Кладбища г. Моршанк Моршанского уезда Тамбовской губернии.
Церкви Моршанк г. Моршанского уезда Тамбовской губернии.
Морша́нск — город (с 1779) на севере Тамбовской области России. Административный центр Моршанского района, в который не входит, являясь административно-территориальной единицей городом областного значения, образующим одноимённое муниципальное образование городской округ город Моршанск..
Расположен по обоим берегам реки Цны при пересечении её железной дорогой, в 90 км к северу от Тамбова. Одноимённая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги на линии Ряжск — Пенза. Население — 38 943 чел. (2018)/ 40 200.
Время возникновения населённого пункта на месте города точно не установлено. Село Морша существовало ещё в XVI веке. 16 сентября 1779 по именному указу Екатерины IIМорша — центр хлебной торговли на Цне — преобразована в город Моршанск, ставший уездным. Губернатором Моршанска, по указу Екатерины II, стал дворянин Кирилл Паршин.
Расширялись и укреплялись рыночные связи. Важнейшей торговой магистралью служила Цна. Она была судоходна с Моршанска. С моршанских пристаней грузы на баржахотправлялись по рекам Мокше, Оке, Волге и далее по речным системам в Петербург, Рыбинск, Нижний Новгород, Москву, Муром.
За год из Моршанска вывозили до 14 млн пудов различных грузов: хлеб, муку, сало, кожу, скот, пеньку, махорку. Одновременно в Моршанск прибывали для переправки гужевым транспортом в южные уезды губернии камень, соль, разные фабричные изделия. Ежегодно для обслуживания цнинского водного пути под Моршанском сооружалось свыше сотни различных судов. На их постройке и перевозке грузов была занята целая армия наёмных работников.
В 1875 году в Моршанске был пожар. Как написано в исторических очерках: «Многие люди бросали в Цну наиболее ценное имущество и пытались вместе с ним спастись в реке, другие были вынуждены бросить все и спасаться за рекой в лесу. Утверждали, что горела даже река, — это плыли по ней разные вещи: сундуки, одежда. Даже в воде все продолжало гореть, создавая впечатление, что горит вода. Ликвидировать пожар такой силы не было возможности. Сильный ветер способствовал распространению пожара. В близлежащих селах видели, как ветер проносит над ними обгоревших галок, тряпки, бумаги. Было также видно, как за реку и в поле относило горевшие стропила и головни».
В XIX веке торговое значение города упало в связи со строительством железных дорог. В нём стала развиваться суконная и махорочная промышленность.
С историей города связано интересное событие русского строительства: в 1811—1812 гг. здесь, впервые в России, была передвинута на 42 аршина деревянная церковь крепостным механиком-самоучкой Дмитрием Петровым.
1 декабря 1922 года в городе Моршанске родился великий футболист и хоккеист Всеволод Михайлович Бобров
В годы Великой Отечественной войны Моршанск был тыловым городом, одним из основных центров махорочного и табачного производства, продукцией которых снабжалась Красная армия.
В 1990 году город Моршанск получил статус исторического города.
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1856 | 1897 | 1913 | 1926 | 1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 |
12 300 | ↗26 458 | ↗32 500 | ↘27 796 | ↗27 800 | ↗35 193 | ↗40 924 | ↗43 000 | ↗44 245 | ↗47 655 |
1987 | 1989 | 1992 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2009 |
↗51 000 | ↘50 055 | ↗50 500 | ↘49 500 | ↘49 300 | ↘44 486 | ↗44 500 | ↘43 300 | ↘42 700 | ↘41 476 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
↗41 556 | ↗41 600 | ↘40 869 | ↘40 412 | ↘40 029 | ↘39 583 | ↗39 842 | ↘39 362 | ↘38 943 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 398 месте из 1113 городов Российской Федерации.
МОРШАНСК, город в Тамбовской области, областного подчинения, районный центр, в 90 км к северу от Тамбова. Расположен в северной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины. Железнодорожная станция на линии Ряжск - Пенза. Автомобильная дорога (Тамбов - Шацк). Население: 41 тыс. жителей в 2010г., 50,5 тыс. человек — 1992г., 47 тыс. в 1979, 44 тыс. в 1970; 41 тыс. в 1959; 35 тыс. в 1939; 28 тыс. в 1926; 22 тыс. в 1896, 22 тыс. в 1896.
Город расположен на левом берегу р.Цны (бассейн Оки), занимая террасу и крутой склон долины реки. Небольшая часть города переходит на правый низменный склон берега, который тянется к востоку и сливается с лесистой низиной. Абсолютная отметка возвышенности северо-западной части города составляет 150,0 м, а абсолютная отметка поймы — 102,0 м. Площадь городских земель — 1867 га.
http://morshansk.ru/content/view/32/30/ - карты г.Моршанск
Гостиница "Цна" Адрес: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, Ленина, 60. Телефоны: 4753345404 (тел.) тел. 3-36-63.
Гостиницы от ОАО "Моршанская табачная фабрика"
г. Моршанск, ул. Высокая, тел. 2-44-54
г. Моршанск, ул. Лотикова, 84-1, тел. 3-31-41 ЗАКРЫТА
Гостиница "Юбилейная"г. Моршанск, Октябрьская пл., 43 - тел. 3-42-09. ЗАКРЫТА
Комнаты отдыха пассажиров на ж/д вокзале Моршанск. Двухместная комната.
Гостиница "Дальнобойщик" В 15 км от Моршанска в сторону Шацка, Туалет и ванна в номере, охраняемая стоянка.
Моршанск — уездный город Тамбовской губ., на левом берегу р. Цны, при Сызрано-Вяземской жел. дор. В XVII в. здесь было с. Морша, которое принадлежало рязанским архиереям. В 1764 г. оно поступило в дворцовое ведомство, а в 1799 г. сделано уездным гор. В 1769 г. в Моршанске были 4 церкви, полотняная фабрика и винокуренный завод. В 1864 г. жителей было 20099, к 1 января 1896 г. — 22464 чел. (11148 мжч. и 11316 жнщ.): православных 21832, раскольников 316, католиков 15, протестантов 9, магометан 41, евреев 228, проч. исповеданий 23. Дворян 212, духовного сословия 75, почетных граждан и купцов 1291, мещан 13863, военного сословия 310, крестьян 6648, прочих сословий 65. Городу принадлежат 2632 дес. земли, из которой 305 дес. под городскими усадьбами. 1367 зданий (513 кам. и 854 дерев.). 11 правосл. храмов, раскольничьих молелен 4. Молитвенные дома — 1 протестантский и 1 еврейский. Главным занятием жителей всегда была торговля хлебом, скотом, мясом и др. сельскохозяйственными продуктами. До проведения железной дороги торговцами в Моршанске скупалось хлеба на 5 млн. руб. и более. Процветала также торговля скотом; одного сала вытапливалось более 150 тыс. пд. Из Моршанска по Цне шло до 2 тыс. различных судов (гусянки, барки, коломенки, мокшанки и др.). С проведением железной дороги торговля пала. В 1895 г. по жел. дор. прибыло 1845 тыс. пд. товаров, а отправлено 1162 тыс. пд. По р. Цне прибыло 820 тыс. пд., отправлено 915 тыс. пд. Для лесной торговли на Цне есть 7 пристаней; лесу продано в 1895 г. приблизительно на 81 тыс. руб. Фабрики и заводы, при 485 рабочих и при производстве на 723718 руб.: 4 табачных фбр. (656618 руб.), 1 салотопенный завод, 2 мыловаренных, 2 костеобжигательных, 2 клеевых, 1 винокуренный, несколько ветряных мельниц, 2 топчака, 2 чугунолитейных, 7 кирпичных и 1 поташный. Всех ремесленников в Моршанске в 1893 г. было 1534 чел. Отделение государственного банка, общество взаимного кредита, городской общественный банк.
Реальное училище, женская 4-классная прогимназия, 3-классное городское училище и при нём мастерские, переплетная и столярная, 3 начальных школы, 4 частных учебных заведения. Всех учащихся 316 мал. и 34 дев. Две богадельни — городская на 80 чел. и частная Е.М. Кавериной; общество для призрения бедных, детский приют А.Т. Платицыной на 25 чел. Земская больница.
В начале 17 века на многих территориях земного шара наблюдались природные катаклизмы, вызванные многолетним извержением вулканов на территории Перу. На территории Руси разразился страшный голод. Свободный люд пошел на юг искать лучшей доли, обосновываясь на обширных, плодородных землях Черноземья. Так к самым первым одиноким жителям, поселившимся на берегах рек Цны, Серпа, Кашмы, постепенно присоединялись и вновь прибывшие крестьянские семьи.
Первые письменные сведения о Моршанске относятся в 20-м г.г. XVII в. В Шацкой писцовой книге, составленной в 1623 году, среди большой группы сельских поселений, расположенных в основном в долине р. Цны, упоминается и деревня Морша, которая входила в Верхоценскую дворцовую волость Шацкого уезда. Эта волость территориально охватывала бассейн нижней и средней Цны и являлась владением царской семьи. Мордовское население Морши в XVII в. приняло христианство и ассимилировалось русскими переселенцами. В середине XVII в. упоминается как село Морша, принадлежавшее рязанским архиереям. В XVII веке на месте будущей Соборной площади размещались двор государев, где жили царские приказчики, собирающие пошлины и, как бы теперь сказали, осуществляющие таможенный досмотр, рядом были судебная изба и кружечный двор. Первая пристань в селе Морше находилась как раз напротив будущего Троицкого собора (позже появились ещё Коршуновская, Карельская и др.). В 70-е годы XVII века село Морша — крупный населенный пункт, имевший хозяйственное и оборонительное значение, поскольку охраняло важный проход из юго-восточных степей в северную часть Тамбовского уезда. Село располагалось в левобережной части Цны, недалеко от места впадения в нее реки Кашмы, через которую с давних времен существовал выход на Ворону, Хопер и Дон. С юга через село проходила гужевая дорога, связывавшая Тамбов с Москвой и окско-волжскими городами (Коломной, Рязанью, Муромом, Ниж. Новгородом), а также с Астраханью и Нижним Доном. К концу XVII в. Моршинский острожёк потерял военное значение. В XVIII в. село Морша - крупное торговое село, расположенное в месте, где р. Цна становилась судоходной. Каждое лето через село из южных степей перегонялось до 50 тыс. лошадей, из бассейнов рек Вороны, Хопра и Медведицы вывозились хлеб, мёд, рыба, пушнина и др. В XVIII в. в Морше действовали полотняная, канатная, суконная, бумажная, винокуренная фабрики и несколько салотопен. Ежегодно до 25 тыс. аршин моршанского парусного полотна отправлялись в российские порты - Санкт-Петербург и Таганрог. В 1764 село перешло в ведение дворцового ведомства, в 1779 переименовано в Моршанск и преобразовано в уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 - губернии).
В начале XIX века в городе было 3 фабрики: бумажная воронежского купца и фабриканта Якова Тулинова, канатная и полотняная моршанского купца и фабриканта Антона Копейкина. В 1828 году насчитывалось уже 54 завода разного профиля. После Отечественной войны 1812 года город стал крупным центром, где велась торговля хлебом, продуктами животноводства, охоты и рыболовства, строительными материалами. В городе образовалось первое купеческое общество, принимающее активное участие в его строительстве.
Зерно свозилось в Моршанск в зимнее и весеннее время из южных уездов тамбовской губернии и из соседних Саратовской и Пензенской губерний, иногда с расстояния 300 вёрст от города. Весной хлеб сплавлялся по Цне в Москву и Петербург и далее за границу, а также для снабжения армии и флота. Весной, к началу навигации, в Моршанске собиралось более 25 тысяч работников из разных губерний. В расцвет цнинского судоходства, в 30-50-е годы XIX века, на Соборной площади устраивались большие ярмарки. Торговые обороты моршанского хлебного рынка, где главное место занимали зерно, льняное масло, мука, крупы и продукты животноводства, в 30-е гг. XIX века, достигали 2 млн. рублей в год, а в 60-е гг. – 5 млн. рублей в год. В 1860-х гг. на моршанской пристани ежегодно грузилось до 2,7 млн. пудов различных товаров. Ежегодно в Моршанск для убоя пригонялось до 20 тыс. голов крупного рогатого скота и до 100 тыс. голов овец из донских и волжских степей. Вытопка животного сала достигала 140 тыс. пудов в год.
Проведение Рязано-Козловской железной дороги в 1866 году, миновавшей Моршанск, резко уменьшило торговое значение города. Первый 122-вёрстный участок Ряжск - Моршанск будущей Сызрано-Вяземской ж. д. был построен в 1867 г. До середины 70-х гг. XIX в. Моршанск - крупнейший торговый и промышленный центр Тамбовской губернии. В 1874 году была проложена железнодорожная ветка от Моршанска к Пензе и далее. С организацией в Моршанске локомотивного депо в эксплуатацию были запущены поликлиника, больница, специализированные учебные заведения, жилые дома, общежития. В центре города Моршанска было построено первое училище по подготовке специалистов для обслуживания железной дороги.
В 1875 году в Моршанске вспыхнул большой пожар, который уничтожил около двух тысяч домов, торговые заведения, склады и промышленные предприятия. Общая сумма убытков достигала 10 млн. рублей. После пожара началось новое строительство жилых и казенных домов, магазинов, лавок, складов и предприятий.
С 80-х годов XIX века начинают сокращаться общие обороты хлебной торговли, так как уменьшалась торговая зона, тяготевшая к городу - часть хлеба с юга России стала отправляться на экспорт через черноморские порты. А потоки хлебных грузов к Москве пошли по рельсам главным образом через станцию Ряжск. Сплав хлебных грузов по Цне резко упал и к началу XX века по существу прекратился: в 1890 году из Моршанска было отправлено 3,3 млн. пудов хлебных грузов, в том числе 3,2 млн. — по железной дороге, а остальное; количество — 0,1 млн. — сплавом по Цне. Прекращение пригона скота из юго-восточных степей к Моршанску привело к полному упадку салотопенного производства. В 80-х годах известные фабриканты Асеевы, оценив удобство положения Моршанска и наличие в нём дешевой рабочей силы, выстроили на месте сгоревшей каменной мельницы на Цне суконную фабрику. На местной сырьевой базе появляется махорочная промышленность. В 1880-90-х гг. в Моршанске возникают крупные табачные фабрики (ежегодно вырабатывали до 70 тыс. пудов табака и махорки), чугунолитейный, канифольный, стекольный, лесопильный, мыловаренные заводы, 2 типографии. К концу XIX в. в Моршанске действовали 8 церквей. В 1902 году были построены новые казармы у Базевской заставы (ныне булочно-кондитерский комбинат на ул. Красноармейской).
27 июня (10 июля) 1904 года поезд Российского императора Николая II прибыл на Моршанский железнодорожный вокзал, который к его приезду утопал в цветах. На куполе вокзала рядом с флюгером развевался Российский флаг, повсюду висели цветочные гирлянды и портреты царственных особ. Российский государь Николай Александрович прибыл в Моршанск для инспекции резервных войск, сформированных в городе, принял парад двух мобилизованных резервных бригад, в состав которых входили полки 219-й пехотный Юхновский, 220-й Епифанский, 287-й Тарусский и 288-й Куликовский.
На смотре Николая II сопровождали великие князья: его брат Михаил, и дядя Сергей. Перед этим торжеством российский Император посетил Свято-Троицкий собор, построенный с согласия императора Николая I. В собор император прибыл в сопровождении царской свиты, присутствовал на молебне в честь царской семьи и возложил венок к памятнику Екатерины II, находившемуся рядом с собором. Оставшись довольным результатами смотра, Николай II, поблагодарив командиров за отличную военную подготовку полков, направился вместе со своей свитой на обед, устроенный высшим обществом Моршанска в доме купца Смесова на соборной площади.
В 1907 г. в Моршанске открылась женская профессиональная школа имени Василия Егоровича и Евдокии Семеновны Болдыревых — в ней обучалось 56 человек. Тогда же в городе положили начало керосино-калильному освещению улиц, в 1916 году в Моршанске было уже 48 фонарей. В 1908 году на Набережной улице, напротив собора, был обустроен, засажен деревьями бульвар, где горожане могли отдыхать, любуясь Цной и храмом. Тогда же началось сооружение городского водопровода и центральной электростанции на ул. Театральной (ныне ул. Пролетарская), оконченное в 1916 году. В 1910 году из г. Лодзи в Моршанск был переведён 40-ой Колыванский пехотный полк 10-ой пехотной дивизии, а также в городе был расквартирован 65-й запасной пехотный полк. Перед Первой мировой войной судоходство по Цне практически прекратилось.
В 1914 году бастовали текстильщики суконной фабрики, в 1916 году — рабочие махорочной фабрики. В конце 1914 года в Моршанск был сослан известный революционер-большевик Н.А. Скрыпник. После Февральской революции он избирается председателем рабочей секции Совета рабочих и солдатских депутатов города. Летом 1917 года в Моршанске находились три запасных полка: 65-й, 207-й и 212-й. Эсер поручик Кторов из 65-го полка возглавлял Временный исполнительный комитет, который с середины апреля стал называться Уездно-городским исполнительным комитетом. В июле комитет РСДРП победил на выборах в городскую думу. Из 45 мест 28 заняли сторонники большевиков. В конце июля Н.А. Скрыпник был отозван на работу в ЦК. Весть о переходе власти к большевикам в Петрограде особых потрясений в Моршанске не вызвала. В декабре состоялся 1-й уездный съезд Советов, избравший исполком. Во главе Моршанского уездного комитета РСДРП (б) стал В. П. Лотиков, преподаватель Моршанского реального училища, а членом укома и комиссаром финансов уезда — Н. С. Евдокимов.
В сентябре 1919 года с агитпоездом «Октябрьская революция» в Моршанск прибыл М. И. Калинин. Он встретился с трудящимися города и уезда и призывал их оказать помощь в снабжении хлебом голодающих рабочих индустриальных центров и Красной Армии. Он выступал на большом митинге в том самом месте, где сейчас стоит памятник Михаилу Ивановичу.
В 1920—1922 годах в Моршанске действовало более десяти промышленных предприятий, на которых было занято около 2,3 тыс. рабочих. Среди предприятий следует назвать суконную фабрику (1152 рабочих), махорочную фабрику, швейную фабрику, изготовлявшую военное обмундирование, лесопильный, стекольный, мыловаренный заводы.
В 1932 году в рамках реализации в СССР государственной программы 1-ой пятилетки был основан нынешний завод Моршанскхиммаш, одно из первых отечественных предприятий лесохимической отрасли. В предвоенные годы в Моршанске работали табачная фабрика, текстильная фабрика, стекольный и канифольный заводы, литейно-механический завод, большое локомотивное депо. В 30-е годы на территории 1-го военного городка (в настоящее время развалины казарм на ул. Гражданская) квартировал 116-й артиллерийский гаубичный полк.
В годы Великой Отечественной войны Моршанск был тыловым городом, одним из основных центров махорочного и табачного производства, продукцией которых снабжалась Красная армия. Всё ценное заводское оборудование завода Моршанскхиммаш было вывезено на Урал. Часть площадей завода была использована под мастерские по ремонту авиатехники, а остальные площади использовались для изготовления и наполнения бутылок с зажигательной смесью.
В конце декабря 1941 года указом комитета Обороны СССР было принято решение о строительстве на западной окраине Моршанска военного аэродрома, который с 1942 года обслуживал, в т.ч. мелким ремонтом, самолёты Воронежского фронта. Моршанск не подвергся ни разу бомбежке, наша авиация и противовоздушная оборона не дремали – рядом с городом были два огромных железнодорожных моста, которые нужно было обязательно сохранить. В 1942-46 годах в Моршанске на Гражданской улице размещалось пулемётно – миномётное училище.
В 1958 году завод Моршанскхиммаш приступил к изготовлению аппаратуры для химической отрасли. Новый бетонный мост протяженностью 120 погонных метров соединил берега Цны в 1963 году. В 1977 году в Моршанске были заложены первые фундаменты под жилые девятиэтажные дома.
В cовременном Моршанске крупнейшими предприятиями города являются - АО "Моршанская мануфактура" (камвольно-суконная) - ул. Речная, д.1, заводы - "Моршанскхиммаш" - ул. Зеленая, д.4, авторемонтный - ул. Промышленная, д.9, литейно-механический, 2 швейные фабрики. «Моршанская табачная фабрика» - ул. Пушкина, 9.
Моршанск значительный культурный центр. В городе 7 общеобразовательных школ (2- средние общеобразовательные школы, 3- основные общеобразовательные школы, 1- гимназия, 1- начальная школа-детский сад), две школы-интерната, два детских дома, детские музыкальная, художественная и спортивная школы, Дом детского творчества, три средних-специальных учебных заведения, профессиональный лицей, историко-художественный музей, четыре клубных учреждения, четыре государственных библиотеки, городской сад рядом с Троицким собором.
В Моршанске семь общественных музеев: Локомотивного депо, ОАО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА», ГОВД, РОВД, Моршанского строительного техникума, СОШ № 2 и СОШ №3.
Моршанский краеведческий музей. ул. Советская, 25.Телефон: (47533) 3-3662. Режим работы: ежедневно с 10.00 до 16.00, кроме воскресенья и последнего дня месяца. Располагается в здании бывшего магазина купца Каверина. Основан в апреле 1918 года по инициативе моршанца, археолога, краеведа, художника Иванова Петра Петровича (1886-1942 г.г.). Художественный отдел музея представляет произведения таких мастеров, как Саврасов, Айвазовский, Шишкин, Поленов, Боголюбов, П.Ф. Соколов, А.М. Герасимов, С.Герасимов, Грабарь, работы графиков Орловского, Гау, скульптора Е.А. Лансере, а также произведения древнерусского, русского и западноевропейского искусства: картины европейских мастеров, среди которых работа ученика Рубенса, Ван Тюльдена, "Похищение Европы", натюрморты Карло Маджини, "Птичий переполох" Мельхиора Гондекурта, “Вельможи” Патти, “Утро Авроры” Габриэля Франсе. Интересна музейная коллекция мебели 17 - 19 в.в. Любители керамики найдут в музее итальянский фаянс 15 - 17 в.в., китайский фарфор 18 в., немецкий и русский фарфор, коллекцию печных и кафельных изразцов 16 - 17 в.в., советский агитационный фарфор 30-х годов XX века.
Всего единиц хранения: 31411 предметов основного фонда. Из них: Археология - 15345 ед.хр., Деревянные скульптуры - 93 ед.хр. Во дворе музея - бюст Екатерины II работы скульптора Гальберга (1787 - 1839), поступивший в 1922 г. До Октябрьской революции бюст украшал городской сад Моршанска.
Известные уроженцы города:
Лансере, Евгений Александрович — русский скульптор-анималист. Родился в Моршанске в 1849г. и жил до 1863 года.
Бобров Всеволод Михайлович. Родился в Моршанске в 1922г, увезён в 1925. Памятник футболисту на Октябрьской площади.
Рушайло Владимир Борисович — российский государственный деятель. Родился в Моршанске в 1952 г. и несколько лет жил в Моршанске.
Посещавшие и проживавшие в Моршанске:
Летом 1837 года наследник престола великий князь Александр Николаевич (в будущем Александр Второй) в сопровождении своего воспитателя поэта В.А. Жуковского совершил путешествие по России. В число городов, через которые пролегал его маршрут, вошли главные населённые пункты Тамбовской губернии, в т.ч. Моршанск.
Влади́мир Ива́нович Верна́дский (1863—1945) — русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. В 1886-1912 ежегодно посещал г. Моршанск и свою усадьбу Вернадовка Моршанского уезда (ныне Пичаевского р-на). Много лет участвовал в работе Моршанского уездного земства.
27 июня (10 июля) 1904 года император Николай II прибыл в Моршанск для инспекции резервных войск, и принял парад двух мобилизованных резервных бригад.
Конев Иван Степанович (1897- 1973) Маршал Советского Союза, В 1916 году служил в 212-м запасном пехотном полку в Моршанске.
Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941) – писатель. Командовал 58-й стрелковым полком при подавлении в Моршанском уезде мятежа Антонова с весны 1921 года. В августе командовал парадом, который принимал Тухачевский. В конце 1921 года А.П. Гайдар покинул город.
В 1990 году Моршанск получил статус исторического города. Центральная часть города — единый историко-архитектурный комплекс. Первый генеральный план Моршанска был утвержден в 1785 году. По чётной стороне улицы Сакко и Ванцетти, ранее ул. Садовая, проходил земляной вал, отделявший город от пригорода, слободы Дубиневки. После опустошительного пожара в 1875 город застраивался в основном каменными зданиями.
Главной архитектурной достопримечательностью Моршанска является Троицкий собор (ул. Соборная, д.2). Здание собора видно за десятки километров от города. Год постройки: между 1836 и 1857. Слегка изменённая, без участия В.П.Стасова, копия Преображенского собора в Петербурге. Высота храма 75 м. В годы советской власти Троицкий собор был закрыт в 1937 г. В 1939-м с него сорвали купола, а само здание стало использоваться как складское помещение. В те годы собор являл собой жалкое зрелище — выбитые стекла, уничтоженная кое-где уникальная плитка на полу, разворованное убранство. В конце 80-х годов 20-ого столетия начались реставрационные работы по восстановлению малых куполов, крыши, ремонту большого купола, колоннады, калориферного отопления.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. г. Моршанск, ул. Лотикова д.96 (бывш. Софийская ул.) нарядная. Архитектор: тамбовский губернский инженер Ибрагим Абдулович Ваганов. Единственная в Тамбовской области старообрядческая церковь. Строительство церкви было окончено в 1914 году. Финансирование строительства осуществляла супруга богатейшего моршанского купца А. А. Смесова — Мария Ивановна. В 1924 году из храма была изъято и передано в краеведческий музей уникальное собрание икон. Сам храм закрыли в 1929 году. В 60-е годы XX столетия церковь превратили в продуктовый магазин. В 1992 году памятник архитектуры был передан историко-художественному музею для создания отдела древнерусского искусства. В 2001 году старообрядцы зарегистрировали местную общину. Ныне действует по прямому назначению.
Действующая Никольская церковь Русской Православной церкви. г. Моршанск, ул. Калинина, д.136. довольно примитивная Деревянная церковь воспроизводит формы каменного зодчества позднего классицизма, здание одноэтажное, с колокольней. Год постройки: 1848.
Церковь «Евангельских христиан-баптистов» г.Моршанск, ул. Лотикова, 95.
Религ. организация Евангельских христиан «Церковь «Преображение» г. Моршанск, ул. Евдокимова, д.12. внутри квартала
Религиозная организация «Христианская Пресвитерианская Церковь «Живой поток» г.Моршанск, ул.Евдокимова, д.12.
Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня г.Моршанск, ул.С.Ванцетти, д.80.
Памятник архитектуры XIX века — торговые ряды (1819 г.). 4 торговых ряда расположены на центральной Октябрьской площади, кирпичные, длиной по 70 м, шириной 20 м, высотой 5 м.
Здание расч.-кассового центра (б.дом купца Платицина, Интернациональная ул., д. 19),
Здание художеств. школы (б.дом фабриканта Белоусова, ул.Интернациональная, 33).
Здание центральной библиотеки (бывш. банк, Октябрьская пл., 32).
Женская прогимназия, преобразованная в гимназию (ул. Лотикова, 52, школа №1).
Моршанское реальное училище (Октябрьская площадь, 9, школа №8).
Здание казенного винного склада (Пролетарская, 4).
Трёхэтажный (с 1934 года) дом купца Смесова (Естественно-гуманитарный колледж, ул. Лотикова, д. 90, на углу с Красной ул.), где обедал Николай Второй при посещении города в 1904 году.
Ремесленное училище было создано в 1910 году (ул. Интернациональная, д 61). Здание было построено более ста лет назад и принадлежало богатому купцу Рымареву.
Дом А. И. Рымарева, городского головы Моршанска (угол улиц Советской и Свободной).
Купеческое собрание (ул. Советская, д.7) после национализации здесь открыли клуб для рабочих суконной фабрики. Объединение под одной крышей клуба и стоящего рядом оригинального «треугольного» здания позволили организовать два зала: актовый — на 450 мест и кинозал — на 250 мест, два фойе и 10 комнат для занятий кружков.
Старое здание вокзала (ныне железнодорожная узловая больница, ул. Зелёная, д.32).
В 19 веке в Моршанске был выстроен красивый железнодорожный вокзал тупикового типа, увенчанный куполом, на котором был установлен флюгер. Вокзал имел три зала: центральный - для уезжающих и встречающих; левое крыло здания вокзала предназначалось для пассажиров первого класса – дворян, купцов, заводчиков, интеллигенции; а правое крыло предназначалось для простого люда и разночинцев.
Существующий моршанский железнодорожный вокзал расположен на западной окраине города (авт. 1,6). г. Моршанск, ул. Куйбышева, д.1. Железнодорожный вокзал Моршанск введен в эксплуатацию в 1957 году. Круглосуточный (поезда, в основном, ночью). Отправление пригородных на Ряжск, Пачелму и Вернадовку. На вокзале круглосуточное кафе, комната отдыха на двоих постояльцев. На территории города, восточнее вокзала ещё три платформы. К центру города ближе платформа 446 км.
С 1 сентября 2012 года работает новая автостанция по адресу ул. Карла Маркса, 89 (напротив ЗАГСа). Рейсы на:
«Моршанский текстильный техникум» 393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Пролетарская, 4. http://www.mtt.edusite.ru/
«Моршанский Строительный колледж» Тамбовская область, г. Моршанск. ул. Красная, д. 2, тел., факс: 8-47533-3-89-21
Бывший военный аэродром (Моршанск) на западной окраине города, заброшенный, неиспользуемый объект 153-ого ИАП МО ПВО. Две взлётно – посадочные полосы.
ИЗ-65/2 СИЗО; Моршанск, ул. Лотикова, 62. В 1862 году по Высочайшему распоряжению в городе Моршанске была построена тюрьма, ныне следственный изолятор. Причем, возможно, на этом же месте ранее располагался острог.
ЯТ 30/5 общего режима; Моршанск, ул. Сурикова, 39; тел. 3-5002, 3-3169, 3-3677.
Моршанский уезд занимает 615822 десятины. Река Цна делит уезд на две неравные части: западную — меньшую и восточную — большую. Западная часть ровная и наиболее возвышенная в уезде, восточная часть представляет из себя довольно ровную поверхность, изрезанную неглубокими оврагами. Из числа полезных ископаемых в уезде находятся глины разных сортов и известняки. Из рек наиболее значительна Цна. Она судоходна вверх от г. Моршанска. Все реки уезда принадлежат к системе р. Оки, за исключением р. Воронежа, протекающей в юго-западной части уезда. В западной части уезда господствующей почвой является чернозем различных качеств, который подстилается суглинком (лёссом). В восточной части, по правому берегу Цны, песчаная и наносная почва занята почти одним лёссом. Под лесом было в 1858 г. — 253 тыс. дес., из них строевого леса да 150 тыс. дес. В 1893 г. казне принадлежало 68341 дес. По данным 1893 г., из 605164 дес. земли казне принадлежали 68907 десятин, сельским обществам 276872 дес., городу 2632 дес., товариществам и компаниям 38112 дес., церквам и монастырям 5742 дес. частным владельцам 247898 десятин. От 1 тыс. до 10 тыс. дес. и выше было у 52 лиц, владевших 209380 дес., от 100 дес. до 1 тыс. дес. — у 119 владельцев (43140 дес.), менее 100 дес. — у 214 чел. (7101 дес.). Из земель частной собственности заложено в банках 160319 дес. Под табачными плантациями в гор. Моршанске и 147 сел. было 594 дес. 251 саж. Всех плантаций 4385; собрано в 1892 г. низших сортов табаку 88660 пд. В 1895 г. было в уезде лошадей 81166, кр. рогат. скота 41870, овец 120400, коз 2165, свиней 31638.
Жителей в Моршанском уезде к 1 января 1896 г. (без города) было 283649 (137382 мжч. и 146267 жнщ.): православных 280227, католиков 230, протестантов 208; раскольников, признающих священство, 934, беспоповцев 562, молокан и духоборов 814, иудействующих 102, скопцов 38, магометан 45, евреев 386, прочих исповеданий 97. Дворян 328, духовного сословия 763, почетных граждан и купцов 1488, мещан 3145, военного сословия 3614, крестьян 274043, прочих сословий 268. Населенных мест 415, жилых помещений 38470, в том числе 2496 каменных. Сторонними промыслами, по исследованию 1881 г., занималось более 20 тыс. дворов. До 2 тыс. чел. уходят на работы в шахты Донской обл. и Екатеринославской губ. Всех фабрик и заводов 489, с 1410 рабочими; сумма их производительности в 1895 г. была 1892560 р. По количеству первое место занимают мельницы: паровых 7, водяных 55 и ветряных 369. По оборотам первое место занимают сахарный зав. (610 т, р. оборота) и три винокуренные (815 тыс. руб.). В уезде было еще 2 салотопенных зав., 18 костеобжигательных, 2 клеевых, 1 шерстомойка, 18 топчаков, 2 чугунолитейных, 10 кирпичных и 1 поташный. Всех торговых документов в 1895 г. выдано 1955. Главнейшим пунктом торговли является г. Моршанск. Затем по торговле хлебом и др. продуктами выделяются с. Пичаево, Сосновка, Алгасово, Земетчино и Василево. Кроме 3 ярмарок в Моршанске, в уезде бывают в 19-ти пунктах 22 ярмарки.
По исследованию 1886 г., из 166366 мжч. оказалось грамотных и учащихся 10181 чел. К январю 1893 г. в у. было 74 училища, из них 1 двухклассное образцовое в с. Земетчине. Из 73 нач. школ 1 содержится на средства владельца имения, 1 на средства владельца и земства, 71 на средства земства и сельских обществ. Учащихся было 4763 чел. (в том числе дев. 576). Окончило курс 423 мальч. и 23 дев. Церковно-приходских школ 38, школ грамоты 58, с 2907 учащихся. Законоучители получают по 50 р. в год, из учителей 35 — по 300 р., 30 по 240 р. и 8 — по 200 р.
У земства было на службе 7 врачей, 26 фельдшеров и 6 фельдшериц-акушерок. Земские больницы в г. Моршанске и в с. Пичаеве, Сосновке и Рокше; приемные покои в с. Земетчине и Каменке. Уезд разделяется на 5 врачебных участков. Сельские аптеки в с. Пичаеве, Алгасове и Сосновке. Церквей в уезде - православных 121 и единоверческая одна. Замечательны по архитектуре церкви в с. Гагарине и близ с. Мамонтова.
В 1905 году в моршанских селах было всего шесть процентов зажиточных хозяйств, а к 1915-му году их число удвоилось. Сразу же после перехода власти к Советам в Моршанском уезде начался погром помещичьих усадеб: жгли жилые дома и хозяйственные постройки, варварски вырубались и вытаптывались парки, разворовывались скот, зерно, мебель, сельхозинвентарь. Так были разгромлены усадьбы Гагариных, Барановых, Шульгиных, Вдовиныхи многих других. В Новотомниковском имении графа Воронцова-Дашкова руководители волости за бесценок распродавали породистых лошадей, инвентарь.
Моршанский район расположен в северной части Тамбовской области. Граничит с севера и запада с Рязанской областью, с восточной стороны - Пензенской областью, южной - Сосновским и Пичаевским районами Тамбовской области. В состав муниципального района входит 21 муниципальное образование — сельское поселение. Численность населения (без Моршанска) на 01.01.2001 составляла 42,1 тыс. человек, в 2010 - 34 тыс. чел.
http://morshansk.ru/content/view/32/30/ - карты Моршанска и района
Моршанский район образован в 1928 году. Моршанский район входил в состав Тамбовского округа ЦЧО. 13 июля 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК была организована Воронежская область, и Моршанский район вошел в состав Воронежской области. 27 сентября 1937 года Постановлением Президиума ВЦИК была образована Тамбовская область, как самостоятельная административно-территориальная единица, и Моршанский район вошел в состав Тамбовской области.
В то время войны посевы табака в колхозах Моршанского района увеличились на 500 га. За выполнение планов поставки табачного сырья спрашивали даже строже, чем за хлебные задания. Ведь недовыполнение хлебозаготовок в одном районе можно было компенсировать за счёт других районов области, а главным поставщиком махорки являлся Моршанский район, а сырьё поступало на Моршанскую Табачную фабрику, на которой во время войны производилось 50 процентов всей махорки.
Общая площадь района составляет 288,06 тыс. га, сельскохозяйственными угодьями занято 164,63 тысяч гектаров. Треть территории района (94,95 тыс. га) занимают лесные угодья, входящие в состав Моршанского, Пичаевского и Серповского лесхозов. По климатическим данным район территориально входит в Северный агроклиматический район. Безморозный период длится 135-140 дней. Климат города умеренно континентальный (теплое лето и умеренно холодная зима). При среднегодовой температуре воздуха +4,1 температура самого холодного месяца (января) составляет —11,1°, а самого теплого (июля) +19,5°. Теплый период наступает в начале апреля и продолжается до первой декады ноября. т. е. с середины апреля средние суточные температуры переходят через +5°, а в начале мая + 10° и выше. В это время в районе идет посев теплолюбивых культур — кукурузы, проса, гречихи, а в пригородной зоне — картофеля и овощных. Зима (средняя суточная температура ниже 0°) длится в районе города обычно с первой декады ноября до конца марта. В 1972 году наблюдалась жесточайшая засуха, когда урожай зерновых составлял всего от 5 до 8 центнеров с гектара. Семена картофеля практически сгорели в почве от высоких температур. В течение нескольких дней почва прогрелась до 60 градусов выше нуля.
В зиму 1978-79 году жестокий тридцатишестиградусный мороз с установившимися низкими температурами за 10 дней повредил 80 процентов плодовых насаждений. А утром первого дня нового года был зафиксирован рекорд самой низкой температуры воздуха, наблюдавшейся за весь период существования Моршанской метеостанции. Минимальная температура достигла сорока одного градуса ниже нуля.
Почвенный покров в Моршанском районе представлен в основном выщелоченными черноземами различной степени мощности, гумусности и механического состава, а также различными группами пойменных почв.
Через район проходит Куйбышевская железная дорога (КбшЖД) со станциями Хлудово, Ракша, Базево, Моршанск, Кашма и Вяжли. С юга на север через весь район проходит автодорога Тамбов – Шацк.
Памятники истории и культуры:
село Новотомниково (28 км от Моршанска) - Ансамбль усадьбы Воронцовых-Дашковых – главный усадебный дом, 2-й усадебный дом, здание конюшни, Благовещенская церковь 1890 г. (действующая), склеп, ворота, ипподром, школа искусств, музей графа, парк 1901 г. (аллеи парка были посажены в виде букв – ГДВ - Граф Воронцов-Дашков). Действует Новотомниковский конезавод (один из старейших в России, работы по разведению орловских рысаков).
Каменная церковь построена на средства графа Воронцова-Дашкова в 1886-1889 г. по проекту Н.В. Султанова в русском стиле. Освятили ее в 1890 г. Изразцовый иконостас изготовили в Санкт-Петербурге. В 1935 г. Благовещенская церковь была закрыта, а в 1946 – открыта вновь. Действует и в настоящее время.
Крестовоздвиженская церковь 1901 г. - с. Карели (действующая)
Никольская церковь 19 в. - с. Коршуновка (действующая)
Троицкая церковь 1908 г. - с. Ваново (не действует)
Покровская церковь 1870 г. - с. Темяшево (действующая)
Воскресенская церковь 1909 г. - с. Серповое (действующая)
Ильинская церковь 19 в. - с. Алгасово (действующая)
Цна —левый приток Мокши, впадающей в Оку, Тамбовской губ. Цна составляется из р. Бахаревки (дл. 15 в.), Понзаря (21 в.) и Осиновки (24 в.), берущих начало из ключей в юго-вост. части Тамбовского уезда, близ с. Верхоценья; в верховьях течет по болотистой, покрытой лесом местности. Цна орошает уезды Тамбовский, Моршанский, Шацкий и Елатомский. Общее направление р. от Ю к С. Длина 365 вер., судоходна от г. Моршанска на 159 верст. От Моршанска падение р. значительно, в среднем 0,1 6 фт. на на 1 вер., дно песчано-иловатое, берега песчано-глинистые. Шир. р. от Моршанска до с. Конобеева 25 — 35 саж., ниже 30 — 80 саж. Глубина у г. Моршанска 5 фт. Много мелей, течение извилистое, вследствие чего в XIX стол. русло р. было выправлено рядом каналов, из которых более значительные Цнинский (около 9 вер. дл.) и Ялтоновский (более 10 вер. дл.). Цна вскрывается в начале апреля, замерзает в половине ноября, в среднем свободна от льда 216 дней, навигационный период — 193 дня. Вода Цны хороша для питья. Пристаней много, главнейшие в г. Моршанске и с. Усть-Никольском. От с. Темгенева, в 11 вер. от устья, по Цне производится пароходное сообщение.
Цна — река в Тамбовской и Рязанской областях России, левый приток Мокши (бассейн Волги). На реке стоят города Котовск, Тамбов, Моршанск, Сасово. Начинается в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина.
Спокойная равнинная река, сильно зарегулированная плотинами, судоходная местами от самого Тамбова. В перечень внутренних водных путей России включён участок от устья до села Теньсюпино протяжённостью в 47 км (2002). От Тамбова до Моршанска 5 плотин со шлюзами, пятая — в Моршанске. Ниже Моршанска Цна становится шире, течение – быстрее, появляются пляжи с мелким, местами илистым, песком. Берега, в основном, луговые, только около Мутасьево на правом берегу к воде клином подходит лес, к которому ведет заводь. Перед д. Серпово – пятая плотина. В советское время река использовалась для судоходства, по всей длине судоходного участка начиная от Тамбова. Для пассажирского судоходства использовались суда на воздушной подушке (СВП) типа «Зарница».