Кладбища Шмаково с. (Шмаковское) Шмаковская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Образовано в 1685 году одно из первых поселений Варгашинского района в период 1782 г. реформирование уездного и волостного деления Шмаковское становится волостным селом.
Считается, что д. Шмакова, расположившаяся на берегу реки Суери, была основана около 1685 г., хотя впервые отмечена на карте 1697 г. Название свое она получила, вероятно, от фамилии крестьян, поселившихся здесь первыми. В конце XVII столетия для защиты от кочевников при деревне был устроен земляной вал, отделявший степь от русских владений. В начальный период своего существования д. Шмакова административно была приписана к Усть-Суерской (Пуховой) слободе, на землях которой возникла. Очевидно, и появление нового поселения следует приписать инициативе жителей слободы, которая в те времена состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии. С 1720 г. Усть-Суерская слобода и подведомственные ей селения вошли в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции. Вскоре, в связи с образованием церковного прихода, д. Шмакова получила статус села. Оно оставалось в это время пограничным населенным пунктом, поэтому до середины XVIII в. имело деревянные укрепления, позволявшие отражать нападения степняков. В 1782 г. с. Шмаковское вошло в состав Курганского уезда, который вскоре был включен в Тобольскую губернию, а село стало центром одноименной волости. В конце XVIII в. здесь проводился ежегодный торжок 1 октября, приуроченный к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. К концу 1840-х гг. к нему добавились еще два торжка: Вознесенский и Благовещенский. Последний к концу 1860-х гг. был преобразован в Благовещенскую ярмарку, проходившую с 24 по 27 марта. К концу XIX в. торжок в день Вознесения Господня, вероятно, был упразднен, а проведение Благовещенской ярмарки перенесено на 19-25 марта. По крайней мере, с 1820-х гг. известны принадлежавшие местной церкви деревянные лавки, сдававшиеся во время торжков в аренду, доход от чего шел в пользу храма. В июле 1844 г. лавки эти сгорели, но вскоре вместо них были устроены новые. К середине 1870-х гг. церкви принадлежало 30 таких лавок, но никаких доходов от них не поступало, а к концу десятилетия и самих лавок в собственности храма уже не имелось. Со времени своего основания д. Шмакова состояла в приходе Усть-Суерской Николаевской церкви, построенной в конце XVII столетия и находившейся в ведении Тобольской епархии. Точная дата образования Шмаковского прихода не установлена, хотя по некоторым данным это произошло вскоре после 1727 г. одновременно с постройкой здесь собственного храма. Достоверно известно, что в 1743 г. приход с отдельным причтом в с. Шмаковском уже был. Сведений о его составе в этот период из-за отсутствия документов не имеется. В 1789 г. к приходу относились само село и деревни: Петухова, Достовалова, Мокина, Широкова, Пухова, Песьяна, Романова, Плотникова, Суслова, Волосникова и Секисова. К 1829 г. состав приходских селений не изменился, но д. Достовалова в это время именуется Ново-Достоваловой. В 1834 г. к ним присоединилась д. Копарулина, отошедшая от Пророко-Ильинской церкви с. Карачтинского (Боровского) Курганского уезда. С постройкой в 1837 г. в д. Романовой единоверческого храма в честь Вознесения Господня она стала именоваться селом, но в документах Шмаковского прихода продолжала значиться деревней. В 1894 г. в д. Петуховой была выстроена приписная церковь во имя Святителя Николая, а по указу Тобольской духовной консистории от 7 июля 1895 г. при ней был утвержден самостоятельный приход с отчислением от Шмаковского храма деревень: Петуховой, Романовой, Песьяной, Ново-Достоваловой, Пуховой и Копарулиной. В 1903 г. в д. Плотниковой была построена приписная Ризо-Положенская церковь, после чего деревня стала именоваться селом. В 1915 г. здесь был открыт отдельный приход, к которому отошли с. Плотниковское и деревни Суслова и Волосникова. Таким образом, к 1922 г., когда приход вошел в образованную в это время Курганскую обновленческую епархию, его составляли с. Шмаково и деревни: Секисова, Широкова и Мокина. В 1925 г. прихожане постановили разорвать всякое общение с обновленческим движением, перейти под управление Патриарха Тихона и присоединиться к Ялуторовской епархии, являвшейся викариатством «тихоновской» Тобольской епархии. К патриаршей церкви Шмаковский приход относился до своего распада в середине 1930-х гг. Попытка его возрождения была предпринята в середине 1990-х гг. уже в составе Курганской и Шадринской епархии. Приход Покрова Пресвятой Богородицы с. Шмакова Варгашинского района был зарегистрирован 18 марта 1996 г. и, вероятно, объединял жителей с. Шастово и деревень Шмаково и Плотниково. В конце 1990-х гг. члены общины собирались для молитвы в частном доме, затем – в приспособленном помещении. Но со смертью стариков община становилась все малочисленнее и к середине 2000-х гг. распалась. В 2007 г. Покровский приход официально прекратил свою деятельность как юридическое лицо. Время постройки в с. Шмаковском храма необходимо отнести к первым десятилетиям XVIII столетия. По некоторым сведениям, в 1727 г. епархиальным начальством было велено вместо деревянной церкви в Усть-Суерской слободе возвести каменную, а в д. Шмаковой устроить деревянную. Храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, каким он именуется в 1743 г., и, очевидно, имел один престол. Здание это сгорело в конце 1749 г. или в начале 1750 г. В январе 1750 г. прихожане подали епархиальному начальству прошение о разрешении выстроить на погорелом месте в с. Шмаковском новую деревянную церковь. Очевидно, в том же году постройка эта была разрешена Преосвященным Сильвестром, митрополитом Сибирским и Тобольским. Храм был возведен тщанием прихожан в 1751 г. и имел один престол, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каких-либо сведений о внешнем и внутреннем облике здания не сохранилось, лишь из документов 1778 г. видно, что в нем имелась церковная трапеза, а в 1829 г. значится, что в одной связи с церковью имеется деревянная колокольня. К началу 1820-х гг. это здание пришло в крайнюю ветхость и в 1833 г. было заменено каменным, после чего судьба его неизвестна. Утвержденные план и фасад нового каменного храма были выданы 23 февраля 1827 г. По желанию прихожан в нем решено было устроить два престола: в главной холодной церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в теплом зимнем приделе – в честь Вознесения Господня. Кроме того, в связи с храмом предположена была каменная колокольня с одним ярусом звона и притвором под ней. Заложен он был 15 августа 1827 г. и строился частью на средства прихожан, но более на пожертвования, собираемые по епархии. В 1828 г. вся кирпичная кладка была окончена, заготовлены материалы для устройства крыш и полов, но по недостатку денег в следующие два года работы не производились. В 1831 г. постройка возобновилась, но также не была завершена - осталась непокрытой главная холодная церковь и не полностью оштукатурены внутренние и внешние стены теплого придела и колокольни. В 1832 г. работы эти были окончены прихожанами при пособии крестьянина Иллариона Герасимовича Загибалова, пожертвовавшего значительный личный капитал. В теплом Вознесенском приделе богослужения начали совершаться с 1833 г., главный же престол в холодной Покровской церкви из-за неготовности иконостаса был освящен только к 1835 г. К 1850 г. храм был обнесен кирпичной с деревянными решетками оградой, на западных углах которой были выстроены каменные училище и лавка для продажи свеч. В 1865 и 1868 гг. ограда пострадала от весенних разливов реки Суери. С 1893 г. в бывшем училищном здании расположилось помещение для сторожей. К 1894 г. ограда совершенно обветшала, поэтому перед епархиальным начальством было возбуждено ходатайство об ее возобновлении. Разрешение консистории было получено и с 1896 г. начались работы по устройству новой церковной ограды. В том же году в юго-западном углу была выстроена каменная сторожка, а в 1897 г. – подобная ей кладовая в северо-западном углу и окончена каменная с мраморными столбами и железными решетками ограда. К 1910 г. Покровский храм представлял собой каменное покрытое железом под зеленой краской здание с колокольней в одной связи. Наружные стены его были оштукатурены, а внутренние – оштукатурены и украшены стенной живописью и орнаментами. Длина церкви составляла 13 саженей, ширина – 7 саженей, высота до верхнего карниза – 2 сажени и 1 аршин; высота трехъярусной колокольни – 4 сажени 2 аршина. На основном здании и колокольне размещались 2 большие главы, а 6 малых – по четырем углам здания, над алтарем главного храма и над теплым приделом. Больших окон имелось 15, меньшего размера – 10, наружных створчатых обитых железом дверей – 3. Внутри помещались 2 иконостаса: в главной церкви – длиной 12 аршин, высотой 9 аршин, в придельной церкви – длиной 2 сажени 1 аршин, высотой 5 аршин. Являлись ли эти иконостасы изначально установленными в Покровской церкви при ее постройке, или они со временем заменялись новыми, не установлено. Сохранились сведения о том, что в начале 1920-х гг. в Николаевском храме с. Петуховского находился старый деревянный иконостас, заимствованный из Шмаковской церкви, но когда и при каких обстоятельствах он был передан, неизвестно. В период крестьянского восстания здание храма было повреждено в результате военных действий. По воспоминаниям старожилов, в 1921 г. восставшие заперли местных членов Союза молодежи в помещении колокольни, после чего подожгли ее. Пострадало и внутреннее убранство: известно, что в 1922 г. властями была изъята из Шмаковской церкви серебряная украшенная камнями риза с одного из образов, простреленная в нескольких местах пулями. Очевидно, поэтому в 1925 г. в исправном состоянии находились только здания караулки и кладовой, а также церковная ограда. Сам же храм значился разрушенным, хотя в нем находились два деревянных иконостаса, в одном из которых помещалось 15 икон, а на колокольне имелись 6 колоколов. Звон их был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря 1934 г., но церковь еще действовала, при ней имелся священник. В 1938 г. решениями общегражданских собраний жителей населенных пунктов Шмаковского и Шастовского сельсоветов она была закрыта и с этого времени использовалась для хранения зерна, а к 1945 г. одна половина ее была переоборудована под клуб. В 1946 г. часть храма продолжала использоваться как клуб, а часть была превращена в склад «Заготзерно». Существующее в таком виде здание не требовало ремонта, в нем даже частично сохранялась церковная утварь. Но к 1958 г. оно стало полностью непригодным к использованию даже под складское помещение: штукатурка внутри и снаружи обсыпалась, началось выветривание стен, железная кровля обветшала, от попадания осадков перекрытие центрального купола дало трещину и частично обрушилось. Поэтому в 1959 г. Курганский облисполком принял решение о разборке здания бывшей церкви на стройматериалы, которое, впрочем, не было исполнено. К началу 1960-х гг. начали разрушаться несущие стены, провалились своды перекрытия, были утрачены полы, оконные рамы и ограда. Из-за ветхости здание никак не использовалось и подлежало сносу, но не утратило окончательно церковного вида. Со временем оно было частично разобрано, но сохранилось до наших дней и в 2008 г. вошло в список выявленных объектов культурного наследия Курганской области. Кроме Покровского храма, в с. Шмаковском имелась часовня, находившаяся на приходском кладбище. Время возникновения кладбища, располагавшегося в березовой роще, отделенной от церкви дорогой, неизвестно. Можно предположить, что появилось оно одновременно с образованием прихода. В начале 1850-х гг. местный священник Григорий Рещиков построил на кладбище деревянную часовню над могилой своей жены. В честь какого святого или праздника она была при этом освящена, неизвестно. По крайней мере, с середины 1870-х гг. богослужения в ней отправлялись в родительские субботы, а с 1901 г. – в радуницу во вторник Фоминой недели. По описанию 1910 г. часовня представляла собой выстроенное из соснового леса квадратное в плане здание длиной и шириной 2 сажени 1 аршин, высотой 2 сажени, с полом и потолком из досок. Оно было покрыто тесом и увенчано небольшой деревянной главой с крестом. В часовне имелись 3 окна и 1 дверь. Строение к этому времени имело хорошую сохранность, но время его сооружения было неизвестно. В 1914-1915 гг. часовня значится посвященной Священномученику Власию, Епископу Севастийскому, и Святителю Модесту, Архиепископу Иерусалимскому. О судьбе этого здания в последующие годы сведений не имеется. Прихожанами Шмаковского храма особо почиталась икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть». Она была выписана ими из Афонского Андреевского скита по почину местного настоятеля протоиерея Григория Рещикова с разрешения епархиального начальства. Образ был освящен в 1892 г. на Святой горе Афон с положением в него по благословению епископа Тобольского и Сибирского Иустина частиц мощей Святого Великомученика Пантелеимона и Преподобного Иоанна Кукузеля. С этого времени в Покровской церкви перед ним совершались торжественные молебствия. Ежегодно в день празднования иконы, совершаемого 11 июня по старому стилю, проводился крестный ход с ней вокруг села, а потом по дворам всех прихожан. По сведениям 1918 г. Шмаковский образ Божией Матери чтился уже не только местными прихожанами, но и жителями соседних приходов. 11 июня при большом стечении народа служился молебен, а после литургии бывал крестный ход, после которого приезжие почитатели образа разъезжались, а местные жители носили его по домам. Ход этот продолжался до десяти дней, а затем образ уносили в Плотниковский приход дней на пять для служения молебнов, что было разрешено епископом Тобольским и Сибирским Варнавой. По воспоминаниям старожилов, после закрытия Покровской церкви один из участников разорения храма унес икону домой и заколотил дыру в сарае. Но верующие люди из села и окрестных населенных пунктов выкупили у него чтимый образ и хранили в своих домах. Ежегодно в праздник иконы 24 июня по новому стилю они выходили с ней к реке Суери и освящали воду. Сначала они делали это по ночам, а с 1970-х гг. уже и днем. Когда православная община в с. Шастово, д. Шмаково и д. Плотниково угасла, последняя из членов общины Елизавета Андреевна Рухлова в 2003 г. передала образ в Успенский храм рабочего поселка Варгаши, где он пребывает по настоящее время. Каждую субботу перед ним совершается молебное пение с акафистом Божией Матери «Достойно есть»