Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Конь познается при горе, а друг при горе.

Грязи с. Грязинская волость Липецкого уезда Тамбовской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Липецкая обл, г Грязи

Кладбища с. Грязи Грязинская волость Липецкого уезда Тамбовской губернии.

Церковь с. Грязи Грязинская волость Липецкого уезда Тамбовской губернии.



Гря́зи — город в Липецкой области России. Административный центр Грязинского района. Образует городское поселение город Грязи.

Город-спутник Липецка, выполняющий функцию железнодорожного узла для жителей областного центра. Входит в Липецко-Грязинскую агломерацию.

Расположен на реке Матыре в 20 км к юго-востоку от Липецка. Высота центра города над уровнем моря около 120 м. Расстояние до Москвы 457 км или 284 мили.

До революции

История города уходит корнями в XVII—XVIII века.

1868 год можно считать временем основания города. В этом году здесь прошла железнодорожная линия Москва — Воронеж. На ней построили станцию (ныне Грязи-Воронежские), которую назвали по соседнему крупному селу Грязи. Население пристанционного посёлка стало насчитывать 1300 жителей (сто семьдесят дворов).

В 1869 году отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой.

В последующие годы развивающийся пристанционный посёлок поглотил находящуюся рядом небольшую крепостную деревню Дми́триевку (в настоящее время это место города, где проходит Первомайская улица).

Советское время

В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились. Липецкий писатель и поэт Цветаев в своём стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых «грязных» Грязях:

Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди —
Асфальт упругий под ногами.

В 1928 году на средства Юго-Восточной железной дороги в Грязях был построен Клуб железнодорожников. В 1991 году в нём создали театральный коллектив под руководством режиссёра А. Бабина.

В 1938 году первый секретарь грязинского РК Д. Ф. Лукинов предложил переименовать посёлок Грязи в город Ежов. Например, на стрелочном заводе арестовали 15 человек, многих из которых расстреляли, в их числе — двух начальников завода. В голосовании о переименовании приняли участие все собравшиеся на митинг у железнодорожного клуба. Однако единогласное «да» к решению о смене названия не привело: «врагом народа» был признан и позже расстрелян и сам Ежов. А 4 декабря 1938 года рабочий посёлок Грязи получили статус города с прежним названием.

В 1963 году через реку Матыру построили железобетонный мост; он соединил город Грязи с бывшим селом Грязи. Ранее на этом месте был понтонный мост.

В 1965 году на Красной площади был сооружён памятник Неизвестному Солдату. В 1985 году на этом месте воздвигли мемориал Воинской славы с Вечным огнём. 8 мая 1982 года на постаменте установили гвардейский миномёт «катюша», привезённый из Ржева участником войны А. И. Тимофеевым; памятник посвятили командиру первой батареи капитану И. А. Флёрову. Рядом с мемориалом в мае 2000 года открыли Аллею Героев.

В 1970 году в Грязях построили ещё один мост — через реку Байгору. Дорога, которая проходит через мост, соединяет Грязи с Добринкой.

В 1979 году к Грязям присоединилось село Грязи.

Символика

25 ноября 1992 года у города появляется свой герб. Серебряный пояс герба означает реку Матыру, на которой стоит город. Яблоневая ветвь — символ садов, находящихся в городе и в окрестностях в изобилии. Железнодорожный знак означает, что город является крупным железнодорожным узлом, положившим начало городу. Зелёный цвет — символ надежды, радости, изобилия. Чёрный цвет — символ чернозёма. Липовое дерево в левом верхнем углу означает, что город расположен в Липецкой области.

Численность населения
1897 1931 1939 1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998
1700 ↗10 600 ↗25 881 ↗34 425 ↗37 000 ↗41 292 ↗42 624 ↗47 458 ↗47 600 ↗48 300 ↗48 800
2001 2002 2003 2005 2006 2007 2009 2010 2011 2012 2013
↗49 300 ↘47 478 ↗47 500 ↘46 900 ↘46 600 ↘46 500 ↘46 405 ↗46 807 ↗46 817 ↘46 671 ↘46 441
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020        
↘46 166 ↗46 289 ↗46 503 ↗46 586 ↘46 492 ↗46 608 ↗46 683        

 

 

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 341-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Экономика и инфраструктура

Промышленность

Основные предприятия города — Грязинский завод гидрооборудования («Гидравлик», построен в 1968—1971 годах), Грязинский культиваторный завод, машиностроительный завод «Элеватормельмаш», Грязи-Орловский мотовозоремонтный завод (после реструктуризации Министерства путей сообщений завод был переориентирован на выпуск контейнеров, впоследствии передан в компанию «Трансконтейнер»).

Пищевая промышленность представлена Грязинским пищевым комбинатом и крупнейшими в области Грязинским сахарным заводом (мощность — 15 тыс. центнеров в сутки, построен в 1961 году; производство сахара осуществляется из сахарной свёклы, в изобилии культивируемой на окрестных полях), заводом пищевых концентратов, а также элеватором и семенным заводом французской компании Groupe Soufflet (открыты в 2010 году).

В 2006-м году началось строительство заводов Особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк". По состоянию на 2020 год построено и функционируют 26 заводов, помимо объектов самой экономической зоны. Планируется строительство ещё 34 заводов.

Транспорт

Автовокзал

Грязи прежде всего — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, находящийся на пересечении двух магистральных линий (направления на Москву, Ростов, Орёл, Волгоград). На территории города находятся четыре железнодорожных раздельных пункта: три станции — Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские, Грязи-Орловские, и путевой пост 474 км.

В 1998 году открыт автовокзал «Грязи» (архитектор — Мирон Мордухович).

Автодороги из города имеют три основных направления — на Липецк, на Добринку и на трассу Р119 Орёл — Липецк — Тамбов. Грязинское шоссе помимо связи с областным центром обслуживает также ОЭЗ «Липецк»; бо́льшей своей частью эта дорога двухполосная.

Городской транспорт представлен исключительно автобусами и маршрутными такси.

Имеется аэродром «Грязи».

Торговля

Крупные торговые объекты — гипермаркет «Линия», торгово-развлекательные центры «Айсберг» и «Грязи». Представлены также федеральная сеть «Магнит», липецкая сеть «Покупайка», сеть «Пятёрочка», а также сетевой магазин бытовой техники и электроники «DNS».

Связь

Проводную связь предоставляют «Интерпроект», «ЦентрТелеком», «Зелёная точка», а также ведомственная железнодорожная АТС с выходом на сеть общего пользования. Операторы сотовая связь — «Билайн», «МегаФон», МТС, «Теле-2» и «Yota».

Доступ в Интернет обеспечивают городу следующие компании: ТТК (ЗАО "КомпанияТрансТелеКом"), ООО «МедиаСеть», ПАО "Ростелеком".

СМИ

Основная районная газета — «Грязинские известия» (учредитель — районная администрация). Также выпускается городская газета бесплатных объявлений, функционирует несколько городских интернет-сайтов.

В современных границах площадь Грязей составляет 33,14 кв. км. Административного деления город не имеет, но условно можно выделить несколько районов (по бывшим сёлам, вошедшим в состав Грязей):

  • Село Грязи
  • Таволжанка

Существует «разговорное» деление Грязей на районы, вызванное относительной самостоятельностью каждого из них, поскольку во времена СССР город фактически представлял собой несколько крупных предприятий с построенным вокруг них одно- или многоэтажным жильём для своих сотрудников, и связанных между собой обширным частным сектором:

  • Комбинат — по Грязинскому пищевому комбинату.
  • Тюшевка, отделена от города линиями станции Грязи-Волгоградские и является крупнейшим районом города. Официально называется "Южный".
  • ЦРБ — по Центральной районной больнице, в настоящее время самый быстроразвивающийся район города.
  • Маринка — обширный частный сектор, ограниченный с одной стороны железной дорогой на Воронеж, с другой — рекой Матырой.
  • Партсъезд — частный сектор, расположенный возле остановки общественного транспорта «XVIII партсъезд».
  • Болото — сектор с многоэтажными домами, построенными на месте питомника, находящийся между Комбинатом, Городом и Тюшевкой.
  • Нахал посёлок — частный сектор, расположенный южнее Болота, до железной дороги (Тюшевки).
  • Городок или Военный городок — военный городок на юго-восточной окраине города.
  • Город — центральная часть города.
  • Монетка — частный сектор, часть Маринки, примыкающая к железной дороге.
  • Собачий хутор — слева от комбината к речке Матыра.
  • СХТ — за рекой, в сторону села Грязей.
  • Орловские — юго-западная часть города. Назван район по одноимённой станции "Грязи-Орловские".

Также в 2012 году началась раздача участков под строительство рядом с СХТ. Судя по чертежам, там будет хорошо развита инфраструктура.

Люди, связанные с городом

  • Беляев, Альберт Андреевич (родился 1928 г.), российский писатель и публицист;
  • Мухортов Александр Сергеевич (родился 03 марта 1946 г.), Заслуженный работник культуры Р.Ф. Основатель и руководитель эстрадного ансамбля «Мелодия». Ансамбль имеет почетное звание «Народный».
  • 24 августа (6 сентября) 1917 года на станции Грязи был убит солдатами русский историк и фенолог, князь Борис Вяземский. Это произошло после того, как по его приказу с целью предотвращения новых разгромов его поместья Лотарево был разобран мост на плотине с водоспуском через реку Байгору. Ранее в своём поместье Лотарево князь Вяземский активно занимался благотворительной и просветительской работой. В 1911 году построил железобетонный мост через реку Байгору, в 1914 — электростанцию, в 1915 — новую школу в Коробовке.

Французская актриса, его внучатая племянница, Анна Вяземски (1947—2017) написала роман «Горстка людей» (Большая премия Французской академии за роман, Премия Ренодо, выбор лицеистов), основанный якобы на дневнике прадеда автора — вымышленного князя Владимира Белогородского, который тот вёл перед тем, как был убит в августе 1917 года. История Белогородского отчасти совпадает с биографией князя Бориса Вяземского.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов