили купольный кирпичный объём. Третьим небольшим портально-купольным сооружением являлась постройка, примыкающая к юго-восточному углу пристройки.

С холма, где стоит мавзолей, открывается вид на раскинувшийся внизу город Тараз. Впечатление усиливает живописная река Талас, которая дала название древнему городу.

Мечеть Абдыкадыра

Мечеть Абдыкадыра — памятник архитектуры начала первой половины XIX в., расположенный в историческом центре города Тараз на улице Абая. Это массивное, квадратное в плане сооружение, возведённое из современного обожжённого кирпича.

Изначально мечеть располагала значительной территорией на пересечении улиц Кошеней и Абая. Историческое культовое здание представляло собой уникальное сооружение, выполненное в типичном среднеазиатском архитектурном стиле, богато украшенное декоративными элементами и орнаментами. В середине 1930-х гг. большая часть культового сооружения была разрушена. До сегодняшних дней от первоначального здания мечети сохранился лишь портальный вход с минаретом, украшенный по краям двумя колоннами с декоративными башенками, которые представляют собой художественную ценность, являясь единственным сохранившимся на территории Жамбылской области образцом монументального строения «дарбаза». Над входной стрельчатой аркой можно увидеть неглубокую фигурную нишу. Сооружение завершает минарет с площадкой для азанчи, имеющий 6 сквозных стрельчатых проёмов, которые вписаны в прямоугольные ниши.

Мечеть Абдыкадыра — типичный памятник культовой и гражданской архитектуры Аулиеатинской эпохи. В начале 1982 г. мечеть Абдыкадыра внесли в список памятников архитектуры и градостроительства Республики Казахстан, после чего она была взята под государственную охрану. В 2002 г. в здании мечети были проведены реконструкционные работы, в ходе которых было укреплено основание фундамента и полностью отреставрирована входная часть. С 2002 г. в здании мечети располагается действующее медресе.

Баня Кали-Юнуса

Восточная баня Кали-Юнуса — одна из главных архитектурных достопримечательностей Тараза. Памятник архитектуры конца XIX в. располагается в центральной части города по улице Байзак-батыра, неподалёку от мавзолея Карахана.

Восточная баня Кали-Юнуса была построена жителями Аулие-Аты. Найденная рядом с одной из ванн небольшая стопка монет позволила археологам установить точное время существования бани. До 1950-х гг. баня была действующей. Несколько позже её отреставрировали. В 1982 г. баню Кали-Юнуса внесли в список исторических и культурных памятников Республики Казахстан.

При постройке бани были использованы принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных бань средневековой эпохи, что вызывает огромный интерес у туристов и посетителей. Сооружение полностью выстроено из жжёного кирпича и отштукатурено. В верхней части куполов бани находятся прямоугольные проёмы для освещения. Баня Кали-Юнуса состояла из пяти комнат и имела вид многокупольного здания.

Внутренняя часть бань задекорирована фигурными арками и нишами. От внутренней фресковой живописи и пышной отделки бани Кали-Юнуса до наших дней сохранились лишь некоторые остатки фундаментов и стен, паолки для сиденья.

Общая площадь здания восточной бани составляет 450 м². Высота стен — 3 м, толщина — 0,8 м, высота одиннадцати помещений вплоть до куполов — около 5-6 м.

Территория, на которой располагается восточная баня Кали-Юнуса, полностью благоустроена. Организуются экскурсионные туры.

Акимы

  1. Тусупов Алдияр Али-Аскарович (1992—1995)
  2. Жылкышиев Болат Абжапарулы (октябрь 1995 — январь 1998)
  3. Сартбаев, Сеит Хайруллаевич (1998—1999)
  4. Сауранбаев Болат Оспанович (февраль 1999 — апрель 2005)
  5. Тортаев Ильяс Алимович (2005—2009)
  6. Астаев Ертаргын Какимбекович (8 декабря 2009 — октябрь 2010)
  7. Орынбеков Бекболат Серикбекович (октябрь 2010 — 31 декабря 2013)
  8. Календеров Нуржан Сабитович (31 декабря 2013 — 2 марта 2017)
  9. Даулет Рустем Рысбаевич (со 2 марта 2017 года — 23 апреля 2018)
  10. Абдраимов Галымжан Райылович (с 23 апреля 2018 — 12 апреля 2019).
  11. Досаев Кайрат Аскербекулы (24 апреля 2019 — 22 ноября 2019).
  12. Карабалаев Айтказы Даулеткулович (с 3 декабря 2019).
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов