Кладбища с. Шмаковское Михайло-Архангельская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Первоначальное заселение д. Шмаковой при речке Юргамыш относится к 1688 г. Свое название она получила по прозвищу основавших ее крестьян Шмаковых, которые происходили от «казанского переведенца» Никиты Шмака. Известно, что в 1624 г. он с сыновьями Сидором и Анцыфером проживал в д. Ключевской Невьянской слободы. Там же жил в 1645 г. крестьянин Евсевий Сидорович Шмаков, у которого было шесть сыновей, ставших одними из первых посельщиков основанной около 1680 г. Утятской слободы. Вскоре на месте заимки Шмаковых на речке Юргамыш возникла одноименная деревня. По мнению некоторых исследователей, она прекратила свое существование в 1710 г. в связи с набегами кочевников, а в 1755 г. переселившимся из д. Меньщиковой крестьянином Абрамом Меньщиковым на этом месте было основано новое селение, получившее имя от существовавшей здесь деревни. В административном отношении д. Шмакова входила в состав Утятской слободы, на землях которой она и была образована. Слобода же сначала состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии, а с 1720 г. входила в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции. В 1782 г. слобода Утятская вошла в Курганский уезд, который вскоре был включен в Тобольскую губернию, а вместо слободы учреждена одноименная волость, к которой была отнесена и д. Шмакова. В середине XIX в. в связи с открытием здесь церковного прихода она получила статус села. В 1901 г. из Утятской волости была выделена новая МихайлоАрхангельская с волостным правлением в с. Шмаковском. Название свое она получила не по имени села, а по престолу приходского храма, причиной чему послужило то, что в уезде уже существовала волость с наименованием Шмаковской. В 1923 г. МихайлоАрхангельская волость была переименована в Степновскую с перенесением центра в д. Степную. Уже в начале 1880-х гг. в с. Шмаковском появляются ежегодные торжки в день памяти Архистратига Божия Михаила – 8 ноября. Они проводились здесь еще в начале XX в., после чего, вероятно, были упразднены.
Со времени своего основания д. Шмакова состояла в приходе Николаевской (с середины XVIII в. – Богоявленской) церкви слободы Утятской, находившейся в ведении Тобольской епархии. В 1847 г. жители деревень Шмаковой, Галаевой, Казанцевой, Коневой и Раковой подали в Тобольскую духовную консисторию прошение о желании устроить новый храм и составить свой приход. Первые четыре селения, состоя от своей приходской Утятской церкви в расстоянии от 20 до 25 верст, встречали затруднения в сообщении с нею из-за дальности и по причине весеннего разлива вод реки Тобол. Жители д. Раковой, хотя и не имели трудностей в сообщении с приходским Покровским храмом с. Чесноковского, но тоже решили присоединиться к новому приходу. В 1848 г. ходатайство прихожан было уважено епархиальным начальством, и по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Георгия с 1849 г. был открыт самостоятельный приход, центром которого стало с. Шмаковское. В 1850 г. от Утятского прихода в Шмаковский была перечислена д. Степная Чернавской волости. В 1853 г. ее жители изъявили желание присоединиться к новому приходу при Михайло-Архангельской церкви с. Ключевского, к которому они и были переведены в 1854 г. В эти же годы в Шмаковский приход поступили переселенцы из Орловской губернии, и вскоре в нем появляется д. Орловка. В 1922 г. приход вошел в состав образованной в это время Курганской обновленческой епархии. На тот период в него входили с. Шмаковское и деревни: Галаева, Казанцева, Конева, Орловка и Ракова. В начале 1925 г. прихожане постановили выйти из состава обновленческой епархии и присоединиться к патриаршей церкви. В том же году Шмаковский приход вошел в подчинение «тихоновского» архиепископа Тобольского Назария и управлялся его викарными епископами, сначала Серафимом Ялуторовским, а с 1926 г. – Алексием Курганским. В это время в нем, кроме прежних селений, состояли поселки Капустин и Макаровка, а д. Ракова стала значиться как два отдельных населенных пункта – Больше-Ракова и Мало-Ракова. Очевидно, других изменений в составе приходских селений не было до распада общины в связи с закрытием храма в 1936 г.
В 1847 г. прихожане, ходатайствуя перед Тобольской духовной консисторией об открытии в д. Шмаковой самостоятельного прихода, одновременно просили разрешения перевезти сюда старую деревянную церковь из Утятской слободы и устроить из нее новый храм об одном престоле во имя Архистратига Михаила. По наведении справок епархиальным начальством было выяснено, что в слободе Утятской после возведения нового каменного храма прежняя двухпрестольная церковь деревянного строения осталась без употребления, а материалов от ее разборки вполне хватит на устройство церковного здания. Поэтому консисторией было разрешено перевести старое здание и построить в д. Шмаковой новый храм с прибавлением необходимого количества строевого леса, соорудив по сторонам алтаря две пристройки: с южной – ризницу для помещения библиотеки, церковного архива, казны и драгоценностей, с северной – пономарню для хранения в ней церковных приборов и для жаровни с внешней дверью для внесения огня, воды и прочего, нужного при богослужениях. В 1848 г. Утятскими прихожанами была пожертвована старая церковь для возведения нового храма по плану и фасаду, составленным архитектором Тобольской строительной комиссии Черненко и выданным прихожанам 23 июля, а сама постройка была разрешена Высокопреосвященнейшим Георгием, архиепископом Тобольским и Сибирским. Место под строительство прихожане отвели на западном краю д. Шмаковой, а для проведения работ подрядили мастера – крестьянина Рафайловской волости Ялуторовского округа Якова Григорьевича Измайлова, которому помогал его брат Алексей. Храмозданная грамота была выдана 24 августа 1849 г., а 1 октября того же года с благословения архиепископа Георгия храм во имя Архистратига Божия Михаила в селении Шмаковском был заложен священником Прокопьевской церкви с. Чернавского Димитрием Доброхотовым, состоявшим в должности благочинного ведомства Курганского духовного правления. До завершения строительства церкви, которое велось на средства прихожан, богослужения отправлялись местным причтом в частном доме. В течение осени 1849 г. и весны 1850 г. под постройку был выложен каменный фундамент. К июлю 1852 г. все работы по возведению здания были подрядчиком Измайловым окончены. После этого началась его внутренняя отделка и сооружение иконостаса, по завершении которых храм был освящен 4 августа 1857 г. Престол в нем был устроен один – во имя Архистратига Божия Архангела Михаила. В последующие годы внутреннее и внешнее убранство церкви продолжали украшаться. По сведениям конца XIX в. в ней имелись хоры, которые простирались не только в ширину храма, но шли и вдоль его по обеим сторонам. К 1881 г. была выстроена каменная с деревянными решетками покрытая железом церковная ограда, оштукатуренная в 1883 г. В 1910-е гг. Шмаковская церковь представляла собой деревянное на кирпичном цоколе здание, снаружи обшитое тесом и окрашенное, а внутри оклеенное холстом и также окрашенное, покрытое железом под зеленой краской. На самом храме покоилась 1 большая глава и 1 малая над алтарем. В здании имелись 17 больших окон и 4 малых над крыльцом, а также 3 наружных створчатых двери, обшитых железом. Внутри располагался трехъярусный иконостас длиною 10 ½ аршин, высотою 9 аршин. В одной связи с церковью была устроена деревянная колокольня в 2 яруса, на которой размещались 6 колоколов. Длина здания, включая и колокольню, составляла 10 сажен 2 аршина, наибольшая ширина 4 сажени, высота храмовой части до верха карниза - 3 ½ сажени, колокольни - 6 ½ сажени.
К началу XX в. эта церковь начала приходить в ветхость и по своей малой вместимости перестала удовлетворять жителей прихода. Поэтому в 1903 г. они постановили заменить ее каменным храмом, для постройки которого начали сбор средств и пожертвований. В 1912 г. в связи с крайней ветхостью церкви местный благочинный вновь предложил им позаботиться о возведении нового здания. Прихожане отнеслись к этому предложению сочувственно и начали поиск источников на построение каменного храма. К 1914 г. они пришли к мысли, что в нем должны быть устроены три престола – главный во имя Архистратига Божия Михаила, и придельные - в честь Казанского Чудотворца Святителя Варсонофия и в честь Святых Бессеребренников Космы и Дамиана. На возведение такого большого здания прихожане решили употребить, в том числе, и средства, скопленные за многие годы на украшение местной святыни – образа святителя Варсонофия, справедливо полагая, что не может быть наилучшего украшения для иконы угодника Божия, чем постройка во имя его придела, где бы икона эта была храмовой. Начинание это встретило поддержку и со стороны епархиального начальства. В 1916 г. был утвержден проект каменного трехпрестольного храма, а в декабре того же года строительство его была разрешено архиепископом Тобольским и Сибирским Варнавой. Однако, в связи с отсутствием по случаю военного времени рабочих рук и строительных материалов начать работы по возведению церковного здания оказалось невозможным. Между тем продолжался сбор средств от прихожан, поступали и добровольные пожертвования, которых к 1918 г. накопилось вполне достаточно для начала строительства. Но случился политический переворот, и собранные деньги остались в эвакуировавшемся Курганском казначействе. Все работы по постройке храма пришлось окончательно остановить, а кирпич, который начали уже заготавливать, - продать, чтобы не допустить его конфискации властями.
Какое-то время прихожане еще надеялись при наступлении благоприятных времен приступить к возобновлению однажды начатого дела, но вскоре потеряли всякую надежду и продолжали собираться для богослужений в старой деревянной церкви. Действовала она до 1932 г., когда в связи с отсутствием священника службы прекратились. По воспоминаниям местных жителей, в июле того же года с колокольни были сняты колокола. В начале 1936 г. Шмаковский сельсовет решил официально закрыть не функционирующий храм под предлогом неудовлетворительного технического состояния. Комиссией было установлено, что в нем необходимо произвести ремонт: оштукатурить выветрившуюся лицевую сторону фундамента; исправить кровлю с заменой части металлических листов; окрасить полы, стены, потолки, крышу и внешнюю обшивку всего здания; заново выбелить оштукатуренные стены и потолок в алтаре; переложить печь; промыть иконостас; укрепить обшивку хоров; остеклить окна; исправить лестницу на колокольню, а также капитально отремонтировать все три крыльца, сменив поддерживающие крыши колонны. В январе на общем собрании колхозников Шмаковского сельсовета и единоличников д. Орловки, учитывая отсутствия необходимых для ремонта средств, было решено церковь закрыть и передать под клуб. Произвести такие ремонтные работы была не в состоянии и община, поэтому церковный совет 3 февраля 1936 г. постановил отказаться от здания и передать его в распоряжение сельсовета для культурных целей. Сельсовет направил в Курганский райисполком ходатайство о закрытии Шмаковской церкви и использовании ее здания под клуб. Президиум райисполкома постановлением от 26 апреля 1936 г. ходатайство это удовлетворил и просил Челябинский облисполком постановление это утвердить. На заседании президиума облисполкома от 9 августа 1936 г. ходатайство райисполкома, как основанное на постановлениях общих собраний колхозников и трудящегося населения, было удовлетворено. Использовалась ли бывшая церковь под клуб, неизвестно. К 1940-м гг. она пришла в окончательную ветхость, утратив купола, двери, окна, крышу и всю внутреннюю отделку. В 1944 г. церковное здание, от которого остались лишь стены и прогнившие потолки, было занято школой механизации под машинный цех. Вероятно, вскоре оно было переоборудовано и разделено на два этажа. Школа механизации располагалась в здании долгие годы, а около 1980 г. оно было снесено. Место, где располагался когда-то Михайло-Архангельский храм, со временем заросло кустами и бурьяном.
Особо чтимой святыней Шмаковской церкви была икона святителя Варсонофия, Казанского чудотворца, с частью его мощей, заведенная по желанию прихожан и причта при содействии местного священника Иоанна Юрьевского и его сына Александра – студента Казанской духовной академии. Зная о почитании в г. Казани нетленных мощей этого угодника Божия и помня о том, что далеко не каждый человек имеет возможность предпринять далекое путешествие для поклонения им, он ходатайствовал перед епархиальным начальством о приобретении в свою приходскую церковь частицы мощей чудотворца. Получив благословение Преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского, в мае 1899 г. отец Иоанн обратился с прошением о даровании части мощей к Преосвященному Антонию, епископу Чистопольскому, который был настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, где нетленно почивали мощи святителя Варсонофия. Епископ Антоний изъявил готовность послужить благому делу. Преосвященный Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский, также удовлетворил ходатайство Шмаковского священника. Часть святых мощей была передана из Казанского кафедрального Благовещенского собора и помещена в серебреный ковчежец, вставленный в икону святителя. Образ этот, изящной художественной работы, был создан в г. Казани живописцем Акимом Петровичем Ивановым на деньги, собранные Шмаковскими прихожанами. Писан он был на липовой доске размерами 1 ½ аршина высотой и 1 ¼ аршина шириной. Чудотворец был изображен по пояс в святительском облачении с крестом в правой руке, в нижнюю часть которого и был вставлен ковчежец с мощами. Икона прибыла в г. Курган 25 августа 1899 г., а 28 августа в городской Троицкой церкви перед ней была отслужена литургия. После этого икона торжественно с крестным ходом была отправлена в с. Шмаковское через села Черемуховское, Барабинское и Утятское, где встречалась и сопровождалась местными священниками с хоругвями и крестами. В деревнях Меньщиковой и Галишевой служились молебны в часовнях. 30 августа образ прибыл в с. Шмаковское, а на следующий день в Михайло-Архангельской церкви при большом стечении народа было совершено праздничное богослужение в честь святителя Варсонофия. Вскоре согласно приговору прихожан было установлено ежегодное с 23 по 27 мая включительно ношение иконы по всем селениям прихода. Сверх того почти в каждый воскресный и праздничный день она по просьбе жителей вносилась в дома для совершения пред нею молебнов. Со времени появления в Шмаковским храме иконы святителя Варсонофия Казанского народ к богослужениям стал стекаться в значительно большем количестве, чем прежде. Начали прибывать и жители других приходов, шедшие для поклонения мощам чудотворца, и уделявшие посильную лепту на украшение его образа. Второй святыней храма являлся четырехконечный крест, выпиленный из липовой доски от нетленного гроба чудотворца Варсонофия. Он был получен от братии Казанского Спасо-Преображенского монастыря в день праздника святителя 11 апреля 1900 г. и помещался в особом изящном киоте. Очевидно, судьба этих святынь после закрытия Михайло-Архангельской церкви была плачевной. По воспоминаниям старожилов с. Шмаковского, из чтимой иконы была сделана крышка для погреба в одном из домов, после чего следы ее теряются. Что стало с частью гроба Казанского святителя, не установлено