Кладбища д. Ялымское Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Часовня д. Ялымское Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Деревня Ялымская (Ялым) была основана в последние годы XVIII столетия на большой дороге из г. Кургана в крепость Пресногорьковскую. Расположилась она на берегу одного из старых рукавов реки Тобола, который иногда именовался озером Ялымским, но чаще – речкой с тем же названием. Уже к 1797 г. деревня стала центром Ялымской волости Курганского уезда Тобольской губернии. В начале XIX в. часть населенных пунктов этой волости и сама д. Ялымская отошли к Каминской волости соседнего Челябинского уезда Оренбургской губернии. К 1811 г. Ялымская волость вновь числилась в составе Курганского уезда и входила в его Утятское комиссарство. После открытия в середине XIX в. в волостной деревне Ялым самостоятельного прихода она стала именоваться селом Ялымским, которое с 1886 г. вошло в состав Глядянской волости Курганского уезда. С конца 1860-х гг. известен проходивший здесь ежегодно 26 октября Дмитриевский торжок, приуроченный к престольному празднику местного храма.
К какому приходу относилась д. Ялым на заре своего существования не установлено. С 1800 г. волостное селение Ялымское числилось в приходе Прокопьевской церкви с. Чернавского (Низ-Чернавского) Курганского уезда, расположенной на расстоянии 25 верст. В 1-й половине XIX в. часть его жителей относилась также к приходу Троицкой церкви слободы Каминской Челябинского уезда. В 1850 г. крестьяне разных селений Ялымской волости, пожелавшие по отдаленности от Чернавского храма отделиться от него, решили выстроить в д. Ялым собственную церковь и образовать при ней самостоятельный приход, о чем и подали прошение в Тобольскую духовную консисторию. Первоначально к жителям д. Ялымской Чернавского прихода присоединились крестьяне деревень Разломайской и Островской, переселенцы участка Вонявинского, а также проживающие в селении Ялымском прихожане Каминской Троицкой церкви Оренбургской епархии. К 1853 г. в новый приход вознамерились войти жители д. Плотниковой (она же НижнеАлабугская), участков Каминского, Кунгуровского, Отногинского и Сосновского (СосновоОтногинского) Нижне-Алабугской волости Курганского уезда. Вскоре по ходатайству Тобольской духовной консистории было получено согласие Оренбургских епархиальных властей об отчислении части жителей деревень Ялымской и Плотниковой Каминского прихода в Тобольскую епархию. В 1858 г. епархиальным начальством было дано разрешение на создание самостоятельного прихода, в который предполагалось включить с. Ялымское, д. Плотникову и переселенческие участки Сосново-Отногинский, Каминский, Обрядовский, Нижне-Алабугский, Вонявинский и Кунгуровский. В открываемый приход был назначен особый священник, с 1858 г. были заведены отдельные исповедные росписи, а с 1861 г. – метрические книги. Точных данных о составе приходских селений, большинство из которых являлись вновь заводимыми населенными пунктами, в этот период нет. Вероятно, в эти годы приход Ялымский так окончательно и не сформировался в связи с предполагаемым образованием приходов в ряде соседних деревень. Известно, что еще в 1857 г. крестьяне д. Отногинской и участка Нижне-Алабугского отказались от присоединения к Ялымскому приходу, пожелав войти в будущий Нижне-Алабугский приход. Известно также, что в начале 1860-х гг. в Ялымском приходе значились деревни Плотникова и Сосновая Отнога, а в начале 1870-х гг. – участок Кунгуровский. Между тем, с постройкой храма прихожане не торопились, поэтому в 1869 г. епархиальным начальством было решено причислить их в Чернавский приход с тем, чтобы один из его наличных священников заведовал Ялымским приходом. Вскоре прихожане все же начали строительство церковного здания, и приход вернул себе самостоятельность. К 1874 г. он состоял из с. Ялымского, деревень Плотниковой, Каминской (Ново-Каминской) и Сосновой Отноги. В этих границах приход существовал до начала 1920-х гг., когда из-за утраты прихожанами внутренней сплоченности пришел в плачевное состояние и был упразднен. Восстановлен он был к январю 1922 г. Высокопреосвященнейшим Николаем, архиепископом Тобольским и Сибирским, назначившим сюда отдельного священника. Очевидно, состав селений возобновленного прихода был тем же, что до закрытия, и оставался неизменным до его ликвидации в 1-й половине 1930-х гг.
По сведениям начала 1840-х гг. в д. Ялымской, как и во всей юго-западной части Курганского уезда, проживало значительное количество старообрядцев. Многие из них вскоре присоединились к господствующей церкви на правах единоверия и были зачислены в образованные в эти годы единоверческие приходы. В открытый в 1845 г. приход при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского Курганского уезда вошли и жители расположенной в 17 верстах д. Ялым, которые состояли в нем до конца 1920-х гг. Известно, что в 1870-е гг. часть единоверцев с. Ялымского относилась и к другому единоверческому приходу – Георгиевской церкви с. Щучинского Курганского уезда, находившейся на расстоянии около 100 верст.
До возведения собственной церкви в д. Ялым существовала деревянная часовня, устроенная местными жителями с разрешения епархиального начальства в качестве временного молитвенного дома для отправления необходимых треб. Дата возведения часовенного здания не установлена, но наличие его отмечено уже в документах конца 1860-х гг. Данных об освящении часовни в честь какого-либо святого или праздника не имеется. Надо полагать, что она была посвящена Великомученику Димитрию Солунскому, в день памяти которого в д. Ялымской уже действовал в эти годы ежегодный торжок. До постройки в 1878 г. храма все богослужения отправлялись приходскими священниками в этой часовне. В последний раз она упоминается в документах 1881 г., сведений о ее существовании в последующие годы не обнаружено.
В своем прошении об открытии отдельного прихода, поданном в 1850 г., крестьяне Ялымской волости ходатайствовали и о разрешении выстроить на свои деньги в д. Ялым одноэтажную деревянную церковь на каменном фундаменте длиной с алтарем 8 саженей и шириной 4 сажени. Престол в ней предполагалось устроить один - во имя Великомученика Димитрия Солунского. В 1851 г. местные жители отвели для возведения храма высокое место в 75 саженях на юго-запад от селения. В 1853 г. постройка эта была разрешена Тобольской духовной консисторией. Однако, к работам по сооружению церковного здания прихожане долгое время не приступали, довольствуясь временной часовней. По этой причине в 1869 г. консистория решила отказать жителям открываемого прихода в постройке у них самостоятельной церкви. Очевидно, вскоре прихожане вновь начали ходатайствовать о заведении в с. Ялымском собственного храма и снова нашли в этом начинании поддержку епархиального начальства. Новые план и фасад здания были выданы им 25 ноября 1870 г., а указом Тобольской духовной консистории от 4 декабря того же года постройка была разрешена. Однопрестольная церковь была заложена 18 мая 1872 г. и строилась на средства прихожан. Работы по возведению церковного здания были в основном окончены к 1875 г., а к началу 1878 г. завершилось его внутреннее благоустройство. В том же году 5 февраля был священнодействован, а 10 марта выдан прихожанам антиминс для новой церкви, освящение которой состоялось 20 июня 1878 г. во имя святого Великомученика Димитрия Солунского. Здание ее было деревянным на каменном фундаменте, крытое листовым железом, с такой же в одной связи колокольней, под которой разместилось помещение для сторожей. К 1885 г. при церкви была выстроена деревянная с каменными столбами ограда. Вероятно в 1911 г. храм был обнесен новой каменной оградой с деревянными решетками. По сведениям 1894 г. в церкви размещался предалтарный иконостас столярной работы из липового дерева, выкрашенный красной краской, с вызолоченными карнизами и резьбой. В нем помещались 8 витых резных сплошь вызолоченных колонн с резными капителями и резные вызолоченные царские врата с иконами в золоченых рамах, над которыми в золоченом сиянии находилось резное изображение Святого Духа в виде голубя. Образа в иконостасе были помещены в золоченые рамы и располагались в два яруса. За правым и левым клиросами находились 2 заклиросных киота с витыми золочеными колоннами, резными капителями и резьбой, в которых были установлены иконы в золоченых рамах. К началу 1920-х гг. церковь по нерадению прихожан пришла в запустение. К январю 1922 г. силами нового священника с помощью вновь выбранного церковного совета был произведен ремонт церковного здания, поправлена угрожавшая падением колокольня, произведена чистка внутреннего убранства. В последующие годы обновленный внешне и внутренне храм продолжал действовать и заполнялся богомольцами до полной вместимости. К 1927 г. на его звоннице располагалось 5 колоколов, в иконостасе имелось 28 икон. В начале 1936 г. на основании требований общегражданских собраний с. Ялымского была начата процедура закрытия церкви. Дмитриевский храм был официально закрыт решением Челябинского облисполкома от 2 октября 1936 г. К 1946 г. он был переоборудован и использовался под колхозную избучитальню и клуб. До начала 1960-х гг. в здании, совершенно утратившем в результате перестройки свой внутренний и внешний церковный вид, продолжал работать клуб. В 1961 г. в силу ветхости оно стало непригодным к дальнейшей эксплуатации. О его дальнейшей судьбе сведений не имеется.