Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Еврей всегда отвечает наоборот: говорят «мир вам», отвечает «вам мир». (еврейская)

Чинеевское с. Введенская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища с. Чинеевское Введенская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского с. Чинеевское Введенская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Деревня Чинеева была основана в 1713 г. на окраине Илецкого бора на восточном берегу озера Белого (Большого Белого), от которого она получила свое народное название – Белая или Большая Белая. Официальное наименование селения произошло от фамилии крестьян, обосновавшихся здесь первыми. Известно, что в 1720 г. в д. Чинеевой при Белом озере проживали Степан Митрофанов сын Чинеев 25 лет и его отец Митрофан Тимофеев 83 лет, которые, очевидно, и были ее первопоселенцами. В 1736 г. деревня подверглась разорению кочевниками. В начале 1740-х гг. она была обнесена деревянными укреплениями, которые уже к середине XVIII в. пришли в негодность. В административном отношении деревня у Белого озера первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта, а в 1786 г. вошла в состав Введенской волости Курганского уезда. С образованием здесь в 1823 г. отдельного прихода деревня начинает именоваться селом Чинеевским (Белым), которое к началу 1880-х гг. становится центром одноименной волости. Вскоре после открытия своего прихода в с. Чинеевском началось проведение ежегодных торжков. В конце 1860-х гг. торжки эти приходились на день Вознесения Господня и на день памяти святых Власия и Модеста - 18 декабря. К середине 1890-х гг. в селе был установлен третий торжок - еженедельный по субботам, а также учреждена проходившая 8 ноября Михайло-Архангельская ярмарка, устроенная, вероятно, взамен существовавшего в 1880-е гг. в соседнем Чинеевском участке отдноименного торжка. В начале XX в. количество ярмарочных дней было увеличено: ярмарка длилась теперь с 5 по 7 ноября. Михайловская ярмарка и торжки действовали в с. Чинеевском до начала 1910-х гг., а впоследствии, очевидно, прекратились. Одновременно с установлением торжков в селе были заведены балаганы, сдававшиеся в наем торговцам. Балаганы эти принадлежали местной церкви, которая и получала средства от их аренды. К 1848 г. вместо балаганов для торгующих были выстроены 10 деревянных в два ряда лавок. К 1875 г. лавки обветшали и перестали приносить храму доход, а в 1878 г. они и вовсе были упразднены. В первые годы своего существования д. Чинеева должна была относиться к Дмитриевскому (позднее – Христо-Рождественскому) храму слободы Царево Городище, хотя документов, подтверждающих это, не сохранилось. Вероятно, уже в конце 1710-х гг. деревня вошла в основанный в эти годы приход при находящейся в 30 верстах Введенской церкви с. Черновского (Введенского). В 1822 г. указом Святейшего Синода было разрешено выделить ее в самостоятельный приход с назначением отдельного причта. В открытый в 1823 г. приход, кроме с. Чинеевского, вошли деревни Медвежья и Иковская (Ик), также принадлежавшие до этого Введенскому приходу. С 1836 г. к ним присоединилась д. Губерля, а с 1848 г. – основанный переселенцами из центральных губерний России участок № 13, с 1885 г. получивший наименование Чинеевского. С 1884 г. в приходе числится д. Ново-Заворина, заселенная крестьянами из с. Чинеевского и деревень Медвежьей, Ик и Патраковой. Деревня Патракова, основанная в 1845 г. переселенцами, включенными в состав Чинеевского сельского общества, но поселившимися отдельно от села, иногда упоминалась как отдельный населенный пункт, но чаще ее жители числились проживающими в с. Чинеевском. Только в 1899-1907 гг. она значится в приходе под названием приселка Патраковского. В 1925 г. община была переведена в «обновленческое» течение и перешла из Тобольской епархии в ведение «синодального» Курганского епархиального управления Уральской митрополии. К 1927 г. в состав прихода вошла д. Зырянка (поселок при одноименной железнодорожной станции). В конце 1920-х гг. в связи с близостью Чинеевского храма к нему начали уклоняться жители деревень Большой Белой 1-й (Кутлаковой) и Большой Белой 2-й (Пестеревой) прихода соседней Николаевской церкви с. Островского бывшего Челябинского уезда. Жители же д. Губерли, напротив, начали тяготеть к Островскому храму. В остальном состав Чинеевского прихода, видимо, не менялся до середины 1930-х гг., когда из-за отсутствия священника он прекратил свою деятельность. В 1946 г. по ходатайствам верующих приход вновь начал функционировать, но в 1961 г. в связи с закрытием храма община окончательно была снята с регистрации. Постройка храма в д. Чинеевой была разрешена указом Святейшего Синода в 1822 г., после чего начался сбор средств и заготовка строительных материалов. В 1823 г. тщанием прихожан церковь была выстроена. Престол в ней был устроен один и освящен во имя угодников Божиих Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Здание храма было деревянным с тремя входными дверями и одиннадцатью окнами, снабженными ставнями. Перед входом в паперть было устроено открытое брусчатое крыльцо. В самой паперти с правой стороны располагалась кладовая, а с левой – помещение для сторожей. Над папертью находилась деревянная колокольня с точеными балясинами. Внешние стены здания по его постройке были обшиты тесом. Кресты на церкви и колокольне были установлены железные, выкрашенные в желтый цвет. Ограда вокруг храма была устроена деревянная. Внутри помещался иконостас, автор которого не установлен, хотя известно, что во 2-й четверти XIX столетия изготавливал киоты и писал образа для Чинеевского храма туринский мещанин иконописец Александр Телепнев. К середине 1870-х гг. здание начало требовать ремонта и реконструкции, которые, вероятно, и были проведены в соответствии с планом, составленным 19 июля 1882 г. исправляющим должность Курганского городского архитектора крестьянином Александром Юшковым. Тем не менее, к началу 1890-х гг. деревянный храм во всех своих частях пришел в совершенную ветхость и был заменен каменным. Богослужения в нем прекратились в 1900 г. после окончания строительства новой церкви. Старое здание несколько лет пустовало и, находясь вблизи каменной церкви, занимало часть земли, которая должна была войти в ее церковную ограду. В 1904 г. оно было продано прихожанами с пожертвованием части утвари жителям д. Галишевой Михайло-Архангельской волости Курганского уезда для устройства здесь приходского храма. Однако из-за отсутствия необходимого для этого фундамента снос Чинеевской церкви был отложен до 1906 г., когда ее и перевезли на новое место. При этом освидетельствование здания, между прочим, показало, что оно замечательно чистотою и прочностью строевого материала, взятого из местного бора, от которого к тому времени сохранились лишь жалкие остатки. Бревна в стенах имели толщину 8½ вершков и нисколько не погнили, хотя церковь простояла в с. Чинеевском более 80 лет. Очевидец отмечал, что здание это могло служить памятником хвойных лесов, существовавших в те времена в Курганском уезде. Вместо обветшавшей деревянной церкви по просьбе прихожан указом Тобольской духовной консистории от 29 января 1892 г. разрешено было построить новый каменный храм. К 1895 г. был заготовлен бутовый камень для фундамента и приискан подрядчик строительства. План одноэтажного церковного здания был составлен Тобольским епархиальным архитектором Богданом Богдановичем Цинке и 8 апреля 1896 г. одобрен Строительным отделением Тобольского общего губернского управления. Новая каменная на гранитном фундаменте церковь с такой же в одной связи с ней колокольней была заложена 27 мая 1896 г. рядом со старой деревянной. В том же году тщанием прихожан была окончена кирпичная кладка алтаря и трапезной части, вровень с ними были выведены стены самого храма и основания колокольни. В 1897 г. каменные работы завершились, все здание было покрыто листовым железом, кроме колокольни, окончательно устроенной в следующем году. В 1898 г. известному иконописцу крестьянину с. Карачельского Челябинского уезда Анатолию Прохоровичу Кречетову был заказан иконостас, столярная основа которого была установлена им к сентябрю 1899 г. В следующем году гладь иконостаса была украшена подрядчиком золоченой резьбой, написаны образа. Таким образом, все работы по строительству и украшению храма были завершены. Престол в нем, как и в прежней церкви, был устроен один – во имя Святых Власия и Модеста. Освящение его состоялось 10 июля 1900 г. Первоначально устроенная вокруг церкви изгородь из жердей существовала до 1905 г. В 1906 г. вместо нее была возведена капитальная ограда с кирпичным фундаментом, мраморными столбами и железными решетками. На западной ее стороне были устроены большие кирпичные ворота, а на северной и южной – кирпичные калитки. Средства на постройку этой ограды поступили от продажи прежнего деревянного храма. По описанию 1923 г. ВласиеМодестовская церковь представляла собой каменное отапливаемое здание в два света с подвалом, деревянными полами и каменными сводами. В нем имелись 20 окон с железными решетками и 4 двери. Оштукатуренный внутри и снаружи храм был увенчан пятью покрытыми жестью главами с железными крестами. Над папертью помещалась колокольня, на которой размещались 6 колоколов. Внутри имелся деревянный золоченый иконостас в три яруса, размером 6 на 10 аршин, в котором были установлены 37 икон. Храм окружала ограда с железными решетками и каменными столбами на кирпичном фундаменте. При обследовании здания 4 августа 1935 г. комиссия Юргамышского райисполкома отмечала, что в северной части и своде алтаря имелись сквозные трещины, такая же трещина была обнаружена в арочном перекрытии средней части, колокольня вследствие осадки фундамента отошла от трапезной. Поверхность стен внутри и снаружи требовала штукатурки и побелки, крыша и ограда нуждались в ремонте. Прихожанам было предписано исправить все недостатки, начав ремонт не позднее 10 августа. Очевидно, никакого ремонта произведено не было, т.к. с 1934 г. священника при Чинеевском храме не имелось. Службы в церкви не проводились, хотя официально она властями не закрывалась. В последующие годы здание использовалось колхозом под хранилище зерна и находилось в относительно исправном состоянии. По ходатайству верующих решением Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 21 августа 1946 г. Власие-Модестовская церковь была вновь открыта и в ней начались регулярные богослужения. К началу 1960-х гг. храм требовал серьезного ремонта. Осыпалась штукатурка стен, протекала обветшавшая крыша, в верхней части свода образовалась широкая трещина. Мраморные столбы ограды разрушились, железные решетки из них выпадали, хотя западные ворота и боковые входы еще сохранялись. Средств на проведение масштабных ремонтных работ община не имела. Священник, обратившийся к прихожанам с просьбой о сборе пожертвований, был обвинен властями в их присвоении и удален из прихода. Под этим предлогом община была объявлена распавшейся и 6 сентября 1961 г. Юргамышский райисполком принял решение о закрытии храма. Курганский облисполком поддержал это решение, а 3 октября 1961 г. Советом по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР церковь была окончательно закрыта. По воспоминаниям старожилов еще в августе в присутствии представителей власти и при большом стечении народа, несмотря на протесты верующих, из здания было вынесено все имущество. Утварь, священнические облачения и отдельные иконы выбрасывали из церкви, и местные жители растаскивали их по домам. В это же время был уничтожен иконостас. По некоторым сведениям образа из него были вывезены в Юргамыш и хранились в районном Доме культуры в комнате за кулисами сцены. В 1970-е гг. в здании проводился ремонт и строители, чтобы удобнее было в дождливое лето передвигаться по территории, выложили этими иконами дорожку до туалета, в результате чего они были утрачены. Известно, что часть икон из Чинеевской церкви после ее закрытия попала в Курганский областной краеведческий музей и теперь хранится там. Сначала храм предполагалось переоборудовать под колхозный клуб, для чего в том же 1961 г. с него тракторами были сорваны купола и разрушена колокольня. В 1963 г. здание передали средней школе для размещения спортзала и мастерских. В 1973 г. в селе открылась новая школа, в результате чего бывшая церковь осталась бесхозной. Через какое-то время в ней решили устроить магазин, для чего была разобрана крыша. Однако дальше этого реконструкция не продвинулась. Оставшееся без кровли здание начало быстро разрушаться, а ничем не огороженная территория вокруг него – зарастать кустарником. В таком плачевном состоянии здание находится и в настоящее время

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов