Кладбища с. Эльхотово Эльхотовское сельское правление Владикавказского округа Терской области.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Эльхо́тово (осет. Елхот) — село в Кировском районе Республики Северная Осетия — Алания. Административный центр Кировского района.
Образует муниципальное образование «Эльхотовское сельское поселение», как единственный населённый пункт в его составе.
Село расположено на правом берегу реки Терек, в 55 км к северо-западу от города Владикавказ. Находится у Эльхотовских ворот, у границы с Кабардино-Балкарской республикой.
Ближайшие населённые пункты: Комсомольское на востоке, Карджин на юго-востоке, Змейская на западе и Плановское на севере.
Площадь территории сельского поселения составляет — 33,68 км2. Из них на площадь населённого пункта приходится — 15,02 км2, на сельскохозяйственные и иные земли — 18,66 км2.
Средние высоты на территории села составляют 315 метров над уровнем моря. На юге над селением возвышается Кабардино-Сунженский хребет.
В 1838 году на правом берегу реки Терек, у входа в Эльхотовские ворота, было основано осетинское село. Позже на равнине за селением Заманкул, появилось мусульманское село Елхот.
В 1839 году командир кавказского корпуса генерал Головин донёс военному министру: «В минувшем, 1838 году на правом берегу Терека поселён аул осетин-мусульман, называемый Эльхотовским. В него заселилось 88 семей из мусульманских сел Беслан, Зильги, Батако, Брут, Заманкул, Карджин».
В 1847 году Эльхотово приняло новых поселенцев: Кудаберда Мильдзихова и Сахмурза Дзгоева из Скуткоха; Созырко Хаева, Бимболата Хаева, Тотраза Албегова, Дзра Албегова, Сабока Албегова из Брута; Гуцари Бохова, Заурбека Бохова, Габона Бохова, Сека Бохова из Карджина; Елмурза Боева, Тбе Тотикова, Елмурза Ходонова из Ардона; Иба Агнаева из Бирагзанга; Савкудза Черджемова из Заманкула и Ислама Дзгоева из Санибы. В селе насчитывалось уже 100 дворов.
В последующие годы заселение села продолжалось. Жители в основном занимались земледелием, животноводством и торговлей. В начале XX века в селе действовало 3 мечети.
Рядом с селением Эльхотово находится древнее городище Верхний Джулат. В золотоордынское время здесь существовало поселение, которое, как предполагают (Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XII—XIV вв.) можно отождествлять с известным по летописям ясским городом Дедяковым, существовавшим с X века по XIV век. На городище выявили церковь, две мечети и минарет, датирующийся временем правления хана Узбека. Сделанные здесь находки свидетельствуют о значительной роли этого города в политической и экономической жизни Северного Кавказа.
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|
7212 | ↘7101 | ↗7425 | ↗8003 | ↗8574 | ↗12 208 | ↗12 626 |
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
↗12 633 | ↘12 595 | ↘12 575 | ↘12 517 | ↘12 501 | ↗12 510 | ↘12 501 |
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2023 | ||
↘12 471 | ↗12 491 | ↘12 473 | ↗12 723 | ↘12 690 |
Национальный состав
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Народ | Численность, чел. |
Доля от всего населения, % |
---|---|---|
осетины | 11 871 | 94,0 % |
русские | 564 | 4,5 % |
другие | 191 | 1,5 % |
всего | 12 626 | 100 % |
В первой половине 19 века царская Россия всеми силами старалась закрепиться на Кавказе. Для этого ей, разумеется, было необходимо расположить к себе местное население. Горцы, как известно, испытывали острую нехватку в пахотной земле, и им по указанию властей выделялась земля на равнине. Император Николай I, находившийся в поездке по Кавказу, задержался на левом берегу Терека у минарета, оставшегося от мечети средневекового аланского города Верхний Джулат. Ему пришелся по душе план военного командования, согласно которому в данной местности намечалось поселить горцев, чтобы они взяли на себя задачи по охране Военно-грузинской дороги, ведущей в Закавказье. Начало же этой дороги было в те времена в Моздоке.
Уже позже, а если быть более точным, в 1838 году согласно решению российского военного командования добровольные переселенцы из числа жителей горных и равнинных сел Осетии вместе с семьями поселились в местности Елхот, недалеко от развалин Верхнего Джулата. Село быстро разрослось и ко второй половине 19 века насчитывало уже 350 домовладений. Согласно переписи 1886 года большинство жителей были представителями 23 фамилий: Козыревы – 36 домовладений, Салбиевы – 24, Мильдзиховы – 15, Дзгоевы и Карсановы – по 13, Чеджемовы – 12, Тотиковы – 11, Доевы – 10, Едзоевы – 9, Агнаевы и Кубаловы – по 8, Рубаевы и Цомартовы – по 7, Адырхаевы, Дзиовы, Магкаевы, Моргоевы и Точиевы – по 6, Габисовы, Накусовы, Сугаровы, Токаевы и Тулатовы – по 5. Представители остальных фамилий имели в селе от одного до четырех домовладений.
Большинство эльхотовцев занимались животноводством и земледелием. Пашни, пастбища и сенокосы сельчан занимали площадь более 9 тысяч десятин. Сеяли в основном пшеницу, ячмень и кукурузу. В среднем на каждое домовладение приходилось по 5 десятин пашни – это в несколько раз больше, чем, например, у жителей горных сел.
В октябре 1867 года Тепса Салбиев и Кудаберд Рубаев соорудили через реку Терек паромную переправу, предварительно получив на это разрешение начальника Владикавказского округа полковника Эглау. По обоим берегам – в верхней части нынешней улицы Комсомольской в Эльхотово и поблизости от Джулатовского минарета – были построены площадки для повозок, где они ждали своей очереди на переправу. Благодаря сооружению паромной переправы перемещение грузов стало гораздо более удобным. Через два месяца после того, как переправа стала функционировать, начальник Владикавказского округа полковник Эглау доложил начальнику Терской области о том, что моздокские купцы снизили цены на свои товары, так как теперь их расходы на дорогу стали заметно меньше.
В 1875 году была проложена железная дорога от Ростова-на-Дону до Владикавказа, и на Эльхотовской железнодорожной станции стали появляться зернохранилища и сушилки для зерна. Отсюда ежегодно в центральную Россию отправлялись тысячи пудов зерна. После того, как Мурзабек Точиев, Заурбек Карсанов, Семен и Алексей Мещеряков, Иосиф Воробьев и другие предприниматели построили мельницы, стали отправлять и муку. На страницах газеты «Терские ведомости» того времени часто можно было встретить объявления о покупке и продаже зерна. Многие эльхотовцы зарабатывали себе на жизнь тем, что осуществляли на железнодорожную станцию транспортировку зерна из других сел.
Эльхотовцы, по сравнению с жителями горных населенных пунктов, были более предприимчивыми и хозяйственными. Высокий уровень благосостояния жителей был заметен и со стороны. Многие строили высокие и просторные дома. По сведениям официальной статистики в 1889 году сельчане имели 8 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Немалая часть жителей занималась пчеловодством. Одним словом, большая часть эльхотовцев жила безбедно. И только в 9 процентах домовладений не было ни лошади, ни скота.
Имелись в селе и ремесленники. Хорошим кузнецом считался Тата Накусов, плотниками были Иналук Точиев, Бала Фидаров, Бабо Чеджемов, как мастера на все руки славились Темболат Дзугаев, Уырыц Точиев, Саукуыдз Хутинаев. Процветала в Эльхотово и торговля. В конце 19 века в селе насчитывалось 9 частных магазинов. Их владельцами были Курман Агнаев, Афако Морогоев, Бодзи Урусов, Бута и Тох Мильдзиховы.
Эльхотовцы всеми силами старались для того, чтобы их дети получили образование. В открывшейся в 1887 году школе учителями работали в разное время Хаджумар Мильдзихов, Урусби Уадаев, Петр Бичерахов, Василий Качаев, Георгий Елбаев. Учащимся преподавали арифметику, русский язык, рисование, гимнастику, на уроках Закона Божьего изучали ислам. В каждом из пяти отделений школы насчитывалось по 30 учащихся, а школьный библиотечный фонд доходил до 500 книг.
Немало известных людей было к концу 19 века из числа эльхотовцев благодаря полученному ими хорошему образованию. Преподавателем Тифлисской школы садоводства был Алихан Ардасенов, впоследствии ставший начальником управления земледелия и государственного имущества Эриванской губернии и Карской области. Асланджери Елоев одним из первых получил специальность фельдшера, работал в реальном училище. Офицерами царской армии были Елмарза Доев, Тепо Едзоев, Темболат Козырев, Елдзарико Макеев, Тотырбек Макеев, Бимболат Мильдзихов и многие другие.
Время шло своим чередом, условия жизни сельчан становились лучше. К началу 20 века появилась телефонная связь с Владикавказом и другими городами Терской области. Много сил потратили в разное время для улучшения благоустройства населенного пункта главы села Азырым Тотиков, Шахмурза Доев, Амзорико Едзоев, Бита Мерденов. Уровень благосостояния эльхотовцев также повысился. Чермен и Боборц Адырхаевы владели заводами по переработке фруктов, а предприятия Джена Доева, Касболата и Мирзакула Габисовых по годовому обороту были одними из крупнейших в Терской области.
Большое внимание в те времена уделялось сохранению исторических памятников. А их в окрестностях Эльхотово было немало. Еще в конце 19 века председатель Московского археологического общества графиня Уварова била тревогу из-за угрозы разрушения старинных археологических памятников Осетии. 29 декабря 1890 года она обратилась к начальнику Терской области с просьбой приложить усилия для сохранения Джулатовского (Татартупского) минарета для будущих поколений. Она была встревожена не зря: жители близлежащих станиц Змейская и Николаевская вели себя на развалинах Верхнего Джулата как мародеры. Власти к просьбе Уваровой прислушались, и виновники были строго наказаны. Но, к сожалению, нынешние поколения не смогли сохранить это уникальное сооружение.
История села Эльхотово, как и история других сел Осетии, хранит в себе много интересного и полезного. И если мы сегодня не постараемся сберечь то, что дошло до нас от предков, завтра нашим потомкам будет гораздо труднее изучать историю нашего народа.
А. Кубалов,
член Союза журналистов России.
http://elhotovo.ru/index.php/o-poselenii/istoricheskaya-spravka