Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

То, что муравей соберет за год, монах съест за ночь (арабская)

Андреево ст-ца. (Эндирей, Эндери) Андреевское сельское правление Хасавюртовского округа Терской области.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Дагестан, Хасавюртовский р-н, село Эндирей

Кладбища ст-ца. Андреево Андреевское сельское правление Хасавюртовского округа Терской области.

Мечеть ст-ца. Андреево Андреевское сельское правление Хасавюртовского округа Терской области.



Эндирей (ЭндериАндреевская деревня) — село в Хасавюртовском районе Дагестана Россия. Один из крупнейших и древнейших населенных пунктов на территории Кумыкской плоскости. Образует муниципальное образование село Эндирейсо статусом сельского поселения как единственный населённый пункт в его составе.

Первоначальный, Старый Эндирей по данным Эвлии Челеби, располагался на Койсу, то есть Сулаке. Чуть позднее он же Эвлия Челеби сообщает о расположении Эндирея на берегу реки Акташ, то есть на нынешнем месте.

Эвлия Челеби характеризует Эндирей, как древний город и одну из столиц (наряду с Джулатом и Таргу) дагестанского падишаха – шамхала кумыкского.

В XV в. город являлся одним из крупнейших центров производства высокохудожественной керамики на Северном Кавказе. Здесь производили так называемые «индирские блюда» являвшие собой яркий пример парадной, репрезентативной посуды. Отдельные блюда, также идентифицируемые как «индирские», датируются даже «домонгольской» эпохой , что свидетельствует как минимум о непрерывности культурной традиции в этом средневековом городе. (Магомедов А. М. Керамическое производство в средневековом Дагестане // Древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 147).

По основанному на археологических и письменных источниках мнению дагестанского историка Р.М. Магомедова Эндирей существовал «ещё во времена хазарского владычества».

По версии кизил-юртовского краеведа Садрутдина Адилова названия произошло от стяжательного сочетания кумыкского слова эниш и персидско-турецкого дере: Энишдере/Эндере/Эндирей, со значением – «Нижняя (по отношению к верховьям реки Акташ) или широкая долина».

В документе середины XVII в. упоминаются Бораганские степи по Акташу, куда отступил Казан-Алп, сын Солтан-Мута, под нажимом Сурхай-Шамхала Тарковского. Тогда, вероятно, название Эндирей окончательно и закрепилось именно за нынешним поселением.

В конце XVI в. Эндирей становится столицей крупного феодального образования, Эндиреевского бийлика, основателем и первым правителем которого явился Солтан-Махмут Тарковский, который превратил город в пассионарный центр всего Северного Кавказа. В те годы здесь нашло приют немало кабардинских и балкарских князей и узденей, бежавших сюда от князей Идаровых-Черкасских. Среди них, например, князь Дударук Кануков, сыновья князя Янсоха Кайтукина Эльмурза и Урусхан, князь Алегуко, совершавший отсюда набеги на владения потомков Темрюка в Кабарде (там же), карачаево-балкарские аристократы Баммат-Аджи и Умар-Аджи.

15-17 мая 1638 г. в Эндирее произошло событие, не имеющее аналогов в истории Северного Кавказа. Между кумыкским шамхалом Айдемиром, сыном Солтан-Махмуда с одной стороны и послами голштинского герцога Фридриха III Филиппом Крузенштерном и Отто Брюггеманом с другой, был заключён договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве Кумыкии и Голштинии . Договор оформил секретарь посольства Адам Олеарий.

В середине XVII в. Эндиреевское владение пережило период своего расцвета, в этот период ему подчинялись Салатавия, чеченские общества, и по архивным, данным, обнародованным чеченским историком Я.З. Ахмадовым, и князья Малой Кабарды.

Эндирей считался большим городом, культурную традицию которого высоко оценивал посетивший его Эвлия Челеби. Он в частности применил к нему следующие эпитеты: «стольный город падишаха Дагестана», «город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых», его учёные обладают мудростью арабов и великими знаниями». По его словам: «Искусные врачи и спускающие (дурную) кровь хирурги (здесь) несравненны». Титул правителя города "уллу-бей-хан" (с кумыкского - великий-князь-хан). Население города и его окрестностей, Челеби назвал «племенем кумык». Позади города им была отмечена «крепость Эндери». В бывшей столице шамхальства по сообщению Челеби было похоронено 47 шамхал-ханов, в частности Мутемадуддин и Такиуддин-Хан. Кроме этого он сообщил о находившихся здесь могилах «святых Аллаха великих Эль-Хаджи Джема, Хаджи Ясави-Султана, Хаджи-Абдуллы Ташкенди». Турок также отмечает, что в Эндирее имелось 27 мечетей, из них 7 джума-мечетей, 3 медресе, 7 начальных школ.

Здесь находился главный невольничий рынок, поставлявший рабов в том числе Персии и Турции.

Поэт и хранитель старины Адиль-Герей Измаилов в своём историческом сочинении «Тарихи-Эндирей» писал: «Эндирей был крупным городом: один его предел находился в Чумлу, а другой край в местности Гуен-ар... Этот город называли вторым Стамбулом...».

В середине и второй половине XVII века город оказался передовым рубежом обороны от калмыкских нашествий. 4 января 1644 калмыкская армия безуспешно атаковала русскую Терскую крепость, в тот же день отошла от нее, переправилась через Терек на южную его сторону. Здесь калмыки двинулись на Брагуны, однако наткнувшись на кочевья мурзы Больших Ногаев Карасаина Иштерекова, напали на них и «погромили». Другие ногайские мурзы, Янмамет и Куденет, укрылись в Эндирее. Под Эндиреем отряд Даян-Ерки принял бой с ногайцами и эндиреевцами и «потравяся» (повоевав), отошел в междуречье Терека и Аксая. Около 20 января 1644 г. калмыки переправились на левый берег Терека и ушли в Поволжье.

В конце XVII в. между эндиреевскими и брагунскими князьями происходили междоусобицы, что привело к усилению их соперников в регионе, особенно гребенцев и чеченцев. Гребенцы поддерживали в усобице брагунских, а чеченцы эндиреевских князей. В итоге победу одержала эндиреевско-чеченская коалиция. Гребенцы были вытеснены на северный берег Терека, за речной рубеж, а по южному берегу стали расселяться подконтрольные Эндирею чеченские аулы. Брагунское владение же в очередной раз подпало под эгиду эндиреевского уллубия.

Эндиреевские владетели Айдемир Хамзаев и Чопан-Шавкал доставляли немало хлопот царской администрации на Тереке. Так, в 1719 году они разорили немало казачьих поселений и угрожали самому Теркому городку. Астраханский губернатор Артемий Волынский в своем отчёте в Санкт-Петербург назвал их действия «открытой войной». Организовав карательную экспедицию, он вторгся в их владения во главе двух пехотных батальонов, трёх рот драгун и тысячи донских казаков. Одержав успех в паре стычек, он повернул назад и, отчитываясь царю о своём «триумфе», среди прочего прихвастнул, что для будущего завоевания Кумыкии и прочих земель хватит 10 пехотных батальонов и 4 кавалерийских полков. Царь поверил ему, и это доверие дорого затем обошлось его драгунам, большое число которых было убито под Эндиреем во время Каспийского похода. В их гибели Пётр обвинил Волынского, который оправдывался: «…город Эндери явился многолюднее, нежели я доносил». Губернатора от опалы спасло лишь заступничестве жены Петра Екатерины, а также тот факт, что всё же, отправив подмогу своим войскам на эндиреевском фронте, вскоре «государь (Пётр I) получил от генерала Ветерани приятное известие, что тот изрубил корпус из 6 тысяч человек провинции Андреева (Эндирей), сжег их главный город (Эндирей), опустошил целую провинцию (ныне Хасав-Юртовский, Казбековский, Новолакский районы Дагестана). Всех жителей, которых он мог взять, старого и молодого, обоих полов, в числе многих тысяч, он отправил в Астрахань под прикрытием 5 тысяч казаков и 15 тысяч калмыков...».

После заключения Гюлистанского мира (1813 г.) в Северную Кумыкию были введены царские войска. В 1819 г. для контроля над жителями Эндирея по приказу А.П. Ермолова на левом берегу реки Акташ была построена крепость Внезапная. 25 февраля 1826 г. в Эндирее произошло сильное землетрясение, нанёсшее серьёзные повреждения жилым домам и Внезапной. Землетрясение повторилось в 1830 г. При этом разрушилось 100 домов.

Ранняя история Эндирея тесно связана с хазарским периодом. По мнению дагестанского историка Р. М. Магомедова, Эндирей известен с хазарских времен. В 2 километрах к северу от нынешнего расположения села было найдено крупное городище, которое было отнесено археологами к хазарскому периоду. Выдающийся хазаровед М. И. Артамонов исходя из созвучия, название аула Эндери «можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера». Мнение это высказалось ранее Б.Малачихановым, а также поддержано Г. С. Федоровым.

Автор исторического сочинения Тарихи Эндирей Адильгирей Исмаилов утверждал, что в древности Эндирей назывался Балхом, который отождествлен известным хазароведом М. Г. Магомедовым с раннесредневековым хазарским городом Вабандаром.

В 1871 г. Н. Дубровина приводит два предания об образовании аула. Согласно первому, аул основан гумбетовцами (по другим сказаниям салатавцами) из аула Рикони (Риквани???). Они «спустились к ущелью Акташа и поселились на правом береге его, при впадении Сала-су в Акташ; потом они остановились у самого выхода из ущелья и основали знаменитую впоследствии деревню Эндери». По второй, сыновьями кумыкского князя Султан-Мута — Айдемиром и Казаналипом, которые переселились в эти местность вместе со своими подвластными людьми из родового аула Чумлы (располагался в 3-х верстах выше Эндерея).

В историческом сочинении «Тарихи-Эндирей» говорится:

Эндирей был крупным городом: один его предел находился в Чумлу, а другой край в местности Гюен-ар… Этот город называли вторым Стамбулом…

Ногайцы называли Эндирей в XIV-XV веках «Гуенской крепостью» — Гуен Кала; гуены проживали, по данным разных источников, от Гумбета до Терека, в Эндирее.

В XV веке Эндирей являлся одним из крупнейших центров производства высокохудожественной керамики на Северном Кавказе. Ещё в домонгольский период были известны «индирские блюда».

Эвлия Челеби в 1666 году писал про Эндирей: «Прежде всего город расположен посреди обширной степи, на берегу реки Койсу. Вода и воздух здесь приятны, жители миловидны. Здесь тысяча домов с садами и виноградниками, много михрабов и соборных мечетей. Этот город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых».

П. Г. Бутков в 1798 году писал:

В Эндери считают до 3 т. дворов", вооружённых людей могли выставить "со всей волости до 6000; в том числе одна Андреевская деревня, с приписными к ней усадьбами, поставить может до трех тысяч человек. Подвластные им ногайцы кочуют по равнинам между реками Еман-Су и Казмою.

С. М. Броневский в 1823 году писал:

Ендери или Андреевская деревня лежит в горах на речке Акташ, которая пониже оттуда называется Казма, расстоянием 90 верст от Кизляра и в 18 верстах от Аксаевской деревни… Принадлежащий к оной округ простирается извилистою полосою между речками Еман-Су, Казмою и левым берегом Койсы до Каспийского моря, и по ту сторону Койсы верст на десять до рукава Сухой-Койсы… Сей округ больше Аксаевского и пространством и населением. В оном властвуют пять княжеских колен: Казаналиповы, Айдемировы, Темировы, Алишевы, Муртазали-Аджиевы…

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона говорится:

Андреево селение (Ждери) при р. Акташ в Терской обл. Хасав-Юртовского окр., число домов 704 и жит. об. п. 3996 д. Население составляют кумыки, чеченцы и тавлинцы; 9 мечетей; вверх по реке развалины крепости Внезапной, а по дороге Хасав-Юрт развалины кр. Св. Петра.

Русский военный историк Платон Зубов относил Эндери (Эндирей) к земле Чеченской:

«На правомъ флангѣ сей линіи есть отдѣльная кр. Налчикъ, въ землѣ большой Кабарды, а на лѣвомъ также отдѣльныя крѣпости: Внезапная и Эндери въ землѣ Чеченской».

Этнограф Н. Семенов, описывая внешний облик и характер населения Кумыкской плоскости, сообщал, что на ней выделяются три типа — чеченский, ногайский и персидский. В контексте данной информации, о жителях Эндирея он сообщил следующее:

<…>В жителях Эндирея и всех мелких аулов самого верхнего пояса плоскости, населённых преимуществу отпрысками чеченского племени, явно проявляется черты характера их родичей — чеченцев.

 

"Из реченной де Аксайской деревни ездил я в Качкалыки и тамошним жителям объявлял: для чего они из оных Качкалык переселяютца без указу в Андрееву деревню? На что де оные жители объявили мне: мы де не для иного чего переходим в Андреевскую деревню, но для де того, что прежде сего наше жилище было во оной Андреевской деревне, а оттуда де мы вышли в бывшее в реченной Андреевской деревне моровое поветрие, и хотя де оное наше переселение в Андреевскую дер. противно будет е. и. в. указам, и за то де, хотя и разорить нас е. и. в. повелит, то мы де, ежели мочи нашей не будет, уйдем де в горы. А уже из оных Качкалык владельцы Темир и Бамат и с подданными их людьми в Андреевскую деревню переселились, а и достальные качкалыковские жители все начали в Андреевской деревне дворы строить."

— 1746 г. мая 7. — Объявление посланца Якупа Тюкаева кизлярскому коменданту кн. В. Е. Оболенскому о причинах переселений качкалыковцев в дер. Андреевскую, о готовящемся нападении шаха на Дагестан и др.

 

"Подле самой крепости, и также на равнине, размещался большой аул Эндрени, получивший у русских название деревни Андреевой, — вероятно по созвучию с чеченским именем этого селения, — он издавна находился под покровительством русского правительства и населен был вышедшими из гор чеченцами, которые содержали кордоны у подножия гор и нередко доставляли нашим властям весьма важные сведения о сборах и намерениях горцев."

— АНОЕВ А. А. ИЗ КАВКАЗСКОЙ СТАРИНЫ

22 ноября 1928 года 4 сессией ЦИК ДАССР 6 созыва принимается новый проект районирования республики. На его основе было принято постановление о разукрупнении округов и районов и образовании 26 кантонов и 2 подкантонов. Хасавюртовский кантон был образован на части территории бывшего Хасавюртовского округа, переданного в состав ДАССР из Терской области в 1921 году. По новому районированию кантон состоял из 18 сельских советов, в том числе и Андрейаульский (Андрейаул, Абдель-отар, Аджаматовка, Гоксув, Шавхал).

Кварталы в Эндирее

Согласно М. Б. Лобанова-Ростовского в Эндирее, было пять кварталов (аулов), четыре из которых назывались «по фамильным именам четырёх древних княжеских семей», а пятый аул- «называемый Салааул, был обитаем сала-узденями». В 1848 году Д-М. Шихалиев в Эндирее находит 14 кварталов:

  • 1. Тюмень
  • 2. Тюмень-чогьар (чагьар).
  • 3. Адиль-Гирей-чогьар.
  • 4. Мух-аул (он принадлежал роду Казаналиповых).
  • 5. Гуен.
  • 6. Айдемир-аул.
  • 7. Кумаш-аул.
  • 8. Борагьан-аул (он принадлежал роду Айдемировых).
  • 9. Сала-аул.
  • 10.Темир-чогьар (он принадлежал роду Темировых).
  • 11.Большой Урусхан-аул.
  • 12.Малый Урусхан-аул. (оба они принадлежали княжескому роду Урусхановых).
  • 13.Ачаган-аул (составлял квартал одного чанки).
  • 14.Альбюрю-аул (прин. роду Муртазали-Аджиевых).

В. Гаджиев пишет, что по одним из данных, Эндирей был образован жителями нескольких аулов, названия которых сохраняются в названиях кварталов Гуен-аул, Темир-Чагъар аул, Сала-аул, Мычыгъыш-аул (чеченский), Джуфут-аул (еврейский) и пр. Информация подтверждается также у Н. Грена, который сообщал, что Эндирей делится на кварталы, которые назывались гузский, кумыкский, чеченский, еврейский и др.

Н. Семёнов в своем труде «Туземцы Восточного Кавказа» отмечал, что Эндирей делился на больших 4 квартала, 2 из которых назывались Тюмен-аул (Туман-аул) и Гуэн-аул. По сведениям, полученным Н. Семёновым, тюменцы переселились на место нынешнего Эндирея с верховий р. Акташ, из местности под названием Чумлы. Небольшие группы тюменцев также были разбросаны по Кумыкской плоскости.

Гуэны или гуэнцы, также многочисленные и населявшие многие селения плоскости, считали себя аборигенами страны, не оспаривая старшинства поселения у тюменов. Тюмены выводили себя из "татарских" (кипчакских) народностей, гуэнцы же — гуннского или чеченского происхождения. Версия о чеченском происхождении гуенов (из аула Гуни) была высказана Семёновым и П. И. Ковалевским. Другие исследователи считают гуенов прямыми потомками кавказских гуннов. Ягуб-бек Лазарев (XIX в.), основываясь на сведениях армянских источников, в работе «О гуннах Дагестана» отождествлял гюенов с гуннами и писал, что этот этноним известен на Восточном Кавказе (Дагестан) со времен мидян. Н.Ходнев также считает гуенов потомками гуннов Прикаспия.

Далее называются кварталы Бораган-аул (выходцы из аула Брагуны ныне Борагангечув) и теркеменский квартал (население которого выходцы из разных мест, преимущественно из Персии).

Этимология

В комментариях к произведению "Тарихи Эндирей" ("История Эндирея)" в сборнике "Дагестанские исторические сочинения" авторы приводят полный список версий происхождения названия:

« О происхождении топонима существует ряд весьма разноречивых мнений и предположений, согласно которым этот населенный пункт:

а) назван по имени беглого донского казачьего атамана из «Ермаковых скопищ Андрея, якобы основавшего новое село ( по другим версиям — нашедшего в I554 г. на западных берегах Каспия опустевший каменный городок), в котором поселился сам первым и «в свое имя назвал» (Татищев. Лексикон, с. 162-163, 247; Болтин. Примечания, т.1, с. 48, 343-344; Шидловский. Записки, с. 191; Шихалиев. Рассказ кумыка, с. 163).

Первым эту версию выдвинул В.Н. Татищев и вслед за ним — И.Н. Болтин (первой стала публикация И.Н. Болтина, который исходил из рукописных материалов В.Н. Татищева).

Однако некоторые современные исследователи склонны видеть в топониме Андрей (Андреева деревня, Андрейаул) «искаженное русскими название кумыкского аула Эндери» (см.: Виноградов, Магомадова. О месте, с. 37). Впрочем, об этом же писали еще раньше дореволюционные авторы Г.Ф. Миллер, И.Л. Дебу, А.П. Берже и др. (см.: Гербер. Известие, с. 41; Дебу. О Кавказской линии, с. 94; Берже. Чечня, с. 130). Следует отметить также, что утверждение В.Н. Татищева и И.Н. Болтина не документировано и противоречиво;

б) назван по имени русского охотника Андрея, якобы жившего здесь (предание жителей Эндирея, зафиксированное нами в 1980 г.). Предание это, по всей вероятности, имеет позднейшее происхождение и является книжным заимствованием;

в) назван по имени армянина Андрея, видимо первого поселенца, так как тут первоначально проживали якобы армяне (эрмелилер) (наш полевой материал, 1983 г.; см. также: Кирюхин. Русский фольклор, с. 170). Однако известно, что армяне были поселены на Северном Кавказе лишь в начале XVIII в., а населенный пункт под названием Эндирей существовал по крайней мере еще в XVI в. — во времена Солтанмута;

г) назван по имени одного из кумыкских князей Тарковского шамхальства — Эндери, который якобы был владельцем земли в этом месте (сообщение местного краеведа Г. Яковчука);

д) назван по имени правителя древнего дагестанского города Балха — Эндир или Эндирей («Дербенд-наме», список 1099/1687-88 г.: ОР ГПБ, Дорн 541, л.24б; см. также Румянцевский список, л.4а, 12а);

е) назван по имени Индербая, человека из племени тюмен, который, предав своих соплеменников, якобы помог гюенам уничтожить их (предание местных жителей; Гаджиева. Кумыки, с. 193-194);

ж) образован от кумыкских лексических основ индыр/инныр («ток, гумно, место для молотьбы урожая») и ай («месяц»), т.е. топоним означает «месяц молотьбы», так как жители этого села во времена монголов якобы убирали хлеб по ночам, опасаясь нападений врагов (предание местных жителей; Берже. Чечня, с. 130; Гаджиева. Материальная культура, с. 34; Виноградов, Магомадова. О месте, с. 37; Лавров. Топонимические заметки, с. 211);

з) образован от словосочетания эндир бай / индыр бай («богатый обмолот») (Гаджиева. Материальная культура, с. 34);

и) образован от основ эн и дарай/дерей (виды шелковой ткани), так как среди главных предметов торговли в этом селе в средневековье якобы были шелк и шелковые ткани (см.: Таймасханова. К истории, с. 113). Это предположение, однако, не согласуется с сообщением Эвлия Челеби, посетившего этот «город» в XVII в. и написавшего о том, что в одежде эндирейцев «совершенно отсутствует шелк, ибо они... шелка совсем не носят» (Эвлия Челеби. Книга, вып.2, с. 115); трудно представить, что они не носили шелка, а лишь продавали его;

к) образован от тюркских основ эк («широкий») и дере («долина»), т.е. «аул, расположенный в широкой долине» (сообщение лингвиста К.Ш. Микаилова; Атаев. Из истории, с. 96);

л) возводится к монгольскому слову ундэр («высокий»; «возвышенность, высота»), так как в прошлом это село якобы располагалось на возвышенности (Таймасханова. К истории, с. 114);

м) является этнотопонимом, связанным с древним тюркским этнонимом эндер (Кадыраджиев. Географическая локализация, с. 116; он же. К этимологии, с. 122). К.с. Кадыраджиев относит его к булгарскому пласту топонимики Дагестана;

н) является реликтом древнейшего хазарского топонима Семендер. Как считает историк М.И. Артамонов, исходя из созвучия, название аула Эндери «можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера». Мнение это поддержано Г.с. Федоровым (Артамонов. Очерки, с. 97; Федоров. К вопросу, с. 307);

о) соотносится, по мнению краеведа Г. Керимова, с древнетюркским словом андырай («граница»). Вероятно, пишет он, что Эндирей в далекие времена находился на границе с другими племенами и поэтому получил такое наименование. Следовало бы отметить, однако, что такая семантика самого слова andiraj сомнительна и в словаре оно указано с соответствующей пометкой (см.: Древне-тюркский словарь, с. 44).

Можно привести и другие варианты объяснений ойконима. Однако из-за обилия попыток его толкований проблема происхождения названия этого известного села только усложняется. Здесь как нельзя более подходит высказывание В.А. Никонова о том, что «надежность этимологии обратно пропорциональна их количеству» (Никонов. Этнонимия, с. 25).
»

 

Население

Численность населения
1889 1914 1926 2002 2010 2012 2013
4037 ↘3417 ↘2565 ↗6465 ↗7437 ↗7556 ↗7673
2014 2015 2016 2017 2018    
↗7744 ↗7863 ↗7970 ↗8105 ↗8195    

 

Национальный состав

Национальный состав

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года:

Национальность Численность, чел. Доля
1 кумыки 2493 97,2 %
2 аварцы 68 2,65 %
3 чеченцы 3 0,1 %
4 персы 1 0,05 %

По переписи 2002 года:

  • кумыки — 6,025 чел (93,1 %)
  • аварцы — 346 чел. (5,3 %)
  • даргинцы — 69 чел. (1,1 %)
  • чеченцы — 13 чел. (0,2 %)
  • лакцы — 8 чел. (0,1 %)
  • русские — 7 чел.(0,1 %)
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов