Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

За труд не бьют, а награды дают.

Савинское с. Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища с. Савинское Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Часовня старообрядческая в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Савинское Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Молельный дом старообрядцев Бело-Криницкой иерархии с. Савинское Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы старообрядцев БелоКриницкой иерархии с. Савинское Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь-школа единоверческая во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Савинское Чинеевская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Точное время основания д. Савиной на берегу речки Ик (Черный Ик) не установлено. Известно, что в 1774 г. она уже существовала и в административном отношении принадлежала к Мехонской слободе (острогу) Исетского дистрикта Исетской провинции Оренбургской губернии.

Вероятно, с учреждением в 1781 г. Пермской губернии и образованием в ее составе Шадринского уезда д. Савина вошла в состав относящейся к этому уезду Мехонской волости, где она состояла в 1830 г. Но уже к концу 1830-х гг. деревня числилась в Чимеевской волости Курганского уезда, переименованной с 1873 г. в Брылинскую. Название свое селение, очевидно, получило от фамилии первых поселенцев крестьян Савиных, потомки которых проживали здесь до начала XX в.

С постройкой в 1907 г. единоверческой церкви деревня чаще именуется селом Савинским (Савиновским). Сведений о принадлежности православных жителей д. Савиной к какому-либо церковному приходу в первые годы ее существования не обнаружено. Точно известно, что с 1789 по 1851 г. они состояли в приходе Богородице-Казанской церкви слободы Чимеевской, расположенной в 12 верстах, а с 1852 г. были перечислены во вновь образованный приход Вознесенской церкви с. Брылинского, отстоящего на расстоянии всего 1 версты от селения. К этому приходу они относились до его закрытия в начале 1930-х гг. Однако, подавляющее большинство населения д. Савиной исстари состояло в расколе.

Деревня составляла центр среди окружавших ее селений, к которому стремились все живущие в округе приверженцы старой веры. Известно, что в 1850-е гг. здесь проживал крестьянин Московской губернии Григорий Щедрин, который без всякого разрешения и свидетельства на искусство писал старообрядческие иконы.

В 1853 г. ему это было запрещено, а иконы были переданы в ризницу Тобольского кафедрального собора. Видимо, изначально все местные староверы были беглопоповцами, но к середине XIX в. здесь увеличилось количество старообрядцев, не приемлющих беглое священство, в результате чего Савинская община разделилась на поповцев и беспоповцев («стариковцев»). Все беспоповцы Брылинской (Чимеевской) волости тяготели к д. Савиной, так как здесь проживали главные их наставники и начетчики, а также находилась их часовня, основная часть прихожан которой проживала в с. Брылинском и деревнях Савиной, Мамоновой и Локтях. Очевидно, в начале XX в. Савинская беспоповская община была зарегистрирована властями и получила возможность вести метрические книги.

В 1920-е гг. она именовалась Вторым Савинским старообрядческим обществом и просуществовала, по крайней мере, до 1928 г. Имеются сведения о том, что поповцы д. Савиной уже во 2-й половине 1850-х гг. практиковали крещение в г. Екатеринбурге у старообрядческого священника, а к концу 1860-х гг. окончательно приняли священство старообрядческой Бело-Криницкой иерархии.

К началу XX в. в деревне постоянно проживал «австрийский» священник. В 1907 г. была официально открыта Савинская «австрийская» община, в ней были заведены свои метрические книги.

В 1920-е гг. к этой общине принадлежали старообрядцыпоповцы сел Савинского и Житниковского, а также деревень Бралгиной, Лебяжьей и 1-й Могильной. Именовалась она Первым Савинским старообрядческим обществом и в последний раз упоминается в документах в 1928 г.

В начале 1850-х гг. некоторые старообрядцы д. Савиной, пожелав иметь собственных священников, начали склоняться к воссоединению с господствующей православной церковью на правах единоверия, и впоследствии приписались к приходу Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского Курганского уезда.

В 1897 г. 15 семейств савинских старообрядцев-беспоповцев подали Епархиальному начальству прошение о присоединении их к единоверию и образовании самостоятельного единоверческого прихода, который был открыт указом Святейшего Синода от 31 июля 1913 г. Помимо жителей самого с. Савинского, в него вошли единоверцы деревень Локтей и Мамоновой. Савиновский единоверческий приход прекратил свое существование в середине 1920-х гг.

Первая старообрядческая часовня в д. Савиной была построена местными крестьянами самовольно, без всякого разрешения начальства в 1816-1819 гг. (по другим сведениям возведение ее относится еще к концу XVIII в.). Выстроена она была отдельно от жилых строений посреди деревни, на живописном месте: на левой стороне речки Ик, на скате горы, в середине небольшого ровного холма. По сторонам холма с севера и юга протекали ручьи, так что он окружался водой с трех сторон, и только с западной стороны дорога к нему была свободной. На холме всегда было сухо: даже в самые ненастные годы вода скатывалась по сторонам. Здание часовни было деревянным с притвором, размерами около 6-8 сажен в длину, 3 сажени по поперечнику, 11 аршин в ширину, 6 аршин в высоту. По наружности она была устроена в виде обыкновенного крестьянского дома, а внутри подобна церкви. По описанию середины XIX в. внутреннее устройство ее заключалось в облаченном аналое и столе вроде престола, на котором располагались деревянный крест с Предстоящими в 1 аршин высотой и Евангелие. Имелся и возвышенный на солее иконостас, в первом ярусе которого располагалось 9 икон высотой в 1 аршин, во втором ярусе 2 иконы, в третьем в середине образ Царя Царям и Двенадцати Апостолов также в 1 аршин. Такого же размера иконы находились на клиросах: за правым – Николая Чудотворца, за левым – Владимирской Божией Матери. Перед иконами висели 12 медных лампад большой величины, а посреди часовни вверху – большое медное паникадило в три ряда. В часовне хранилось множество старопечатных и рукописных старообрядческих книг. Устроена она была в честь Успения Божией Матери. К середине XIX в. никаких богослужений и церковных таинств в Савинской часовне не совершалось, только местные старообрядцы собирались в ней по воскресным и праздничным дням для общей молитвы, а знающие грамоту крестьяне читали книги и отправляли утреню и часы. По принятому местными старообрядцами обычаю, перешедшему к ним от предков, особого настоятеля у этой часовни не было. Отоплением и освящением она содержалась на счет всего общества, благочестие же в ней поддерживали старые и почтенные люди («старики»). Многолюдные богомолья в Савинской Успенской часовне проходили без всякого стеснения со стороны властей до 1850 г. Но с этого времени некоторые крестьяне д. Савиной, вероятно, желая иметь у себя священнослужителей, начали через единоверческого священника просить правительство отдать ее в их управление или обратить в единоверческую церковь. Вскоре о существовании действующей старообрядческой часовни было донесено Епархиальному начальству, в результате чего 16 февраля 1852 г. во исполнение указа Тобольской духовной консистории она была опечатана, но имущество ее конфисковано не было. В том же году местные «стариковцы» ходатайствовали перед гражданским начальством об оказании им свободы в отправлении молитвословий, основываясь на том, что их часовня была построена до 1820 г. и здание ее не получало с того времени коренных поправок, поэтому согласно Высочайше утвержденному указу Правительствующего Сената от 17 сентября 1826 г. должна быть оставлена действующей. В результате гражданские власти вынуждены были распорядиться оставить Савинскую часовню в прежнем виде, как устроенную с давнего времени. В июле 1852 г. согласно указу Тобольского губернского правления часовня была распечатана заседателем Курганского земского суда и перешла в пользование беспоповцев, которые снова получили возможность отправлять в ней общие молитвы и песнопения. Однако и в это время при часовне состоял уставщик, хранивший в своем доме запасное причастие, что может свидетельствовать о том, что прихожане ее еще не отошли окончательно от беглопоповской практики. Вторая попытка захвата Савинской часовни старообрядцами поповского толка была совершена в начале 1870-х гг. В 1869 г. крестьянин д. Савиной, коренной старообрядец, Филарет Осипович Гладков, находясь в Москве, вошел в сношения с тамошними староверами и по их предстательству, имея одобрительный общественный приговор от своих земляков, был рукоположен старообрядческим Архиепископом Московским Антонием в иереи по «австрийскому» обряду. По избранию и приговору крестьян д. Савиной и прочих живущих поблизости старообрядцев он был избран священником к Савинской часовне, которую предполагалось обратить в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако вскоре в этой местности умножилось количество старообрядцевбеспоповцев, которые собрались 1 января 1873 г. и силою изгнали из храма священника Гладкова. К середине 1870-х гг. часовня уже крайне нуждалась в ремонте, а к началу 1880-х гг. пришла в совершенную ветхость, так что и ремонтировать ее было бесполезно. Поэтому в марте 1881 г. с дозволения Министерства внутренних дел она была перестроена без изменения внешнего вида (по другим сведениям все ветхости здания были исправлены в 1883 г.). Новое здание имело длину 7 саженей, ширину 3 ½ сажени и высоту 2 сажени, было покрыто тесом крутым скатом с двух сторон. По описанию 1891 г. видом своим часовня походила на обыкновенный крестьянский о двух половинах с сенями дом и отличалась лишь тем, что над входными дверями на стене установлен был небольшой медный крест да отсутствовали надворные постройки. Изнутри же она представляла из себя вид храма с иконостасом, но без алтаря, с солеею, амвоном и клиросами. Внутренние стены были голые, без икон и живописи, кроме одной восточной, на которой располагался иконостас. В часовне имелось три больших отделения, устроенных одно близ другого вдоль от запада к востоку, из которых первое находилось несколько ниже двух других. Западное отделение, в которое первоначально входили с крыльца, было не очень пространное и представляло собой паперть. Из него вели внутрь часовни две двери: на правой и левой сторонах. В правые входили обыкновенно мужчины, а в левые - женщины. Второе отделение было гораздо пространнее первого, в нем стояли во время богослужения молящиеся, разделенные посередине перегородкой – на правой стороне мужчины, на левой женщины. Далее следовало третье отделение в восточной стороне, также довольно обширное, так как стена, отделяющая его от второго отделения, была прорублена для расширения и распространения часовни. В этом последнем отделении уже не было перегородки, оно являлось собственно святилищем и своего рода алтарем. Иконостас устроен был во всю стену на восточной стороне, о трех ярусах, высотой более 4 аршин и шириной около 10 аршин. В нижнем ярусе располагались так называемые местные или храмовые иконы, например, в самой середине - икона Пресвятой Троицы. По ту и другую стороны от нее следовали другие праздничные иконы: Успения Божией Матери, Преображения Господня, Вознесения Господня и разных святых: святителей, преподобных и другие. Все эти иконы были довольно больших размеров, в высоту и ширину более аршина, в желтых крашеных рамах, между которыми находились большие круглые колонны, также выкрашенные до половины желтой краской, а снизу черной. Внизу под этим ярусом, в тумбах, во множестве чрез всю стену были изображены восьмиконечные кресты с соответствующими надписями. В верхнем ярусе по середине располагались икона Воскресения Христова и по сторонам - ветхозаветных и новозаветных праведников: Моисея, Аарона, Иоанна Крестителя, пророков, мучеников новозаветных, преподобных и другие, тоже больших размеров с рамами и колоннами. Живопись икон была так называемая «суздальская» или «владимирская». Эти образа были в часовне постоянными, но имелись и временные, особенно во втором ярусе. Здесь по большей части ставились иконы, приносимые из домов. Во всю ширину иконостаса от стены до стены был протянут толстый железный прут, к которому молящимися крепились свечи. Перед местными иконами были повешены большие металлические лампады. Посередине часовни висело большое паникадило с подсвечниками в три яруса. Перед иконостасом выдавалась внутрь часовни довольно широкая аршина в два солея, продолжающаяся от северной до южной стены. В середине солеи и несколько выше ее выдавался внутрь полукруглый амвон. На солее несколько выше амвона стоял престол, на котором находились большое медное распятие и Евангелие. По сторонам солеи, около стен, обгорожено было два клироса. В шкафах, устроенных на стенах у клиросов, хранилось множество богослужебных книг. В 1897 г. пожелавшие перейти в единоверие крестьяне д. Савиной еще раз попытались обратить Успенскую часовню в единоверческий храм, о чем ходатайствовали перед Епархиальным начальством. Однако и на этот раз часовня осталась в ведении общества старообрядцев-беспоповцев. В 1901 г. местные единоверцы просили разрешения устроить из часовни церковную школу, но это ходатайство также было отклонено Тобольской духовной консисторией. В начале 1920-х гг. часовня по каким-то причинам именуется Свято-ТроицкоУспенской. По некоторым сведениям, в ней в это время имелись два престола с деревянными крестами. К 1922 г. она представляла собой крытое железом деревянное здание, окруженное простой деревянной оградой, в котором имелись 6 окон без решеток и 4 двери. Наружные стены его были не окрашены, колокольни, глав и крестов не имелось. Внутри находился ветхий деревянный иконостас в 3 яруса размерами 9 на 4 аршина, в котором располагались 35 икон. В последний раз Савинская часовня старообрядцевбеспоповцев упоминается в 1928 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено. После изгнания в 1873 г. «австрийского» священника Филарета Гладкова из Успенской часовни старообрядцы д. Савиной, приемлющие Бело-Криницкую иерархию, остались без собственного помещения для богослужений. Поэтому они вынуждены были устроить собственную молельню в доме Гладкова, куда была перенесена из часовни часть утвари, книг и облачений. Однако 15 июня 1874 г. в молельне был произведен властями обыск, после чего все церковное имущество было конфисковано земским заседателем, а дом священника продан с торгов. После регистрации в 1907 г. в д. Савиной «австрийской» общины местные поповцы получили возможность выстроить собственную часовню, которая была возведена в 1910 г. их трудом и средствами. В 1910-1912 гг. была заведена для часовни необходимая утварь, установлен иконостас. По описанию 1923 г. она представляла собой деревянное крытое железом здание без паперти и колокольни, окруженное деревянной оградой. Под часовней находилось 18 кв. сажен земли и под оградой 25 кв. сажен. В здании имелись 6 окон без решеток и одни двери, оно было увенчано одной покрытой железом главой с деревянным крестом. Наружная поверхность его была не окрашена. Внутри находился ветхий деревянный иконостас размерами 7 на 5 аршин в 4 яруса, в нем 30 икон. Савинская «австрийская» часовня, как и беспоповская, была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В последний раз она упоминается как пустующая в 1928 г., о ее существовании в последующие годы сведений не выявлено. В 1897 г. часть крестьян-старообрядцев д. Савиной одновременно с прошением об открытии самостоятельного единоверческого прихода ходатайствовала перед Епархиальным начальством об обращении местной часовни в единоверческую церковь. И хотя им в этом было отказано, но была признана настоятельная необходимость постройки в селении единоверческого храма. В 1900 г. единоверцы Брылинской волости предположили строительство в д. Савиной единоверческой церкви-школы с перевозкой из с. Чинеевского Курганского уезда старого деревянного храма. Место под строительство отвели на площади при въезде в деревню со стороны с. Брылинского. Средства на строительство пожелал пожертвовать петербургский купец Алексей Савельевич Макошин. Постройка деревянной на каменном фундаменте церкви-школы была разрешена Тобольской духовной консисторией в августе 1901 г. на средства купца Макошина, который уже пожертвовал в предположенный храм часть утвари. Первоначальный проект здания был составлен в 1901 г. Тобольским епархиальным архитектором Б.Б. Цинке. Однако прихожане пожелали, чтобы храм был выстроен с пятью главами на основном здании и по одной на алтаре и колокольне, что не было предусмотрено проектом. В 1902 г. Б.Б. Цинке по поручению Тобольской духовной консистории пересоставил проект церкви-школы, как того пожелали единоверцы – с семью главами и так, чтобы школа была отдельно от церкви, для чего школьное помещение было перенесено на южную сторону храма, а вход сделан с паперти. Он же разбил место под строительство на южном краю д. Савиной при въезде около дорог на возвышенном месте. В том же 1902 г. купец Макошин по каким-то причинам отказался финансировать строительство, в связи с чем в 1903 г. начался сбор добровольных пожертвований. Несмотря на это указами Тобольской духовной консистории от 24 февраля 1903 г. с препровождением храмозданной грамоты и 19 мая 1903 г. закладка храма была разрешена. Единоверческая церковь-школа в д. Савиной была заложена по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Тобольского и Сибирского, 1 июня 1903 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Александром Елеонским в сослужении восьми священнослужителей. Чин закладки совершался в соответствии с принятыми единоверческой церковью обрядами и по старопечатным богослужебным книгам. Строительство велось на средства Святейшего Синода, прихожан и добровольные пожертвования. Сооружение кирпичного фундамента было окончено в конце июня 1903 г., а в 1904 г. подряд на деревянную работу взял на себя мещанин г. Кургана Трофим Родионович Филиппов. К июню 1904 г. все здание вместе с колокольней было срублено согласно проекту, а к концу августа того же года церковь-школа была вчерне окончена: устроены крыльца, крыши храма, школы и колокольни покрыта листовым железом и окрашены в зеленый цвет, на семи главах утверждены выкрашенные под бронзу кресты с шарами. К сентябрю 1904 г. школьное здание было приготовлено к началу учебного года и освящено. Указом Тобольской духовной консистории от 25 октября 1904 г. жителям д. Савиной было предложено приискать для возводимого храма старый иконостас. В 1905 г. прихожане Пророко-Ильинской церкви с. Карачтинского Белозерской волости согласились бесплатно уступить для Савиновского храма хранящийся у них в разобранном виде древний иконостас, который решено было после надлежащего приспособления установить во вновь строящейся церкви. В августе 1905 г. иконостас с царскими вратами и боковыми дверями был перевезен в д. Савину. Установить его с ремонтом, чисткой, окраской и частичной позолотой (за исключением икон) был подряжен крестьянин с. Чашинского Иван Михайлович Ситников, который закончил работу к ноябрю 1905 г. Вместе с иконостасом были пожертвованы и 38 икон на старом кондовом дереве. Однако все они были ветхие и с полинялой краской, поэтому прежде постановки в иконостас Савинской церкви, их необходимо было переписать, причем сделать это в духе единоверческой церкви. Кроме того, для всего иконостаса нового храма их было недостаточно. Подряд на написание новых икон на простых золоченых фонах с изображением двуперстия взял на себя живописец - крестьянин с. Каргапольского Шадринского уезда Георгий Федотович Шалавин, приехавший из с. Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии. Работал он со своими сыновьями Александром, Михаилом, Вячеславом и Виктором.

К октябрю 1906 г. иконописец приготовил и сдал 20 икон и получил заказ на написание еще 23 икон большого размера, а к июню 1907 г. все иконы в иконостасе были написаны. По внешнему виду они были близки образам невьянских иконописцев, но со своими особенностями, с преобладанием красных, бордовых, синих и зеленых цветов. По желанию прихожан при их изготовлении были использованы некоторые иконные доски, привезенные из с. Карачтинского. К этому же времени во все окна храма были вставлены железные решетки, церковь снабжена утварью и ризницей.

Еще в 1906 г. от Святейшего Синода был прислан полный круг богослужебных книг единоверческой печати, а из Христо-Рождественской церкви с. Емуртлинского Ялуторовского уезда пожертвована часть церковных вещей и облачений.

В июле 1907 г. храм осмотрел Тобольский епархиальный архитектор Г.С. Бартковский, признавший все работы проведенными качественно. Единоверческая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Савиной была освящена 20 сентября 1907 г. настоятелем Тюменской единоверческой церкви протоиереем Христофором Иваницким соборне со священниками Чашинской, Крутихинской единоверческой и Травнинской единоверческой церквей. Во время строительства храма он считался временно приписанным к Брылинской церкви, а со времени освящения и до открытия в 1913 г. самостоятельного прихода для отправления богослужений к нему были прикомандированы священник и псаломщик от Травнинской Николаевской единоверческой церкви.

В середине 1920-х гг. г. Савиновская церковь представляла собой деревянное на кирпичном фундаменте здание, крытое железом, с семью крестами. Размеры его (без учета комнаты, занятой под школу) составляли 11 на 11 аршин, высотой 7 аршин, алтарь - 7 на 7 аршин, высотой 5 аршин; в здании имелось 7 окон и 3 двери. В одной связи с церковью находилась колокольня размерами 4 на 4 аршина, высотой 6 аршин; на ней висел один разбитый колокол. Внутри размещался иконостас, в нем 38 икон и трое дверей. В последний раз Введенская единоверческая церковь с. Савинского упоминается в 1925 г. и именуется молитвенным домом. Вскоре она была закрыта, иконы из иконостаса, видимо, были переданы в другие остававшиеся действующими храмы в селах Чимеевском, Рычковском и Смолинском. Часть из них в настоящее время хранится в Курганском областном художественном музее, а часть - в храмах Курганской епархии.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов