Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Шкодское с. Смолинская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища с. Шкодское Смолинская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Шкодское Смолинская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



По некоторым сведениям деревня Шкодская при речке Средний Утяк (правый приток Тобола) была заселена в 1676 г. По другим данным ее основал переселившийся после 1710 г. из слободы Царево Городище драгун Михаил Шкодский, от прозвища которого она и получила свое название. Достоверно известно, что в 1720 г. здесь проживали отставные драгуны, носившие эту фамилию и являвшиеся потомками одного из основателей слободы кузнеца Ивана Леонтьевича Половникова. Находящаяся на правой степной стороне Тобола деревня неоднократно разорялась кочевниками – в 1695, 1737 и 1738 гг., поэтому уже в первой половине XVIII в. она имела укрепления в виде лежачего заплота, рва, надолб и рогаток. В административном отношении д. Шкодская первоначально находилась в ведении слободы Царево Городище или Царев Курган Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии, на землях которой и была основана. После образования в селении в середине XVIII в. собственного прихода оно получило статус села или погоста Шкодского (Шкодинского), а иногда именовалось по церковному престолу селом Покровским. В конце этого столетия в Тобольской губернии был учрежден Курганский уезд и с. Шкодское вошло в состав его Смолинской волости, переименованной в конце XIX в. в Мало-Чаусовскую. Известно, что уже во второй половине XVIII столетия в расположенном вблизи села устье речки Средний Утяк формировались барки, на которых курганские купцы перевозили хлеб по Тоболу и Иртышу в отдаленные уезды Сибири. Вскоре после постройки первой церкви в с. Шкодском были заведены и ежегодные торжки в день престольного праздника 1 октября. В первой половине XIX в. местному храму принадлежали балаганы, сдававшиеся во время торжков в аренду торговцам. И торжки и балаганы существовали до конца 1850-х гг., после чего, видимо, были упразднены.

До открытия отдельного прихода д. Шкодская относилась к Христо-Рождественской церкви Царе-Курганской слободы, расположенной на расстоянии около 10 верст. Самостоятельный приход здесь был открыт одновременно с постройкой в 1755 г. храма. О составе населенных пунктов прихода в первые десятилетия его существования из-за отсутствия документов судить трудно. Достоверно известно, что ближайшая к селу д. Увальная уже в 1767 г. состояла в Шкодинском приходе. Количество приходских деревень постоянно увеличивалось за счет образования новых селений, в результате чего границы прихода к концу XVIII в. распространились в юго-восточные пределы Курганского уезда на расстояние до 80 верст. В 1783 г. при Шкодинском храме среди других селений упоминается Кривинское зимовье или д. Кривинская (Кривая). К 1789 г. в приход входили само село и деревни: Увальная, Сизикова, Челнокова, Камышная, Плоская, Костоусова, Белоярская, Галкина, Сычева, Уфинская, Колташева, Шепоткова (именовавшаяся в 1790-е гг. Утяцкой), Пушкарева, Дубровная, Грачева, Спорная, Саломатная, Колодешная и Кривая. В 1796 г. к ним присоединились деревни Кутарская (Куторы), Копайская и Варгашева. Смежная с с. Шкодским д. Сизикова значилась в церковных документах отдельным населенным пунктом до 1799 г., после чего слилась с селом. По крайней мере, до начала XIX в. в приходе числились деревни Колодешная (Колодцы) Сычевской (с 1797 г. – Моревской) волости и Кривинская Сычевской (с 1797 г. – Кривинской) волости. В 1829 г. эти селения в приходе уже не значатся, но в него вошли к этому времени деревни Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Марайская, а с 1834 г. - Красноярская. Жители многих деревень Шкодинского прихода до 1830-х гг. одновременно числились и при других приходских храмах: Сычевой (центр одноименной волости), Пушкаревой и Дубровной – при Троицкой церкви г. Кургана, Камышной (Старо-Камышной), Плоской, Галкиной, Грачевой – при Николаевской церкви с. Падеринского, Спорной – при Петро-Павловской церкви с. Черемуховского. В 1834 г. деревни Камышная, Плоская и Кутарская вошли в состав открытого в этом году прихода Троицкой церкви с. Моревского, а в 1839 г. к ним присоединилась д. Копайская. В 1841 г. многие деревни были отчислены от Шкодинского к соседним приходам: к Курганскому Троицкому – Челнокова, Красноярская и Сычева, к Падеринскому - Галкина и Грачева, к Черемуховскому – Спорная, к Моревскому – Дубровная. В том же году в приход была передана д. Еранина, состоявшая до того при Курганской Троицкой церкви. В 1842 г. к Шкодинскому приходу вновь отошла от Моревской церкви д. Дубровная, а д. Саломатная в 1845 г. была переведена в Моревской приход. В 1847 г. от Троицкой церкви г. Кургана в приход вернулись деревни Челнокова и Красноярская. В том же году по случаю возникшей необходимости ремонта Шкодинского храма и по причине дальнего расстояния до него жители нескольких деревень решили устроить в бывшей приходской д. Сычевой собственную Дмитриевскую церковь и образовать отдельный приход, который и был открыт в 1848 г. В него вошли отчисленные от Шкодинского прихода деревни: Уфина, Колташева, Шепоткова, Пушкаева, Дубровная, Варгашева, Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Еранина. В том же году к Троицкой церкви с. Половинского отошла д. Марайская. В 1854 г. д. Колташева, больше половины жителей которой являлись старообрядцами, вновь была отчислена к Шкодской церкви, в 1858 г. она снова была переведена в Сычевский приход, но вскоре окончательно вернулась в Шкодинский. В период с 1858 г. по 1875 г. из него выбыла д. Красноярская. Таким образом, в приходе остались с. Шкодское и деревни: Увальная, Челнокова, Белоярская, Колташева и Костоусова, большинство жителей которой были старообрядцами «австрийского» согласия. В таком составе Шкодинский приход существовал до его ликвидации в середине 1930-х гг. В середине 1990-х гг. в селе был образован и 18 декабря 1996 г. зарегистрирован приход Курганской и Шадринской епархии. О существовании Шкодинского прихода в последующие годы сведений не имеется.

Первая церковь в с. Шкодском была заложена по храмозданной грамоте, выданной 15 сентября 1753 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Сильвестром (Главацким). Строительство деревянного здания велось тщанием прихожан, и было окончено в 1755 г. Престол в храме был устроен один в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Очевидно, одновременно с храмом или несколько позднее при нем была выстроена деревянная колокольня, стоявшая на некотором расстоянии от церкви. В 1821 г. колокольня сгорела, а сама церковь к этому времени сильно обветшала. В 1835 г. указом Тобольской духовной консистории было предписано немедленно ее исправить, по крайней мере, в самых важных частях. В 1837 г. иждивением прихожан были исправлены все ветхости снаружи и внутри храма, выстроена новая деревянная колокольня, также стоявшая отдельно от основного здания. По сведениям 1848 г. при церкви имелись деревянные ограда и сторожка, а сама она вновь требовала непременной поправки. В связи со строительством в с. Шкодском нового каменного храма старое деревянное здание вместе с колокольней в 1851 г. сторговали жители д. Ключиков Чернавской волости Курганского уезда для устройства из него приходской церкви. В 1854 г. согласно указу Тобольской духовной консистории от 5 августа того же года оно было перевезено в с. Ключевское.

Еще в 1835 г. указом консистории прихожанам было предписано безотлагательно озаботиться о построении вместо ветхой новой, хотя бы деревянной, церкви. В течение десяти лет они довольствовались отремонтированным старым зданием, но со временем оно окончательно обветшало, а поправка его требовала значительных издержек. Поэтому прихожане изъявили желание устроить в селе каменный храм, о чем и ходатайствовали в 1848 г. перед епархиальным начальством. Строить его предполагалось на деньги прихожан при особенном пособии купца 2-й гильдии г. Шадринска Пермской губернии Ивана Мартыновича Вагина, имевшего близ с. Шкодского мукомольные мельницы, по плану и фасаду, выданным строительной комиссией для возведения Дмитриевской церкви в с. Сычевском. Прошение это было удовлетворено и 26 октября 1848 г. от имени Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Тобольского и Сибирского, была выдана храмозданная грамота на возведение каменной однопрестольной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Заложена она была по благословению того же архиепископа Георгия 10 июля 1849 г. после литургии при большом стечении народа благочинным Курганского ведомства протоиереем Падеринской церкви Григорием Головиным при участии курганского протоиерея Якова Зудилова и местного священника Симеона Попова. В апреле 1850 г. благотворитель Иван Вагин умер и строительство храма, фундамент которого к этому времени уже был сложен, продолжилось на пожертвования его брата купца 2-й гильдии Тимофея Мартыновича Вагина с некоторым пособием прихожан. Постройка каменной одноэтажной церкви с такой же в одной связи колокольней и сторожкой была окончена в 1853 г. Указом Тобольской духовной консистории от 28 сентября 1853 г. было дозволено устроить в храме иконостас по рисунку, представленному курганским 3-й гильдии купцом Иваном Карнауховым. Иконостас этот был Карнауховым пожертвован храму, но его еще нужно было окрасить по глади и в приличных местах вызолотить, а также написать иконы, кроме местных, которые предполагалось перенести из старой церкви. Тем же указом было разрешено и освятить новый храм. В дальнейшем работы по достройке иконостаса проводились и были окончены в 1855 г. купцом Карнауховым, которому епархиальным начальством выдавалась книга для сбора добровольных пожертвований. Очевидно, в эти же годы состоялось и освящение Шкодинской церкви. В последующие годы велись работы по украшению и ремонту храма на средства прихожан и пожертвования. В первый раз храм был возобновлен в 1885 г. В 1899 г. были оштукатурены и выбелены наружные стены здания, а само оно обнесено новой деревянной оградой. В 1900 г. железная кровля была заново выкрашена медянкой, а внутренние стены промыты и окрашены в основном здании голубой краской, а в алтаре – розовой; стены церкви и алтаря расписаны живописными картинами; иконостас заново окрашен красным кармином и позолочен червонным золотом. В 1901 г. усердием местного благочинного протоиерея Димитрия Кузнецова над западными дверями на внутренней стене храма была написана живописная картина «Преображение Господне», а попечением местного священника Иоанна Федотьева в паперти над западными же дверями во всю арку - картина на текст Евангелия от Матфея «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». В 1910 г. епархиальным начальством вновь был разрешен ремонт храма. В это время он представлял собой каменное одноэтажное оштукатуренной снаружи и внутри здание, покрытое железом, длиною 9 сажен 7 вершков, шириной 4 сажени 2 аршина, высотою с колокольней 2 сажени 1 аршин 6 вершков. Высота одноярусной с каменным шатром колокольни составляла от церковной крыши до верха карниза 4 сажени. Церковь была увенчана одной большой главой, по одной малой располагались на алтаре и колокольне. В здании имелись 12 больших окон и 8 малых в куполе, а также 4 обитых железом наружных двери. Внутри располагался иконостас длиною 6 аршин и высотою 5 ¾ аршин. По описанию 1920 г. в одной связи с алтарем с южной стороны находилось помещение для ризницы и хранения церковных сумм и документов, а с северной стороны – пономарня с отдельным входом. На главах храма, алтаря и колокольни располагались вызолоченные кресты из полосового железа. Внутренняя поверхность стен была выкрашена масляной краской и расписана живописными иконами. В здании самой церкви имелись 10 больших окон, а в помещениях под колокольней – 2, все с железными решетками. Пол в алтаре и церкви был деревянный. На колокольне находились 5 колоколов, самый большой из которых весил 52 пуда. Под колокольней с южной стороны располагалась сторожка, а с северной – лестница на звонницу. Храм был обнесен деревянной решетчатой оградой с воротами. Двухъярусный иконостас был окрашен красной краской и убран золоченой резьбой. В нем имелись царские врата столярной работы с живописными изображениями. Иконы первого яруса были украшены медными посеребренными ризами и позолоченными венцами. За левым и правым клиросами помещались киоты, также окрашенные в красный цвет, с золочеными колоннами и резьбой. В 1934 г. колокольный звон при Шкодинской церкви был запрещен властями, а в 1935 г. под предлогом ветхости здания и опасности его для жизни прихожанам было рекомендовано провести ремонт. Зарегистрированная при церкви группа верующих от ремонта отказалась, и Шкодинский сельсовет обратился в Курганский райисполком с ходатайством о закрытии храма. Постановлением президиума райисполкома от 5 августа 1935 г. ходатайство было поддержано с одновременным направлением дела в Челябинский облисполком. Вероятно, облисполком вскоре принял решение о закрытии Шкодинской церкви. По сведениям 1944 г. она использовалась под колхозное зернохранилище и находилась в ветхом состоянии. В начале 1960-х гг. в здании размещался склад, но оно еще продолжало сохранять церковный вид. В 1962 г. власти даже предлагали верующим ликвидируемой в это время Свято-Духовской церкви поселка Рябково занять его и возобновить богослужения. Но из-за дальности расстояния от города из этого начинания ничего не вышло. К началу 1990-х гг. Шкодинская церковь уже пустовала. В середине 1990-х гг. местные жители планировали ее восстановить, но необходимые затраты превысили их возможности. В настоящее время Покровский храм стоит заброшенным, хотя неплохо сохранился: на куполе центрального барабана и на колокольне имеются кресты, внутри – фрагменты росписей.

Каких-либо особо установленных крестных ходов и чудотворных икон при Покровской церкви с. Шкодского не имелось, но известно, что местным священником Иоанном Ильичем Федотьевым из Русского Ильинского скита на Святой горе Афон был выписан и 20 июля 1902 г. пожертвован в храм образ Божией Матери «Скоропослушница». Очевидно, икона хранилась в Покровской церкви до ее закрытия, а может быть и до середины 1960-х гг., после чего попала в Курганский областной художественный музей. В начале 1990-х гг. этот образ афонского письма был передан в возвращенный верующим Александро-Невский храм г. Кургана. В настоящее время он является одной из особо почитаемых храмовых икон Александро-Невского кафедрального собора Курганской и Белозерской епархии

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов