Кладбища с. Чимеевское Брылинская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Точная дата основания деревни Чимеевой неизвестна, некоторые считают, что она заселилась около 1670 г., другие относят ее появление к 1681 г. Однако, скорее всего деревня, расположившаяся на берегах притока Тобола - речки Нияп, появилась в конце XVII или в самом начале XVIII столетия. В административном отношении она состояла в ведении слободы Терсюкской, относившейся с начала 1720-х гг. к Исетскому дистрикту Сибирской губернии. С 1738 г. этот дистрикт был включен в состав вновь учрежденной Исетской провинции, которая, в свою очередь, отошла в 1744 г. к новой Оренбургской губернии. После открытия в селении в 1750 г. самостоятельного прихода оно именуется Чимеевским селом или погостом, а около 1770 г. получает статус слободы. После создания в 1782 г. Тобольского наместничества, вскоре преобразованного в губернию, слобода вошла в состав Курганского уезда, а в 1797 г. стала центром Чимеевской волости. Около 1873 г. волостное правление было перенесено отсюда в с. Брылинское, а к 1884 г. и волость эта была переименована в Брылинскую. Село же Чимеевское до начала XX в. продолжает по-прежнему именоваться в церковных документах слободой. По крайней мере, с 1-й половины XIX в. известны устраиваемые здесь ежегодные торжки, которые получили свое начало, вероятно, одновременно с возведением храма и открытием прихода. По сведениям 1789 г. торжки эти проходили 22 октября (Казанский) и 21 мая (Константиновский). К 1884 г. к ним прибавились Богоявленский 6 января и Спасский 1 августа - в праздник Происхождения Древ Креста Господня. Торжки эти проводились до начала 1910-х гг. и в последующие годы не упоминаются. Вероятно, уже в начале XIX в. в слободе имелись принадлежащие церкви лавки и балаганы, сдававшиеся во время торжков в аренду. Получаемый от торговцев полавочный сбор поступал в пользу храма. В 1829 г. при нем состояло только 10 ветхих деревянных лавок, а в 1834-1835 гг. вместо них были выстроены 46 новых лавок, число которых к 1843 г. сократилось до 36. В 1876 г. все они из ведения Чимеевской церкви были изъяты. Со времени своего основания д. Чимеева состояла в приходе Николаевской церкви слободы Терсюкской, расположенной в 35 верстах. Соседние с Чимеевой деревни Мамонова, Брылина, Белоусова и Могильникова (Могильная) находились от того же приходского храма еще дальше – в 40 верстах. Находясь в таком дальнем расстоянии от центра прихода, жители этих селений испытывали большие затруднения в исправлении треб, особенно в летнее время, когда из-за разлива вод ездить за священником, а самим прихожанам ходить в Терсюкскую слободу для моления в воскресные и праздничные дни было очень неудобно. Между тем, в середине XVIII в. территория слободы продолжала заселяться и число жителей, в том числе и в этих пяти деревнях, росло. Поэтому они с общего своего согласия пожелали выстроить в д. Чимеевой храм и отделиться в самостоятельный приход. Для подачи епархиальному начальству прошения 22 июня 1750 г. прихожанами был избран крестьянин д. Брагиной Григорий Брагин, который и отправился в г. Тобольск в архиерейскую консисторию. Прошение было подано им митрополиту Тобольскому и Сибирскому Сильвестру Главацкому 8 августа того же года. Согласно резолюции Преосвященного Сильвестра от 9 августа 1750 г. желание прихожан было уважено и открыт отдельный Чимеевский приход, который первоначально состоял в ведении Рафайловского заказа, а к концу 1780-х гг. был подчинен Курганскому духовному правлению. Кроме самого с. Чимеевского в него вошли деревни: Мамонова, Брылина, Белоусова и Могильная. К 1789 г. к ним присоединились деревни: Долгая, Брагина (Бралгина), Озерная, Хабарова, Савина и Локтевская (Локти), а позднее – вновь заведенные к 1782 г. деревни Пустуева и Пинькова. В 1852 г. приход был разделен: деревни Брылина, Белоусова, Мамонова, Хабарова, Савина, Локти, Пустуева и Пинькова отошли в новый Брылинский приход, а в Чимеевском остались сама слобода и деревни: Могильная, Долгая, Бралгина и Озерная (Моховая). В таком составе он существовал до 1920-х гг., а вероятно, и в последующие годы. С 1922 г. Чимеевский приход откололся от Тобольской епархии вошел в состав образованной в этом году обновленческой Курганской епархии, а уже в 1929 г. перешел в ведение Патриаршей Церкви. Официально приход никогда не упразднялся, но с 1937 по 1947 гг. священнослужителей в нем не было. Только 10 апреля 1947 г. епископом Свердловским и Ирбитским Товией сюда был назначен настоятель. С этого времени Чимеевский приход состоял в ведении Свердловской епархии и объединял верующих села и близлежащих деревень Могильной, Долгой, Бралгиной, Белоусовой, Моховой и Лебяжьей. В 1993 г. он отошел ко вновь открытой Курганской и Шадринской епархии. В 1995 г. епископ Курганский и Шадринский Михаил свои указом от 30 марта определил возобновить Введенскую женскую обитель, располагавшуюся до 1920-х гг. в с. Верх-Теченском Шадринского уезда Екатеринбургской епархии, в с. Чимеевском, а местный храм обратить в монастырский. Однако начинание это не получило развития, Верх-Теченский монастырь был возобновлен на своем историческом месте, а Чимеевская церковь продолжала действовать как приходская. 17 июля 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и в соответствии с определением Священного Синода приход был преобразован в Казанский Чимеевский мужской монастырь Курганской и Шадринской епархии. При ее разделении в 2015 г. обитель вошла в епархию Курганскую и Белозерскую. В 1746 г., или несколько раньше этого времени, по обещанию жителей д. Чимеевой была написана икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Образ поставили в доме крестьянина этой деревни Семена Брагина в подобающем месте в сенях. Вскоре местные обыватели без чьего-либо разрешения начали в своем селении строительство деревянной часовни в честь Явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1746 г. здание уже было возведено ими до половины сруба, когда об этом узнан вновь назначенный на приход священник Терсюкской Николаевской церкви Игнатий Иноземцев. Он не запретил прихожанам окончить строительство, а по его завершении разрешил им внести в часовню имевшиеся образа, в том числе икону Пресвятой Богородицы, и собираться в этой часовне в воскресные и праздничные дни для моления. Особо торжественно жители деревни праздновали дни памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы 22 октября и Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены 21 мая. По их просьбе в эти дни молебны в часовне совершались приезжающими членами причта Терсюкской церкви. Сама же часовня представляла собой деревянное здание в виде простого амбара без креста и колоколов, ключ от которого содержал специально избранный к тому обывателями д. Чимеевой крестьянин. О существовании самовольно возведенной и не освященной часовни епархиальному начальству стало известно из донесения Рафайловского заказчика митрополиту Тобольскому и Сибирскому Сильвестру от 10 ноября 1749 г. Заказчик же узнал о ней из доноса дьякона Терсюкской церкви Федора Резанова от 29 октября того же года. В декабре 1749 г. указом Тобольской консистории на имя Рафайловского заказчика иеромонаха Рафайловского Троицкого монастыря Андриана часовню, как устроенную в нарушение указа императрицы Анны Иоанновны о запрещении строительства часовен от 1734 г., и чтобы под видом отправляемых в ней молебствий раскольники не могли совершать свои службы, велено было упразднить, а имевшиеся в ней образа и утварь передать в приходскую церковь. В феврале 1750 г. прибывшим в д. Чимееву иероманахом Андрианом часовня была разобрана, а стоявшие в ней три иконы: Богоматери Казанской, Царя Константина и Прокопия и Иоанна Устюженских чудотворцев перевезены в Терсюкский храм. Согласно прошению жителей д. Чимеевой и близлежащих селений от 8 августа 1750 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Сильвестром было разрешено построить в этой деревне деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, Явления иконы ее в Казани. Храмозданной грамотой от 10 августа 1750 г. Преосвященный определил Рафайловскому заказчику игумену Троицкого монастыря иеромонаху Андриану заложить храм и велеть строить его длиной 8 аршин, шириной 4 аршина, высотой в 6 венцов, а также завести необходимую утварь. Очевидно тогда же состоялась его закладка, и началось строительство на средства и силами местных крестьян. В сентябре того же 1750 г. по приказу иеромонаха Андриана для новостроящейся церкви были переданы хранившиеся в Терсюкском храме образа из разобранной часовни. Все работы по сооружению новой церкви были окончены к началу 1754 г., а 28 января прихожане выбрали церковным старостой крестьянина Григория Брагина и постановили ему ехать в г. Тобольск и ходатайствовать о выдаче благословенной грамоты на ее освящение и антиминса. Доношением от 5 февраля староста запросил митрополита Сильвестра о благословении освятить храм и одновременно о выдаче шнуровой книги для записи подаяний от христолюбцев на приобретение церковной утвари. Резолюцией от 6 февраля Преосвященный распорядился выдать прихожанам просимую шнуровую книгу, а 8 февраля 1754 г. подписал благословенную грамоту, в которой определил Рафайловскому заказчику игумену Троицкого монастыря Александру построенную в Чимеевском погосте Богородице-Казанскую церковь освидетельствовать и освятить, что, надо полагать, вскоре и было совершено. Церковь эта, просуществовав четверть столетия, сгорела от неправильной топки печи 5 ноября 1778 г. Рапортуя о случившемся 8 ноября 1778 г. Рафайловскому духовному правлению причт и прихожане ходатайствовали перед епархиальным начальством о разрешении им вместо сгоревшей Богородицкой церкви выстроить деревянный храм в прежнее наименование с теплым приделом в трапезе во имя Святых и Боговенчанных царей Константина и Елены. Резолюцией Преосвященнейшего Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, от 22 ноября 1778 г. прошение это было удовлетворено, а 30 ноября того же года им была подписана благословенная грамота, в которой было определено заказчику настоятелю Троицкого Рафайловского монастыря игумену Маргариту заложить в слободе Чимеевской новую двухпрестольную деревянную церковь. Храм был заложен игуменом Маргаритом соборно с местным причтом 12 мая 1779 г. и строился тщанием и средствами прихожан при пособии сторонних благотворителей. К октябрю 1779 г. его трапезная часть с приделом Святых Константина и Елены была окончена строительством, а сам придел украшен и снабжен церковной утварью. Рапортуя об этом епископу Варлааму 3 октября, заказчик испросил благословения на освящение придела с выдачей антиминса. Прошение было уважено Преосвященнейшим Варлаамом, который подписал 16 октября 1779 г. благословенную грамоту на имя игумена Маргарита, предписывая ему освятить устроенный в трапезе придел на новом антиминсе. Придельная теплая церковь во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены было освящена 8 декабря 1779 г. Рафайловским заказчиком игуменом Маргаритом соборно с местным причтом. Достройка и украшение основного придела по каким-то причинам затянулись на несколько лет. Главный холодный храм в честь Явления Казанской иконы Божией Матери был освящен только в 1794 г. по благословенной грамоте Преосвященнейшего Варлаама от 4 марта того же года на старом антиминсе, оставшемся от сгоревшей церкви. Вероятно, одновременно с храмом и в одной связи с ним была выстроена примыкавшая к трапезе деревянная колокольня. За свою более чем вековую историю это церковное здание неоднократно ремонтировалось, не претерпев, впрочем, значительных изменений внешнего и внутреннего облика. К концу 1820-х гг. оно обветшало, пришла в негодность тесовая крыша, сгнила северная стена, а все строение, возведенное без всякого фундамента, склонилось в сторону алтаря. По указу Тобольской духовной консистории в 1833-1834 гг. ветхости эти были исправлены. В эти же годы тщанием прихожан в храме, очевидно, в холодной его части, был устроен новый иконостас. К началу 1850-х гг. еще крепкое в основании здание вновь потребовало исправления крыш и куполов, в которых открылась течь. В начале 1853 г. Курганское духовное правление ходатайствовало перед епархиальным начальством о разрешении произвести их ремонт с обивкой жестью. Окрашенные желтой краской стены храма полиняли и выглядели неблаговидно, что также требовало исправления. Указом Тобольской духовной консистории от 13 июля того же года поправки эти были разрешены. В 1853-1854 гг. крыши и купола были перекрыты листовым железом под зеленой краской, а опалубка внешних стен здания выкрашена в белый цвет. В 1858 г. старанием причта на средства прихожан был произведен ремонт иконостаса в холодной Богородице-Казанской церкви. В том же году иждивением прихожан вместо имевшейся до этого ветхой тесовой церковной ограды была устроена новая деревянная решетчатая окрашенная зеленой краской ограда. К началу 1860-х гг. храм снова нуждался в ремонте как снаружи, так и внутри. Появилась течь в куполе и потолке алтаря, выгорела краска железной крыши на церкви и колокольне, смылась побелка внешних стен. Пол во всем храме ссохся, внутренние стены от течи и времени пришли в неприличный и несоответствующий святому месту вид. Иконостас отапливаемого Константиновского придела во многих местах расклеился, краска на нем от времени потемнела, а позолота совершенно почернела. Все это требовало исправлений, которые, очевидно, и были вскоре произведены. В мае 1875 г. прихожане постановили вновь отремонтировать храм на собственные средства: все здание снаружи окрасить белой краской, а крыши - зеленой, перекрыть протекающую крышу холодной церкви, поновить и обшить тесом крыльцо западного входа, в паперти перестлать пол, а стены и потолки выбелить. Произвести эти работы изъявил желание шадринский мещанин Зверев. Указом Тобольской духовной консистории от 24 июля того же года он был допущен до работ, которые разрешено было провести за счет собранной с прихожан суммы с добавлением пожертвований. В 1876 г. контракт с подрядчиком Зверевым был заключен, а в июле того же года ремонт храма им был завершен. В 1879 г. вместо обветшавшей решетчатой ограды была сооружена новая, также деревянная, сплошная. Однако, несмотря на производимые ремонты, уже к середине 1880-х гг. не имеющее фундамента здание, в котором в зимнее время стоял сильный холод, вновь начало приходить в ветхость и уже к концу десятилетия перед прихожанами встал вопрос о его перестройке или замене другим. Церковь существовала до 1888 г., о ее дальнейшей судьбе достоверных сведений не обнаружено. Известно, что в 1889 г. на этом месте началось строительство нового храма. Можно предположить, что прежняя церковь в это время была разобрана, а оставшиеся от нее материалы использованы для возведения временной часовни. Часовня эта была устроена в 1889 г. на средства прихожан для отправления в ней богослужений до окончания строительства приходской церкви. Находилась она на открытом в 1888 г. новом сельском кладбище. После освящения в 1890 г. храма проведение постоянных богослужений в часовне прекратилось, но продолжалось совершение местным причтом молебнов в дни памяти Святых Равноапостольных царей Константина и Елены, в честь которых она была освящена. Возможно, в ней помещался и иконостас из Константиновского придела, существовавшего в прежней церкви и не предположенного в новом храме. В начале 1910 г. священник Чимеевской церкви Василий Соколов ходатайствовал перед епархиальным начальством о разрешении ему перестроить кладбищенскую часовню в приходскую богадельню для призрения престарелых и бесприютных лиц. Указом Тобольской духовной консистории от 22 декабря 1910 г. перестройка эта была разрешена. В 1911 г. работы по устройству богадельни были окончены. Вместо обветшавшей церкви прихожане в августе 1887 г. решили выстроить на прежнем месте новый храм, о чем и ходатайствовали перед епархиальным начальством. Благословение епископа Тобольского и Сибирского Авраамия на возведение в с. Чимеевском деревянной церкви во имя Явления Казанской иконы Божией Матери последовало 26 января 1888 г. Храм предполагалось выстроить однопрестольным, а существовавший при прежней церкви Константиновский придел при этом упразднялся. Новая церковь была заложена 7 мая 1889 г. благочинным протоиереем Александром Елеонским и местным священником Иаковом Серебренниковым. В том же году был устроен каменный фундамент, а в следующем 1890 г. вся постройка была окончена. Велась она на средства прихожан с помощью посторонних жертвователей по типовому плану под № 11 из сборника Высочайше одобренных проектов 1856 г. Освящение храма состоялось 21 мая 1890 г. Она представляла собой деревянное на каменном фундаменте здание, крытое окрашенным в зеленый цвет железом, с такой же в одной связи колокольней с одним ярусом звона. В здании были устроены пятнадцать больших окон с железными решетками и два малых, а также три входных двери. Оно было увенчано одной большой обшитой железом главой и шестью малыми: четырьмя на самом храме и по одной на алтаре и колокольне. На всех главах имелись гладкие металлические кресты. В последующие годы храм достраивался и украшался. В 1896 г. здание снаружи было обшито тесом, а в 1897 г. оштукатурено внутри. Как внутренние, так и внешние стены впоследствии были окрашены масляной краской и не имели никаких росписей. В 1901 г. церковный староста Филипп Благинин на свои средства вызолотил на храме кресты. Вновь выстроенная церковь сначала была окружена сплошной деревянной оградой. Указом Тобольской духовной консистории от 25 апреля 1905 г. причту было разрешено устроить новую церковную ограду с деревянной сторожкой, окрасить новые постройки, а также возобновить окраску и самого храма. Работы эти были проведены к середине июля 1906 г. на средства, пожертвованные прихожанами. Новая ограда длиной 70 сажен представляла собой деревянный частокол на столбах высотою до двух аршин с четырьмя воротами. Первоначально в новом храме был установлен старый оставшийся от прежней церкви иконостас, который в 1890 г. был подкрашен и позолочен. В 1904 г. прихожане решили заменить его новым, для чего выбрали подрядчика – шадринского иконописца Анатолия Прохоровича Кречетова. Указом Тобольской духовной консистории от 30 апреля 1908 г. подрядчик был утвержден, подряд заключен в сентябре 1908 г., а нотариально оформлен 12 ноября того же года. Все работы по устройству и установке деревянного иконостаса были окончены Кречетовым в 1909 г. Иконы, оставшиеся от старого иконостаса, указом Тобольской духовной консистории от 11 октября 1911 г. было разрешено раздать прихожанам. Длина и ширина нового иконостаса составили 13 аршин. Он сохранился до наших дней и является трехъярусным, если не считать изображений в медальонах, которые помогают выделить главные ряды: нижний - местный, средний - апостольский и верхний, связанный с темой Страстей Господних. Всего в иконостасе находится 40 икон, из них 18 – крупного размера. Над ажурными царскими вратами с золочеными виноградными гроздьями расположен образ Тайной Вечери, украшенный прорезной резьбой и обрамленный медальонами с изображением святых в виде кокошника. В навершии алтарной преграды помещен образ Бога Саваофа. Гладь иконостаса – голубая, резные колонны и богатая резьба вызолочены. Чимеевский храм был одним из немногих, официально не закрывавшихся в годы советской власти. До 1935 г. на его колокольне располагались 6 колоколов, самый большой – весом 25 пудов. Звон их был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря 1934 г. Вероятно, вскоре они были сняты и сданы в металлолом. С 1937 г. из-за ареста священника богослужения в храме прекратились. Однако жители села и окрестных деревень продолжали поддерживать здание и церковную ограду в порядке. В 1943 г. Чашинский райисполком принял решение переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и церковная утварь прихожане перенесли в алтарь, вход в который забили досками, а основное помещение было занято под глубинный пункт хранения зерна, располагавшийся здесь в течение нескольких лет. За это время в церкви полностью сгнили полы, но в остальном она не пострадала, даже иконостас остался почти без изменений. Учитывая многочисленные просьбы верующих и их массовые моления вне храма и в церковной сторожке Курганский облисполком в сентябре 1946 г. признал целесообразным передать здание в их пользование. Решение Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министром СССР об открытии Чимеевской церкви было утверждено 22 марта 1947 г. В том же году епископом Свердловским и Ирбитским Товией сюда был назначен настоятель, после чего возобновились службы, с тех пор не прекращающиеся. Несмотря на периодически проводившиеся ремонты, внешний и внутренний облик храма не претерпел значительных изменений. Известно, что в начале 1950-х гг. из-за попадания воды под наружную обшивку куполов начала обваливаться внутренняя штукатурка северо-западной части потолка. По предложению благочинного 1-го округа Курганской области настоятеля Воскресенской церкви г. Шадринска протоиерея Алексея Малиновского дефект был исправлен путем возобновления штукатурки и ремонта внешней облицовки стен. Через несколько лет подобная же ситуация повторилась в южной стороне потолка, где 28 апреля 1957 г. случился обвал штукатурки. Очевидно, вскоре и эти неисправности были прихожанами устранены. Уже после 1977 г. для храма были приобретены колокола. В 2005 г. был произведен ремонт крыши и установлены новые золоченые купола. К 2007 г. пристроена церковная ризница. В 2012 г. началась реконструкция внутренних помещений храма, в результате которой был отремонтирован и обновлен иконостас, а стены расписаны священными изображениями самарским иконописцем Сергеем Александровичем Осиповым. В Богородице-Казанском храме пребывает известный Чимеевский образ Божией Матери, прославившийся чудесами, проистекающими по молитвам перед ним. По сохранившемуся преданию известно, что икона эта когда-то приплыла в село по водам реки Нияп, двигаясь вверх по ее течению в вертикальном положении. Обретенный образ внесли в первую в селе приходскую церковь, которая через какое-то время сгорела. Чудесно сохранившуюся в огне икону прихожане обнаружили на пепелище и поместили во вновь построенный храм. Образ является списком Казанской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Святителем Модестом, Патриархом Иерусалимским и Пророком Илией и относится к типу сибирских икон с элементами московского и украинского влияний. Та ли это икона, которую жители д. Чимеевой завели незадолго до постройки здесь первой часовни, или образ появился уже позднее, достоверно установить невозможно. К началу XX в. икона в медной посеребренной ризе пребывала на одной из стен уже третьей по счету Чимеевской церкви, не проявляя себя никакими чудесами, но чтилась прихожанами за свою древность. Говорят, что в 1943 г. при переоборудовании храма под склад зерна, когда все иконы были сняты со стен, образ Казанской Богоматери так и не смогли сдвинуть с места. Один из представителей местной власти вознамерился изрубить его на следующий день топором, но наутро заболел и вскоре умер. Известно, что после 1977 г. чудотворную икону перенесли ближе к алтарю храма. Вероятно, к этому времени относится начало ее почитания в качестве местночтимой святыни. При епископе Михаиле, возглавившем образованную в 1993 г. Курганскую и Шадринскую епархию, почитание иконы ожило и расцвело с новой силой. После начавшихся от образа многочисленных исцелений слава о нем стала широко распространяться не только по Уралу и Сибири, но и по всей стране. В 2004 г. по ходатайству епископа Михаила и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Чимеевский список Казанской иконы Божией Матери был включен в православный месяцеслов, где днем его празднования установлено 21 июля. 15 июля 2007 г., в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, на чудотворный образ была возложена новая серебряная риза, а старый медный оклад поместили на специально изготовленную копию иконы. По благословению архиепископа Курганского и Шадринского Константина чудотворный образ и его копию начали возить на поклонение в другие города. В настоящее время чудотворный образ находится в резном киоте под деревянной сенью при левом клиросе Богородице-Казанского храма. По преданию почти одновременно с явлением чудотворной иконы в сосновом бору недалеко от села открылся источник с целебной водой, бьющий из земли и стекающей ручьем в долину реки Нияп. В годы советской власти источник, расположенный в полутора километрах от Богородице-Казанской церкви, был засыпан, а территория превращена в свалку. После возобновления в храме богослужений в 1947 г. источник, почитаемый местными жителями святым, был прихожанами расчищен, а в середине 1990-х гг. они заключили его в специальный сруб и обустроили прилегающую территорию. В 1996 г. по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила источник был освящен на Пасхальной седмице в день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После освящения источника было решено сделать над его кладезем часовню в виде крыши на столбах, установить на ней крест, а внутри поместить икону Божией Матери «Живоносный Источник» и служить здесь молебны. Вскоре часовня эта была сооружена, и оставалось в первоначальном виде до 2015 г. В октябре этого года по благословению священноархимандрита Чимеевской обители митрополита Курганского и Белозерского Иосифа была произведена реконструкция часовни, которая завершилась 17 октября 2015 г. Работы провели мастера из Далматовского монастыря. Старая основа часовни была ими полностью разобрана, проведена очистка источника с заменой колодца, устроены новые фундамент, пол, сруб, крыша. После этого был освящен и воздвигнут на обновленную часовню золоченый купол с крестом. Кроме надкладезной часовни, в 1996 г. ниже по течению исходящего из источника ручья началось обустройство купели для многочисленных паломников, приезжавших для омовений в целебной воде. В конце 2000-х гг. на этом месте завершилось возведение деревянного здания купальни, увенчанной тремя золочеными куполами. К 2004 г. при дорожке, ведущей от источника к купальне, была установлена маленькая деревянная часовня с куполом и крестом. Часовня эта с золоченым куполом и крестом по сей день находится на прежнем месте. Еще до открытия монастыря в начале 2000-х гг. на берегу реки Нияп на месте обретения чудотворной иконы на средства благотворителей и прихожан была выстроена небольшая деревянная часовня с куполом и крестом. Освящена она была в честь Явления Казанской иконы Божией Матери настоятелем Чимеевской церкви игуменом Арсением Посновым в сослужении с благочинным Центрального округа иереем Сергием Еремеевым, настоятелем Костылевского прихода Куртамышского района иереем Сергием Шумковым и иереем Сергием Киржацким. Часовня открыта для посещения паломниками только в летнее время. После открытия монастыря на его территории в 2003 г. был заложен новый двухэтажный двухпрестольный храм. Строительство велось в течение шести лет на средства тюменского благотворителя. Нижний цокольный этаж был выстроен из кирпича, верхний – деревянный с кирпичной облицовкой – отстроен к декабрю 2005 г. На следующий год началось возведение купольной части. К 2009 г. на храме были установлены три золоченых купола с крестами – на самой церкви, на алтаре и над папертью, т.к. колокольни при нем не предусмотрено. Работы по росписи храма провел иконописец Чимеевского монастыря Сергей Осипов. Нижний крестильный храм с баптистерием посвящен памяти Преподобного Александра Свирского. Главный престол в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», расположенный в верхней церкви, был освящен 12 августа 2010 г. архиепископом Курганским и Шадринским Константином в сослужении с наместником Чимеевского монастыря иеромонахом Серафимом Дмитриевым, духовенством монастыря и настоятелем Кирилло-Мефодиевского прихода г. Кургана протоиереем Димитрием Алексеевым. В 2004 г. состоялась закладка фундамента двухэтажного каменного братского корпуса с домовым храмом в верхнем этаже. Возведение его началось в октябре 2005 г. и велось на протяжении двух лет строительной артелью из г. Воронежа под управлением Игоря Владимировича Бурова. 17 сентября 2007 г. в день памяти Святителя Митрофана Воронежского на выстроенном келейном корпусе были установлены три золоченых купола с крестами. После этого началась внутренняя отделка здания и установка иконостаса в домовой церкви. Храм в честь Преподобного Серафима Саровского был освящен 12 марта 2011 г. архиепископом Курганским и Шадринским Константином, которому сослужили наместник монастыря иеромонах Серафим Дмитриев и настоятель прихода Преподобного Серафима Саровского поселка Красный Октябрь Каргапольского района иерей Михаил Артемов. В тот же день в храме состоялась первая Божественная литургия.