Кладбища с. Цалка Бармаксызское сельское правление Борчалинского уезда Тифлисской губернии.
Ца́лка (груз. წალკა) — город на юге Грузии, административный центр Цалкского муниципалитета, относится к краю Квемо-Картли. Один из центров исторической области Триалетия.
В прошлом, до распада СССР, Цалка был единственным городом в Советском Союзе, населённый только греками. Население района достигало 50 000 (более 90% — греки). В школах преподавание до распада Союза велось на русском языке, преподавался также греческий язык как иностранный вместо английского. В настоящее время греческое население, в связи с эмиграцией на историческую родину, составляет менее 2000 человек, но в летние месяцы наблюдается огромный наплыв греков, которые сохраняют в частной собственности большинство домовладений Цалки и цалкского района.
Название Цалка происходит из древнегреческого языка и означает «Единая».
Город расположен на юго-восточном берегу Цалкского водохранилища.
Через город проходит железнодорожная линия Тбилиси — Ахалкалаки. Рядом с городом находится железнодорожная станция Цалка. Город является столицей административного района Цалка, который включает в себя около 48 деревень, более чем в 40 из которых проживали греки.
Участок расположен на плато Триалети — примерно 1600 метров над уровнем моря; это означает, что даже летом город остаётся прохладным местом.
В городе есть гидроэлектростанция (ГЭС), расположенная на берегу озера Цалка. Озеро в деревне Санамер является искусственным и было создано с целью электрификации этого региона. Район окружён горами и пышными лесами с высокой плотностью деревьев.
Цалкинские греки — особая группа понтийских греков Грузии, компактно проживала преимущественно в Цалкском районе. Самоназвание — урумы.
До переселения на территорию Тбилисской губернии, которая в то время была частью Российской Империи, цалкинские греки проживали в нагорьях северо-восточной части Оттоманской Империи. Основная масса переселенцев прибывала из районов Гюмюшхане (Аргируполис), Байбурт и Эрзерум. Карсская область, будучи зачастую частью Российской Империи, являлась перевалочным пунктом для многих греков, как предков цалкинских греков, так и других греков, спасавшихся от турецкого гнёта. Некоторые названия сёл Цалки сохраняют имена мест первопоселения.
Основная территория размещения цалкинских греков — южные районы Грузии, среди которых Цалкинский, Тетрицкаройский, Дманисский, Болнисский, Боржомский. Часть цалкинских греков проживает в соседних районах Армении.
В 1991 году грекам бывшего СССР разрешили выезд за границу. Начался массовый отъезд греков на историческую родину.
Первые переселенцы-греки появились в 1813 году в селе Цинцкаро Тетрицкаройского района. Здесь обосновались 17 фамилий греков. В 1829-30 годах образовались селения Верхнее и Нижнее Цинцкаро. Первые эллиннофоны в Цалкинском районе появились в 1830-31 годах, основав в 1832 году село Санта. В 1854—1855 годах во время и после Крымской войны были переселены греки-эллинофоны с понтийского побережья в город Тетри-Цкаро, поселок Триалети (сёла Гумбати, Тарсони, Неон-Хараба), а также в Боржомское ущелье (село Цихисджвари). Особенность переселения заключалась в том, что оно осуществлялось с позволения и под присмотром российских властей целыми деревнями. Для греков выделялись места поселения, проводилась перепись населения и регистрация.
Подавляющее большинство цалкинских греков не говорило на греческом языке. После завоевания Византийской Империи турками, они перешли на турецкий. Интересен факт того, что в сёлах Цалки в периоды ее заселения многие греки были носителями понтийского диалекта греческого языка. Однако, практическая востребованность турецкого языка (оружающие районы Цалки были заселены карсскими и эрзерумскими армянами, азербайджанцами и турками-месхетинцами, использующими турецкий в качестве общего языка) заставила многих перейти на турецкий. Например, жители сёл Имера, Гуния-Кала, спустя сто лет перестали полностью говорить на греческом языке. Самоназвание цалкинских греков «урум» происходит от греческого «ромеос» (в переводе грек житель Римской/Византийской Империи).
Самым значительным, но не единственным отличием внутри-анатолийских групп греков является их язык — говоры восточноанатолийского диалекта турецкого языка.
Грузинский историк Николоз Джанашиа также отмечал, что греческое население Цалкинского района разговаривает преимущественно на восточноанатолийских диалектах турецкого языка.
По словам Пашаевой, на наречие цалкинцев значительное влияние оказали три языка: с одной стороны, азербайджанский, с другой — грузинский и русский. Цалкинские греки общаются на турецком наречии, которое делится на ряд мало отличающихся друг от друга говоров.
Греки-туркофоны и армяне владеют особым восточным диалектом турецкого языка, который существенно отличается от современного турецкого языка. Его изучение могло бы дать некоторые сведения о том, в какой среде и на какой основе он формировался и видоизменялся, что представляет несомненный интерес для истории цалкинских греков.
Цалкинские греки подразделяются на туркоязычных и грекоязычных. Та часть греков, которая проживала в северо-восточных вилайетах Османской империи, вынуждена была отказаться от родного языка и принять анатолийское наречие турецкого. Потомки этой части греков составляют большинство греков Цалки. Предки же грекоязычной части населения Цалки (сёла Санта, Гумбати, Тарсони и Нео-Хараба) по различным обстоятельствам, например в связи с проживанием в горных труднодоступных районах, сохранили понтийский диалект греческого языка. Грекоязычное население Цалкинского района составляет не более 20 % общего числа греков Цалки.
В туркоязычных греческих сёлах широко распространено турко-русское двуязычие. При этом турецкий язык используется главным образом в быту, обыденной жизни. Русский же язык принят в государственных учреждениях, в культурной жизни.
Русский язык оказал благотворное влияние на все стороны жизни цалкинцев. Знание русского языка способствовало для многих греков Цалки поступлению в высшие учебные заведения советских республик, повышению квалификации, активному включению в процесс развития различных областей науки и культуры. Вместе с тем тяга к возрождению родного греческого языка все больше усиливается. Языковая ностальгия особенно характерна для туркоязычных греков. Их этническое самосознание столь обострено, что многие, не владея греческим языком, признают все же его родным, турецкий же язык осознается ими как чужой, навязанный.
Среди цалкинских греков немало известных личностей. Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Михаил Афанасов по своему происхождению — грек. Он является автором исследования «Известные греки Ставрополья» (2006 г.).
Еще один выдающийся грек — знаменитый генерал-губернатор Ставропольской губернии Николай Егорович Никифораки. В период его семнадцатилетнего правления в Ставропольской губернии наблюдался настоящий промышленный бум. Вступали в строй паровые мельницы, винокуренные, маслобойные, кожевенные, свечные заводы. Газеты тех лет писали: «Все сферы жизни Ставропольской губернии Никифораки превратил в цветущий оазис». К 225-летию Ставрополя на площади у железнодорожного вокзала города ставропольскими греками при поддержке ростовской греческой диаспоры был возведен памятник «самому блистательному губернатору» Ставрополья, как назвал его в своей книге известный краевед, почетный гражданин Ставрополя Герман Беликов.
Среди выдающихся представителей цалкинцев также голкипер, заслуженный тренер России Неофити Бурсаниди, который всю свою жизнь посвятил футболу, артист Леонид Самарджиди, композитор Ставро Колианиди, киноактер Эвклид Кюрдзидис, художники Леонид Попандопуло, Александр Ливинский, фотохудожник и поэт Станислав Ливинский и многие другие.