Кладбища с. Марткопи Марткопское сельское правление Тифлиского уезда Тифлисской губернии.
Монастырь с. Марткопи Марткопское сельское правление Тифлиского уезда Тифлисской губернии.
Марткопи (груз. მარტყოფი) — село в Гардабанском муниципалитете, края Квемо-Картли республики Грузия. Одно из древнейших сел Грузии.
Расположено на южном склоне Ялнинского хребта, в долинах рек Алихеви и Тевали, на высоте 770 метров над уровнем моря. Находится в 17 км на северо-восток от Тбилиси, в 2 км от столичной объездной дороги, в 55 км от районного центра, ближайшая железнодорожная станция — Вазиани (12 км).
Согласно переписи населения 2014 года, в деревне проживает 7397 человек.
Территория Марткопи населена с I—II веков. До VI века место известно под названием Акриани (каменное место).
В VI веке здесь св. Антонием, одним из сирийских отцов, пришедших в Грузию, был основан монастырь. Сам святой выстроил себе отдельную башню и пребывал в ней в уединении. Считается, что это обстоятельство и дало новое название месте — в переводе с грузинского «марто мкопи» означает «находящийся в одиночестве». В 1725 году монастырь и все церкви были разрушены лезгинами.
В 1625 году в окрестностях села произошла битва между персами и грузинами.
Село было также известно как дачная местность, здесь находилась летняя резиденция экзарха Грузии.
Здесь работали видны деятели грузинской культуры Николай Черкезишвили (XVII-XVIII вв.), Иване Кобулашвили (XVIII в.), Стивен Джорджадзе (XVIII в.) и другие.
Башня Тушмалишвили
Жил и был убит Кирион II (1855—1918) — с октября 1917 года католикос-патриарх Грузии, первый католикос-патриарх после провозглашения автокефалии Грузинской церкви.
МАРТКОПИ -- Марткопи - одно из древнейших сел Грузии. Здесь очень много достопримечательностей - исторические памятники встречаются даже во дворах местных жителей. Археологические находки свидетельствуют о том, что окрестности Марткопи были заселены еще 4500 лет назад. А предметы из металла, старейшие не только в Грузии, а на всем Кавказе, были найдены именно в Марткопи. На этой земле произошло одно из важнейших сражений в истории Грузии - Марткопкая битва.
Тяжелые тучи пролетают над Марткопи. Несмотря на весенний день, тут холодно. Улицы пусты. Лишь издали доносятся голоса детей. Вокруг большие двухэтажные дома. В глаза бросается достаток. Но, присмотревшись, понимаешь, что за ними давно не ремонтировали: потрескавшиеся стены, обвалившаяся кое-где штукатурка, давно заржавевшие ворота.
Перейдя через мост, подходим к женскому монастырю. В монастырском дворе кипит работа. Монахиням помогают местные жители. Тишину нарушает рев механического плуга, которым вспахивают землю деревенские ребята.
Сестра Кетеван уже девять лет живет в марткопской обители. Она рассказывает, что здание монастыря некогда было летней резиденцией патриарха Грузии Ильи Второго, и он особенно любит это место. Молодая монахиня стыдливо отмечает, что обитатели монастыря пока не умеют работать с землей - поэтому часто прибегают к помощи местных жителей.
“Сейчас мы сажаем свеклу и морковь. Вот там мы устроили овощную террасу. Теперь все выглядит более прилично,” говорит сестра Кетеван.
Нашу беседу нарушает звон небольшого колокола. Это звонят к обеденной трапезе.
“В монастыре мы все делаем вместе - молимся, работаем, едим. Во время работы мы забываем о времени и вот так нас собирают,” говорит сестра Кетеван.
Жительница Марткопи Тамар, помогающая монахиням, решила помочь и «Эху Кавказа». Она вызвалась познакомить нас с жителями села. Особенно - с сетрами Марушашвили, одна из которых хорошо знает историю Марткопи. По дороге Тамар рассказала о своей семье. Оказалось, что девять человек живут на одну пенсию ее сына.
“Мой сын - пенсионер. У него девять детей. Он с детства - инвалид второй группы. Раньше мы обрабатывали землю, но последние два года не можем заниматься этим. У меня аритмия сердца. Вот, прошла всего пару шагов и сердце уже в горле,” говорит Тамар.
По дороге встречаем и других местных жителей. Среди них – преподаватель английского языка марткопской первой школы Нино Эбилашвили.
“Это - историческая деревня. Тут много храмов, в том числе - действующих,” с гордостью рассказывает Нино о своем селе.
В разговор включается Гиви Прецуашвили и возвращает нас к сегодняшним бытовым проблемам населения Марткопи.
“Люди живут очень бедно. У нас нет никакой прибыли от земли. Люди перебиваются только тем, что у них одна корова. От нее вся прибыль. Нет ни работы и ничего другого,” жалуется Гиви, но при этом настойчиво приглашает к себе в гости со словами: «хотя я простой крестьянин, но сердце мое открыто для гостей».
Подходим к дому местных знаменитостей - сестер Марушашвили. Особенно известна в Марткопи Хатуна, которая уже много лет
Во дворе Марткопской обители кипит работазанимается научной деятельностью. Ссылаясь на труды историка Платона Иоселиани, она говорит, что много веков назад село Марткопи называлось Акриани. А поменялось название после того, как тут поселился один из сирийских отцов - Святой Антон Марткопский. Его прозвали Марткопским из-за любви к уединению: в переводе с грузинского «марто мкопи» означает «находящийся в одиночестве».
“Акариани называли каменистые горы. На такой горе жил в своей башне Антон Марткопский. Когда он пришел в Марткопи, его встретил монастырь, построенный еще в пятом веке, во времена Вахтанга Горгасали. Потом святой Антон покинул монастырь, построил рядом с ним башню и 15 лет прожил в ней в одиночестве,” говорит Хатуна Марушашвили.
Зато, судя по всему, не любит одиночества марткопская молодежь. Она встречается нам небольшими группа то там, то тут. Сперва немного стесняясь, а потом уже непринужденно молодые люди рассказывают, как они проводят свободное время.
--В свободное время мы с друзьями собираемся и, по возможности, развлекаемся дома.
--Нет ничего, чем могла бы развлечься молодежь. Летом мы также гуляем или стоим на так называемых биржах. А так, чтобы был парк или что-нибудь в этом роде, у нас этого нет...
--Я мечтаю о наступлении лета, чтобы побыстрее выехать отсюда.
--Нет, почему же – все не совсем так.
--Если хотим - то развлекаемся, когда собираемся вместе с друзьями и сплетничаем.
Мало кто может похвастаться многовековой башней в собственном саду. Но такая башня стоит во дворе Пируза Тушмалишвили, род которого уже много веков проживает в Марткопи. Хозяин башни встретил нас благожелательно.
“Заходите, посмотрите. Я давно не разговаривал с молодыми девочками,” смеется Пируз и приглашает осмотреть его башню вблизи. Вот ее история:
--Моим предком был Датуна Маисурадзе, который был поваром при дворе царя Теймураза Второго. Затем его место занял сын Габриэль - уже при царе Ираклие Втором, который подарил ему эту землю. Потом он сменил фамилию моих предков с Маисурадзе на Тушмалишвили. Тушмали по-персидски означает повар, а Ираклий Второй вырос при дворе Надир-Шаха.
Наш хозяин живет вместе с супругой, а их дети - как и большинство молодых марткопцев - живут и работают в Тбилиси. Главным образом, водителями. Пируз Тушмалишвили отмечает, что земля в Марткопи очень благодатная, но так как село расположено близко к столице - все стремятся в город. Пируз говорит, что был последним жителем Марткопи, который обрабатывал землю. Мелкое земледельчество больше не оправдывает себя. Пахотная земля находится далеко, участки - небольшие, а горючее стоит дорого.
Вот и сидит Пируз дома и вместо того, чтобы обрабатывать землю, любуется на родовую башню. Эта башня – далеко не единственная достопримечательность Марткопи. Одно из самых больших сел Грузии богато историческими памятниками. Историю хранит сама земля, сегодня застроенная домами. Некогда здесь было огромное поле, на котором в 1625 году произошло одно из важнейших сражений в истории Грузии. Речь идет о Марткопской битве, когда в день Благовещения грузины полностью уничтожили армию иранского шаха Абасса Первого.