Кладбища Салтосарайское с. Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Часовня с. Салтосарайское Салтосарайская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
В 1693 г. беломестным казакам Усть-Миасской слободы Захару Сизикову с братом Екимом приказано было основать на краю Илецкого бора Салтосарайскую слободу и заселить ее крестьянами из Тобольского, Верхотурского и Туринского уездов. Наименование свое слобода получила от озера Салтосарайского, на берегу которого она первоначально располагалась. Озеро же было названо так по имени татарского хана Салтосарая (Салтысарека), брата основателя Сибирского ханства Табуги. Спасаясь от Чингисхана, Салтосарай поселился на берегу большого озера и построил там крепость, названную Салтысарек-тура. Считалось, что сильнее этого укрепления нет во всей Сибири по той причине, что озеро дугой огибало крепость, оставив к воротам только узкий проход.
Однако в 1563 г. при хане Кучуме в ходе войны Салтосарайская крепость была разрушена, оставив память о себе в названии озера, на берегу которого возникла позднее одноименная слобода. К середине XVIII в. слобода была перенесена на другое место, на 8 верст южнее первоначального, в местность, окруженную бором, на берег озера Шелковникова (Безымянного).
По сведениям 1710 г. к Салтосарайской слободе относилась д. Шелковникова над озером Боровым, которая, вероятно, была названа так от фамилии местных жителей. В последующие годы это селение уже не упоминается, поэтому можно предположить, что на его место и была перенесена Салтосарайская слобода, которая в середине XVIII уже имела военные укрепления. Первоначально слобода относилась к Тобольскому уезду Сибирской губернии, позднее входила в состав Ялуторовского дистрикта, а к 1782 г. стала центром Салтосарайской волости Курганского уезда Тобольской губернии.
В начале 1820-х гг. волостное правление было перенесено в с. Чашинское, хотя и продолжало именоваться Салтосарайским. С этого времени с. Салтосарайское стало именоваться еще и Старой слободой. В XIX – начале XX вв. в селе ежегодно проводились два однодневных торжка: Ильинский 20 июля и Знаменский 27 ноября. Кроме них в 1860-е гг. известны торжки в день Святителя Николая 9 мая и в праздник Вознесения Господня. Находящиеся при церкви лавки во время этих торжков сдавались в наем, доход от чего до середины 1870-х гг. поступал в церковную казну. О времени образования Салтосарайского прихода письменных документов не сохранилось, так как они частью от времени, частью от бывших неоднократно пожаров были уничтожены. По устному же преданию, сохранявшемуся до начала XX в., известно, что приход появился, по крайней мере, в начале XVIII столетия.
К концу 1780-х гг. в состав его, кроме самой слободы, входили деревни: Банникова, Деулина, Расковалова, Чашинская, Пьянкова, Могильная и Камаганская. Когда в 1820 г. церковь в слободе сгорела, то прихожане не пожелали более строить церковь на старом месте ввиду того, что слобода по отношению к деревням прихода не занимала центрального положения. Они выстроили новый храм в д. Чашинской, отстоящей от слободы в 12 верстах и расположенной в центре прихода. Таким образом, приход под названием Салтосарайского существовал с центром в с. Чашинском, которое по причине находящегося там Салтосарайского волостного правления до 1832 г. именовалось слободой Салтосарайской. Кроме того, в приходе к этому времени появились деревни Большая Иткульская и Зарешная Иткульская. После того, как в 1832 г. церковь в с. Чашинском сгорела, жители этого села и деревень Расковаловой, Могильной, Большой Иткульской и Зарешной Иткульской - с одной стороны, и Старой слободы и деревень Деулиной, Банниковой, Пьянковой и Камаганской - с другой стороны, подали Высокопреосвященному Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, обоюдное прошение о разделении прихода на два отдельных. Просьба их ввиду обширности и многолюдности прихода была в 1833 г. уважена, и с 1835 г. приход разделился.
В Салтосарайский приход вошли с. Салтосарайское и деревни: Деулина, Банникова, Пьянкова, Малая Камаганская и Камаганская (Большая Камаганская) с выселком из нее под названием д. Налимовой. Кроме этих селений к приходу относились обитатели Илецко-Иковского винокуренного завода, расположенного в 15 верстах. В начале 1860-х гг., не пожелав участвовать в построении новой каменной церкви, жители деревень Пьянковой, Больше-Камаганской, Мало-Камаганской и Налимовой отделились, образовав самостоятельный Пьянковский приход. Но после того, как в 1868 г. Пьянковская церковь сгорела, указом Тобольской духовной консистории от 1871 г. Пьянковский приход был снова присоединен к Салтосарайскому и оставался приписным до середины 1885 г., когда он окончательно отделился согласно указу Святейшего Синода от 11 апреля 1885 г. Таким образом, с 1885 по 1915 гг. Салтосарайский приход состоял, кроме самого села из деревень Деулиной, Банниковой и присоединившейся к ним в 1872 г. д. Кокориной.
В начале 1920-х гг. к нему принадлежали село и деревни: Деулина, Больше-Банникова и Мало-Банникова. Вероятно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг. О существовании церкви в то время, когда слобода располагалась у озера Салтосарайского, никаких сведений не имеется. По некоторым устным преданиям, сохранявшимся у местных жителей до начала XX в., церковь в Салтосарайском селении существовала уже в 1680-е гг. Когда же в начале XVIII в. слобода переместилась на новое место, то жители ее в скором времени построили церковь невдалеке от места обретения иконы Знамения Божией Матери, в честь которой она и была освящена.
О существовании храма в слободе Салтосарайской в середине XVIII в. говорит и имевшийся когда-то в церкви антиминс, который был освящен для нее в 1755 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Тобольским Сильвестром. Если это был даже первый антиминс, то и тогда надо допустить, что первая церковь начала строиться в слободе около 1750-х гг. Эта деревянная церковь во имя иконы Знамения Божией Матери была, как говорит предание, за ветхостью разобрана в конце XVIII в. Вместо нее на том же самом месте и во имя той же иконы Знамения Божией Матери была построена вторая деревянная однопрестольная церковь, которая весной 1820 г. сгорела от молнии. При пожаре все документы и имущество церкви, включая и иконостас, сгорели дотла. Не было вынесено ничего, кроме иконы Знамения Божией Матери. Стоявшая же отдельно от храма восьмигранная колокольня, как ненужная, была продана крестьянину с. Салтосарайского Карпу Гребенщикову, который употребил ее на теплые стаи. После этого прихожане решили построить новую церковь в с. Чашинском, куда и был перенесен центр прихода Салтосарайского. После уничтожения огнем в 1833 г. церкви в с. Чашинском прихожане подали прошение Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении постройки нового храма в слободе Салтосарайской по уважению к тому обстоятельству, что в этом селении церковь существовала уже более 150 лет назад. Указом Тобольской духовной консистории в 1833 г. разрешено было выстроить в слободе Салтосарайской деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери, после чего прихожане, вошедшие в состав прихода, начали заготовлять лес для постройки церкви. Храмозданная грамота на заложение храма в Старой Салтосарайской слободе была получена от того же Высокопреосвященнейшего Афанасия 28 марта 1834 г. Получив грамоту, прихожане приступили к строительству церкви, которое велось около двух с половиной лет частью на их средства, а большей частью на пожертвования владевшего в то время Илецко-Иковским винокуренным заводом купца Никиты Федоровича Мясникова.
На его же средства в новом храме в 1836 г. был устроен иконостас в форме римских портиков и заведена церковная утварь. Престол в храме был устроен один и освящен 12 декабря 1836 г. во имя Знамения Божией Матери. Здание было выстроено деревянное с такою же колокольней, сторожкой и оградой. Существовала эта церковь тоже не долго, и сгорела дотла в 8 часов вечера 3 декабря 1857 г. от неосторожности сторожей, выпаливавших клопов в караулке. Первый огонь появился на северном углу колокольни. Думая потушить огонь своими силами, караульные своевременно не подняли тревогу, огонь перешел наверх и за несколько часов кондовое деревянное здание храма было уничтожено до основания. Все вещи, включая иконостас, были спасены, кроме колоколов, которые от сильного жара все расплавились. Первое время после пожара богослужения в с. Салтосарайском отправлялись в обывательском доме, неудобном для помещения народа. Поэтому прихожане пожелали выстроить на свои средства деревянный молитвенный дом (часовню) длиной 4 сажени, шириной 2 с половиной сажени и высотой 2 сажени, с тем, чтобы по окончании постройки новой церкви уничтожить его.
Часовня была построена в 1858 г. по указу Тобольской духовной консистории от 29 апреля того же года. Службы в ней проводились до 1865 г., после чего она осталась без всякого употребления и постепенно ветшала. Поэтому в 1874 г. прихожане через благочинного обратились к Епархиальному начальству с прошением о разрешении продать ее. Продажа была разрешена указом Тобольской духовной консистории от 2 июля 1874 г. В 1876 г. здание было куплено жителями д. Куликовой Белозерского прихода и к весне 1877 г. перевезено ими в свое селение, где из него также была устроена часовня.
В 1858 г. прихожане по убеждению местного священника изъявили желание строить вместо сгоревшей деревянной новую, уже каменную, церковь во имя Знамения Божией Матери. Выстроить ее решили на прежнем месте в слободе Салтосарайской. Прихожане имели большое уважение к этому месту, потому что церковь существовала здесь издревле по указанию Божию, ознаменованному чудесным явлением иконы Божией Матери. Кроме того, участвовать в постройке пожелали жители Илецко-Иковского винокуренного завода, в результате чего слобода оказывалась в средоточии деревень, входивших в состав прихода, и завода, как его приватной части. Храмозданная грамота на строительство была выдана 19 сентября 1858 г. от имени Преосвященного Феогноста, епископа Тобольского и Сибирского. С его же благословения храм был заложен 6 сентября 1859 г. протоиереем Курганского собора Михаилом Тверитиным совместно с исправляющим должность благочинного Курганского ведомства священником Петром Серебренниковым и местным священником Федором Поповым.
В том же году был заключен контракт с крестьянином Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины графов Блудовых Алексеем Ивановичем Малышевым, который обязался выстроить каменную одноэтажную церковь с колокольней в одной связи, вставить в окна железные решетки, установить на храме три креста. В сезон 1859 г. был устроен фундамент и выложен цоколь здания, в 1861 г. началась возведение стен, а к концу 1864 г. основные работы подрядчиком были завершены. Вся постройка была окончена в 1865 г., крыша покрыта железом и окрашена, установлены кованные железные вызолоченные кресты, внутри храм был оштукатурен, а вокруг устроена деревянная ограда. Строительство это велось на церковную сумму при посредстве добровольных пожертвований и средства благотворителей братьев Мясниковых, которые пожертвовали деньги и лес из своей дачи Илецко-Иковского завода. Иконостас в храме был поставлен прежний, оставшийся от сгоревшей церкви. Утварь и книги также сохранились старые, только новые колокола прихожане отлили на собственные средства. Престол был устроен один во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
Освящен он был 25 сентября 1866 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, исполняющим должность благочинного священником Федором Поповым. В последующие годы шло благоустройство и украшение храма. Наружные стены в 1869 г. оштукатурил на свой счет подрядчик крестьянин с. Салтосарайского Иван Горигорьевич Пудовиков.
С 1886 по 1889 гг. вместо старой деревянной была устроена каменная церковная ограда с железными решетками и мраморными столбами. В августе 1902 г. был завершен ремонт храма, в ходе которого в 1900 г. в нем был установлен новый деревянный золоченый иконостас с 22 иконами в три яруса. Старый иконостас, сохранившийся еще от деревянной церкви, тогда же с разрешения Епархиального начальства был уступлен в Рямовскую церковь-школу Заложинского прихода.
В 1909 г. по указу Тобольской духовной консистории от 16 мая того же года были позолочены кресты на храме, окрашены крыши и выбелены внешние стены. Внутренние стены храма к началу XX в. были расписаны живописными картинами и орнаментами. В 1905 г. прихожане решили на собственные средства произвести поправку стенных росписей. Первоначально предполагалось не только заново окрасить стены и орнаменты на них, но и прописать все священные изображения новыми красками, не изменяя их ликов и фигур. Однако после промывки некоторых из картин оказалось, что они в поновлении не нуждаются, почему было решено их только очистить и покрыть лаком. Указом Тобольской духовной консистории от 13 октября 1905 г. проведение этих работ было разрешено, а окончены они были подрядчиком крестьянином Александром Парфениевичем Бажуковым в июне 1906 г.
В июле 1911 г. согласно указу Тобольской духовной консистории от 14 июня того же года внутренние стены храма вновь были промыты и окрашены подрядчиком крестьянином с. Чашинского Игнатием Ивановым на средства прихожан и добровольные пожертвования. Знаменская церковь в с. Салтосарайском перестала действовать с конца 1920-х гг. из-за отсутствия священника, хотя официально, вероятно, не закрывалась. Здание до начала 1960-х гг. использовалось под склад зерна и разрушалось, однако сохранилось до нашего времени и является выявленным объектом культурного наследия Курганской области. С давних пор в Салтосарайском храме хранилась икона Знамения Пресвятой Богородицы, которая почиталась прихожанами и жителями соседних приходов за явленную и в честь которой была построена первая церковь, наименованная Знаменской. По преданию, когда слобода стояла еще на старом месте, на берегу озера Салтосарайского, на том месте, куда она была позднее перенесена, был густой непроходимый бор. По воспоминаниям старожилов, две старые девицы по фамилии Дружинины ходили в тот бор за грибами и увидели на пне сосны, несколько правее того места, где стоит в настоящее время церковь, икону Знамения Божией Матери, которую принесли в свое селение, но икона опять чудесно оказалась на том же месте. Пробовали еще несколько раз уносить икону из бора, но все повторялось: икона исчезала и появлялась снова на пне. Тогда жители слободы Салтосарайской, видя в этом указание Божие, оставили свое старое местожительство и переселились на новое место. Пенек этот существовал еще в первой половине XIX столетия и был покрыт голбчиком, наподобие намогильных памятников.
В 1857 г. без всякого разрешения Епархиального начальства икона была поновлена. Поновлял ее искусный иконописец, сохранивший все черты ее древнего письма. В начале XX в. икона эта, размерами 12 на 10 вершков, находилась в левом заклиросном киоте Салтосарайского храма. В последний раз образ Знамения Божией Матери упоминается в описи церкви 1923 г. О ее судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.