Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Глупому сыну не в помощь наследство.

Симферопольская соборная мечеть Мечети г. Симферополь Симферопольский уезд Таврической губернии.

Назад

Симферо́польская собо́рная мече́ть (укр. Сімферопольська соборна мечеть) или Больша́я собо́рная мече́ть (крымскотат. Büyük Cuma Camisi, укр. Велика соборна мечеть) — крупнейшая мечеть Крыма. По завершении строительства стала главной соборной джума-мечетью Крыма и Симферополя. Расположена на улице Ялтинская. Все помещения мечети могут вместить 3000-4000 человек. Основной зал вместит порядка 1500 мужчин, а на балконе смогут молиться 900 женщин.

Соборная мечеть реализует классические архитектурные формы османской архитектуры, вдохновленные архитектурными решениями собора Святой Софии в Константинополе. Декор мечети — в стиле османского барокко с элементами тюльпанного османского стиля, к которым были добавлены новые народные крымскотатарские орнаменты. Мечеть имеет четыре одинаковых минарета и купол. Высота купола составляет 28 метров, диаметр — 18 метров. Это крупнейший в Крыму купол здания. Четыре минарета имеют высоту по 58 метров, что делает мечеть самой высокой в Крыму; площадь самого здания мечети составляет 1369 м². При мечети также ведётся строительство медресе и библиотеки. Возводится Соборная мечеть на деньги частных инвесторов, заказчиком-инвестором выступает Некоммерческая организация «Фонд поддержки социально-культурных проектов» (фонд Соцпроект). Всего за время строительства инвестировано порядка 6 млрд рублей.

Архитектура соборной мечети будет представлять собой симбиоз стилей. В плане планировки мечеть повторяет архитектурное решение собора Святой Софии с традиционной для византийской архитектуры крестово-купольной планировкой, где купол опирается на подкупольный квадрат полукуполов Такое решение традиционно для османской архитектуры и архитектуры Крыма, в крестово-купольной планировке выполнена и мечеть Джума-Джами в Евпатории, которая также использует собор Святой Софии как прототип. Симбиоз христианской и исламской традиции в османском стиле в случае крымской мечети Джума-Джами особенно ярко проявился за счет его автора — главного архитектора Османской Империи Синана, который будучи самым ярким представителем османского стиля был армянином из христианской семьи Главный архитектор Идрис Юнусов считает источникам своего вдохновения мечеть Джума-Джами от Синана. По мнению архитектора основой османского стиля является подход с центральным куполом опирающимся на квадрат полукуполов, который он постарался реализовать в своем архитектурном замысле

Процесс строительства мечети в 2018 году. Отливка несущих конструкций, минаретов, куполов и стен из железобетона

Идрис Юнусов отмечает, что в оформлении старался использовать смесь османского стиля с европейским стилем барокко, который известен как османское барокко. Османское барокко имеет очень ярко декорированные мечети как мечеть Ортакёй, что контрастирует с достаточно аскетичными образцами декора многих вариантов исламской архитектуры. Тюльпанный стиль архитектуры мечети, о котором пойдет речь ниже, иногда считают не отдельным стилем, а также разновидностью османского барокко.

Как «традиционный» крымскотатарский декор архитектор пропагандировал образ тюльпана, ссылаясь на то, что тюльпан часто используется в ханском дворце в Бахчисарае. Эта позиция в дальнейшем послужила критикой Идриса Юнусова и смены части дизайнеров с турецких на казанских мастеров. Казанские дизайнеры заменили часть первоначального декора «тюльпанным стилем» на традиционные для крымскотатарского стиля орнаменты, при этом новеллой казанских дизайнеров был перенос стилистики оформления не с крымскотатарской архитектуры, а народных орнаментов на крымскотатарской одежде. Чтобы понять контекст художественного спора следует обратить внимание на то, что тюльпан является не столько народным крымскотатарским символом, сколько является символом османской эпохи тюльпанов, в эту эпоху родился стиль тюльпанной архитектуры. Тюльпан в архитектурном смысле является также символом этого стиля. Тюльпану и тюльпанному стилю иногда ошибочно пытаются предать религиозный смысл, хотя в нём строились обычно дворцы и поэтому этот стиль обычно считается светским в османской архитектуре. Немногие исключения как мечеть Хекимоглу Али-паши имеют довольно оригинальный и редкий рисунок по штукатурке. В этом плане Симферопольская мечеть является достаточно эксклюзивным произведением в тюльпанном стиле.

Светский характер тюльпанного стиля следствие светского характера его источников — это проникновение в османский стиль европейской садово-парковой культуры Версаля и Фонтенбло. Подражая им построена не сохранившаяся загородная резиденция султана Ахмеда III — Саадабад. Тюльпанный стиль обязательно требует не столько тюльпана в камне, как живого тюльпана и других живых цветов, что является неотъемлемой частью композиции вместе со зданием. Для тюльпанного стиля характерно использование фонтанов в одном архитектурном решении со зданием. Фонтан Ахмеда III часто рассматривают как один из основных памятников эпохи тюльпанов. Симферопольская соборная мечеть также имеет предусмотренный проектом богатый цветарий, парковую зону, галереи и фонтан. Тюльпан в тюльпанном стиле обязательный элемент внутреннего декора, им украшен современный вид декора дворца Топкапы, созданный в тюльпанную эпоху в ходе ремонтов, в том числе тюльпан встречается в знаменитой «фруктовой комнате» дворца. Тюльпанный стиль распространился и на вассальную территорию Крымского Ханства. Поэтому тюльпан в Бахчисарайском дворце довольно яркий элемент декора и стиля, но это продвижение культурных идей османизма. Поэтому, чтобы создать уникальные для крымских татар и отличные от османской культуры декоративные символы казанские дизайнеры постарались перевести действительно аутентичный декор с одежды крымских татар. Тем не менее, стиль тюльпанной архитектуры в Симферопольской соборной мечети достаточно доминирует, в том числе в нём выполнены все витражи и существенная часть росписи.

Другие постройки вокруг мечети выполнены в различных стилях. Административный и гостевой корпус с элементами крымскотатарского стиля. Гостевой дом — это дома XIX века в Крыму на Южном берегу, симбиоз марокканской, классической архитектуры и южнобережным крымскотатарским стилем.

Несущие конструкции мечети выполнены из железобетона, собранные до постройки камни при строительстве не использовались в связи с изменением проекта на современные строительные технологии и использование более дорогих отделочных материалов. Для облицовки мечети был использован мрамор. Купол мечети покрыт 20 тоннами свинца.

Высота купола составляет 28 метров. Четыре минарета имеют высоту по 58 метров, что делает мечеть самой высокой в Крыму; площадь же самого здания мечети составляет 1369 м² (37 на 37 м). Малых куполов будет 40 штук, полукуполов — 12.

Роспись мечети выполняют турецкие художники в османском стиле. Также в османском стиле и стиле барокко из Турции будут поставлены элементы интерьеров как ковры, люстры, многоцветные витражи окон, резной мраморный декор для помещений из белого мрамора с инкрустацией камней голубых оттенков. Мебель и полочки для гардероба будут изготовлены в Крыму местными мастерами в местных стилях

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов