Кладбища Ялхарой Ялхароевское сельское правление Грозненского округа Терской области.
Ялхорой — покинутое село в Галанчожском районе Чеченская республика. В период с 1940 по 1944 год центр Галанчожского района.
Родовое село тейпа Ялхорой.
Расположено на юго-западе от райцентра Ачхой-Мартан. Ближайшие сёла: на севере — Бамут, Янди, Старый Ачхой и Шалажи.
В древности о небольшом озере в здешних местах сложилось представление о Духе озера. Легенду записал фольклорист XIX века В. Ф. Миллер:
Близ аула Ялхорой, говорит предание, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды мать с дочерью отправились на берег его и по неразумию стали стирать грязные пелёнки в его хрустальной воде. Разгневанный Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь ещё виднеются у Амки. Но и озеро не хотело оставаться в осквернённом ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешёл скалистый кряж, оставив след в виде громадной выемки, и спустился вниз почти с отвесной высоты. Затем бык подошёл к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. Одни из местных жителей хотели впрячь быка для работы, другие говорили, что это божий бык и противились его запряжке в плуг, но, в конце концов, быка запрягли. Когда он вёл первую борозду, в ней выступила грязь: при второй стало ещё мокрее: при третьей — из земли выступила вода, при четвёртой борозде вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей. Бык исчез в волнах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро внушает суеверный страх туземцам: они считают его бездонным и не пьют его воду.
Село покинуто в период высылки чеченцев в 1944 году. После реабилитации чеченскому населению было запрещено селиться в данном регионе.
Есть некоторые неточности, типа опечаток в этом рисунке, но суть не в этом.
В целом все имеет место и отражает реальность.
Особенно интересны два человека в списке " Известные личности"
Первый Ада Абиков, в таком виде он фигурирует в архивных списках от 27 мая 1867 г. жителей комплекса сёл Ялхарой в разделе " Нижний Ялхарой" . Подход составителей списков "Камеральные списки Аргунского округа" ничем не отличался от оперуполномоченного НКВД в 1944 г. , который регистрируя спецпереселенцев-чеченцев в Средней Азии спрашивал: " Как зовут твоего отца?" Получив ответ " Магомед", писал "Магомадов" и говорил: " Теперь ты будешь Магомадов". Точно так Аду сына Аби , записали " Ада Абиков". Несмотря на то, что в чеченской традиции нужно было писать Ялхарой Ада сын Абы. То есть впереди имя рода, потом имя отца , а потом имя собственное через поивязку " сын".
Так чем же был интересен и известен на западе ареала проживания вайнахов этот человек. На основании полевых иследований известно, что он прославился своими судебными решениями, которые он выносил на основе традиционного права. Об уважении к его заслугам на этом поприще свидетельствует , то, что на обеих берегах реки фортанги в в Ассиновском ушелье , начиная с гор и заканчивая равниной в большинстве населенных пунктах устроили поминки, после его кончины.
Второй человек Тута Хархиев. Та же история с этим человеком в архивных списках, он значится в таком виде как написано выше, а на самом деле правильно будет Ялхарой Тута сын Херхи.
Этот человек был военным предствителем имамата Шамиля на западе проживания вайнахов. Точных данных о том, какую функцию или должность он занимал в структуре имамата Шамиля неизвестно. Есть информация собранная на основе полевых иследований, о его влиянии и ресурсах военных, подтверждаюшиеся сведениями о военных столкновениях с соседними сообшествами, которых он обвинял в отказе выплачивать " зякят" (налог в исламской сообшестве) и в отказе участвовать в войне на стороне имамата Шамиля и проводил показательные экзекуции. Интересен еще и тот факт, что он был очень молодым и ему было всего 25 лет к моменту пленения Шамиля. История участия вайнахов, проживавших на западе расселения вайнахов в Кавказской войне имеет ограниченное количество письменных источников и большинство информации можно собрать к сожалению только полевыми иследованиями. На этом пока всё. Буду дальше иследовать жизнь этих людей через опросы соседних сообшеств и с помощью.Всевышнего надеюсь найти еще материалы в полевых иследованиях.
https://web.facebook.com/pg/yalharo/posts/?ref=page_internal