Кладбища г. Старый Крым Кишлавская волость Феодосийский уезд Таврической губернии.
Мечеть хана Узбека г. Старый Крым Кишлавская волость Феодосийский уезд Таврической губернии.
Часовня св. Пантелеймона г. Старый Крым Кишлавская волость Феодосийский уезд Таврической губернии.
Церковь Иоанна Крестителя г. Старый Крым Кишлавская волость Феодосийский уезд Таврической губернии.
Мечеть Бейбарса г. Старый Крым Кишлавская волость Феодосийский уезд Таврической губернии.
Ста́рый Крым (укр. Старий Крим, крымско-тат. Eski Qırım, Эски Къырым) — город в восточной части Крыма.
Входит в Кировский район в составе Республики Крым согласно административно-территориальному устройству России с 2014 года (в составе АР Крым согласно административно-территориальному делению Украины). Образует городское поселение Старый Крым (до 2014 года — Старокрымский горсовет) как единственный населённый пункт в его составе.
Старый Крым. Фонтан. И. К. Айвазовский. 1858
См. также: Имена Старого Крыма
На территории города в разных местах открыты неолитические поселения, которые получили эпонимные названия Старый Крым, Бакаташ, Изюмовка в 1930 г.; Старый Крым I (1975), II (2004). В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э. Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать. В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской колонией и татарской властью. Согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат (старое название города) является армянским и происходит от армянского словосочетания сурб хач т.е ‘святой крест’. Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач. По словам Филиппа Куртина (Университет Джонса Хопкинса) в XIV—XV веках армяне играли важную роль в торговой жизни региона. Крымские армяне не только везли товары на родину; они также управляли караванами еще дальше на запад через современную Румынию и Польшу и далее в Нюрнберг в Германии и Брюгге в Нидерландах. Их колонии в Крыму были настолько велики, что генуэзцы иногда называли Крым Armenia maritima. Как отмечает «Географическо-статистический словарь Российской империи», большинство населения города составляли армяне. В 1863 году поселение насчитывало 1085 жителя, из которых: 471 последователей армянской церкви; 464 русско-православной; 8 протестантов и 142 мусульманина. В городе имелась армянская и русско-православная церкви, а также две мечети. В окрестностях города также находился Старокрымский женский армянский монастырь
Но возникновение города традиционно относят к XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Вскоре после окончательного установления ордынской власти в восточной части полуострова был основан город Кырым, который стал административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. Участник египетской дипломатической миссии от султана Байбарз к хану Золотой Орды Берке, состоявшейся в 1263 году, сообщал о том, что в городе живут кыпчаки и аланы.
В период господства Золотой Орды город имел два названия одновременно. Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а итальянцы (в основном генуэзцы), владевшие южным побережьем Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат — Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Кырым — западно-кипчакское qırım — «окоп, ров» (Лазарь Будагов "Сравнительный словарь тюрко-татарских наречий. 1 том). Солхат — от итальянского solcata — «борозда, ров». Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.
Название города — Кырым — вскоре распространилось и на весь полуостров, который до того обычно именовали Газарией или Таврикой.
Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ер, а затем во вновь построенный Бахчисарай, и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат. Во времена Крымского ханства город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее русское название является калькой с этого имени.
После присоединения Крыма к Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей. Тогда же город был переименован в Левкополь, но в отличие от других переименованных городов новое название не прижилось.
Во время Великой Отечественной войны в результате отступления советской армии осенью 1941 года в Старый Крым вошли немцы. В ходе отступления немецко-румынских военных 12-13 апреля 1944 года город был взят с боем совместными усилиями партизанских отрядов и сил Красной армии. Первыми в город вошли силы 9-й отдельной керченской моторизованной разведроты. В ночь на 13 апреля подразделения вермахта устроили в городе резню, в ходе которой было убито 584 человека, в том числе 200 детей.
В 1960-х — начале 1970-х годов великий хирург Н. М. Амосов лечился в Старокрымском санатории от туберкулёза. Организовал в санатории пульмонологическое хирургическое отделение. Неоднократно приезжая на два-три месяца в Старый Крым к своим родственникам, привозил своих учеников и обучал их лечению больных туберкулезом. Неоднократно проводил операции как в санатории, так и в Старокрымской городской больнице.
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2001 | 2009 |
5143 | ↗7374 | ↗8552 | ↗8891 | ↗9208 | ↗10 101 | ↘9501 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
↘9492 | ↘9446 | ↗9485 | ↗9512 | ↘9277 | ↗9314 | ↗9370 |
2017 | 2018 | 2019 | ||||
↘9312 | ↗9373 | ↗9432 |
По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года численность постоянного населения города составила 9277 человек.
Национальный состав
По данным переписи населения 2014 года национальный состав населения города выглядел следующим образом:
национальность | всего, чел. |
% от все- го |
% от указав- ших |
---|---|---|---|
указали | 9240 | 99,60 % | 100,00 % |
русские | 4596 | 49,54 % | 49,74 % |
крымские татары | 3310 | 35,68 % | 35,82 % |
украинцы | 650 | 7,01 % | 7,03 % |
татары | 309 | 3,33 % | 3,34 % |
греки | 97 | 1,05 % | 1,05 % |
белорусы | 47 | 0,51 % | 0,51 % |
турки | 46 | 0,50 % | 0,50 % |
узбеки | 43 | 0,46 % | 0,47 % |
армяне | 22 | 0,24 % | 0,24 % |
болгары | 14 | 0,15 % | 0,15 % |
азербайджанцы | 11 | 0,12 % | 0,12 % |
другие | 95 | 1,02 % | 1,03 % |
не указали | 37 | 0,40 % | |
всего | 10752 | 100,00 % |
Старый Крым является исторически сложившимся городом. В планировочной структуре и рельефе местности размещения города отчётливо читается его градостроительная история. Выделяется первичное ядро города, восходящее к античности, перекрытое средневековыми археологическими наслоениями. Находится в контуре прямоугольника между бывшим кинотеатром, школой и Екатерининским фонтаном. К дотатарскому периоду относятся руины средневековой церкви. В её архитектуре просматриваются два строительных периода XII и XIV вв. со следами ремонтов. Средневековый город в XIII—XIV вв. занимал несколько большую территорию. Её ныне отмечают развалины средневековых построек: мечети, караван-сарай и фонтаны. Фонтаны с разработкой каменных карьеров на склонах горы Агармыш лишились водопитания.
Старый Крым. Картина К. Ф. Богаевского
В новое время произошла перепланировка города относительно транспортных путей, значительно улучившая городские качества. Центральная улица (Екатерининская) ориентирована вдоль дороги Феодосия — Симферополь. В восточной части, за Георгиевской долиной шла дорога в немецкую колонию Цюрихталь, в помещичьи имения и соседние деревни. К северу от горы Агармыш выходила на старую дорогу XVIII века в Карасубазар. Третья дорога, вдоль которой образовались строения Бакаташской улицы, связывала со Старым Крымом вторичную болгарскую колонию Коктебель и деревни Бакаташ, Имарет (село), Бараколь. Четвёртая дорога через Болгарскую колонию вела в армянский монастырь Сурб Хач. Этнокультурные агломерации города сложились в соответствии с компактным расселением многонационального населения.
Русская застройка XIX века заняла центральную улицу и улицы, к ней прилегающие. Жилые дома одноэтажные, респектабельные. Построены из камня известняка-ракушечника Ак-Монайского месторождения на Керченском полуострове. Окружены садами на больших дворовых участках. В нижней исторической части города на площади был построен небольшой дворец и фонтан для крымского путешествия императрицы Екатерины II в 1787 году. Позже рядом с этой площадью был построен собор. В новейшее время собор и кладбище были уничтожены, фонтан был повреждён.
Татарская часть города занимала традиционно северо-восточную часть города в районе Мечетной (Халтурина) улицы. Характерную особенность татарского домостроения представляют небольшие дома с двумя комнатами, разделённые прихожей, которая в зимнее время служит кухней. Пол глиняный. Стены сложены из калыба (самана). Крыша двускатная, без потолков. Кровля черепичная, как и во всех постройках Старого Крыма.
Юго-восточную сторону, за Бакаташской (Партизанской) улицей, занимали греки. Дома небольшие, одно- или двухэтажные, построенные из акмонайского камня. Наиболее представительным было здание греческой школы.
Территорию между тремя упомянутыми частями занимали армяне без чётко выраженного расселения, тяготея к русской части города. Отчасти армянское расселение маркируется средневековой церковью в её втором строительном периоде и местом, где стояла у городского рынка армянская церковь с прицерковным кладбищем, уничтоженные в 60-е годы XX века. Домостроение от русского не отличалось ничем.
Западная часть города представляла дачную застройку. Наиболее интересными постройками были дачи художника С. Н. Долгополова, поэтессы Н. А. Вержховецкой и К. Уманской. Дача последней, окружённая соснами и виноградником, была пансионом для лёгочных больных. Неподалёку находилась позже построенная соляриелечебница доктора Нания для оздоровления ослабленных жителей неблагоприятных климатических зон страны. Другие замечательные здания были жилыми домами состоятельных горожан или летними дачами, принадлежавшими жителям Москвы и Петербурга. Дачный район ограничивался 1-й Болгарской улицей (поздние названия — улица Ворошилова, Лесная). Здания были решёны в стиле модерн, псевдомавританском стиле и в стиле провинциального классицизма. Восточные нюансы составляли элементы эклектики. Эти здания имели историко-архитектурную ценность, но вследствие неправильной эксплуатации сильно видоизменены. К северу от этого района, у подножия горы Агармыш, в 1915 году были построены коттеджи небольшого санатория, разрушенные оккупантами во время Великой Отечественной войны.
Западнее 2-й Болгарской улицы (13 Апреля 1944 г.) находилась Старокрымская болгарская колония (Болгарщина) с живописными, типичными для болгар, домами, церковью, школой и пятью постоянно изливающимися фонтанами для водоснабжения. Рядом с церковью находилась площадь для ярмарок. Кладбище размещалось на некотором удалении к северо-востоку от колонии. Дома двух-трёхкомнатные, сложены из калыба и покрыты черепицей — «татаркой». Вход в дом через открытую террасу. Справа от террасы устроен вход в подвал для хранения продуктов. К дому примыкал сарай и хлев для скота..
Главными достопримечательностями города являются постройки XIII—XIV веков, когда Кырым был центром Крымского Юрта. Хорошо сохранилась до наших дней ныне действующая мечеть хана Узбека. Неподалёку находятся развалины мечети Бейбарса, которая считается самой древней мечетью Крыма, развалины церкви Иоанна Крестителя. В восточной части города расположены развалины монетного двора, караван-сарая и мечети Куршум-Джами. В 5 километрах к юго-западу от Старого Крыма находится армянский монастырь Сурб Хач (Святой Крест) XIV века. Сегодня это действующий монастырь Армянской апостольской церкви. Там же, выше по урочищу находятся руины другого армянского монастыря — Сурб Степанос (святого Стефана).
На территории литературного музея находится екатерининская миля, одна из пяти сохранившихся в Крыму.
На городском кладбище похоронены многие известные деятели отечественной культуры, наиболее известна могила писателя Александра Грина.
К югу от города находится источник святого великомученика Пантелеймона Целителя с одноимённой часовней. Часовня отстроена заново в 2001 году на месте сгоревшей в 1949 году.
В конце улицы Партизанской начинается «Дорога Грина», очень популярная среди туристов. В 1931 году Александр Грин ходил по ней в Коктебель в гости к Волошину. По этой дороге путешествовали многие известные люди: Волошин, сёстры Цветаевы, Эфрон, Заболоцкая.
На горе Агармыш существуют карстовые пещеры, в Монастырской балке — водопады.
В городе находятся:
Через Старый Крым проходит дорога Р23 Симферополь-Феодосия.