Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.
Впервые деревянный храм в этом селе сооружен в 1690 году. Он простоял почти полтора века и в 1851 году был заменён новым, также деревянным, в прежнее храмонаименование – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Космодамиановская церковь считалась «приписной» к Архангельскому храму села Ссёлки. Обе этих церкви обслуживались ссёлковскими священниками – настоятелем Архангельской церкви Александром Голубевым (2 разряда, рукоположен в 1852 г.), его помощником священником Петровым (2 разряда, рукоположен в 1874 г.) и двумя псаломщиками. Церковным старостой Космодамиановского храма числился крестьянин Стюфляев (с 1870 года). В приходе насчитывалось 508 душ мужского и 480 женского пола. Церкви принадлежало 33 десятины пахотной земли.
Но недолго радовались жители Жёлтых Песков своей новой церкви. В 11 часов 15 мая 1875 года во время сильного пожара она сгорела, в пламени пгибли и многие церковные документы. Спасены от огня были лишь несколько икон, святой атниминс и некоторые церковные принадлежности. Пришлось прихожанам возрождать свой храм буквально из пепла. Уже зимой 1876 г. они подали прошение в Тамбовскую духовную консисторию с просьбой разрешить им строительство новой церкви. В том же году Строительное отделение Тамбовского губернского правления рассмотрело и утвердило план на постройку новой деревянной церкви в с. Жёлтые Пески. С Божией помощью в 1878 году новый деревянный Космодамианский храм с таковой же колокольней был построен и освящен.
Он был более просторным, по сравнению с предыдущим; кроме главного престола с двухъярусным иконостасом, в нем был освящен придельный алтарь – во имя Святой Живоначальной Троицы. В это время в приходе храма было 163 двора, в которых проживала 671 душа мужского пола.
Сохранилось подробное описание убранства храма, которое помогает представить себе его внутренний вид. Иконы двухъярусного иконостаса располагались по 6 штук в каждом ярусе и написаны были на досках. В алтаре над жертвенником находились иконы "Моление о чаше", написанная на дереве, и "Жертвоприношение Исаака", написанная на полотне. За престолом располагались икона "Тайная Вечеря" (на полотне) и образ Смоленской Божией Матери (на дереве). С правой и левой сторон иконостаса - по две иконы на полотне. Позади правого клироса находились иконы великомученика Пантелеймона, Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, около левого клироса 3 иконы Божией Матери, писанные по дереву. На стенах храма висели четыре иконы Божией Матери и 12 месячных икон на дереве. На главном престоле – серебряный крест, в алтаре – серебряные сосуд, дискос, звездница, лжица, кадило и две серебряных тарелочки. К достопримечательностям Космодамианского храма относилась особо чтимая прихожанами Казанская икона Божией Матери, которой жители села служили молебны по своим домам.
На звоннице храм располагалось 5 колоколов весом 85 пудов, 9 пудов, 3,5 пуда и два по 1,5 пуда. Причту принадлежало 32 десятины 1 920 саженей земли. При храме действовала церковно-приходская одноклассная смешанная школа грамотности, упоминаемая в документах 1892 года. В 1893 году в ней обучалось 60, а в 1902 году – 39 человек. С 1894 года при Космодамианском храме действовало церковно-приходское попечительство во главе с его председателем – земским начальником Николаем Фёдоровичем Рахманиновым. В селе было открыто общество трезвости, состоящее из 9 членов. В 1911 году в приходе Космодамианской церкви насчитывалось 205 дворов, в которых проживало 800 мужчин и 760 женщин.
Причт храма в конце XVIII - первой половине XIX вв. состоял из священника, дьячка и пономаря, а в конце XIX - начале XX вв. – из священника и псаломщика. Перед революцией настоятелем Космодамианской церкви села был священник Алексей Александрович Голубев – сын священника Александра Ионовича Голубева, более 20 лет прослужившего в этом храме и скончавшегося в 1875 году в возрасте 44 лет. А.А. Голубев родился в 1859 году, окончил Тамбовскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника 15 февраля 1886 года. За долгую и беспорочную службу в священном сане Алексей Голубев был награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой (1907 г.) и напёрсным крестом (1914 г.). Но дольше других прослужил в Космодамианской церкви села Жёлтые Пески дьячком, а затем псаломщиком Алексей Сергеевич Альбицкий – целых 52 года (в должности с 1845 года). В документах епархии за 1893 год упоминается настоятель церкви священник Василий Романович Моршанский (55 лет, рукоположен 6 декабря 1858 года).
В документах Тамбовской епархии за 1911 год упоминаются две школы: земская и церковно-приходская, «обе одноклассныя, смешанныя, законоучителю 48 рублей в годъ». В церкви имелась опись церковного имущества с 1885 года и метрические книги с 1841 года, а также небольшая библиотека. «У причта земли 1 десятина усадебной и 33 десятины полевой, земля песчаная, находится въ разныхъ местахъ и чрезполосная, даетъ годового дохода 510 рублей. Братскiй годовой доходъ 400 рублей. Казенное жалованье; священнику 294 рубля и псаломщику 98 рублей въ годъ. Дома у причта собственные».
Но ни служители Космодамианской церкви, ни сами жители села не смогли помешать представителям богоборческой власти произвести 24 апреля 1922 года изъятие из храма церковной утвари. В тот день из храмовой ризницы была конфискована церковная утварь весом 2 фунта 27 золотников 58 долей серебра на сумму 307 000 рублей. Скупые строки составленной описи сохранили для нас, кроме перечня драгоценностей, краткое описание Космодамиановского храма. Церковь была «деревянной, среднего размера, крытая железом, двухглавая и на каждой главе – железный крест. Купол имеет четыре окна. Три больших деревянных двери. По сторонам церкви – десять окон с железными решётками».
В 1928 году‚ в праздник Пресвятой Троицы, Космодамианская церковь была варварски сожжена комсомольцами. По свидетельству старожилов, один из тех, кто совершил злодейское кощунство, позже сознался в этом односельчанам и раскаивался в содеянном. В тот трагический день вспыхнувший от злодейской руки пожар охватил и 12 деревянных домов, стоящих рядом с храмом. Власти во всём обвинили протоиерея Александра и псаломщика Петра. Так, второй раз за последнее столетие прихожане потеряли в огне свой храм. Но если в середине ХIХ в. это была несчастная случайность, то теперь – злонамеренная акция одурманенных атеизмом и социальным ненавистничеством безбожников, вновь лишивших храма потомков тех жителей села, кто долгие годы его строил и благоукрашал.