Кладбища д. Смолинское Мало-Чаусовская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Деревня Смолина при реке Тобол основана во 2-й половине XVII в. на землях слободы Царево Городище (Царев Курган). По одной из версий деревня на заречной степной стороне реки была заселена еще в 1661 г. Однако, скорее всего датой образования поселения нужно считать конец XVII в., когда слободу с Арбинского яра перенесли на новое место. Считается, что жители Царева Городища ушли ниже по течению Тобола в 1695 г. и основали несколько населенных пунктов, в том числе д. Смолину. В начале XVIII в. она уже была крупным поселением, имевшим из-за частых набегов степняков свои военные укрепления.
По сведениям 1780-х гг. в деревне проводились ежегодные торжки в дни памяти Святых Прокопия (8 июля) и Иоанна (29 мая) Устюжских Чудотворцев. В административном отношении селение изначально относилось к Царекурганской (Курганской) слободе Ялуторовского дистрикта, а с 1782 г. стало центром Смолинской волости Курганского уезда. К концу XIX в. волость была переименована в Мало-Чаусовскую, а в начале XX в. и центр волости был перенесен в д. Мало-Чаусову.
С постройкой в 1895 г. приписной церкви пригородная деревня часто официально именуется селом Смолинским, а с 1920-х гг. – поселком Смолино, который в 1944 г. вошел в черту г. Кургана. Очевидно, со времени основания д. Смолиной ее жители были прихожанами церкви слободы Царево Городище. Достоверно известно, что с 1780-х гг. деревня числилась в приходе Христо-Рождественской (позднее Свято-Троицкой) церкви г. Кургана, расположенной на расстоянии 4 верст.
В 1836 г. она вошла в состав вновь открытого прихода при Курганской Богородице-Рождественской церкви, находящейся в 8 верстах. Вероятно из-за неудобства в сообщении с храмом, связанного с дальним расстоянием до него, селение с 1841 г. было вновь перечислено в Курганский Троицкий приход. Еще одна попытка перевести д. Смолину к Богородице-Рождественскому приходу была сделана в 1877 г., но со следующего 1878 г. она неизменно числится в Троицком приходе до его ликвидации во 2-й половине 1930-х гг. По некоторым сведениям к 1936 г. при Смолинской церкви уже была отдельная православная община, но вскоре она, вероятно, прекратила свое существование. 25 апреля 1963 г. при храме, перенесенном в поселок Смолино из поселка Рябково, было официально зарегистрировано властями православное общество и открыт приход, который существует и в настоящее время. В д. Смолиной исстари существовала православная деревянная часовня. Дату ее основания следует отнести к началу XVIII, а может быть и к концу XVII столетия. По сведениям 1720 г. часовня уже существовала, и при ней постоянно проживал часовенный дьячок. Часовня была освящена в честь Святого Прокопия Праведного, Устюжского Чудотворца, память которого 8 июля особенно чтилась как в Смолиной, так и в окрестных деревнях и в самом Кургане, вероятно потому, что первые насельники этой местности были переселенцами из области Великого Устюга. Очевидно, что за долгое время существования часовни здание ее неоднократно ремонтировалось, а возможно и перестраивалось. Известно, что к концу 1840-х гг. оно в очередной раз обветшало, поэтому указом Тобольской духовной консистории от 11 декабря 1852 г. разрешено было его исправить, а в 1854 г. деревянная часовня была возобновлена.
В 1890 г. она была перестроена местными жителями в церковь-школу. В Смолинской часовне издавна имелась старинная икона Святого Праведного Прокопия, которая ежегодно с крестным ходом приносилась к всенощной 7 июля в Курганскую Троицкую церковь, а 8 июля после литургии таким же порядком возвращалась в часовню, где приходскими священниками в эти дни проводились богослужения. Когда и по какому поводу был установлен этот крестный ход неизвестно, но в середине XIX в. он уже существовал и проводился, очевидно, до освящения в д. Смолиной в 1895 г. собственного храма, так как в последующем не упоминается. Не установлена и дальнейшая судьба образа Праведного Прокопия Устюжского. Дело о постройке церкви в д. Смолиной началось в 1887 г., но по некоторым обстоятельствам затянулось надолго.
Имеющаяся здесь Прокопиевская часовня к 1887 г. снова пришла в ветхость. В связи с этим 30 августа этого года соединенный сход крестьян д. Смолиной и близких к ней деревень Мало-Чаусовой, Глинок и Вороновки Курганского Троицкого прихода по предложению причта обсуждал вопрос о поправке ветхой часовни и приговором постановил ее перестроить. Тобольская духовная консистория 12 октября 1887 г. разрешила проведение работ, но только с тем, чтобы часовня была расширена и к ней были сделаны пристройки: помещение для алтаря на случай устройства здесь приписной церкви, а также особая комната, в которой могли бы помещаться священнослужители при приезде в д. Смолину для богослужения, а в случае надобности могла бы быть открыта церковная школа. Когда указ об этом был предъявлен крестьянам вышеупомянутых деревень, последние постановили, что постройка эта будет для них обременительной, и заявили, что они согласны поправить часовню, но без всякого расширения, а жители д. Вороновки отказались и от этого. Между тем, деревни эти были отделены от приходской Троицкой церкви рекой Тоболом, что затрудняло сообщение с храмом, поэтому образование в одной из них в будущем самостоятельного прихода было делом недалекого будущего. Убеждения причта, очевидно, подействовали на прихожан и в 1889 г. в Тобольскую духовную консисторию поступило прошение крестьян д. Смолиной о высылке им плана на часовню. Консистория указом от 23 мая 1889 г. рекомендовала руководствоваться при перестройке планом молитвенного дома-школы, изданным Санкт-Петербургским епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы. Строительство здания, которое велось на средства жителей д. Смолиной и пожертвования прихожан Курганской Троицкой церкви, было начато в 1890 г. и в том же году окончено. Вместо простой и скромной часовни, какая предполагалась сначала, была выстроена небольшая деревянная церковь-школа. К 1892 г. в храме был устроен иконостас и подновлены старые киоты. До 1895 г. здание это стояло в виде часовни, богослужения в которой совершались причтом Троицкой церкви 7 и 8 июля, а также в дни Великого поста. Кроме того, здесь служились молебны на пасхальной неделе и во время крестных ходов с иконами по полям.
В 1895 г. крестьянами Смолинского сельского общества постановлен был 28 мая приговор, в котором заявлено, что, так как вся церковная утварь приобретена, то сход возбуждает ходатайство об освящении часовни в церковь во имя Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев. Ходатайство это было удовлетворено, и 5 октября 1895 г. церковь-школа была освящена местным благочинным, протоиереем Димитрием Кузнецовым. Церковно-приходская школа в ее помещении, очевидно, так и не была открыта. После освящения храм значился приписной церковью, состоящей при Курганском Троицком приходе. По документам она чаще упоминается, как посвященная Святому Праведному Прокопию Устюжскому. Богослужения здесь совершались приходским причтом по воскресным и праздничным дням. Перед освящением церковь представляла собой одноэтажное деревянное здание на каменном фундаменте, покрытое листовым железом и увенчанное одной главой с железным вызолоченным крестом. Кроме того, были поставлены два таких же креста меньшего размера над входом выше крыльца и над алтарной частью. Крыша и купола были выкрашены зеленой краской. В церкви имелись 8 окон, в том числе 2 в алтаре, все с железными решетками. Входные двери были устроены одни с западной стороны под крытым железом крыльцом с двумя деревянными колоннами. Колокольни особой не имелось, но выше крыльца под крышей был подвешен колокол. Стены внутри храма были оштукатурены, а посреди его находилась круглая арка. С правой стороны помещения был установлен выкрашенный коричневой краской клирос столярной работы, а перед алтарем такой же одноярусный, гладкий, с карнизами, пилястрами, колоннами и резьбой иконостас. Поверхность его была выкрашена коричневой краской, а местами позолочена, как и резные царские врата. Никаких значительных перестроек в храме не проводилось, и он сохранялся в первоначальном виде, по крайней мере, до 1927 г. К этому времени лишь число окон увеличилось до 12, а количество колонн при крыльце до 6. Кроме того, церковь была обнесена деревянной решетчатой оградой, а в ней устроены перед церковным крыльцом ворота с двумя калитками по бокам и такие же калитки с южной и северной сторон. Над всеми входами были установлены железные кресты. В ограде на особо устроенных столбах были подвешены 4 колокола.
К концу 1920-х гг. Смолинская церковь оставалась приписной к Троицкому приходу, поэтому службы здесь проводились редко, не больше двух раз в году. Под этим предлогом местные власти в 1927 г. пытались открыть в ней школу, но жители храм отстояли, и он продолжал действовать еще одно десятилетие. Только 27 апреля 1936 г. собрание граждан во главе с председателем колхоза постановило церковь закрыть и переоборудовать под школу. Курганский райисполком уже 28 апреля это решение поддержал и ходатайствовал об его утверждении перед Челябинским облисполкомом. Однако, в это время при храме уже образовалась община, которая подала жалобу на действия властей. Местный сельсовет и председатель колхоза 3 мая провели колхозное собрание по вопросу о закрытии церкви, о чем не знали даже многие колхозники. Только 7 человек из них дали свое согласие на закрытие храма. Верующие вновь подали жалобу в облисполком, а так как до решения вопроса церковь продолжала действовать, сельсовет предложил им отремонтировать здание. Президиум Челябинского облисполкома 2 октября 1936 г. постановил церковь закрыть и использовать помещение под школу. По окончании ремонта 8 октября 1936 г. сельсовет церковь закрыл.
В ноябре 1936 г. община направила жалобу на действия местных властей в комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР, но чем кончилась эта переписка неизвестно. Скорее всего, решение о закрытии церкви было окончательно утверждено. В последний раз здание Прокопиевской церкви в поселке Смолино упоминается в 1945 г. как переоборудованное под школу. По некоторым сведениям в дальнейшем оно сгорело.
В начале 1963 г. в поселке Рябково была закрыта Свято-Духовская церковь, а прихожане вынуждены были согласиться на строительство нового деревянного молитвенного дома в пригородном поселке Смолино, куда перевезли имевшееся у них крестильное помещение площадью 68 кв. метров. К августу 1963 г. из этого материала было возведено здание молитвенного дома с дополнительной пристройкой алтарной части, началась его внутренняя отделка. На новое место доставили также церковную утварь, иконы, богослужебные книги и облачения. Молитвенный дом, как и разрушенный храм в поселке Рябково, был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Решением Курганского горисполкома от 15 июля 1974 г. общине было разрешено возведение кирпичного пристроя с южной стороны молитвенного дома размерами 4 на 4 метра, в котором разместился второй престол. В последующие годы молитвенный дом в документах все чаще стал именоваться церковью. В настоящее время храм действует, внутри он расписан, имеется трехъярусный иконостас, происхождение которого не установлено.
Известно, что еще в 1977 г. бригада художников-реставраторов из трех человек во главе с бригадиром Германом Семеновичем Батеневым из г. Бийска Алтайского края подрядилась покрыть его по местам металлической под цвет золота фольгой. Работы должны были быть закончены до 15 сентября 1977 г., но проводились ли они, неизвестно. В последующие годы при Свято-Духовском храме поселка Смолино появилась колокольня, а внутри церковной ограды были выстроены крестильный храм, звонница с колоколами и архиерейское подворье.
Колокольни особой не имелось, но выше крыльца под крышей был подвешен колокол. Стены внутри храма были оштукатурены, а посреди него находилась круглая арка. С правой стороны помещения был установлен выкрашенный коричневой краской клирос столярной работы, а перед алтарем – такой же одноярусный, гладкий, с карнизами, пилястрами, колоннами и резьбой иконостас. Поверхность его была вы-крашена коричневой краской, а местами позолочена, как и резные Царские врата. Никаких значительных перестроек в храме не проводилось, и он сохранялся в первоначальном виде, по крайней мере, до 1927 г. К этому времени лишь число окон увеличилось до 12, а количество колонн при крыльце – до 6. Кроме того, церковь была обнесена деревянной решетчатой оградой, а в ней устроены перед церковным крыльцом ворота с двумя калитками по бокам и такие же калитки с южной и северной сторон. Над всеми входами были установлены железные кресты. В ограде на особо устроенных столбах были подвешены четыре колокола.
К концу 1920-х гг. Смолинская церковь оставалась приписной к Троицкому приходу, поэтому службы здесь проводились редко, не больше двух раз в году. Под этим предлогом местные власти в 1927 г. пытались открыть в ней школу, но жители храм отстояли, и он продолжал действовать еще одно десятилетие. Только 27 апреля 1936 г. собрание граждан во главе с председателем колхоза постановило церковь закрыть и переоборудовать под школу. Курганский райисполком уже 28 апреля это решение поддержал и ходатайствовал об его утверждении перед Челябинским облисполкомом. Однако в это время при храме уже образовалась община, которая подала жалобу на действия властей. Местный сельсовет и председатель колхоза 3 мая провели колхозное собрание по вопросу о закрытии церкви, о чем не знали даже многие колхозники. Только 7 человек из них дали свое согласие на закрытие храма. Верующие вновь подали жалобу в облисполком, а так как до решения вопроса церковь продолжала действовать, сельсовет предложил им отремонтировать здание. Президиум Челябинского облисполкома 2 октября 1936 г. постановил церковь закрыть и использовать помещение под школу. По окончании ремонта 8 октября 1936 г. сельсовет церковь закрыл. В ноябре 1936 г. община направила жалобу на действия местных властей в комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР, но чем кончилась эта переписка неизвестно. Скорее всего, решение о закрытии церкви было окончательно утверждено. В последний раз здание Прокопиевской церкви в поселке Смолино упоминается в 1945 г. как переоборудованное под школу. По некоторым сведениям, в дальнейшем оно сгорело.
В начале 1963 г. в поселке Рябково была закрыта Свято-Духовская церковь, а прихожане вынуждены были согласиться на строительство нового деревянного молитвенного дома в пригородном поселке Смолино, куда перевезли имевшееся у них крестильное помещение площадью 68 квадратных метров. К августу 1963 г. из этого материала было возведено здание молитвенного дома с дополнительной пристройкой алтарной части, началась его внутренняя отделка. На новое место доставили также церковную утварь, иконы, богослужебные книги и облачения. Молитвенный дом, как и разрушенный храм в поселке Рябково, был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Решением Курганского горисполкома от 15 июля 1974 г. общине было разрешено возведение кирпичного пристроя с южной стороны молитвенного дома размерами 4 на 4 метра, в котором разместился второй престол. В последующие годы молитвенный дом в документах все чаще стал именоваться церковью. В настоящее время храм действует, внутри он расписан, имеется трехъярусный иконостас, происхождение которого не установлено. Известно, что еще в 1977 г. бригада художников-реставраторов из трех человек во главе с бригадиром Германом Семеновичем Батеневым из г. Бийска Алтайского края подрядилась покрыть его местами металлической под цвет золота фольгой. Работы должны были быть закончены до 15 сентября 1977 г., но проводились ли они, неизвестно. В последующие годы при Свято-Духовском храме поселка Смолино появилась колокольня, а внутри церковной ограды были выстроены крестильный храм, звонница с колоколами и архиерейское подворье.