Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Весною сутки мочит, а час сушит.

Ялымское д. Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища д. Ялымское Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского д. Ялымское Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Часовня д. Ялымское Глядянская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

История наименования и принадлежности:

  •  

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе церкви:

Архивы:

  •  

Деревня Ялымская (Ялым) была основана в последние годы XVIII столетия на большой дороге из г. Кургана в крепость Пресногорьковскую. Расположилась она на берегу одного из старых рукавов реки Тобола, который иногда именовался озером Ялымским, но чаще – речкой с тем же названием. Уже к 1797 г. деревня стала центром Ялымской волости Курганского уезда Тобольской губернии. В начале XIX в. часть населенных пунктов этой волости и сама д. Ялымская отошли к Каминской волости соседнего Челябинского уезда Оренбургской губернии. К 1811 г. Ялымская волость вновь числилась в составе Курганского уезда и входила в его Утятское комиссарство. После открытия в середине XIX в. в волостной деревне Ялым самостоятельного прихода она стала именоваться селом Ялымским, которое с 1886 г. вошло в состав Глядянской волости Курганского уезда. С конца 1860-х гг. известен проходивший здесь ежегодно 26 октября Дмитриевский торжок, приуроченный к престольному празднику местного храма.

К какому приходу относилась д. Ялым на заре своего существования не установлено. С 1800 г. волостное селение Ялымское числилось в приходе Прокопьевской церкви с. Чернавского (Низ-Чернавского) Курганского уезда, расположенной на расстоянии 25 верст. В 1-й половине XIX в. часть его жителей относилась также к приходу Троицкой церкви слободы Каминской Челябинского уезда. В 1850 г. крестьяне разных селений Ялымской волости, пожелавшие по отдаленности от Чернавского храма отделиться от него, решили выстроить в д. Ялым собственную церковь и образовать при ней самостоятельный приход, о чем и подали прошение в Тобольскую духовную консисторию. Первоначально к жителям д. Ялымской Чернавского прихода присоединились крестьяне деревень Разломайской и Островской, переселенцы участка Вонявинского, а также проживающие в селении Ялымском прихожане Каминской Троицкой церкви Оренбургской епархии. К 1853 г. в новый приход вознамерились войти жители д. Плотниковой (она же НижнеАлабугская), участков Каминского, Кунгуровского, Отногинского и Сосновского (СосновоОтногинского) Нижне-Алабугской волости Курганского уезда. Вскоре по ходатайству Тобольской духовной консистории было получено согласие Оренбургских епархиальных властей об отчислении части жителей деревень Ялымской и Плотниковой Каминского прихода в Тобольскую епархию. В 1858 г. епархиальным начальством было дано разрешение на создание самостоятельного прихода, в который предполагалось включить с. Ялымское, д. Плотникову и переселенческие участки Сосново-Отногинский, Каминский, Обрядовский, Нижне-Алабугский, Вонявинский и Кунгуровский. В открываемый приход был назначен особый священник, с 1858 г. были заведены отдельные исповедные росписи, а с 1861 г. – метрические книги. Точных данных о составе приходских селений, большинство из которых являлись вновь заводимыми населенными пунктами, в этот период нет. Вероятно, в эти годы приход Ялымский так окончательно и не сформировался в связи с предполагаемым образованием приходов в ряде соседних деревень. Известно, что еще в 1857 г. крестьяне д. Отногинской и участка Нижне-Алабугского отказались от присоединения к Ялымскому приходу, пожелав войти в будущий Нижне-Алабугский приход. Известно также, что в начале 1860-х гг. в Ялымском приходе значились деревни Плотникова и Сосновая Отнога, а в начале 1870-х гг. – участок Кунгуровский. Между тем, с постройкой храма прихожане не торопились, поэтому в 1869 г. епархиальным начальством было решено причислить их в Чернавский приход с тем, чтобы один из его наличных священников заведовал Ялымским приходом. Вскоре прихожане все же начали строительство церковного здания, и приход вернул себе самостоятельность. К 1874 г. он состоял из с. Ялымского, деревень Плотниковой, Каминской (Ново-Каминской) и Сосновой Отноги. В этих границах приход существовал до начала 1920-х гг., когда из-за утраты прихожанами внутренней сплоченности пришел в плачевное состояние и был упразднен. Восстановлен он был к январю 1922 г. Высокопреосвященнейшим Николаем, архиепископом Тобольским и Сибирским, назначившим сюда отдельного священника. Очевидно, состав селений возобновленного прихода был тем же, что до закрытия, и оставался неизменным до его ликвидации в 1-й половине 1930-х гг.

По сведениям начала 1840-х гг. в д. Ялымской, как и во всей юго-западной части Курганского уезда, проживало значительное количество старообрядцев. Многие из них вскоре присоединились к господствующей церкви на правах единоверия и были зачислены в образованные в эти годы единоверческие приходы. В открытый в 1845 г. приход при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского Курганского уезда вошли и жители расположенной в 17 верстах д. Ялым, которые состояли в нем до конца 1920-х гг. Известно, что в 1870-е гг. часть единоверцев с. Ялымского относилась и к другому единоверческому приходу – Георгиевской церкви с. Щучинского Курганского уезда, находившейся на расстоянии около 100 верст.

До возведения собственной церкви в д. Ялым существовала деревянная часовня, устроенная местными жителями с разрешения епархиального начальства в качестве временного молитвенного дома для отправления необходимых треб. Дата возведения часовенного здания не установлена, но наличие его отмечено уже в документах конца 1860-х гг. Данных об освящении часовни в честь какого-либо святого или праздника не имеется. Надо полагать, что она была посвящена Великомученику Димитрию Солунскому, в день памяти которого в д. Ялымской уже действовал в эти годы ежегодный торжок. До постройки в 1878 г. храма все богослужения отправлялись приходскими священниками в этой часовне. В последний раз она упоминается в документах 1881 г., сведений о ее существовании в последующие годы не обнаружено.

В своем прошении об открытии отдельного прихода, поданном в 1850 г., крестьяне Ялымской волости ходатайствовали и о разрешении выстроить на свои деньги в д. Ялым одноэтажную деревянную церковь на каменном фундаменте длиной с алтарем 8 саженей и шириной 4 сажени. Престол в ней предполагалось устроить один - во имя Великомученика Димитрия Солунского. В 1851 г. местные жители отвели для возведения храма высокое место в 75 саженях на юго-запад от селения. В 1853 г. постройка эта была разрешена Тобольской духовной консисторией. Однако, к работам по сооружению церковного здания прихожане долгое время не приступали, довольствуясь временной часовней. По этой причине в 1869 г. консистория решила отказать жителям открываемого прихода в постройке у них самостоятельной церкви. Очевидно, вскоре прихожане вновь начали ходатайствовать о заведении в с. Ялымском собственного храма и снова нашли в этом начинании поддержку епархиального начальства. Новые план и фасад здания были выданы им 25 ноября 1870 г., а указом Тобольской духовной консистории от 4 декабря того же года постройка была разрешена. Однопрестольная церковь была заложена 18 мая 1872 г. и строилась на средства прихожан. Работы по возведению церковного здания были в основном окончены к 1875 г., а к началу 1878 г. завершилось его внутреннее благоустройство. В том же году 5 февраля был священнодействован, а 10 марта выдан прихожанам антиминс для новой церкви, освящение которой состоялось 20 июня 1878 г. во имя святого Великомученика Димитрия Солунского. Здание ее было деревянным на каменном фундаменте, крытое листовым железом, с такой же в одной связи колокольней, под которой разместилось помещение для сторожей. К 1885 г. при церкви была выстроена деревянная с каменными столбами ограда. Вероятно в 1911 г. храм был обнесен новой каменной оградой с деревянными решетками. По сведениям 1894 г. в церкви размещался предалтарный иконостас столярной работы из липового дерева, выкрашенный красной краской, с вызолоченными карнизами и резьбой. В нем помещались 8 витых резных сплошь вызолоченных колонн с резными капителями и резные вызолоченные царские врата с иконами в золоченых рамах, над которыми в золоченом сиянии находилось резное изображение Святого Духа в виде голубя. Образа в иконостасе были помещены в золоченые рамы и располагались в два яруса. За правым и левым клиросами находились 2 заклиросных киота с витыми золочеными колоннами, резными капителями и резьбой, в которых были установлены иконы в золоченых рамах. К началу 1920-х гг. церковь по нерадению прихожан пришла в запустение. К январю 1922 г. силами нового священника с помощью вновь выбранного церковного совета был произведен ремонт церковного здания, поправлена угрожавшая падением колокольня, произведена чистка внутреннего убранства. В последующие годы обновленный внешне и внутренне храм продолжал действовать и заполнялся богомольцами до полной вместимости. К 1927 г. на его звоннице располагалось 5 колоколов, в иконостасе имелось 28 икон. В начале 1936 г. на основании требований общегражданских собраний с. Ялымского была начата процедура закрытия церкви. Дмитриевский храм был официально закрыт решением Челябинского облисполкома от 2 октября 1936 г. К 1946 г. он был переоборудован и использовался под колхозную избучитальню и клуб. До начала 1960-х гг. в здании, совершенно утратившем в результате перестройки свой внутренний и внешний церковный вид, продолжал работать клуб. В 1961 г. в силу ветхости оно стало непригодным к дальнейшей эксплуатации. О его дальнейшей судьбе сведений не имеется.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов