Кладбища с. Шаумяни Шулаверское сельское правление Борчалинского уезда Тифлисской губернии.
Шаумяни (груз. შაუმიანი; до 1925 года — Шулаверы) — село в Марнеульском муниципалитете края Квемо-Картли Грузии. Расположено в 10 км от железнодорожной станции Шулавери.
С 1932 года до 1 января 2014 года имело статус посёлка городского типа.
В Шулаверах жил сын Ираклия II — царевич Александр, пока в июне 1800 года он не откочевал к турецкой границе, уйдя в Карс; за ним последовали несколько десятков грузин и татар. В 1852 году в селе Большие Шулаверы Борчалинской дистанции крестьянам объявили «высочайшую волю» о «всемилостивейшем пожаловании шулаверским меликам Калантаровым и Саркисовым земель сел. Шулаверы», в ответ на что началось крестьянское волнение. В 1880 году село стало административным центром Борчалинского уезда Тифлисской губернии. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в конце XIX века в Шулаверы проживало 3297 человек, состоящие из армян и азербайджанских татар (азербайджанцев).
По данным переписи 1897 года население Шулаверы составляло 4553 человека, из которых:
19 декабря 1918 года во время Армяно-грузинской войны село было взято армянскими частями, но 29 декабря село перешло под контроль грузинских войск. 15 февраля 1921 года в селе был создан Грузинский ревком, который обратился к РСФСР с просьбой о военной помощи. На следующий день части 11-й Красной Армии перешли армяно-грузинскую границу и заняли Шулаверы, где 18 февраля Грузинский ревком провозгласил Грузию Советской Социалистической республикой. В 1925 году населённый пункт был переименован в Шаумяни в честь Степана Шаумяна.
Культура Шулавери-Шому, или шулавери-шомутепинская культура, — археологическая культура, существовавшая в Закавказье (территория современного Азербайджана, Грузии и Армянское нагорье) в позднем неолите и энеолите. Датируется примерно 6000 — 4000 гг. до н. э. Названа по поселениям Шулавери-гора в Грузии и Шомутепе (холм Шому) в Азербайджане.
Археологические раскопки Шулаверис-гора и Имирис-гора проводились Квемо-Картлийской объединённой археологической экспедицией Государственного музея Грузии и Тбилисского государственного университета под руководством профессора О. М. Джапаридзе в 1965—1966 годах.
Согласно Джавахишвили: «Мы затрудняемся сказать, насколько приемлема радиоуглеродная дата, установленная для Шому-Тепе; по немногочисленым материалам, которыми мы располагаем в настоящее время из публикаций этого памятника, она кажется несколько заниженной (5560 ± 70 до н. э.) но, учитывая, что из остальных четырех радиоуглеродных определений возраста данной культуры, которые имеются в настоящее время (Тойра-тепе — 4295 ± 125; Шулаверис-гора, нижний слой — 4675 ± 210; Шулаверис-гора, верхний слой — 3970 ± 300; Кюль-тепе — 3820 ± 90 до н. э.) два дают первую половину и середину V тыс. до н. э., с другой стороны, что материалы Шому-тепе известны нам лишь очень поверхностно, она все же не может быть отброшена без оговорок».
Мотыги из кости и рогов эпохи энеолита из памятников Шомутепе, Гаргалартепеси и Кюльтепе I. VI-IV тысячелетия до н. э. Музей истории Азербайджана
Считается, что эта культура возникла вскоре после резкого похолодания 6200 г. до н. э., продолжавшегося около 2 столетий.
Культура Шулавери-Шому предшествует куро-араксской культуре, существовавшей на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока около 4000 — 2200 гг. до н. э., и которая в дальнейшем значительно повлияла на последующую триалетскую культуру (ca. 2200—1500 BC). Культура Сиони в Восточной Грузии, вероятно, была переходной от шулаверийской к куро-араксской.
В Азербайджане слои Лейлатепинской культуры в некоторых случаях перекрывают более ранний слой культуры Шулавери-Шому.
Культура Шулавери-Шому, как и соседние неолитические и халколитические культуры Южного Кавказа, использовали местный обсидиан для изготовления орудий, занимались скотоводством (крупный рогатый скот, свиньи), выращивали культурные растения, в том числе виноград. В Гадачрили гора (Gadachrili gora), недалеко от деревни Imiri, радиоуглеродный анализ указывает на дату около 6000 года до нашей эры. Многие характерные черты материальной культуры Шулавери-Шому (круглые глинобитные здания, керамика с пластическими украшениями, антропоморфные женские статуэтки, обсидиановые орудия — преимущественно продолговатые призматические ножи), как предполагается, произошли от культур ближневосточного неолита (Хассуна, Халаф).