Кладбища г. Те́мников Темниковский уезд Тамбовской губернии.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы г. Темников Темниковский уезд Тамбовской губернии.
Те́мников (мокш. Темникав, эрз. Чополт, тат. Төмән) — город в Республике МордовияРоссийской Федерации. Административный центр Темниковского района.
Образует одноимённое муниципальное образование Темниковское городское поселениекак единственный населённый пункт в его составе[3].
Старейший город республики.
Город расположен на западе республики, на реке Мокше (приток Оки), в 159 км от Саранска.
В 3 км от города находится Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь.
|
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 1043 месте из 1113[16]городов Российской Федерации[17].
На 2002 год: русские — 61,10 %, мордва — 33,67 %, татары — 3,31 %.
Старт: 2010-07-10 09:00
Маршрут: Арзамас - Худошино - Первомайск - Алатырь - Нов. Ковыляй - Бочино - Жегалово - Итяково - Темников - Санаксар - Харино - Теньгушево - Вичкидеево - Бутаково - Нарышкино - Дивеево - Ивановское - Ореховец - Арзамас
Дистанция: 320 км
Время: 2 дня
Участники: runaway, blood-santa, ReeVe
GPS track
Санаксарский монастырь |
Идея поехать в это безумное мероприятие возникла спонтанно, в пятницу вечером, вместе с анонсом на форуме. Предложенный маршрут чуть менее чем полностью являлся бояном, так что все прелести можно было оценить заранее. Оценка привела к тому что их крейсер 20-22 и средняя по компу 18 - это как-то совсем уж мало, и уж мы то сей маршрут пройдём без проблем. Точнее скатанная парочка runaway & blood-santa без проблем, я как-нибудь, а больше идиотов скорее всего не найдётся :)
10.07.2010
Маршруты велоПВДшек можно условно разделить на два типа. В одних интересные места размазаны по всему маршруту, потому культпрограмма получается сбалансированной. В других всё интересное находится в дальней точке, а велосипедная часть сводится к вкручиванию до этого самого места, а потом обратно, как правило до ближайшей точки заброски-выброски. Этот маршрут как раз был из таких, потому на первые 100 километров из интересных фактов была река Сухой Сатис по факту оказавшаяся на самом деле пересохшей, и халявная двухлировка сока, свалившаяся к нам с неба с крыши отъезжавшей от магазина машины в Первомайске. После Первомайска асфальт предсказуемо закончился, никакого мостика правда искать не пришлось - тамошняя речка тоже пересохла. По сухим твёрдым грунтовкам перелезаем в Мордор Мордовию, не менее ожидаемо попадаем на грейдер. На грейдере Миха с Максом слегка сбавляют обороты, т.к. хурикан и марафон от швальбы имеют свойство не сильно хорошо идти по песку. Я же радуюсь отсутствию "асфальтового" сетапа и качу чуть менее напряжно. Всё-таки хорошо что я отошёл от полусликов :)
Выбравшись на асфальт отклоняемся от трека в очевидном направлении - после 120 километров по адскому пеклу быть в 700 метрах от реки и не заехать - форменное преступление против мозга. Потому некоторое время осваиваем раскалённый (босиком стоять почти невозможно) песочек пляжа и крайне приятную водичку Мокши. Подавив желание поставить лагерь прямо тут отпралвяемся к первому пункту культпрограммы: Итяковскому городищу.
Передохнув, пофоткав и взяв тайничок в очередной раз подавляем желание упасть прямо тут, и едем дальше. На въезде в Темников находим подходящее место для заглавного фото, а в самом городе осваиваем магазин на предмет прохладных напитков. Правда почему-то хочется прикупить ещё и воздух из магазина - по ощущениям температура там градусов эдак 20, когда на улице никак не меньше 35. Едем дальше по треку, однако он начинает заводить куда-то совсем не туда. Узнаём у местных азимут в сторону пешеходного мостика через Мокшу, а когда мы проскакиваем нужный поворот нам показывают дорогу на монастырь даже не спрашивая куда едем :) С мостика уже виден монастырь, до которого мы и добираемся сначала полевой тропинкой, а потом асфальтом.
Время 7 вечера, усталось уже сказывается, потому традиционно соседствующий храмам/монастырям/церквям святой источник проскакиваем на больших оборотах. Сам монастырь весьма красив и неплохо обустроен: подъезд к нему перекрыт шалагбаумом, перед которым обустроенная стоянка для туристов паломников, со столиками и парковкой. Крайне неохотно упаковываюсь в майку и штаны, необходимые для посезения монастыря, однако в этот момент Миха обращает моё внимание на табличку, показавшуюся мне шедевральной (см. фото ниже). Не имея никакого желания узнавать сколько стоит благословение и как его предъявить остаюсь по эту сторону КПП с бутылкой ещё прохладного кваса, так что внутрь идёт только самый большой любитель монастырей в нашей компании - Макс :) Вернулся он довольно быстро, даже забыв собрать шаг тайника, потому на поиски коробочки успешно выкладываем и отправляемся на стоянку. Трек сразу же заводит нас за свежепостроенный забор (по счастью пока без ворот) далее приводит к реке, где на единственном разумном месте ночёвки стоит уже изрядное количество палаток. Проезжаем чуть дальше в надежде найти стоянку в лесу. При первой же попытке оценить местечко понимаем что стоять мы тут не будем - в лесу просто огромное количество больших, злых и очень голодных комаров. Такого ужаса мне встречать ещё не доводилось, даже на Керженце, где комары тоже не блещут гуманностью. С матами проезжаем лес насквозь и некоторое время поплутав вдоль реки находим более-менее сносное место для стоянки. ЧСХ: были всего метрах в 500 от того места где нас чуть не сожрали заживо - и практически ни единого комара. Купаемся, ужинаем и спать - завтра предстоит непросто денёк. Да и сегодня неплохо поработали - пробег 160 километров.
11.07.2010
6:30, в кои то веки мне совершенно не хочется вылезать из палатки. Состояние организма напоминает лёгкое похмелье (именно напоминает :) ), мышцы немного побаливают, что в свете предстоящей культпрограммы выглядит отвратно. А в культпрограмме порядка 160 километров до электрички. Причём, если внимательно изучить отчёт Рафа, можно заметить что нам надо проехать эту дистанцию на два часа быстрее их - на элку они опоздали, да и не спешили особо. Нам же спешить придётся, потому завтракаем, купаемся и крайне неохотно в 9 часов стартуем.
Слегка поплутав по полям выбираемся на асфальт, при этом практически сразу обнаружив порцию не сильно проезжего песочка. Небольшой асфальтовый участок пролетает незаметно, и начинается грунтовый перелаз. Характерных моментов этого участка пути было два. Во-первых все подъёмы сопровождались рыхлым, порой не особо проезжим, песочком, при том что спуски были достаточно твёрдыми, даже бетонка местами появлялась. Во-вторых там были слепни. Это достаточно сложно описать, даже используя весь мой солидный запас нецензурных выражений. Возможно даже некоторые обороты на этой дороге я произнёс впервые :) Потому что слепней было ничуть не меньше чем комаров в лесу вечером, а жрутся они существенно больнее, уехать от них невозможно, да и на всяческие гардексы им совершенно выложить. Единственное средство - остановиться и перебить процентов 90 роя, при такой плотности уходит буквально пара минут. Однако метров через 100, или, в лучшем случае, на ближайшем непроезжем участке картина повторится.
Так или иначе где-то за час добираемся до асфальта, где слепней становится радикально меньше. Докатываем до моста через Мокшу и в последний раз за эти выходные погружаемся в её приятную водичку. Впереди около сотни пробега при полном отсутствии водоёмов. Прогноз погоды не оправдался, традиционно в худшую сторону: облачка, появившиеся было по утру, раздуло, ветер ожидаемо в морду, правда раза в два сильнее обещанного. Кроме того появляется рельефчик, а на небольшой срезке на границе областей ещё и не самая лучшая бетонка, "кросс-кантрийный асфальт" и 200 метров грейдера, строго на границе областей. Ну традиционная погрешность измерений с округлением в сторону распила бабла вместо достраивания дороги...
Далее - вновь скучные 100 километров. Где-то на полпути стало сильно "хорошеть". От раскалённой спины хорошо помогает сетчатая майка, от раскалённой головы не помогает ничего, но пока жить можно. На Дивеевский монастырь посмотрели издалека - по сути только я его видел впервые. В Елизарьево осваиваем магазин, в котором снова хочется купить воздух, и уходим с трассы на существенно более пустую дорогу. Скорость варьируется от вкручивания 23 км/ч в тянун до вкручивания тех же 23 км/ч со встречного тянуга, но против крепкого вмордувинда. В какой-то момент "хорошеть" начинает совсем не шуточно, осваиваю ближайшую колонку и я, хоть и терпеть не могу такой вид купания. Волосы и хорошо пролитые водой прокладки шлема организуют моей голове кондиционер всего минут на 10, но этого хватает чтобы более-менее придти в себя. Выходим на трассу, понимаю что концентрация на езде на колесе отнимает слишком много сил без особых преймуществ, потому слегка ухожу вперёд. Ехать по прямой в постоянном ритме и своём режиме получается существенно лучше, даже несмотря на то что скорость потихоньку падает до совсем отвратных значений, порядка 16 км/ч. В прочем до электрички порядка 15 километров и целых полтора часа - можно не беспокоиться. Докатываем до Арзамаса, закупаемся ништяками в дорогу и оказываемся на платформе ровно к подаче электрички. Это безумное путешествие наконец-то завершилось, прошли ещё 160 километров, т.е. 320 за два дня. С учётом непростой погоды и местами не самых простых дорог - довольно таки много.
Мораль: в такую погоду надо катать сверхматрасы до ближайшего водоёма, а марафонские маршруты лучше отложить к чертям до более прохладных времён. Ещё раз убедился в том что идея скрещивания марафона и ПВД ни к чему хорошему не приводит. Но, тем не менее, считаю что время убил весьма неплохо, потому не исключаю в будущем подобных суицидальных поездочек :)